ЧАСТЬ III. Анализ текста с позиций биперсональной модели личности («биперсональный анализ»)



Согласно модели БПЛ [3], антропопоэз (онтогенез человека как разумного существа, обладающего личностью), разворачивается в три этапа, в ходе которых формируются соответствующие этим этапам три иерархические ипостаси, которые мы в нашей систематике называем: преантропом (доличностный человек – бывший младенец, до 3 лет), инфантропом (человек с личностью, состоящей из одной персоны – бывший ребенок, до пубертата) и суперантропом (человек с личностью, состоящей из двух персон – после пубертата). Эти ипостаси соотносятся как актеры и персонажи: при исполнении роли актер (например, инфантроп) воплощается в персонаже (суперантроп). Пока идет игра (а она в норме идет всегда), действует персонаж. Самосознание (фокус Я) всегда находится на его уровне – самом верхнем из всех доступных. Верхние уровни доминируют над нижними, которые в норме не осознаются (но могут актуализироваться в сновидениях). Роли и компетенции каждого уровня формируются поэтапно по мере развития мозга, психики и личности.

Преантроп (умное говорящее животное): роль – исполнитель; стихия – настоящее; компетенции – управление движениями; интеллект – понимающий ум; обеспечение – «палеолитический» (гипофронтальный) мозг. 

Инфантроп (нижняя персона): роль – управляющий; стихия – прошлое (произвольный доступ к опыту); компетенции – управление представлениями; интеллект – представляющий ум; обеспечение – «мезолитический» мозг (большая часть префронтальной коры).

Суперантроп (верхняя персона): роль – руководитель; стихия – будущее; компетенции – планирование, прогнозирование, программирование; интеллект – объясняющий ум; обеспечение – «неолитический» мозг (дорсолатеральная префронтальная кора).

Таким образом, современного взрослого здорового человека можно метафорически уподобить царскому экипажу: царь (суперантроп) руководит кучером (инфантропом), который управляет лошадью (преантропом). В норме вся эта трехуровневая система действует как единый слаженный организм – лошадь послушна кучеру, выполняющему поручения царя. Царь не управляет лошадью, но контролирует ее действия. Если требуется вмешательство, все поручения передаются через кучера. В отсутствие царя кучер получает полную власть над лошадью. Здоровый «экипаж» характеризуется крепкой лошадью, умелым кучером и дальновидным царем. Диахронически это выглядит так: сначала появляется «лошадь», которую дрессируют около 3 лет и обучают речи (в антропогенезе этот этап – самый продолжительный; он растянут на миллионы лет, в ходе которых шла медленная коэволюция языка, мозга и интеллекта при полном отсутствии учителей, воспитателей и дрессировщиков); затем появляется всадник, которого около 10 лет обучают знаниям о мире и умению думать и слушаться (соответствует «детскому» этапу антропогенеза, длившемуся несколько десятков тысяч лет в эпоху верхнего палеолита); наконец, появляется царь, устремленный в будущее (переход к неолитическому этапу антропогенеза, насчитывающему около 10 тысяч лет). С его появлением всадник превращается в кучера – это самый критический период эволюции всего «экипажа».

Различие между здоровым ребенком и инфантропом – это то, чем отличаются всадники от кучеров. Различие между здоровым ребенком и мезолитическим человеком – в их окружении: у современного ребенка есть учителя и наставники с «царями в голове». Различие между мезолитическим и неолитическим человеком – в «царе», осуществившем неолитический переход от потребляющей экономики к производящей (когда от действий «потому что» перешли к действиям «для того, чтобы», что и позволило освоить земледелие и животноводство). Главное отличие БПЛ от традиционных моделей заключается в отказе от проблематичной дихотомической структуры человека («телесное-психическое», «мозг-сознание» и т.п.), пораженной сразу двумя неизлечимыми «врожденными болезнями» в лице дуализма и редукционизма. Взамен этого предлагается три иерархически организованные сущности, каждая из которых может быть описана в двух аспектах – телесном и психическом.

 Согласно модели БПЛ, при психозах происходит сдвиг самосознания в инфантропную позицию. В этом случае «вышележащие» (суперантропные) процессы либо не осознаются совсем (простой инфантропный регресс – в случаях непроцессуальных психозов), либо воспринимаются больным как внешняя и чуждая активность (диссоцированный инфантропный регресс – в случаях, относимых нами к параноидной шизофрении), пытающаяся контролировать его или управлять им (психические автоматизмы, псевдогаллюцинации). Шизофренический дефект представляет собой обнажение дефицитарных компетенций инфантропа-кучера, главным образом, его гипоспонтанности, лишенной устремленности в будущее. Выключение или частичная изоляция суперантропа-царя происходит в результате критической блокады (под влиянием самых разнообразных генетических и средовых факторов) синаптической передачи – функциональной или анатомической – между «неолитическим» мозгом и более древними его структурами. В отсутствие полноценно работающих прямых и обратных связей между указанными структурами вся система распадается на две, либо даже три (в случае преантропного регресса, ответственного за феномены кататонии) функционирующие несогласованно автономные подсистемы – «царский экипаж» превращается в плохо управляемую повозку с возбужденной (как правило) «лошадью» и растерянным «кучером» в несвойственной для него роли «командира экипажа».  

При малопрогредиентной шизофрении (анализируемый случай больной А) происходит диссоциированный регресс особого типа, при котором периодически актуализируются оба фокуса самосознания: «Я» больного флуктуирует между суперантропной и инфантропной позициями, причем обе они атрибутируются как «родные», и вместо феномена психических автоматизмов развивается деперсонализация, часто сопровождающаяся симптомом диалогического расщепления [1], когда становится возможным диалог между нижним и верхним «Я» (между «царем» и «кучером»), наряду с иными проявлениями утраты единства личности и согласованности психических процессов, квалифицируемых нами как схизис/амбивалентность.

В словах А явственно просматривается страдание, вызванное распадом былого привычного чувства естественного присутствия себя-одной в «обычной» реальности – как единого тела среди других физических тел, «правильно» вписанных в окружающее пространство, и как единой личности, контролирующей свое тело, свои чувства и свои мысли. Поразительно следующее замечание: «никаких внутренних связей»! Но как еще можно это почувствовать, если не по распаду целостности и единства себя? Изменено всё: границы тела (вижу откуда-то с линии волос… «глаза» выдвинуты вперед головы); чувство присутствия в теле(как будто выдернута из себя, рисую черту между собой и телом, отстраняюсь, как бы вымещаюсь за его пределы); чувство единственности Я с восприятием второго Я (подключается другой голос, её, и она резко меня осаживает) с новыми псевдоакустическими характеристиками (Ее голос чистый и звонкий, а мой глухой и шумный). Чувство, что рядом есть еще кто-то, несмотря на знание, что никого нет – весьма показательно: (у меня появилось навязчивое ощущение, что на моей постели кто-то сидит. Знаю одно, а ощущаю другое… Всегда два мнения. Что никого нет, не исключает того, что кто-то есть. И наоборот»).

Всё описание пронизано ощущением множественности субъектов, по-разному чувствующих и знающих тоже – разное. При этом, А в ипостаси «кучера» также чувствует присутствие «царя» и даже располагает его где-то за своей спиной. Но в то же время в ипостаси «царя» она знает, что никого рядом нет. Глаза, «выдвинутые вперед головы» и словно бы принадлежащие «лошади», видят не так, как надо: «как будто я и кресло находимся на разных уровнях реальности… Расстояние до предметов неопределенно плавает, и я хожу по эфемерному полу». И даже боль воспринимается как вынесенная в «лошадиное» тело: «не чувствую эту боль своей… тело становится отчужденным, не моим».

Что нам дает биперсональный анализ, подобный описанному выше случаю?

Во-первых, мы немного продвинулись в понимании особенностей и механизмов психического распада: теперь это не просто симптомы и синдромы, а целостная картина диссоциированного регресса триединой системы, в ходе которого возникают узнаваемые внешние проявления активности получивших несанкционированную автономию подсистем, функционировавших в норме скрыто и неосознаваемо. Таким образом, от узнавания симптомов мы делаем шаг к их пониманию. Это представляется важным само по себе: лучше понимать, чем не понимать. Понимание проблемы открывает возможность для ее преодоления. Не понимая задачи, невозможно ее решить.

Во-вторых, лучше понимая патологию, мы можем лучше объяснить больному, что с ним происходит и почему. Тем самым мы предлагаем больному альтернативу иным объяснениям, лежащим в основе бредовых трактовок его нового патологического опыта, снижаем уровень его тревоги, повышаем комплаенс и создаем предпосылки для более успешной психотерапевтической работы с ним. В отличие от невротика, работа с которым апеллирует к его «слабому царю», психотерапия шизофрении должна строиться с учетом возможностей и компетенций «кучера», нуждающегося в наибольшей степени в новом обучении и воспитании в надежде привить ему минимальные «царские» навыки подобно тому, как это однажды уже происходило в его детстве, когда он был еще здоров.

В-третьих, модель открывает новые перспективы для изучения мозговых коррелятов болезни вне редукционистской парадигмы «симптом-мозг», поскольку прямых корреляций между мозгом и симптомом в большинстве случаев нет и быть не может: между ними пролегает пропасть, обусловленная вышеописанными особенностями трехуровневой системной организации человека. Исследования должны быть направлены в первую очередь на поиск путей и механизмов (генетических, физиологических, биохимических) нарушения связей между тремя вышеописанными функциональными блоками мозга и способов их восстановления, в том числе, фармакологических. В перспективе станет возможным, вероятно, такие нарушения связей замедлять или предотвращать.

 

Литература:

 

1. Давтян Е.Н., Ильичев А.Б., Давтян С.Э. Симптом диалогического расщепления «я» как начальный этап нарушения внутренней речи при шизофрении. Психиатрия и психофармакотерапия. 2017; 19 (6): 62-70. [Davtian E.N., Ilʹichev A.B., Davtian S.E. Simptom dialogicheskogo rasshchepleniya «ya» kak nachalʹnyy ehtap narusheniya vnutrenney rechi pri shizofrenii. Psikhiatriya i psikhofarmakoterapiya. 2017; 19 (6): 62-70. (In Russ.)]

2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидатов наук. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. [Stepin V.S. Filosofiya nauki. Obshchie problemy: uchebnik dlya aspirantov i soiskateley uchenoy stepeni kandidatov nauk. – Moscow: Gardariki, 2006. – 384 p. (In Russ.)]

3. Давтян С.Э., Давтян Е.Н. О природе человека в свете постнеклассической науки (биперсональная модель личности) // Неврологический вестник – 2017 – Т.XLIX, вып. 1 – C. 61-68. [Davtian S.E., Davtian E.N. O prirode cheloveka v svete postneklassicheskoy nauki (bipersonalʹnaya modelʹ lichnosti) // Nevrologicheskiy vestnik – 2017 – T.XLIX, vyp. 1 – P. 61-68. (In Russ.)]

 

 

Сведения об авторах:

Давтян Елена Николаевна: доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена). Врач-психиатр дневного стационара городского психоневрологического диспансера №5, Санкт-Петербург (СПб ГБУЗ ПНД №5). К.м.н. E-mail: elena.davtian@gmail.com

Урысон Елена Владимировна: главный научный сотрудник сектора теоретической семантики Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской Академии Наук (ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН), Москва. Д.филол.н. E-mail: uryson@gmail.com

Давтян Степан Эдуардович – доцент кафедры психиатрии и наркологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург. К.м.н. E-mail: stepandavtian@gmail.com


[1] Введение, заключение и части II и III написаны Е.Н. Давтян и С.Э. Давтяном; часть I написана Е.В. Урысон. Один из авторов (Е.В.Урысон) благодарит за финансовую поддержку РФФИ (проект № 19-02-00291А).


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!