Исследовательская программа Э. Гуссерля



Феноменологический метод был воспринят и в России, прежде всего, философами и психологами, Г.И.Челпановым и, особенно, Г.Г.Шпетом. 

Гуссерль сравнивает Феноменологию с «русской равниной» которая может быть плодородной при упорной работе. Не надо воспринимать Ф. как учение о спасении. Это рабочая программа!

Феноменология – сравнивается со страной, расположенной в горах, в которой сложно обжиться! С одной стороны горы — это «истина в себе», а с другой стороны горы — это источник.

Исследовательская Программа – заключается в 2 моментах:

1) «Истины в себе» (истины неизменные, как истины математические, истины, которые не конструируются разумом или субъектом, а открываются)

2) «Поток сознания» - нечто абсолютно подвижное, которое является предельным уровнем человеческого сознания!

В 1 томе «Логических исследований» Гуссерль разрабатывает тему «Истины в себе» и дает определение «Истины» - как определенность бытия, ничто не может быть, не будучи так или иначе определено и то, что определено есть истина в себе которая коррелят бытия в себе.

Феноменология (по Гуссерлю) – совершает свою главную задачу она открывает сущность познания.[7]

Гусерлевское мышление можно представить – как попытку каким-то образом соединить эти 2 начала, но соединить не ради того, чтобы создать некую систему, а соединить, решая определенные проблемы.

Феноменологический метод был разработан во втором томе «Логических исследований» Эдмундом Гуссерлем в 1901 г. В 1913 г. Гуссерль усложнил его в качестве специфически философского метода усмотрения сущностей. Стремление Гуссерля к предельной научной строгости, попытка даже философию превратить в строгую науку, дойти до «корней» или «начал» всего знания, до его предельных оснований, борьба с релятивизмом, изгнание из логики психологизма привели к созданию феноменологического метода как техники точного беспредпосылочного описания. Но беспредпосылочного не беспредельно, а как «освобождение от феноменологически непроясненных, непроверенных и непроверяемых предпосылок». «Среди безудержного буйства иррациональных учений» Гуссерль создал метод, который обосновывал «некоторый вид сверх рационализма, который преодолевает старый рационализм как неадекватный и утративший свою объективность». Научная строгость Гуссерля имела этический мотив: «человек несет ответственность за себя и свою культуру».

Говоря словами Гуссерля, «феноменология действует, созерцая, разъясняя, определяя смысл и смысл же различая. Она сравнивает, она различает, она связывает, она устанавливает отношения, разделяет на части или обособляет моменты... Она не теоретизирует и не математизирует, она не производит никаких объяснений …». Ее предметом является «только то, что мы можем сделать ясным по своей сути в самом сознании».

То есть, это некая техника, методически очищающая и дисциплинирующая нашу рефлексию, которой можно учиться и достигать интерсубъективности в результатах на этом пути. Так ли я понял? Так ли воспринял? Откуда я это взял? Почему я этому верю?

Главной операцией феноменологического метода является феноменологическая редукция, представляющая выключение слой за слоем из поля наших суждений (или «взятие в скобки»):

  • природного мира (с его вещами, животными, людьми);
  • всех индивидуальных предметностей;
  • «всех наук о природе и духе со всем корпусом их познаний…, искусства, государства, нравов, права, религии».

И параллельное очищение переживаний от включенности в порядок исторически конкретного мира, т.е. их перевод в модус ирреального (устранение вопроса о существовании). Это приведение к общему знаменателю действительного и воображаемого дает возможность адекватнее понять психически больного, укрепляя коммуникацию с ним.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции (также эпохе). На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта», т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание.

Феноменологическая редукция позволяет освободиться от наивности естественной установки сознания,(т.е. направленности на предмет, и переключить сознание на исследование структуры собственной интенциональной деятельности по конституированию этого предмета, что составляет существо феноменологической установки). Это так же помогает понять, как происходит конструирование реальности в естественной установке и преимущества «жизненного мира» (до- и вне-научного) перед научно-теоретическим.

Судя по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.

Новая философия с ее особым, обещающим достижение более глубоких знаний методом, согласно Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации. Такие мысли мы находим в ранее упоминавшихся работах Гуссерля: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Картезианские размышления», «Кризис европейского человечества и философия». По мнению Гуссерля, кризис науки и философии обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!