Глава I. Исторические особенности и функции праздника.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Факультет музыки, театра и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История и теория праздничной культуры»

Тема:

« Массовый праздник как социальное, культурное, психолого-педагогическое явление»

Выполнил:

Студент 2 курса РТПиП ОФО

Мигаль Вадим Дмитриевич

 

Проверил:
преподаватель кафедры

режиссуры театрализованных

представлений и праздников

Кузнецова А.М.

 

Допущена к защите:

«_____» ___________2020 г.

_____________/_________

Тюмень, 2020

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА I.  Исторические особенности и функции праздника

1.1. Истоки и процесс появления праздников

1.2. Многообразие, уникальность и функции праздника

1.3. Формирование праздничного календаря

ГЛАВА II. Функции и задачи праздника в жизни человека

2.1. Историческая справка

2.2. Праздник как инструмент социально - культурного явления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...

ГЛОССАРИЙ...

ПРИЛОЖЕНИЕ...


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Праздник - это обособленная форма культуры, которая является неотъемлемой частью духовной жизни каждого человека с самого его рождения. Понятие «праздник» - более широкое, чем «представление». А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где либо, ощущают конкретно, чувственно своё материальное единство и общность».[…] Можно смело сказать, что театрализованные тематические концерты стали одной из важнейших форм нынешнего массового театра. Массовый праздник всегда отличался широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не всегда предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет никаких границ. Специфика массового праздника требует чрезвычайного экономного использования его ресурсов. Здесь нужны иные средства выразительности, другое воздействие на зрителей, чем, например, в драматургии. На этапе более высокого уровня развития человеческой цивилизации, праздники получили весомый импульс в своём развитии, хотя и оставались в значительной степени связанные с социальными условиями времени.

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Праздник - это особое состояние души человека, эмоциональный радостный подъём, вызванный переживаниями какого - либо торжественного события. В жизни тесно переплетается личное и общественное, праздники связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями, культурными и психологическими функциями, они позволяют осознать своё единство со всем народом.

Массовый праздник как социальное явление должен являться неотъемлемой обязательной частью культурной стороной жизни любого человека. И продвигать эту отрасль праздника чрезвычайно важно не только со стороны моральной, но и со стороны социальной, и культурной.
Основная функция праздника - консервативная и поэтому важно сохранять и передавать , и массовые праздничества, обряды, митинги.
Таким образом, тема исследования является актуальной и своевременной.

Объект исследования: праздничная культура

Предмет исследования: социально - культурологический массовый праздник

Цель исследования: выяснение важности массового праздника как инструмента воздействия на психологическом, культурном, социальном уровнях

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

1) Собрать литературу по теме курсовой работы.

2) Изучить материалы других режиссёров праздников

3) Сделать несколько сравнительных анализов эпох

4) Понять, какое отношение имеет праздник к психолого - педагогической точке жизни

5) Сделать выводы на основании полученных данных

Методы исследования: культурно - исторический анализ, сравнение.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, глоссария и приложения.

В первой главе: рассмотрена история появления и развития праздника.

Во второй главе: приведены несколько сравнительных таблиц.

В заключении: подведены итоги проделанной работы в предыдущих двух главах.


Глава I. Исторические особенности и функции праздника.

1.1. Истоки и процесс появления праздников

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память кого либо или даже чего либо. История массовых праздников существует уже около тридцати веков. Они родились в древней элладе. В основании праздника существовало натуральное стремление человеческого организма к отдыху после работы. Воссоединяясь с религиозными позывами, эта цель приводила к созданию праздников, то есть дней отдыха, которые в то же время праздновались особым чувством культа. Праздники были полноценно связаны с календарными днями, иногда с переменой времени года, иногда с различными полевыми работами, а также связывались с мифами и множеством богов язычества. Праздниками являлись те дни, которые были установлены для величания бога или личности, или воспоминания важных событий с приостановкой вседневных действий, а также веселья. Позже появляется стремление раздробить праздничное действо на культовое и светское. В сознании людей праздник ассоциируется с чем - то совершенно утопическим, он способен вызвать у человека чувство свободы, радости и веселья. Праздник - это антитеза будням, противопоставление обыденной жизни каждого из нас, специфическая форма человеческого бытия. Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они непрерывно и очень тесно связаны с магией, ритуалами, ценностными ориентирами и трудовой, а также социальной деятельностью человека. На протяжении эпох в праздниках находили отражении как вещевые, так и духовные результаты человека. В них обособленно выражался особенный уровень общественного сознания, мировоззрение человека проявлялось в чертах морали, эстетических вкусах. Проще говоря, праздник как социально - культурно явление - это нужный элемент жизни человека, одно из показателей общественно - бытовых событий культуры. Праздник способен отражать интересы людей в определённое время жизни страны. Как бы далеко мы не углублялись в историю праздников, нам не удастся найти такой период времени, в котором не было или не будет праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты, масленицы, пасхой и заканчивая святками.
Совершенно понятно, что есть объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников - от эпохи появления человека и до наших дней. Отсутствие полных и достаточно точных свидетельств о судьбе традиционных обычаев. В этом заключается некоторая проблема. В том, что праздники, которые были, например, в язычестве не в полной мере смогли дойти до нас. Некоторые погибли в пути, некоторые претерпели достаточно серьёзные изменения в процессе переноса из древности в современность.
Жизнь простых людей в языческие времена полностью зависела от погоды. Люди славянского происхождения думали, что явления природы являются одушевлёнными и обожествляли их. У людей древности все праздники делились на четыре поры: лето, осень, зима, весна. Каждое время года имело свой смысл и свои сокровенные ценности. Они, как известно, были связаны с местоположением солнца на небе. Солнце в славянском язычестве было чем - то божественным и очень могучим, восстанавливающим энергию и дарующим силу. Люди того времени понимали, что без солнца им никуда не деться. Без него не вырастет урожай, без него не убить большого хищника в тёмное время суток, без него попросту не согреться.

1.2.  Многообразие, особенности и функции праздника

Большая часть древних славянский праздников представляли собой магические ритуалы, которые были придуманы для осуществления единства между человеком и природой. И ключевыми, как мы уже упоминали, были праздники связанные с временами года. В такие дни люди откладывали дела и посвящали себя полностью празднику. Древние славянские праздники были языческими, но после того, как на эти земли распространилось христианство, они трансформировались в христианские праздники. Древние славяне жили по солнечному календарю и поэтому все ритуалы и обряды были связаны и направлены на активность солнца.

Д.М. Генкин выделял несколько функций праздника:
1)Коммуникативная функция праздника служит для социализации участников - гостей праздника.
2)Идеологическая функция праздника играет роль воспитателя. Она способна доставить большое количество информации в непринуждённой форме.
3)Компенсаторная функция праздника; связана с ограничениями в обычной, повседневной жизни. Праздник возмещает запретные потребности
4)Рекреативная функция; связана с биопсихологическими потребностями человека. Речь идёт об ощущении удовлетворении жизни и выработки гормонов счастья.
5)Развивающая функция влияет на гармоническое развитие личностных качеств человека и расширение его собственного кругозора
Многообразные функции массовых праздников обусловлены широким использованием форм эстетического и нравственного воздействия на моральную сторону жизни человека, в первую очередь, воспитательные функции праздника нацелены на подрастающее поколение и молодёжь. Нынешняя система массовых народных праздников это некая педагогическая система, которая отлично вплетена в воспитательную и просветительную функции праздника. Массовые народные праздники уже довольно давно превратились в невероятно огромные акции, которые способны втянуть в себя тысячи людей. Они превращают простое действо в целенаправленную программу, которая служит формированию национальной гордости, прививает чувство патриотизма и развивает в людях единство народа. Именно такая функция определяет их место в нынешней системе массового праздника. Д.М. Генкин говорил: «Театрализованный концерт является вершиной праздничной кампании, её кульминацией»[…]. Эта мысль имеет место быть, так как уже давно театрализованное представление это нечто большее, чем просто концерт. Это, в первую очередь, инструмент вовлечения зрителя - гостя в какое - то массовое действо. А. В. Луначарский говорил о том, что «в культуру входят не толь­ко чистые формы идеологии, но и такие формы, которые напрямую связаны с бытом». Это говорит нам о том, что уже пару десятков лет назад праздничная культура была более обширная, чем просто представление.
В праздничной культуре существуют классы праздников. Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь выступает много факторов, например возраст участников, масштаб охвата и тематика праздника. Можно выделить следующие виды праздников:
1)Религиозные праздники - Православные праздники обращаются к страницам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, которые получили своё начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящён важнейшим событиям в истории Иисуса Христа и Богоматери, или памяти светлых угодников.
2)Языческие праздники - После появления Христианства на Руси, язычество в традиционном виде почти исчезло, но многие праздники оттуда трансформировались в современную эпоху
3)Частные праздники - Эти праздники проводятся в границах какой - либо семьи.
4)Корпоративные праздники - Первые праздники такого вида появились в начале 1990-ых гг. Эти праздники организовывались в рамках организации и для её сотрудников.
5)Детские праздники - Наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели и другие. Социальные праздники обычно направлены на вовлечение внимания общественности, СМИ, правительства и другие важные категории общества. Наиболее важные из них - общественная важность и масштабность праздничного события.
Специфика массового праздника определяет в его сценарии и режиссуре особое значение развития действия, сцепления образного строя логики и композиции. К.С. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко не раз говорили, что новая эпоха требует монументальных форм и увеличения масштабности праздников. Все обязательные части драматургии должны быть соблюдены в правильном порядке. В их рамках основывается степень эмоционального нарастания каждого эпизода, динамичная их контрастность и определённое взаимодействие. Сконцентрировать интерес зрителей, заставить их интересоваться праздником - это и есть важнейшая задача сценария и драматургии в целом. Режиссёр с помощью сценария должен объединить огромную массу зрителей, помочь им сосредоточиться на действии и не пропускать важные моменты действий, которые могут быть упущены вследствие не качественно написанного сценария.
В массовом празднике существуют свои особенности. Свои сложности. Например, надо помнить, что люди, пришедшие на массовое мероприятие буду ожидать активной вовлеченности в игру. Зритель хочет быть не только зрителем, но и участником происходящего действия. Режиссёру надо добиться того, чтобы в ходе представления или праздника возникла новая, активно действующая аудитория, сила, которая способна стереть грани между исполнителем и зрителем, окунуть обычного пришедшего человека в магию массового праздника. Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре массового праздника. Например И.М. Туманов высказывался о сложности массового мероприятия таким образом: «Сложный характер массовых праздников требует от режиссёра высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно - творческих проблем, которые должны найти своё отражение в драматургии праздника». […] Таким образом, режиссура массовых праздников требует очень точной и всесторонней подготовки, а также отличных помощников, которые в любой момент смогут подсказать и выбрать верное направление представления. Именно команда состоящая из: художника, хореографа, композитора и исполнителя помогут творческая работа всей постановочной команды сможет обеспечить слаженную работу всего массового праздника, смогут обеспечить законченную идейно - художественный образ праздника, «...бесперебойную смену элементов праздника и непрерывность его развития»[…] Но иногда, у режиссёра нет этих возможностей и он должен исполнять все эти обязанности сам. В этом случае, он должен отобрать уже существующий материал по критериям: идея, цель и сверхзадача праздника и руководствуясь этими целями сделать законченную по смыслу поставку.
 

1.3. Формирование праздничного календаря

Церковь всегда признавала празднованию торжественный характер, при этом всём обязательным условием считалось исполнение таинства Евхарастии или причащение святых тайн. В соответствии этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни; они очищали себя от мирских занятий и трудов. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни до сих пор разнятся от обычных дней освобождением от трудов и домашних забот.


 Праздник Дата проведения Суть праздника Его функции
Рождественский сочельник 06.01 Это последний день великого Рождественского поста, канун рождества Христово Умиротворение души человека и подготовка перед священнейшим днём для любого христианина
Рождество Христово 07.01 Это великий праздник, торжественный для всех христиан. В этот день воплотился сам бог, Спаситель мира Соединение человеческой души с святейшим из всех существовавших сущностей
Крещение Господне 19.02 Первое явление Иисуса христа народу Израиля Если это правильное направление моей мысли, то я закончу таблицу и допишу подпункт


 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 891; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!