Где, происходит действие на земле или на небе?

Конспект 10

Раздел: История искусства стран Северного Возрождения

Тема: История искусства Нидерландов эпохи Возрождения.

В нидерландском искусстве эпохи Возрождения занимала живопись. Нидерландские художники всматривались в предметы и существа окружающего мира с пристальным вниманием, писали их прилежно и внимательно. Писали не только прекрасное, но и ужасное, нелепое, жалкое и смехотворное. Изображая внешнее сходство вещей они не задумывались об их внутреннем строении. Не увлекались перспективой, не задумывались как устроен человек внутри. Однако картины получались более правдивые, чем у итальянцев, изучавших математику, оптику, анатомию.

В архитектуре присутствовала готика, для фресковой живописи места не было. Зато достигли высот в искусстве иллюстрирования книг, создавая роскошные часословы.

Около 1420 г. Нидерландские художники перешли на масляную живопись. Основой для картин маслом служили дубовые доски, которые перед началом работы покрывались грунтом. Живопись строилась как система слоев:

· Непрозрачной краской цвета слоновой кости наносился подмалевок (обобщенные силуэты фигур и предметов, границы света и тени).

· Затем смешивая краски с белилами, уточнялось расположение масс.

· Потом, слоями тёмных прозрачных красок без белил он наводил тени.

· И наконец, выписывал детали.

· В конце картина покрывалась масляным лаком.

Картины нидерландских мастеров настолько наполнен действительностью, что возникает впечатление будто он переносит их с натуры при помощи живописных уловок и средств. Но это не так. Картины нидерландских мастеров – это сложное художественное построение, продуманная до мелочей композиция, которая, умело подражает действительности.

Картины нидерландских художников сначала захватывают живостью красок, а потом погружают зрителя в разнообразие деталей. Много роскошных фактур: золото риз, доспехов, драгоценные камни, жемчуга, тяжелое сукно, шелковистый бархат. Простота – это мир обыкновенных людей- горожан и крестьян, их любовь к земле, благочестие и простое удовольствие.

Творчество Яна ван Эйк (1390-1441).

 Ян ва Эйк начинал с иллюстрирования часословов и написания картин – складней для домашних молитв. Но вечную славу принесло ему величественное творение алтарь для собора города Гента ( Гентский алтарь).

 

 

1. Гентский алтарь.

    

              закрытый                                                  открытый

Заказчиком был один из самых богатых и влиятельных граждан Гента.

В будни створки алтаря были закрыты, и тогда картина напоминала разрез дома, обитатели которого видны в перспективе: нижние фигуры почти в натуральную величину, остальные, чем выше, тем меньше расположены. Внизу изображены заказчиками, стоящие на коленях перед статуями. Над ними – композиция Благовещения: архангел Гавриил явился в комнату девы Марии, чтобы сообщить о будущем рождении у неё младенца Христа. Ярусом выше изображены пророки и сивиллы, предсказывающие рождение Христа.

В праздничные дни створки алтаря распахивались, и прихожанам церкви открывалась сияющая картина мира, очищенного от греха. На центральных картинах верхнего яруса изображены Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель. Красный, синий, зеленый цвета – цветовой аккорд. На створках поющие ангелы, а на боковых узких панелях –Адам и Ева ( ногой человек в искусстве Нидерландов показывает слабость, несовершенство, достоин осуждения и сочувствия).

В центре алтаря – Поклонение агнцу (ягненку), который символизирует Христа.

Золотистая атмосфера всей картины – это благодатный свет летнего вечера. Ян ванн Эйк понял, что нет лучшего средства изобразить рай и небесное блаженство, чем показать землю в её прекраснейшем облике.

 

 

2. «Мадонна канцлера Ролена»

Заказ канцлера (чиновника высшего класса) Никола Ролена.

Сюжет: заказчик велел изобразить себя в момент размышлений над Священным писанием. Читая он видит Деву Марию, коронуемую ангелом, и Мланденца Иисуса, который благословляет его.

Где, происходит действие на земле или на небе?

Разумеется на небе: слишком роскошен дворец с колоннами из яшмы и агата. Красота исполнения и множемтво восхитительных подробностей.

3. «Портрет четы Арнольфини». Лондонская национальная галерея

             

                                 3                                                                        4

Маленькая картина – документ, свидетельствующий о бракосочетании. Джованни Арнольфини – итальянский купец, поселившийся в городе Брюгге. Его жена тоже иностранка – Джованна, но поженились они именно здесь, что и удостоверил художник.

Момент настолько важен, что молодые супруги молчат.

Центр композиции – две сияющие руки, символ новой семьи.

Ось симметрии проходит между фигурами. На ней расположены знаковые элементы: подпись художника на стене, круглое зеркало, обозначающее весь мир ( а взеркале отражается художник).

4. «Человек в красном тюрбане»

Возможно это автопортрет художника. Художник применил прием, установить тесный контакт со зрителем:

· Голова изображена в ¾ повороте.

· Взгляд направлен на зрителя.

· Модель бросает взгляд, острый, как кончик клинка.

· Кажется, что правым глазом этот человек видит нас насквозь; взор левого удовлетворенно – насмешлив.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!