Отказ от детерминизма (основной принцип реализма»

Экспрессионизм в пьесе Л. Андреева «Жизнь Человека»

Л. Андреев стал реформатором театра. После написания пьесы «Жизнь Человека» (1906) в письме Г. Чуйкову Андреев отмечал новаторство своего замысла: «Дело в том, что я взял для пьесы совершенно новую форму — ни реалистическую, ни символистскую, ни романтическую, — что не знаю...». В это время мир еще не знал таких понятий, как «экзистенциализм», «экспрессионизм», они появятся только в 20-е годы XX века, поэтому в конце XIX – начале XX веков было непонятно, какой творческий метод Л. Андреева, но сейчас мы смело можем считать, что что автор «взял для пьесы совершенно новую форму» - экспрессионистскую.

«Жизнь Человека» - философская трагедия, в основе которой лежит конфликт самого «факта существования», человек – ничто перед волей судьбы рока, он обречен на одиночество и смерть. Это основной принцип, котором основывается философия экзистенциализма, конфликт человека и рока – основной в творчестве писателей-экспрессионистов.

В пьесе можно проследить основные признаки экспрессионизма:

Отказ от иллюзорного пространства

Л. Андреев берет за основу сюжета конфликт «вне ситуации». Мы не знаем, в какое время живут герои пьесы, в какой стране.

Мотив одиночества

Этот мотив прослеживается на протяжении всего произведения: «Вы замечали, как одинок всегда крик человека: все говорят, и их не слышно, а кричит один, и кажется, что все другое молчит и слушает», «Чувствуется одиночество и тоска», «Странно: так много хороших людей на свете, а человек может умереть с голоду», «Спрашиваете вы меня, за что ударил злой человек молодого господина. А я не знаю - откуда же я буду знать, за что люди убивают один другого? … Говорят, что добрый был наш молодой господин, смелый и за бедных заступался, - не знаю, мне все равно. Добрый или злой, молодой или старый, живой или мертвый, мне все равно. Мне все равно».

У Человека есть Друзья, Родственники, но он все равно одинок, эти герои равнодушны. Родственники, присутствовавшие на родах Человека, на фоне ужасных криков будущей матери спокойно разговаривают от том, как отстирать жирное пятно.

Стремление к плоскостной трактовке предметов

Автор схематизирует своих героев, приводит к контурному изображению, ни у одного действующего лица нет имени, автор не наделяет их конкретными чертами, на протяжении всей пьесы они названы обобщенными понятиями: Человек, Жена, Родственники, Друзья, Враги. Это сделано для того, чтобы под каждым героем можно подразумевать любого человека. На протяжении всей пьесы постоянно присутствует отвлеченный образ, символизирующий предначертанную судьбу Человека - Некто в сером – он постоянный спутник Человека от рождения до смерти, в руках он держит свечу – символ человеческой жизни, которая предопределена неотвратимой судьбой, роком, в зависимости от этапа существования, она горит по-своему:

- в момент рождения Человека она загорается и «светло и ярко горит свеча. Но убывает воск, съедаемый огнем. Но убывает воск»

- в момент становления Человека, когда он занимается любимым делом, создает семью, свеча «тускло и странно мерцает: точно морщится желтеющее пламя, точно от холода дрожит и прячется оно. Ибо тает воск, съедаемый огнем. Ибо тает воск».

- в конце жизни «бессильно стелется синеющее пламя, дрожит и падает, дрожит и падает - и гаснет тихо», и ничего не остается от той свечи, она превращается в ничто, как и человек: «Так умрет Человек. Придя из ночи, он возвратится к ночи и сгинет бесследно в безграничности времен, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем». В этом символе также прослеживается основная тема писателей-экспрессионистов.

Предметы, явления, характеры подвергнуты излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения.

В первой картине (Андреев дает подзаголовок пьесе «преставление в пяти картинах», т.е «картина» противопоставлена живому «действию») мы постоянно слышим крик. Сначала это крик рожающей женщины, а затем крик родившего ребенка, эти крики неестественны: «Сперва она кричала звонко, так что больно было ушам от ее крика, потом тише, а теперь только хрипит и стонет», «Чувствуется ночь в этом крике», «Теперь это похоже на крик утопающего».

Присутствуют эпитеты, сравнения, которые подчеркивают напряженность, трагичность, ужас происходящего: «Стены гладки и сумрачно-грязны - похоже на грубую, запятнанную кожу какого-то большого зверя», «Бесконечное разнообразие отвратительного и ужасного», «носатые и совсем безносые, глаза дико вытаращенные, почти вылезшие из орбит и сузившиеся до едва видимых щелей и точек; кадыки и крохотные подбородки. Волосы у всех путаные, лохматые, грязные, иногда закрывающие половину лица», о лицах пьяниц: «это зеленоватая, могильная окраска и выражение то веселого, то мрачного и безумного ужаса»; «зубы у нее как у крокодила», «под черепом ползают черные тараканы», «Мой мозг похож на скверный сыр».

Комнаты, в которых происходит основное действия части лишены правильной форма, нарушены пропорции: 3 картина - «Есть какая-то неправильность в соотношении частей, в размерах их - так, двери несоразмерно малы сравнительно с окнами, вследствие чего зала производит впечатление странное, несколько раздражающее - чего-то дисгармоничного, чего-то ненайденного, чего-то лишнего, пришедшего извне. Все полно холодной белизной, и однообразие ее нарушается только рядом окон, идущих по задней стене. Очень высокие, почти до потолка, близко стоящие друг к другу, они густо чернеют темнотою ночи: ни одного блика, ни одного светлого пятнышка не видно в пустых междурамных провалах»; 5 картина – «Широкая, длинная комната с очень низким потолком, без одного окна в стенах».

отказ от детерминизма (основной принцип реализма»

Поступки героев, ситуации в их жизни представляются им случайными: случайно Человек богатеет, случайно убивают его сына, случайно он вновь становится бедным. Все события в жизни героя мотивируются только стихийными, «слепыми» законами судьбы.

Цвета

В пьесе преобладает серый, желтый, белый и красный цвета, которые чаще всего используют в своих произведениях писатели-экспрессионисты.

Серый: Один из героев, символизирующих рок, назван Некто в сером. Комната главных героев в первой картине в серых тонах: «Все в ней серое, дымчатое, одноцветное: серые стены, серый потолок, серый пол. Из невидимого источника льется ровный, слабый свет - и он так же сер, однообразен, одноцветен, призрачен и не дает ни теней, ни светлых бликов. Неслышно отделяется от стены прильнувший к ней Некто в сером. На Нем широкий, бесформенный серый балахон, смутно обрисовывающий контуры большою тела; на голове Его такое же серое покрывало, густою тенью кроющее верхнюю часть лица». «На зелени бронзы выделяется Его рука, серая, твердая, с тонкими длинными пальцами»

Желтый: И только «желтое пламя свечи озаряет» эту серость, у Врагов в петлицах желтые розы, в Друзей – белые.

Белый: Когда Жена и Человек мечтаю о богатстве, в их представлениях все в белых тонах: «Мраморная белая вилла в роще лимонов и кипарисов. И чтобы белые мраморные ступени опускались прямо в голубые волны», «Блестящая, глубокая вода здесь - она отражает нежно-зеленую траву: здесь - красный, черный, коричневый камень. А вот здесь в прорыве где вот это пятно - клочок голубого неба и белое, тихое облачко… Белая лодка, смотри, отразилась в воде, как будто грудь с грудью два белые лебедя».

Красный: Омар «красный, как кардинал, величественный, строгий», «красный длинноносый паяц с бубенцами», очень часто употребляется слово «кровь».

Таким образом, в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека» обнаруживаются основные признаки экспрессионизма, что дает право считать это произведением чисто экспрессионистским.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!