Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.



Василий Александрович Сухомлинский является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Сухомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

Педагогика сотрудничества, которую развивает Сухомлинский, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для педагога. Существует лишь одно правило: «Научился сам — научи товарища».

Педагог с ярко выраженной гуманистической направленностью, В.А. Сухомлинский стремился сделать психологию средством, помогающим каждому ребенку открыть в себе «ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно станет каждый ученик на свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит нравственная и интеллектуальная полнота его жизни».

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Противоречивые оценки педагогических взглядов данного педагога.

Большая беда считал Сухомлинский если воспитатель не умеет выбирать из сокровищница языка как раз те слова которые необходимы чтобы найти путь к сердцу ребенка если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций подобных тем которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим.

Слова должно быть емким иметь глубокий смысл эмоциональную окраску оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова пусть даже самые нужные и красивые о высокой морали не вызывают эмоций не волнуют то они так и останутся пустыми звуками благами пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли переживания, побуждая к активное деятельности.

В воспитательной работе важно и содержание материала и тон разговора и время этого разговора и внешний вид учителя и манеры его поведения. Слова учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда когда» мудрость воспитателя привлекает и одухотворяет воспитанников цельностью красотой идейно-жизненных взглядов морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того кто пытается выдать темное за светлое прикрыть мрачное темными словами. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том что зачастую питомца призывают следовать за знаменем в то время как это знамя никто не несет».

Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда; умный образованный культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А Сухомлинского является и положение о том что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка трудовой жизни нужно думать не далеко о том что он может дать для общества но и о том что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь необходима искра.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного эстетического интеллектуального физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

В целом говоря о противоречиях в педагогических взглядах Сухомлинского самым основным является то, что он считает, что главное научить ребенка ценить внутреннюю красоту не замечая материального но все же материальное так же является очень важным аспектом педагогического воспитания.

 

 

Заключение

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнит кто произнес эту фразу но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот а чистая правда.

Все что мы называем воспитанием есть великое творчество повторения себя в Человеке.

Десятки сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося-это те тропинки которые ведут к человеческому сердцу это важнейшее условие дружбы товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность при которой забывается что педагог – руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы уже смертельно больной В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишний которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть перестрадать но одолеть выйти победителем стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты когда трудность покажется вам непреодолимой когда появится мысль отступить пойти по легкому пути».

В этих словах весь В.А. Сухомлинский – гуманист мыслитель педагог.

 

 

Список использованной литературы

1. Андреев, В.М.. Научная деятельность ссыльных народников и Сибири ХIХ - февраль 1917 [Текст] / В.М. Андреев. Иркутск 2000 - 100с.

2.Андреев, В.М. Численность и состав политических ссыльных в Восточной Сибири в 70-90е годы ХIХ века [Текст] / В.М. Андреев. Иркутск 2001. – 100с.

3. Родчанин, Е.Г Об идеалах В.А. Сухомлинского [Текст] / Е.Г. Родчанин, И.А. Зюзин. М.: Премьера 2001.-642с.

4. Сухомлинский, В.А. Не только разумом но и сердцем [Текст] / В.А. Сухомлинский. М.: КВАНТА+ 2002.-521с.

5.Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. М.: КВАНТА + 2001. -436с.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!