Исключительно своею кистью Рафаэль пишет только портреты.

Конспект 7

Тема: Творчество Рафаэля Санти (1483-1520)

Отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником герцога Урбинского. Он вращался среди знатных людей, хотя сам был ремесленником. Чего не удалось отцу, удалось его сыну. Осваивая от отца основы ремесла, Рафаэльодновременно заимствовал из окружающей его придворной среды светский этикет, грацию, умение вести беседу. Его врожденный талант и такт получили при дворе герцога Урбинского достойную оценку.

В возрасте 17 лет Рафаэль перебрался в город Перуджу, где продолжал учебу у Пьетро Перуджино. Рафаэль писал в это время небольшие композиции

1. «Святой Георгий, побеждающий дракона»

              

            1                                                                                      2

2. «Сон рыцаря»

наполненные пространством и изысканным ритмом.

В годы учебы у Перуджино сложился рафаэлевский образ Девы Марии.

3. « Мадонна Конестабиле»

Находится ныне в Эрмитаже. Художник создал нежный, чистый, юный образ Мадонны. Её силуэт прост, но одновременно и совершенен, очищен от земных подробностей, случайностей. По эскизу Рафаэля была выполнена нарядная рама ля картины.

Прожив у Перуджино 5 лет, Рафаэль переехал во Флоренцию, она еще сохраняла звание столицы искусства. Там жили и работали два гения: Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Главной темой работ Рафаэля во Флоренции стала тема Мадонна с младенцем.

4. « Мадонна с Младенцем – Христом и маленьким Иоанном-Крестителем»

5. «Прекрасная садовница»

6. «Мадонна с вуалью»

Он компонует фигуры согласно принципам Леонардо, он работает с пластикой тела. Подобно Микеланджело, но тем не менее не превращается в подражателя. В Мадоннах Рафаэль изображает свой идеал красоты.

· Изображает не конкретную женщину, а объединяет черты многих женщин, создавая идеал красоты.

Папа Юлий II, человек жесткий, жестокий, четверть века стремившийся к власти и получивший её, задумал превратить Рим в столицу христианского мира, он приглашает Рафаэля. В Риме Рафаэль пишет знаменитую

 

 

7.  « Сикстинскую мадонну»

 

Была написана для монастыря святого Сикста в городе Пьяченца. Сейчас находится в Дрезденской галарее.

Сюжет: Дева Мария легко ступает по облака, неся людям своего Сына. Её ступени не проваливаются в мягкую. Невесомую облачную массу, в то время как святой Сикст и святая Варвара , стоящие по сторонам тонут в ней. Дева Мария очень Молода, наивно-чиста – и в то же время скорбна и всезнающа. Она уже знает о муках, которые предстоят её сыну. Она любит Христа как ребенка и преклоняется перед ним как перед Спасителем. Тяжелый занавес и парапет отделяет мир картины от нашего земного мира.

8. Росписи папского дворца – станц.

Заказ Юлия II. Станцы – почти квадратные в плане помещения, на их стенах расположены живописные композиции. В это время ему исполнилось 25 лет, он был успешным, знаменитым художником, главой огромной мастерской. Поэтому собственноручно он работал в первом зале – Станца дела Сеньятура (Зал Подписей). В двух остальных – выполняли ученики, по его рисункам и эскизам. Автором всех произведений выполненной в Мастерской художника, считался сам художник, он ставил на них свою подпись.

В Станца дела Синьятура: «Афинская школа», «Диспут», «Парнас», «Диспут»

«Афинская школа»

Философская школа была основана Платоном в роще не подалёку от Афин. Она не была учебным заведением, в рощу приходили все, кого интересовали проблемы мироустройства. Афинская школа – символ античной мудрости и свободного познания мира. Художник окружил философов архитектурой – символ здания человеческой мысли, храма мудрости. Без стремления к высшему, без желания постичь основы мироздания человек никогда не смог бы называться человеком.

Сюжет: В центре композиции, как в центре античной философии, две фигуры: седобороды Платон, автор учения о небесном мире идей, и его ученик Аристотель, чьи интересы были сосредоточены на земном бытие, человеческом обществе. Они центр и смысл композиции. Фигуры первого плана: слева сидит отец арифметики Пифагор, справа юноша собрались вокруг отца геометрии Евклида. Рядом два мудреца держат модели земной и небесной сфер. Главные фигуры Пифагора и Евклида, малоподвижны. Фигуры окружающих их учеников изображены в активном движении. Взаимодействие архитектуры и персонажей композиции создают гармоничное целое.

«Диспут»

Сюжет: изображен спор о таинстве причастия. В споре принимают участие языческие философы и отцы церкви, а над ними Рафаэль изобразил раскрытые небеса, Христа, Богоматерь, Иоанна Предтечу и апостолов, и выше всех – Бога-Отца.

«Парнас»

Сюжет: изображает древнегреческое обиталище муз, поэтов и всех, связанных со словесным искусством: Гомер, Сафо, Данте.

Жизнь Рафаэля была славной и блестящей. Его популярность превышала популярность римского папу. Многие работы выполняют по его эскизам – ученики.

Исключительно своею кистью Рафаэль пишет только портреты.

9. «Донна велата» ( velata покрытая покрывалом, вуалью)

                                        

                     9                                                                                 10

Черты лица дамы напоминают знаменитую «Сикстинскую мадонну». Рафаэль написал портрет в натуральную величину.Модель покоится устойчиво, статично. Её жизненная сила и красота укрыты оболочкой золотистого покрывала. Рафаэль сравнивает даму с жемчужиной.. Взгляд донны рассредоточен: затененный глаз глядит в даль, а тот что на свету смотрит на нас. Отсюда впечатление задумчивости.

10. Портрет Бальдасара Кастильоне.

Друг художника. Главное впечатление от него – дружеские чувства, доверие, которым одаривает сначала художника, а потом зрителя этот умный, образованный, светский и богатый человек. Портрет построен на гармонии серых, охристых и оливковых цветов. Зелёные глаза и разовые губы модели – неброские драгоценности в изысканной оправе. Ярких красок нет и взгляд зрителя погружается в теплую световую среду портрета. Ослепительно белая плиссированная рубашка, обрамленная черным отворотом камзола – знак, что человек вам друг. Но режущее столкновение белого и черного, говорит, что врагу он опасен. Великолепный берет придает силуэту портрета сходство с огромным черным цветком.

11. Портрет римского папы Льва X c кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.

Огромный портрет-картина, предмет роскоши, свидетельство богатства и власти. Юлий X на мгновение отвлекся, чтобы отдать распоряжение кардиналам, явившихся на звук драгоценного колокольчика. Жертвует личными интересами, ради государственных.

Папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором строившегося собора Святого Петра, возложил ответственность за сохранность мраморов с латинскими надписями. Художник составил огромную археологическую карту Рима. Украсил фреской стену Ватикана с изображением слона в натуральную величину. Делал декорации для театральных постановок, расписывал загородные виллы, писал портреты и алтарные образы, рисовал картоны для шпалер и эскизы для росписей для Лоджии в Ватиканском дворце.

Рафаэль скончался в апреле 1520 года 37 лет от роду, в день своего рождения. Смерть Рафаэля сопровождалась небесным знамением: в папском дворце сами собой раскрылись двери. В памяти горожан он остался молодым, прекрасным, несколько неземным – таким каким мы можем увидеть его на портрете.

 

 

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!