Перевод экономики на военные рельсы



Тема: «Вклад в победу деятелей науки и культуры.

Советский тыл в годы войны»

Цель: изучить вклад советского тыла в годы ВОВ.

Задачи:

Обучающая - охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы;

Развивающая - продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения учащихся, расширять их социальный опыт;

Воспитательная - создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу – труда наших родных и близких.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление новых знаний.

План

1. Вклад в победу деятелей науки и культуры

2. Советский тыл в годы войны

Вклад в победу деятелей науки и культуры

Суровые реалии войны внесли существенные изменения в характер деятельности работников науки и культуры. Часть из них ушла на фронт, оставшиеся перестраивали свою работу в интересах сражающейся Родины. Свыше 2 тыс. сотрудников Академии наук СССР сражались в действующей армии, народном ополчении и партизанских отрядах. Большое количество добровольцев дали столичные университеты. Так, на фронт отправились свыше 2500 представителей Ленинградского университета, в том числе восемь профессоров, 69 доцентов, 47 старших преподавателей, 109 ассистентов. Уходили в армию и деятели культуры. В качестве командиров, политработников и военных корреспондентов в Красной Армии служили М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, Б.Л. Горбатов, II.С. Тихонов, В.В. Вишневский, А.А. Сурков и другие известные писатели. Всего на фронте в период войны находилась четвертая часть состава Союза советских писателей, 417 из них погибли, защищая Родину. Среди них сражавшийся в партизанском отряде известный детский писатель А.П. Гайдар, а также один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Евгений Петров, который трагически погиб в июле 1942 г., возвращаясь на самолете из осажденного Севастополя. За годы войны около 500 писателей были награждены орденами и медалями, 10 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

С первых дней Великой Отечественной войны стали комплектоваться художественные фронтовые бригады работников сцены, выезжавшие на передовые и дававшие концерты в госпиталях, на заводах. В Москве было создано 700 художественных бригад, в Ленинграде — 508, на Украине — 108, в Грузии — 102. Всего за время войны на фронтах побывали около 4 тыс. артистических бригад (впоследствии они часто преобразовывались во фронтовые театры). В 1942—1945 гг. они дали на фронте 441 тыс. спектаклей и концертов и свыше 532 тыс. выступлений в госпиталях. Любовью солдат и тружеников тыла пользовались фронтовые театры Всесоюзного театрального общества, а также деятели искусства Л.А. Русланова, К.И. Шульженко, Л.О. Утесов, знаменитый тенор С .Я. Лемешев, пианист Э.Г. Гилельс, скрипач Д.Ф. Ойстрах. Не меньшим был вклад, деятелей науки и культуры, остававшихся на рабочих местах. «Участие в разгроме фашизма — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой, и этой задаче посвящены знания, силы и сама жизнь советских ученных», — писал президент АН СССР академик В.Л. Комаров. 29 августа 1941 г. была создана специальная комиссия (председатель академик В.Л. Комаров), ставившая своей целью выявление и использование ресурсов Урала, Западной Сибири, Казахстана и других регионов на нужды обороны. В результате открытия месторождений газа снабжалась саратовская промышленность, позднее Москва. Обнаруженные в Среднем Поволжье (Башкирия) нефтяные месторождения по праву получили название «второго Баку». Джезказганский марганец (Казахстан) заменил на заводах Урала никопольский металл, месторождения нефти на Эмбе восполнили перебои с поставками закавказской нефти. На восточных территориях СССР были обнаружены и другие крупные месторождения полезных ископаемых, позволившие снабдить военную промышленность необходимым сырьем даже в условиях потери западных территорий страны.

Весомым был вклад деятелей науки и в разработку военно-прикладных научных знаний. Советские физики разрабатывали новые методы радиолокации (группа академика А.Ф. Иоффе), уточняли баллистику снарядов (группа академика В.А. Фока), создавали новые оптические приборы (группа академика С.И. Вавилова), разрабатывали методы защиты советских кораблей от мин (И.В. Курчатов, И.Е. Тамм, А.П. Александров и др.). Интенсивным было развитие ядерной физики (Ю.Б. Харитон) и ракетной техники.

Под руководством академика Н.Н. Бурденко советские медики на фронтах внедрили единые принципы лечения огнестрельных ранений, ими создавались новые препараты для раненых (А.В. Вишневский, Сталинская премия 1942 г. за так называемую мазь Вишневского).

Неоценим вклад советских конструкторов в разработку и модификацию военной техники. Внедрялись в массовое производство образцы, разработанные еще до войны (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.). Штурмовик Ил-2, созданный С.В. Ильюшиным, стал самым массовым самолетом, выпускавшимся во время войны (более 41 тыс. единиц). Создавались новые образцы военной техники: противотанковые ружья В.А. Дегтярева (ПТРД), С.Г. Симонова (ПТРС), модификации самолетов Ильюшина — Ил-4, Ил-10, Петлякова — Пе-3, Пе-8, Яковлева — Як-3. Последний стал самым легким (2650 кг) и маневренным истребителем на Восточном фронте, достигавшим за 4,1 мин высоты в 5 тыс. км, превосходя в этом модифицированные немецкие истребители «Мссссршмитт-109» и «Фокке-Вульф-190». Создавались и новые типы самолетов. В мае 1942 г. в СССР впервые в мире успешно прошли испытания реактивного самолета.

С момента начала войны тема борьбы с немецкими захватчиками, тема подвига советского народа, его исторического прошлого была ключевой в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников и режиссеров. Символом борьбы с агрессором стала песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача на музыку А.А. Александрова). Появилось большое количество патриотических и лирических песен: «Ой туманы мои, растуманы» В.Г. Захарова па слова М.В. Исаковского; «В землянке» Н.В. Богословского на слова М.В. Исаковского; «Соловьи» В.П. Соловьева-Седого на слова А.И. Фатьянова; «Вечер на рейде» В.П. Соловьсва-Седого на слова АД. Чуркина; «Смуглянка» А.Г. Новикова на слова Я.3. Шведова; «Темная ночь» Н.В. Богословского на слова В.Г. Агатова; «Шумел сурово Брянский лес» С.А. Каца на слова А.В. Софронова и многие другие.

Советские писатели создали многочисленные образцы патриотической публицистики, произведений, освещающих героическую борьбу против фашистских захватчиков. 22 июня 1942 г., в годовщину нападения Германии, М.А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Наука ненависти», а вскоре увидели свет и главы из нового романа «Они сражались за Родину». О героической битве на берегах Волги рассказал в своей повести «Дни и ночи» К.М. Симонов. Знаменитой стала и повесть А.А. Бека «Волоколамское шоссе». Замечательны образцы поэзии военного времени: «Жди меня» К.М. Симонова, «Февральский дневник» О.Ф. Бергольц, поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи А.А. Суркова и многих других поэтов.

В годы войны широкое распространение получил исторический жанр. Появились такие произведения, как романы С.Н. Голубева «Багратион», Л.И. Раковского «Генералиссимус Суворов», В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев», был переработан роман-эпопея А.Н. Степанова «Порт-Артур».

Самыми известными музыкальными произведениями стали Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, увертюра «1941» и опера «Война и мир» С.С. Прокофьева, патриотическая оратория «Сказание о битве за Русскую землю» Ю.В. Шапорина, балет «Гаянэ» А.И. Хачатуряна.

Немалый вклад в победу внесли художники. На борьбу с врагом звали плакаты И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», Д. Моора (Д.С. Орлова) «Чем ты помог фронту?», В.С. Иванова и О.К. Буровой «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!», В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», В.А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами» и многие другие. Только в Москве и Ленинграде было выпущено около 1500 плакатов. Замечательные картины создали художники К.Ф. Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», И.А. Серебряный «Портрет партизана», С.В. Герасимова «Мать партизана», А.А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» и «Оборона Севастополя», А.А. Пластов «Фашист пролетел», Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода». Широкое распространение получили картины на исторические темы: П.Д. Корин триптих «Александр 11евский», А.П. Бубнов «Утро на Куликовском поле», М.И. Авилов «Поединок Псресвста с Челубеем», Н.П. Ульянов «Лористон в ставке Кутузова», иллюстрации Е.А. Кибрика к «Тарасу Бульбе».

Работники киноискусства отсняли за годы войны около 5 млн метров фронтовой кинохроники. 11аряду с художественными фильмами она стала вкладом в победу деятелей киноискусства. В годы войны были созданы такие фильмы, как «Секретарь райкома» и «В шесть часов вечера после войны» (реж. И.А. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Радуга» (реж. М.С. Донской), «Два бойца» (реж. Л.Д. Луков), «Валерий Чкалов» (реж. М.К. Калатозов). Экранизировалась классика: «Дело Артамоновых» по роману М. Горького (реж. Г.Л. Рошаль), «Маскарад» по драме М. Лермонтова (реж. С.А. Герасимов), «Как закалялась сталь» по одноименному роману Н.А. Островского (реж. М.С. Донской). Широкое признание получили исторические фильмы: «Богдан Хмельницкий» (реж. И. А. Савченко), «Кутузов» (реж. В.М. Петров), «Лермонтов» (реж. А.А. Гендель- штейн), 1-я серия «Ивана Грозного» (реж. С.М. Эйзенштейн), «Оборона Царицына» (реж. С. и Г. Васильевы), «Александр Пархоменко» (реж. Л.Д. Луков), «Котовский» (реж. А.М. Файнциммер). Всего в годы войны в СССР было выпущено 102 художественных фильма.

В годы Великой Отечественной войны советские люди защитили от фашизма нс только свою Родину и национальную культуру. Красная Армия спасла духовные богатства целого ряда стран Восточной Европы.

Рассматривая основные тенденции развития быта в 1941 — 1945 гг., следует отметить, что он делился на быт военнослужащих, находившихся в действующей армии, быт на временно оккупированных территориях и на быт в советском тылу. Именно здесь наиболее отчетливо видна взаимосвязь повседневной, обыденной жизни и властных инициатив, продиктованных военным временем.

2. Советский тыл в годы войны

Перевод экономики на военные рельсы

Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. 30 июня 1941 г. правительство приняло первый план военного времени - "мобилизационный народнохозяйственный план" на III квартал 1941 г. Он является одной из первых попыток перевести социалистическую экономику на военные рельсы. Программа производства военной техники по сравнению с планом, принятым до войны, была увеличена на 26 %. В список ударных строек вошли военные предприятия, электростанции, предприятия металлургической, химической промышленности и стройки железных дорог. В плане предусматривалась концентрация капитальных работ и материальных ресурсов на строительстве оборонных предприятий в районах Поволжья, Урала и Западной Сибири. Погрузка на железных дорогах была сохранена в довоенном объёме лишь для угля, нефтепродуктов, металла и зерна, т.к. в связи с ростом военных перевозок гарантировать выполнение плана по остальным хозяйственным грузам было невозможно. Снижение плана розничного товарооборота на 12% было вызвано уменьшением рыночного фонда товаров в пользу армии. Из 22 тыс. металлорежущих станков отечественного производства, предусмотренных к производству квартальным планом, около 14 тыс. станков было выделено предприятиям Министерств боеприпасов, вооружения и авиационной промышленности. Мобилизационный план повернул народное хозяйство на службу войне.

Перевод экономики на военный рельсы осложнялся тем, что важнейшие экономические районы СССР оказались захвачены врагом. На оккупированной территории до войны проживало 40 % населения страны, производилось 33 % валовой продукции всей промышленности, выращивалось 38 % зерна, содержалось около 60 % свиней и 38 % крупного рогатого скота.

16 августа 1941 г. ГКО принял "Военно-хозяйственный план" на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири и Средней Азии. В целях скорейшего развёртывания и материального обеспечения военного производства план предусматривал перевод в восточные районы сотен промышленных предприятий машиностроения по производству боеприпасов, вооружения, танков, самолётов с передачей им строек и предприятий других отраслей народного хозяйства. На восток передвигались миллионы людей, перемещались сотни предприятий, десятки тысяч станков, прокатные станы, прессы, молоты, турбины и моторы. Для организации этого небывалого в истории перемещения был создан Совет по эвакуации под руководством Н. М. Шверника.

Рис.1. Эшелон с оборудованием завода "Красный Профинтерн" уходит на Восток, 1941 г.

Уже к декабрю 1941 г. в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более 1500 предприятий оборонного значения и 10 млн. человек. На новом месте производство разворачивалось нередко под открытым небом, не дожидаясь, пока будут возведены стены и крыша над головой. Наряду с восстановлением эвакуированных предприятий в восточных районах СССР развёрнулось новое строительство, особенно заводов металлургии, электростанций, угольных шахт и заводов военной промышленности.

Летом 1942 г. произошел перелом в работе тыловой экономики. На востоке страны была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая потребности фронта. С этого времени РККА получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки "Катюша"). Если с июня по ноябрь 1941 г. выпуск валовой промышленной продукции уменьшился в 2,1 раза, то в декабре падение промышленного производства остановилось, а в марте 1942 г. начался его рост. В 1942 г. выпуск военной продукции по сравнению с 1940 г. значительно возрос и превзошел по своему объему германский уровень. В последующие годы войны выпуск вооружения, боевой техники и военного имущества постоянно увеличивался. В 1944 г. Советский Союз ежемесячно выпускал 5,8 тыс. танков, 13,5 тыс. самолетов, тогда как Германия 2,3 и 3 тыс. соответственно.

Рис.2. Выпуск танков на Челябинском тракторном заводе в годы войны

Тяжелую и сложную задачу по обеспечению действующей армии и населения страны продовольствием решало сельское население.

Рис.3. Победа ковалась в тылу

В 1941-1942 гг. важную роль сыграла военно-экономическая помощь США, союзника СССР по антигитлеровской коалиции. Поставки по так называемому ленд-лизу боевой техники, медикаментов и продовольствия не имели решающего значения (по разным данным от 4 до 10% произведенной в нашей стране промышленной продукции), но оказали определенную помощь советскому народу в наиболее трудный период войны. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были транспортные поставки грузовых и легковых машин американского производства.

Героизм тружеников тыла

Достижения советской экономики в годы войны опирались на трудовой героизм советских людей. Работая в тяжелых условиях, не жалея сил и здоровья, они проявляли стойкость и упорство в выполнении заданий. О необходимости единой мобилизации советских людей в связи с началом войны говорил Сталин в выступлении 3 июля 1941 г. по радио.

Из документа (Выступление по радио И. В. Сталина 3 июля 1941 г.):

Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма…

В час смертельной опасности, нависшей над страной, советские люди записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны.

Для большинства рабочих и служащих законом жизни стали призывы: "Все для фронта, все для победы над врагом!", "Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!", "В труде - как в бою!". Женщины и подростки становились к станку вместо ушедших на фронт мужчин.

Широкий размах приобрело социалистическое соревнование за выпуск сверхплановой продукции. В 1943 г. развернулось движение молодежных бригад за усовершенствование производства, выполнение и перевыполнение плана, за достижение высоких результатов с меньшим количеством рабочих. Благодаря этому значительно увеличился выпуск боевой техники, вооружения и боеприпасов.

Из документа (Воспоминания конструктора А. С. Яковлева о возведении авиационного завода):

Работа под открытым небом шла на нескольких уровнях. Внизу размещали станки и прокладывали кабель, на стенах укрепляли арматуру. Строили крышу. Новые крупные корпуса, строительство которых велось в 30 - 40-градусные морозы, осваивали по частям… Начинают выпускать самолеты, еще нет окон, крыши. Снег покрывает человека, станок, но работа продолжается. Из цехов никуда не уходят. Здесь же и живут. Столовых еще нет. Где-то имеется раздаточная, где выдают что-то похожее на крупяной суп.

Свой вклад в победу внесли узники ГУЛАГа, многие из которых, добившись досрочного освобождения, погибли на фронтах войны. Миллионы женщин были направлены на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружений.

Рис.4 .Строительство оборонительных сооружений под Москвой

В холодную зиму 1941-1942 г. в тылу развернулась кампания по сбору для армии теплых вещей (полушубков, валенок, рукавиц).

Рис.5. Теплые вещи для воинов

В годы войны в советском тылу продолжали работать многие деятели науки. Авиаконструкторы А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, В. М. Петляков, А. Н. Туполев создали новые типы самолетов. Лучший танк периода Второй мировой войны - Т-34 - был сконструирован М. И. Кошкиным. Физик Л. Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что впоследствии получил Нобелевскую премию. Научный коллектив во главе с академиком А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. И. В. Курчатов и А. П. Александров разработали метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин. С 1942 г. Курчатов возглавил работу по созданию атомного оружия.

Важный вклад в победу внесла советская культура. Хорошая песня, стихотворения поднимали настроение воинов, "лечили" больных не хуже лекарств. В годы войны 3800 фронтовых концертных бригад с 40 тыс. участников выступали во фронтовых воинских частях и госпиталях. Участниками творческих бригад были известные артисты К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Рис.6. Выступление К. И. Шульженко перед бойцами Н-ской части.

Ленинградский фронт, 1941 г.

В 1941-1945 гг. тема мужества и патриотизма заняла главное место в советской литературе, музыке, театре, кино, изобразительном искусстве. Появились произведения В. С. Гроссмана "Народ бессмертен", К. М. Симонова "Дни и ночи", М. А. Шолохова "Они сражались за Родину". Заслуженное место среди литературных произведений военного времени занимала поэма А. Т. Твардовского "Василий Тёркин: Книга про бойца". Многие деятели культуры ушли на фронт, среди погибших были военные корреспонденты писатели А. Гайдар, Е. Петров.

Рис.7. Васили Тёркин

Своеобразный гимн Великой Отечественной войне - песню-набат "Священная война" - создали композитор А. В. Александров и поэт В. И. Лебедев-Кумач. Лирические песни военной поры написали композиторы В. Соловьев-Седой ("Вечер на рейде"), Н. Богословский ("Темная ночь"), М. Блантер ("В лесу прифронтовом"). В марте 1942 г. по Всесоюзному радио впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, а в августе того же года состоялась премьера этого произведения в блокадном Ленинграде. В 1943 г. новый Гимн СССР был создан композитором А. Александровым на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана.

Рис.8. Д. Д. Шостакович в блокадном Ленинграде

Одним из самых ярких графических произведений, созданных в 1941 г., был плакат художника И. М. Тоидзе "Родина-мать зовет!". Большой популярностью пользовались карикатуры и плакаты группы художников Кукрыниксы.

Рис.9. И. М. Тоидзе. Родина-мать зовет!

Не прекратил своей деятельности в годы войны отечественный кинематограф. Деятели кино выпустили около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма, среди которых особой популярностью пользовались "Два бойца" Л. Лукова, "Секретарь райкома" И. Пырьева, "Нашествие" М. Ромма.

Рис.10. Кадр из фильма "Два бойца".

Аркадий Дзюбин (М. Бернес) и Саша Свинцов (Б. Андреев)

Заметное место в духовной культуре военного времени занимала церковь. Все тяжелые дни блокады митрополит Ленинградский Алексий оставался со своей паствой в голодном и холодном городе на Неве. В приходах по всей стране проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 г. митрополит Московский Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Д. Донского и воздушной эскадрильи им. А. Невского. В ответ на призыв духовенством и мирянами было собрано более 8 млн рублей.

Рис.11. Митрополит Сергий Самолет эскадрильи "Александр Невский"

В годы войны правительство примирилось с деятельностью Русской православной церковью, которая 22 июня 1941 г. благословила народ на защиту Отечества. В 1943 г. с разрешения Сталина Поместный собор избрал митрополита Сергия Патриархом всея Руси. Всего за войну по приходам было собрано более 200 млн рублей на нужды фронта.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!