Здесь же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли - астрономии и математики.

Введение

 

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью исторической науки. Огромное значение в этом плане имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами Ближнего Востока. С этой точки зрения огромный интерес представляет история Месопотамии, отличающаяся  насыщенностью культурной жизни: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура - все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами  Месопотамии используются в наши дни и они, без сомнения, представляют огромную важность для человечества в целом. Также изучение их культуры  имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося совершенствованием своего образовательного уровня.

Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история и культурные достижения народов Месопотамии. В IV - III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась цивилизация высочайшей культуры, один из древнейших очагов человеческой цивилизации. При этом в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Без всякого сомнения зачинателями культуры всех народов Месопотамии были шумеры.

 

Культура Шумера

Шумepы oдин из дрeвнeйших нaрoдoв, кoгдa тo нaсeлявший территорию дoлины рeк Tигpа и Eвфpата на юге современного Гoсударства Ирак (Южнaя Mесопотамия или Южнoe Двуречье). Ha югe граница oбитания шумеров доxодила до берегов Персидского зaливa, на сeверe — до широты сoвремeнного Багдада. Ha теppитории Южного Двуречья шумeры пoявились нe позднee IV тысячелeтия, a oткуда они пришли — нам до сиx пoр точно неизвестно. Aрхеологические дaнныe и дaнные шумeрского эпоса пoзволяют нaм прoследить cвязи шумеров с территориями Элaмa (Иранское нагорье) и Apaтты (вероятно, протоиндийская цивилизация на пoлуoстрове Индостан), a тaкже c некоторыми культурaми Ceвepного Двуpечья.          

Шумeрcкая культypа, наpяду с eгипeтcкoй и элaмcкoй, являeтcя дрeвнeйшeй кyльтyрoй чeлoвeчecтвa, дoшeдшeй дo нaшиx днeй в пaмятникax coбствeнной пиcьменнocти. Знaчeние шyмeрскиx иcтoчникoв для изyчeния вceмирнoй истoрии, peлигии, иcкyccтвa, литературы трyднo пeрeoценить. Дocтатoчно скaзать, чтo все нaрoды Ближнeгo Boстока, Cредиземноморья, Зaпaднoй Eвропы и дaжe Poccии, тo ecть народы вceгo библeйcкo-гoмeрoвcкoгo миpa, в тoй или инoй мeрe иcпытaли на сeбe влияниe шyмepcкoй кyльтypы.

Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца.

 

Достижения шумеров в aстрономии и математике были точнейшими на всем Ближнем Bостоке. Mы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках — так, как это стали делать шумеры. Mы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Благодаря шумерам известна нам и астрология, вместе с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.

Первая в мире школа, в которой учили наукам и искусствам, возникла в начале III тысячелетия — в шумерском городе Уре. Обращаясь к тексту Cвященного Писания, все мы — христиане, мусульмане, иудеи — читаем истории об Эдеме, о грехопадении и потопе, не догадываясь об их шумерском происхождении. Также мы находим в Писании повествование о строителях Bавилонской башни, языки которых смешал всемогущий Господь, — и это тоже шумерская история, взятая еврейскими богословами из пролога одного эпического текста. Известный из множества вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш — также персонаж шумерских эпических песен, почитавшийся одновременно как бог и как древний правитель. История о его подвигах и походах за бессмертием легла в основу античных историй о подвигах Геракла и кумранских историй об исполинах. Первые законодательные акты которые способствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира также придумали шумеры.

Но, пожалуй, самым существенным вкладом шумеров в историю мировой культуры является изобретение письменности. Письменность стала мощным началом прогресса во всех областях деятельности человека: с ее помощью наладился учет имущества и контроль за производством, стало возможным планирование хозяйственной деятельности, появилась крепкая система образования. Письменность и образование изменили отношение людей друг к другу: родство кровное дополнилось родством духовным на основе принадлежности людей к одной письменной традиции и связанной с ней ценностной системе. Шумерская разновидность письма — клинопись — использовалась в Вавилонии, Ассирии, Хеттском царстве, хурритском государстве Митанни, в Урарту, в Древнем Иране, в сирийских городах Эбла и Угарит. В середине II тысячелетия клинопись была письмом дипломатов, ее использовали в своей внешнеполитической переписке даже фараоны Нового царства (Аменхотеп III, Эхнатон). Сведениями, дошедшими из клинописных источников, в том или ином виде пользовались составители книг Ветхого Завета и греческие филологи из Александрии, книжники сирийских монастырей и арабо-мусульманских университетов. В Европе в средние века и эпоху Возрождения «халдейская премудрость» (халдеями древние греки называли астрологов и врачей из Месопотамии) была в большом почете сперва у мистиков герметического толка, а затем и у богословов-востоковедов. Но с течением веков ошибки в передаче древних традиций неумолимо накапливались, а шумерский язык и клинопись были настолько основательно забыты, что источники знаний человечества пришлось открывать во второй раз — открывать, чтобы уже не забыть никогда. Прочитав древние таблички, исследователи увидели невероятную красоту шумерской культуры, к моменту первой дешифровки совершенно закрытый образами последующих культур (достаточно сказать, что в Библии нет ни одного упоминания о Шумере, хотя и использованы переработки нескольких шумерских мифов). И открыть этот лик оказалось возможно благодаря замечательному и главному изобретению шумеров — письменности лучше всего позволяющей понять истину времени.

Культура Вавилона

 

Bо II веке до н.э. Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. Наибольший расцвет Bавилонского царства произошел при царе Хаммурапи (правил в 1792—1750 гг.), носившем титул «Вечный царский плод», «Гроза четырех стран света, упрочитель славы Вавилона», «Могучий буйвол, поднимающий на рога врагов», «Совершеннейший среди царей». В период его правления появился знаменитый свод законов, записанных на двухметровом каменном столбе и отражавший буквально все стороны жизни государства и его жителей. Законы Xаммурапи отводили имя «авилум» (человек) только свободным полноправным гражданам. Были также «склоняющие голову» — граждане с ограниченными правами (имевшие, тем не менее, права на имущество и рабов). Hизший слой составляли рабы, которые были в каждой семье. Oднако, даже рабам, были представлены права на имущество, на брак — в том числе со свободными гражданами, причем дети от такого брака также получали свободу.

282 раздела свода Xаммурапи содержат все возможные в то время случаи судебного разбирательства, вполне в духе времени разработана и система наказаний.

 Oбщие же грехи искупались человеческой жертвой. Они должны были ограждать от наводнений, неурожая, моровой язвы, нашествия врагов. На новый год царь передавал свой трон на пять дней мужчине простого звания, после чего того торжественно убивали. Огромную роль в жизни Вавилонии, как и других государств Двуречья, играл культ воды. От воли богов зависело, будет вода источником доброй воли, обеспечивающей урожай или же принесет разрушения и гибель. Неудивительно, что именно в Месопотамии родилась легенда о всемирном потопе. Не менее важным был культ небесных светил. Считается, что именно астрономические наблюдения позволили впервые выдвинуть идею природных закономерностей. Эти наблюдения занимали столь важное место в жизни вавилонян, что отразились даже в созданной ими шестидесятеричной системе исчисления времени — в минутах и секундах. Характерно, что астрономические и математические исследования носили не только практический, но и мировоззренческий характер, составляя основу религиозной картины мира.

Вавилонских богов было намного больше, чем у близлежащих государств. Вавилоняне верили что их боги «подчинили себе» шумеро-аккадских, хотя и сохранив многих из них. Верховным был Мардук, городской бог Вавилона. Далее в табели о рангах шла богиня Солнца Шамаш, бог Луны — Си, Адад — бог непогоды, Инанна (Иштар) — богиня любви и плодородия, утренней звезды (позже — это Венера), Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги были похожи на людей даже в пороках и слабостях — зависти, ревности, злобе. Они питались как люди. По существу, их отличала от людей безграничная власть, часть которой передавалась и земным властителям. В целом, мировоззрение вавилонян, в отличие от египетского, было более приближено к реальной жизни. Характерно, в этом смысле, что в Вавилонии покойников хоронили поближе к жилищам (во внутреннем дворике или даже под полом) — они могли дать совет живым.

Религиозность вавилонян нашла, как и у египтян, выражение в монументальном искусстве. Однако, в отличии от египтян они не строили грандиозные пирамид — вавилонские зиккураты значительно скромнее, впрочем, это могло быть обусловлено особенностями не только религиозными, но и техническими — в Двуречье не было гигантских камней, и приходилось довольствоваться кирпичом. Наиболее грандиозными сооружениями были зиккураты, храмы, посвященные богам. Они строились в виде ступенчатых башен, составленных из уступов-террас, каждая из которых была меньше находящейся в ее основании. Верхние террасы были озеленены, а стены зиккуратов раскрашивались, купол часто был позолоченным. Внутри храма ставили статую соответствующего бога, облаченную в «пышные одежды», покрытую пластинками из золота и слоновой кости. Само святилище, то есть жилище бога, находилось в верхней башне. Доступ в храм был открыт только жрецам, а статую выносили на улицы по праздникам. Самым знаменитым зиккуратом можно считать храм Мардука в Вавилоне. Легенде гласит, что ее хотели вознести до небес, но такая форма поклонения показалась богам угрожающей и дерзкой, и их волей произошло такое смешение языков строителей, что работы пришлось прекратить. Вавилонское столпотворение упоминается в Библии, и это выражение стало с тех пор нарицательным, а Вавилонская башня была отнесена к семи чудесам древнего мира.

Вавилонских архитектурных памятников дошло до нас значительно меньше, чем египетских, что во многом может быть объяснено недолговечностью использованных в них строительных материалов. Наиболее монументальным и впечатляющим из сохранившихся памятников являются украшенные изразцами ворота богини Иштар, для размещения которых в ХХ в. пришлось отвести всю центральную часть четырехэтажного берлинского Пергамон-музея. Сохранились также замечательные мраморные статуэтки из Тель-Асмара — группа мужских фигур, поставленных так, чтобы зритель всегда встречал их взгляд. Очень популярным было изображение зверей, особенно — львов и быков. Их характеризует более утонченная проработка деталей, большая живость изображения, чем у египетских. Подобные статуи распространились и далеко за пределы Вавилонии, они были обнаружены даже в раскопках холма Эребуни в окрестностях Еревана.

Современные исследователи склоняются к выводу, что архитектурные формы, разработанные в Вавилонии, легли в основу романской архитектуры, перешедший из Рима, в свою очередь, в средневековую Европу. Основные элементы этой архитектуры составляют купола, арки, сводчатые потолки, сочетание горизонтальных и вертикальных сечений.

Еще одним из семи чудес света стали сооруженные уже в Нововавилонском царстве висячие сады Семирамиды (Шамурамат, ср. также армянское Шамирам). Традиция связывает их создание с именем царицы, жившей в IX в. до н.э. — она так скучала по своей зеленой родине — Мидии, что ее супруг повелел создать для нее своеобразный оазис в шумном и пыльном Вавилоне. Однако, есть точка зрения, что в действительности они были созданы лишь в VI в. до н.э. при царе Навуходоносоре II (Набу-Куду-ушшур). Как бы то ни было, они просуществовали несколько веков, известно, что в них окончил свою жизнь Александр Македонский, их описание оставил античный историк Геродот. Четырьмя ярусами они возвышались над городом, вода подавалась в них насосами, приводимыми в движение сотнями рабов.

Вавилон был шумным, кипучим городом с населением в 200 тысяч человек. Он торговал со всем древним миром. Сам город долгое время был неприступной крепостью, окруженной рвом с водой и двумя мощными стенами, на которых свободно могли разъехаться две колесницы по четыре лошади. В городе имелось 24 проспекта, в середине стояла знаменитая башня высотой 90 м.

Но и Вавилону было предписано пасть. Согласно Библии Пророк Даниил будто жил тогда при дворе, уже глубоким старцем. На пиру царя Белшарусура (в Библии — Валтасара) появилась человеческая рука, начертавшая на стене «Мене, текел, перес». Пророк сумел разгадать их: «Мене — бог исчислил царство твое и положил конец ему, текел — ты взвешен на весах и найден очень легким, перес — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». Далее в Библии рассказывается, как той же ночью Валтасар был убит. Это произошло в 558 г. до н.э. Царь Куруш (Кирос по греч.) велел отвести воды Евфрата в специально прорытые для этого каналы, и по сухому руслу его воины ворвались во дворец, застав пирующих врасплох.

Между историей Старого и Нового Вавилона лежит промежуток времени в несколько веков, относящийся к еще одному древнему государству Двуречья — Ассирии (Ашшур).

 

Вавилонская математика

 

Вавилоняне писали клинописными значками на глиняных табличках, которые в немалом количестве дошли до наших дней (более 500000, из них около 400 связаны с математикой). Поэтому мы имеем довольно полное представление о математических достижениях учёных Вавилонского государства. Отметим, что корни культуры вавилонян были в значительной степени унаследованы от шумеров — клинописное письмо, счётная методика.

Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач существенно шире. Есть задачи на решение квадратных уравнений, геометрические прогрессии. При решении применялись пропорции, средние арифметические, проценты. Методы работы с прогрессиями были глубже, чем у египтян.

В вавилонских текстах, как и в египетских, излагаетсятолько алгоритм решения (на конкретных примерах), без комментариев и доказательств. Однако анализ алгоритмов показывает, что развитая общая математическая теория у вавилонян несомненно была. Шумеры и вавилоняне использовали 60-ричную позиционную систему счисления, увековеченную в делении круга на 360°. Писали они, как и мы, слева направо.

Греческие и средневековые европейские математики (в том числе и Коперник), для обозначения дробных частей пользовались вавилонской 60-ричной системой. Благодаря этому, мы делим час на 60 минут и минуты на 60 секунд. Вопреки распространённому мнению, часы, минуты и секунды не использовались в Древнем Вавилоне. Вместо этого использовался «двойной час» длительностью 120 современных минут, а также «время-градус» длительностью 1360 дня (то есть четыре минуты) и «третья часть» длительностью 313 современных секунды (как хелек в современном еврейском календаре).

От вавилонской математики ведёт начало принятое сегодня измерение углов градусами, минутами и секундами (введение этих единиц в древнегреческую математику обычно приписывают Гипсиклу, II век до н. э.)

Венцом планиметрии была теорема Пифагора; Ван дер Варден считает, что вавилоняне открыли её между 2000 и 1786 годами до н. э..

Значительные достижения вавилонских математиков и астрономов стали фундаментом для науки последующих цивилизаций, и прежде всего — науки древней Греции.

 

 

Вавилонская астрономия

Вавилонская астрономия была тесно переплетена с астрологией. Множество наблюдений делалось не ради научных исследований, а в астрологических целях. Вместе с тем, астрологический свод Энума Ану Энлиль содержит ценные астрономические наблюдения. Также астрономия была необходима для развития календарной системы, которая давала возможность отсчитывать время. Кроме того, развитие астрономии поощрял вавилонский царь Хаммурапи.

Ещё до развития вавилонской астрономии, государства Шумера и Аккада, предшествовавшие Вавилонскому государству, достигли больших успехов в астрономии. Вавилоняне использовали эти достижения, как основу своей собственной астрономии.

Когда Вавилон был захвачен Ассирией, то сложились хорошие условия для дальнейшего развития вавилонской астрономии. В этот период постепенно собирались данные о закономерностях в наступлении затмений и движении планет. На протяжении всего периода времени от завоевания Вавилона Ашшурбанипалом, до завоевания Персидской империи Александром Македонским, Вавилон был торговым и культурным центром на всем Ближнем Востоке. В этих условия крайне сильно развилась вавилонская наука. В то время расстояния между планетами и звездами большой яркости указывались в цифрах, есть вероятность, что они вычислялись с помощью не сохранившихся до современности инструментов. Шумеро-аккадские и вавилонские астрономы, бывшие также жрецами, наблюдали небо с помощью специальных башен-обсерваторий, которые, как правило, были размещены в зиккуратах.

Эти башни были во всех шумеро-аккадских и вавилонских городах, о чём свидетельствуют находки их развалин.

В вавилонском календаре было 12 месяцев, а также ещё один вставной месяц, иногда использовавшийся для поддержания календаря в норме. Иногда было два года подряд с вставным месяцев, в крайних случаях в году могло быть два вставных месяца. Ещё до развития вавилонской астрономии, государства Шумера и Аккада, предшествовавшие Вавилонскому государству, достигли больших успехов в астрономии. Вавилоняне использовали эти достижения, как основу своей собственной астрономии.

 

Для выяснения наступления первого дня месяца вавилонянам требовалось наблюдать за новолунием, а для церемониальных целей вавилонские жрецы также наблюдали за полнолунием.

Благодаря многовековым наблюдениям, вавилонские астрономы разработали свой собственный календарь. Вавилоняне делили день на 12 часов, а час на 30 минут, год у них состоял из 365 дней. Выкладки вавилонских астрономов крайне точны, их могут использовать и современные ученые.

Основное внимание вавилонские астрономы уделяли движению звёзд и планет. Их знания в области движения небесных светил были очень развиты, точность, с которой они вычисляли движений небесных светил, была очень высока.

Вавилонские астрономы могли предсказывать затмения и имели представление о предварении равноденствий. Своего расцвета вавилонская астрономия достигла в VIII—VI веках. до н. э. При правлении царя Навуходоносора вавилонская астрономия достигла новых успехов, в частности был выделен зодиак.

Греческая астрономия развивалась под сильным влиянием вавилонской. Древнегреческие астрономы копировали у вавилонян записи и вычисления, а также позаимствовали некоторые астрономические приборы.

 

Культура Ассирии

Oт изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось немало  оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во многих фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, ярко подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражены в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Aссирийцы создали новый, военный жанр. Hа рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

Hа алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При пристальном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

По замыслу авторов мастеров рельефы представляли собой своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо изысканнее; рельеф здесь более выпуклый. Pеже встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий.

Bообще самым большим достижением ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

Aссирийские рельефы IX - VII в.в. до н. э., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.

B области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожжённый кирпич применялись редко). По причине того, что сырцовый кирпич - материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приёмов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые "хеттские бит-хилани". Задние стены обычно были глухие, комнаты, как и в Bавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем в Вавилонии.

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший большую часть его площади. Tакой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича. Aрочные входы украшались каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими ликами - божеств-хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по почти не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в особенности узкие и длинные парадные залы дворцов. Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы.

Oднако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; иногда - как в случае охотничьих сцен - художник умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Aссирии. Hет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской культуры вообще в значительной мере определялось, как и в других странах древнего Востока, религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги "свои" и "чужие", однако и "чужие" боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.

Oфициальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Bавилона, с той лишь разницей, что местный бог Aшшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-Mардуком. Но среди народных масс были распространены такие мифы и верования, которые не были известны вавилонянам и которые восходили к хурритской мифологии. Это засвидетельствовано изображениями на цилиндрических каменных печатях, которые носили свободные ассирийцы. Ассирийские мифы и культы, связанные с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии.

Pелигиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев: многочисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Cложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это обстоятельство широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

 

Культура A ккада

B культуре и искусстве аккадского периода главным мотивом была идея героя. Это либо обожествлённый царь незнатного происхождения, который сумел добиться власти, собрать и повести за собой огромную армию, объединить земли Mеждуречья и отправиться походом в далёкие земли (Cаргон Древний и Нарам-Суэн). Либо это был человек из низов общества, благодаря своей силе и способностям отличившийся в военных походах и возвышенный царём. Таким образом, в искусстве аккадцы придавали большее значение личности человека, чем шумеры в предшествующий период.

Aрхитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путём чередования выcтупов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.

Цaри Aккада вели активную строительную деятельность. Oни перестраивали храмы и святилища, возводили дворцы и крепости. Oднако до наших дней сохранилось крайне мало следов аккадских построек. Это вызвано, во-первых, анархией после падения Аккада, во время которой многие постройки были разрушены, а во-вторых, политикой царей 3-й династии Ура, которые, восстанавливая после разрушений древние храмы и зиккураты, намеренно уничтожали свидетельства работ времён Аккад. В 1899—1900 годах Г. Ф. Гилпрех обнаружил в Hиппуре фундамент зиккурата, заложенного Саргоном Аккадским, находящимся под зиккуратом эпохи 3-й династии Ура.

 

Раскопанный Маллоуэном дворец Нарам-Суэна, нижняя южная часть наиболее хорошо сохронившиеся образец аккадской архитектуры обнаружен в Тель-Браке Максом Маллоуэном. Здание, от которого сохронился лишь фундамент, было названо дворцом. Однако, скорее всего, это был форпост для охраны торговли Аккада с жителями Малой Азиию «Дворец», датированный царствованием Нарам-Сина, был квадратный в плане, со сторонами длиной около 100 м. Внешние стены очень толстыею Внктри были расположены многочисленные кладовые и внутренние дворики. Форпост был разграблен и разрушен пожаром с падением Аккада.

 

В древнем городе Эшнунна обнаружены фундаменты многочисленных частных домов и оградительной стены аккадского периода, а также большое жилое здание, называемое Северным Дворцом. Здание состояло из трёх больших частей. Южная часть представляла собой внутренний дворик, окружённый маленькими комнатками. Найденные в нём зеркала, украшения и туалетные аксессуары говорят о нахождении в нём женщин. В центральной части здания была анфилада жилых и парадных комнат. Северная часть состояла из служебных помещений и системы двориков, ведущих к главному входу. В восточной части здания имелось несколько маленьких туалетных комнат с сооружениями из обожжённого кирпича, имеющими водосток, выходящий за пределы сооружения. В Уре Леонардом Вулли исследовано около 400 аккадских погребений.

 До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской скульптуры. Самые известные — это бронзовая голова аккадского правителя, статуя и чёрный обелиск Маништушу.

Голова статуи аккадского царя найдена Максом Мэллоуэном в Ниневии, в развалинах храма Иштар. Мэллоуэн определил статую как изображение Саргона Аккадского, сделанное по приказу его сына Маништушу, считающегося основателем храма. В целом, аккадским скульпторам удалось достичь большего реализма, чем их шумерским предшественникам. Саргон изображён с причёской «шлем-парик», усами и разделённой бородой. На месте глаз были драгоценные камни, при извлечении одного из них статуя была повреждена. В настоящее время находка хранится в Иракском национальном музее.

Обелиск Маништушу был найден во время раскопок в Сузах. Что же касается статуи этого царя, то её верхняя часть сильно повреждена; Маништушу изображен стоящим в длинной одежде.

Аккадское государство было двуязычным: и шумерский, и аккадский языки имели важное значение. Шумерский этого времени находился на так называемом переходном этапе своего развития. Он имел важнейшее значение как язык богослужений, литературы и храмового учёта. Вместе с тем, своеобразная политическая обстановка и сложность этого языка обуславливали все более глубокое проникновение аккадского в культуру и быт населения Нижней Месопотамии. Последний был распространён в форме староаккадского диалекта и применялся, главным образом, в канцелярии.

Оба языка использовали клинописную словесно-слоговую систему знаков (клинопись). Самым распространённым материалом для письма была глина, из которой делались таблички, на которых специальным стилом писцы выдавливали знаки. К периоду существования Аккадского государства относится переход от округлых табличек к строго прямоугольным, с хорошо прочерченными линиями для письма. Затем табличку подсушивали, и документ был готов. В аккадскую эпоху писали сверху вниз, знаки были ещё достаточно архаичными, воспроизводившими шумерские почерки. Строки разделялись вертикальными линиями. Если надпись была большой, то она подразделялась на ярусы, которые, в свою очередь, отделялись горизонтальными линиями. Морфологическая форма слова часто не выписывалась полностью, использовались логограммы, детерминативы и прочее.

Основным языком художественной литературы этого периода оставался шумерский. Количество памятников на аккадском языке, восходящих к этому периоду, ничтожно мало. Исследователи называют этот язык староаккадским. Ряд литературных произведений приписывается Энхедуане, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице Ура. Её произведения назывались «гимнами к богине Инанне». До нас дошло более 100 табличек с фрагментами несколькиз этих гимнов, но лишь в списках более позднего старовавилонского периода. Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.

Исследования учёных позволили выявить, что предки аккадцев — восточные семиты — поклонялись различным божествам, покровителям отдельных общин, но при этом семиты издревле избегали называть богов собственными именами. Каждое племя или община называла своего бога-покровителя «господином» — ба’ал или бел, а богиню-покровительницу «богиней» — аc̠тар или иштар (хотя у южных семитов это было именем мужского божества).

К моменту создания Аккадской державы семитские боги были адаптированы к шумерской мифологии. Бел стал обозначать верховного бога, которым в то время являлся Энлиль (впоследствии — Мардук); имя Иштар стало применяться, в принципе, к любой богине.

Наряду с отождествлением, происходило также изменение традиционных имён шумерских богов на семитский лад. Так, верховный шумерский бог Энлиль по-аккадски назывался Эллиль; богиня Инанна чаще всего называлась Иштар, солнечный бог Уту — Шамаш, олицетворение луны Нанна (Зуэн) — Суэн (Син), Энки — Хайя (Эа), Ишкур — Адад и т. д.

На основании того, что пантеон, различные образы и сюжеты были часто тождественными в обеих культурах, обычно говорят о единой шумеро-аккадской мифологии.

 

Заключение

Таким образом древнейшими обитателями Двуречья была создана высочайшая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности (именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества - она относится к 4 тыс. до н.э.).

Здесь же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли - астрономии и математики.

Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе.                                                     

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории.

 

Список использованной литературы

 

1. В.В. Емельянов ( Древний Шумер. Очерки Культуры) М.: Дрофа, 2001

2. О. Шпенглер, Ф. Ницше ( Концепция « Заката Культуры)

3. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. — 2-е, испр. и доп. — М.: Наука, 1990.

4. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — Минск: Харвест, 2004.

5. Паннекук, Антон. Часть 1. Астрономия в Древнем Мире — М.: Наука, 1966

6. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. — М.: Наука, 1967.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!