Вопрос 3. Философские основания понятий «здоровье» и «болезнь».

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Философские вопросы биологии и медицины

текст лекции

 

 

доц. А.В. Смирнов

 

Воронеж – 2020

 

План:

 

1. Феномен жизни.

2. Понятие «жизнь» в философии и науке. Витализм и редукционизм в  биологии.

3. Философские основания понятий «здоровье» и «болезнь».

4. Валеология – наука о здоровье.

 

Вопрос 1. Феномен жизни

У каждого человека есть интуиция жизни. Каждый обладает бессознательным знанием живого и может отличить живую собаку от мертвой. Но когда мы пытаемся, это обыденное знание о живом выразить в научных понятиях, происходит потеря специфики живого. Поэтому, быть может, не стоит спешить строить теорию жизни, но имело бы смысл предварить ее обращением к некоторой феноменологии жизни, т.е. тем множеством полусознательных представлений о жизни, которыми обладает каждый человек из повседневного опыта общения с живыми существами.

Во-первых, только по отношению к живому мы употребляем такие термины, как «рождение» и «смерть». Употреблять их, например, по отношению к камню можно только в метафорическом смысле. Когда камень возникает, отколовшись от скалы, или исчезает, распавшись на кусочки, мы вряд ли можем серьезно сказать, что камень «родился» и «умер». Такие термины употребимы только по отношению к живому. Для неживых объектов мы говорим лишь о «возникновении» и «уничтожении». Но что это значит -«рождение» и «смерть»? Можно предполагать, что «рождение» - это «сильное возникновение», а «смерть» - «сильное исчезновение». Что означает слово «сильное» в данном случае? По-видимому, рождение как «сильное возникновение» предполагает, что живой организм по-настоящему возникает, в то время как возникновение камня означает возникновение его как отдельной целостности скорее в нашем сознании. В реальности камень - это во многом скопление атомов, которое сильно не меняется, отделившись от другого подобного скопления, или распавшись на меньшие совокупности. Следовательно, по большому счету, камень и не возникает и не исчезает или слабо возникает и слабо исчезает, поскольку сам камень слабо существует в форме отдельной целостности. Другое дело живой организм. Здесь мы чувствуем, что это не просто множество атомов, это некое самостоятельное целое, сильно выделенное из фона, по-настоящему существующее. Поэтому, если уж оно возникает, то возникает сильно, по-настоящему. Если исчезает, то исчезает по-настоящему. Более того, мы ощущаем, что рождение живого организма запускает собственное время этого организма, как и смерть, завершает это собственное время. Следовательно, у живого существа есть свое время, которое длится между рождением и смертью. Неорганическое тело своим временем не обладает, существуя, в общем, для всех объектов в мировом времени.

Затем, живое, например, способно расти, и его рост в общем случае сильно отличается от роста неорганических объектов, например, роста кристаллов. Кристалл растет, лишь прибавляя новые части к уже существующим старым. Что же касается живого роста, то здесь растут все части тела, здесь каждый раз обновляется как бы все пространство, захваченное телом живого организма. Следовательно, у живого есть не только свое время, но и свое пространство.

Наличие своего пространства подтверждается также разделением на внутреннюю и внешнюю среду, что столь характерно только для живого организма. Пространство внутри камня, в принципе, не отличается от внешнего пространства, оно лишь часть общего физического пространства. Другое дело пространство внутри тела живого организма. Это пространство сильно отличается и сильно защищается живым от посягательств внешнего пространства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и поверхности, обладают иммунными системами, призванными сохранить неприкосновенность внутреннего пространства живого тела.

Странной является и форма живых существ. Эта форма постоянно
сыплется и разваливается, ее нужно все время ремонтировать и восстанавливать, нужно затрачивать много энергии только для сохранения этой формы в прежнем виде («энергия структурного покоя» живого организма).
Складывается впечатление, что органическая форма является чужой и трудной для неорганической материи. Последняя с трудом, и то ненадолго способна удержать эту неподходящую для себя форму. Быть может, в этом одна из причин структурного обмена веществ в живых организмах.

Необычной является и геометрия органической формы, сравнительно с формами неорганическими. Неорганические формы, как правило, угловатые, в них господствуют прямые линии, плоскости и резкие скачки, образующие углы. Таковы, например, формы кристаллов. Что же касается органических форм, то их геометрия преимущественно криволинейная, в ней господствуют плавные линии, непрерывные переходы. Следовательно, в органической форме нет таких резких скачков, здесь скачки малые, образующие непрерывные переходы. Угол выражает резкий скачок от одного геометрического качества к другому, т.е. внешность и независимость этих качеств. Наоборот, непрерывный переход от одного направления к другому выражает множество промежуточных состояний, соизмеряющих эти направления между собой, погружающих их в некоторое единое целое. Таким образом, резкие углы выражают геометрию, в которой части господствуют над целым. Наоборот, плавность и криволинейность выступают признаками формы, в которой господствующее целое растворяет в себе отдельные части. Следовательно, органическая форма, характеризующаяся криволинейностью и непрерывностью, являет собою пример «холистической геометрии», в которой целое господствует над частями.

Далее, только живое способно питаться. Это, вообще говоря, удивительный процесс – питание. Было бы странно предполагать, что камень питается, вообще может обладать такой способностью. Только живое существо обладает этим качеством. Но что это значит – питаться? По-видимому, живое питается, чтобы пополнить запасы своей энергии. Следовательно, только у живого есть своя энергия, которая может заканчиваться, которую можно и нужно пополнять. Неорганический объект не обладает своей энергией, он растворен в океане общей физической энергии. Поэтому ему и не нужно получать какую-то специальную энергию. В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию, которую в процессе ассимиляции оно окончательно превращает в свою энергию.

Одно из фундаментальных свойств живого - свойство размножения. В общем виде можно выделять разные виды размножения, например:

1) размножение как избыток роста, превышающий некоторую меру единичности организма, - когда величина тела живого организма как бы переливается через край какого-то запаса единичности, и вливается в новую живую форму. Таков во многом рост растений, например, при размножении почкованием;

2) возможно размножение путем освобождения части от господства целого. Когда, например, гидру разрезают на части, и из каждой части возникает новая гидра, то в этом случае выделение части в процессе разрезания активирует эту часть как новое целое. Получается, что в частях целого потенциально содержится целое, которое активируется после высвобождения частей или потенцируется существованием частей в составе целого;

3) третий и наиболее развитый вид размножения - половое размножение. В процессе полового размножения сливаются два дополнительных целых, образуя новую целостность. Во всех этих видах размножения мы, тем не менее, можем заметить одно замечательное свойство, которое, по-видимому, является главным для способности размножения. Это взаимопроникновение целого и части - часть может становится целым, а целое - частью. Следовательно, для живого характерно некоторое третье состояние - состояние, которое можно было бы назвать термином часть-целое, выражая им синтез того и другого, целое целого и части - как бы целое 2-го порядка.

Живое способно к самодвижению. Когда, например, живой организм перемещается в пространстве, то он движет себя собою. Рассмотрим с этой точки зрения живую ходьбу на двух ногах. Когда одна нога движется, вторая служит ей опорой, и наоборот. Таким образом, в каждый момент времени живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную -опорную и более производную -движущуюся части, как бы на часть-причину и часть-следствие. Причем, часть, - причина определяет собою активность части-следствия. Но такое деление не фиксировано, а постоянно может себя переопределять, задавая в качестве причинных частей те части, которые ранее были следствиями, и наоборот. Так в живом способны перетекать друг в друга не только часть и целое, но и причина со следствием. В живом есть не только синтетическое состояние часть-целое, но и синтез причина-следствие. Такое причинно-следственное единство способно в любой момент поляризовать себя на части-причины и части-следствия. Части причины начнут определять собою части-следствия. В следующий момент, может произойти реполяризация, и в составе динамического единства будут выделены новые части-причины и части-следствия, и поток определения потечет в новом направлении от первых ко вторым. Но, несмотря на все эти поляризации и реполяризации, живое вновь и вновь восстанавливает себя как единство и переход любых своих следствий в любые причины, существуя как единое состояние «причина-следствие». Так обеспечено самодвижение живого.

Ясно, что пнуть ногой камень и пнуть собаку - это две разные вещи. С камнем мы можем быть уверены по поводу того, как он отреагирует на удар. Камень прозрачен для внешнего воздействия среды, практически однозначно принимая ее в себя. Среда выступает причиной изменения состояния неорганического тела. Иное дело - живой организм. Здесь уже полной уверенности в том, как отреагирует собака на удар, быть не может. Она может и укусить, и трусливо отбежать в сторону, и сделать еще нечто, что вообще не ожидалось. Живое уже перестает быть прозрачным для внешнего воздействия среды. Оно хотя и реагирует на среду, но на одно и то же внешнее воздействие каждый раз может ответить по-разному, преодолевая здесь однозначную причинно-следственную связь. Можно сказать и так, что живое активируется средой, но уже не определяется ею. Живое приобретает относительную автономность от воздействий среды.

Крайней формой автономности живого является его возможность рождать и уничтожать движение. В неорганическом мире активность (энергия) лишь переходит из одной своей формы в другую, не исчезая и не возникая. Когда же кошка просыпается от громкого звука, мы чувствуем здесь момент возникновения активности. И наоборот, сон несет в себе нечто от исчезновения движения. Что бы ни говорила нам физика по поводу закона сохранения энергии, в живом мы чувствуем его нарушения - живое способно включить и выключить свою энергию. Возможно, это как раз связано с тем, что у живого есть своя энергия, которая может и начинаться, и заканчиваться.

Наконец, в живом мы чувствуем свой собственный внутренний мир. Живое смотрит на нас, а не только мы на него смотрим. Смотря на камень, человек спокоен, будучи уверен, что только он смотрит на камень, а камень на него - нет (монологическая рациональность). В случае же с живым мы приобретаем особую неуверенность и колеблемость, ощущая, что не только мы смотрим, но и на нас смотрят (диалогическая рациональность). Возникает нечто, по большому счету, равное нам, способное посмотреть на нас со стороны и тем самым уменьшить нас до части своего поля восприятия.

Итак, подводя итог этой краткой сводке феноменологических особенностей живого, можно заключить, что живое – это начало, хотя и погруженное, но не растворенное в физико-химической среде, во многом выделенное и равноправно сосуществующее с этой средой, обладающее моментом свободы от ее законов.

Можно сказать и так, что живое - это малый мир («микрокосм» внутри

 «макрокосма»), со своим пространством-временем, своей собственной материальностью и активностью, согласующейся, но не подчиняющейся вполне физико-химическим законам.

Но если это так, если живое несводимо вполне к законам среды, то, следовательно, за живым стоит некоторый свой собственный принцип, основание, определяющее автономное бытие живых форм. Этот принцип так и можно называть – Принцип Жизни.

 

Вопрос 2. Проблема определения понятия «жизнь» в науке и философии. Витализм и редукционизм в биологии.

       Вопросы о сущности и происхождении жизни – фундаментальные не только для биологии как специальной «науки о живом», но и для всего современного естествознания их обсуждение, берущее начало в самых древних и глубоких пластах человеческой культуры, проделало долгий путь. Однако до настоящего времени общепризнанного определения жизни нет. Сегодня в литературе можно насчитать несколько десятков различных определений жизни. Ситуация выглядит столь удручающей, что наводит даже на мысль принципиальной невозможности определить сущность жизни (Г. Боген, Н. Пири, Э. Шеррингтон). Однако, эта позиция не является доминирующей. Ученые продолжают упорный поиск путем решения этой проблемы.

       Разнообразие определений во многом является результатом деятельности большого числа наук, занимающихся исследованием жизни. Каждая наука выделяет важные для себя стороны феномена жизни, фиксируя их в своем определении. Физик видит в живых организмах подкласс открытых неравновесных термодинамических систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. Для химика – есть взаимодействие макромолекул, для кибернетика – это сложнейшая сеть управляющих информационных систем. Все эти определения имеют право на существование, но они носят односторонний характер, фиксирует лишь один аспект феномена жизни. Задача же состоит в том, чтобы дать определение сущности жизни, позволяющее четко однозначно охарактеризовать жизнь, отделить живое от неживого. В настоящее время можно выделить три подхода к решению этой задачи: дескриптивный, атрибутивный и сущностный.

       В первом случае жизнь определяют через описание ее важнейших видимых свойств, совокупность которых и выделяет ее из мира неживой природы. Авторы самого известного за рубежом учебника по биологии Д.Тейлор, Н. Грин, У. Стаун пишут, что не могут дать точного определения жизни и не могут сказать как и когда она возникла. «Все, что мы можем – это перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой»: питание, дыхание, раздражимость, подвижность, выделение, размножение, внутренняя система саморегуляции, направленная на поддержание гомеостаза. При атрибутивном подходе из видимых свойств живых организмов выделяют некоторые из них как коренные, сущностные, качественно отличающие их от объектов неживой природы. К ним чаще всего относят обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляцию, способность создавать, хранить и передавать информацию. Слабой стороной данного подхода является отсутствие объективного критерия для выделения атрибутивных признаков и основной характеристики, объединяющей их.

       Сущностный подход связан с поиском такой основной характеристики жизни, с помощью которой можно было бы объяснить все другие ее проявления. Это позволило бы заложить основы теоретической биологии как комплексной аксиоматически-дедуктивной системы. В XX веке в процессе эволюции науки формировались различные сущностные модели жизни: энергетическая, информационная, кибернетическая, семиотическая. Ни одна из них не стала общепризнанной, так как не удовлетворяла требованию достаточности и необходимости эти поиски убедительно продемонстрировали непродуктивный характер решения проблемы сущности феномена жизни через призму традиционной бинарной оппозиции «редукционизм-витализм», пронизывающей всю многовековую историю биологической науки.

       Витализм – направление в биологии утверждающее принципиальное различие живого и неживого, настаивающее на существовании специфических биологических закономерностей, не сводимых к законам физики, механики, химии, а главное – на наличие особых сил и факторов, придающих живым организмам целостность и целесообразность, особого рода упорядоченность и способность стремиться к определенным целям. Представители витализма считают, что в живом есть некое особое начало «жизненная сила» (vis vitalis), которая отсутствует в неживой природе и принципиально отличает живое от неживого. В философии у истоков витализма стоял античный философ Платон.

В настоящее время в витализму близок холизм, утверждающий несводимость целого к частям, существования некоторого нового качества (эмерджентного), которое возникает только в целом и отсутствует у элементов целого. Поэтому целое не может быть объяснено из свойств его частей.

Внутри витализма можно выделить 2 направления: а) иррациональный и б) рациональный витализм. Иррациональный витализм утверждает, что принцип жизни непознаваем, мы можем только утверждает, что он есть, но каков он и каковы его свойства, познать невозможно. Это направление, по существу, отрицало биологию как науку. Рациональный витализм, признавая принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее, полагает, что возможно научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.

       Направление противоположное витализму – редукционизм полагает, что никаких принципиальных различий между живым и неживым не существует. Различие носит чисто количественный характер. Законны биологии это – законы физики и химии, но проявляющие себя в специфических условиях. Б.Рассел в работе «Человеческое познание» утверждал, что «…. все в поведении живой материи может теоретически объяснено в терминах физики и химии». Биология, с этой точки зрения, одна из прикладных физико-химических наук.

       Внутри редукционизма также можно выделить два направления – а) сильный и б) слабый редукционизм. Сильный редукционизм полностью отрицает отличительные особенности живых организмов (даже как физико-химических систем). Слабый редукционизм признает видоизменение законов физики и химии для живых организмов, хотя это видоизменение не столь значительно, чтобы вообще отменить эти законы.

Развитие биологии происходило в направлении от крайних форм витализма и редукционизма к постепенному сближению их позиций. Особенно настоятельно подталкивают к этому результаты исследования феномена жизни наукой ХХ века. Три потока идей, идущих из трех разных областей исследования живого (биохимия, генетика и кибернетика) были объединены идеей о семиотической природе жизни. Стало очевидно, что ни физикохимия вообще, ни энергетика, в частности, не определяют живое, хотя живое во всем этом нуждается. Более того, приходится задействовать арсенал гуманитарных понятий для понимания жизни уже на самом исходном и элементарном уровне протекания жизненных процессов. Безусловно жизнь – это материальная система, подчиняющаяся всем законам физики и химии, но это одновременно и система, обладающая внутренне присущими ей свойствами целенаправленности, символичности. Задача подлинной науки найти пути преодоления противостояния витализма и редукционизма в новой синтетической концепции жизни, снимающей их односторонность. Первыми шагами на этом пути можно считать появление теории аутопоэза У. Матураны и Ф.Варелы, формативной причинности Р. Шелдрейка, экранной В.И. Моисеева.

       Среди философских принципов биологии XXI века выделим основные:

ü Меняется предмет исследования. От изучения отдельных видов живых организмов биология переходит к изучению их взаимодействия, к изучению экосистем. Еще В.И. Вернадский предложил изучать биосферу как единое целое.

ü Современная биология признает влияние субъекта на объект исследования. Это признание требует большей строгости исследования, ужесточается критерий верификации биологического исследования.

ü Происходит постепенное сближение противоположных концептуально-методологических подходов – витализма и редукционизма. Такое сближение создает предпосылки для разработки общей теории биологии.

ü Очевидно, стремление биологии к более глубокому проникновению в тайны и механизмы жизни. Биология все больше переходит от клеточного уровня анализа к молекулярному и субмолекулярному.

ü Более внимательно и всесторонне биология изучает взаимодействие биологического и психического в существовании и развитии биосферы.

ü Активно идет изучение влияния космических факторов на земную биосферу.

 

Вопрос 3. Философские основания понятий «здоровье» и «болезнь».

 

Философия медицины – один из признанных разделов современной философии, в рамках которого рассматриваются философские проблемы природы болезни и здоровья, нормы и патологии, проблемы причинности, соотношения структуры и функции, логико-гносеологические особенности медицинского диагноза и т.д. Медицину во многом можно рассмотреть как одну из сторон биологического знания. Основной категорией биологии является категория «жизни». Главная проблема биологии – проблема сущности жизни, проблема того, чем живое отличается от неживого. Что же касается медицинского знания, то оно обращено уже по преимуществу к внутренней сфере живого, предполагая его внутреннюю более качественную дифференцированность по степеням. Главной категорией медицины в этом случае оказывается категория «меры жизни», которой предполагается, что феномен жизни не только дан как самостоятельное относительно автономное качество, но и как состояние, способное дифференцировать внутри себя на количественные степени – меры, образуя более сильную или более слабую жизнь. Иными словами, есть не просто жизнь, но и степени жизни – жизнь сильная и жизнь слабая. Жизнь характеризуется своими степенями, обладая возможностью усиливаться и ослабляться, увеличиваться и уменьшаться, продолжая оставаться жизнью как одним и тем же качеством, несмотря на эти количественные градации. В этом случае здоровьем мы называем достаточно сильную жизнь, а болезнью жизнь ослабленную.

       В тоже время здоровье и болезнь могут быть охарактеризованы своими моментами качественного различия, образуя два разных подкачества внутри одного большого качества жизни. Качественное различие здоровья и болезни не способно осуществить себя на уровне самой жизни, т.к. и здоровье и болезнь одинаково оказываются формами - степенями жизни, но здоровье и болезнь образуют более тонкое качественное различие на фоне более тотального качества жизни. Следовательно, система качеств в этом случае обнаруживает некоторую иерархическую организацию, когда дано одно более иерархически высокое качество (жизнь), внутри которого выделяется несколько иерархически низких подкачеств (здоровье и болезнь). Здоровье и болезнь – не только разные степени жизни, но и одновременно ее разные подкачества. Единство количественной степени и соответствующего ему качества, как известно, в классической метафизике носит название «меры». Так скорее не степень, а мера жизни – основная категория медицины.

       Ослабляя себя, жизнь проходит границу некоторого своего подкачества и является новым подкачеством, которое мы называем болезнью наоборот, усиливается, жизнь вновь переходит границу подкачества, и этот под-скачок мы фиксируем идеей нового состояния – здоровья. Общие подкачества здоровья и болезни могут образовывать внутри себя множество под-под-качество отдельных видов здоровья и отдельных видов болезни. С количественной точки зрения все виды здоровья представляют собой одинаково сильные стадии жизни, превышающие некоторый порог первой болезни, за которым ослабление жизни впервые дает патологию.

Норма – это физиологическая мера здоровья. Медицинский подход трактует норму, как относительную категорию. Нормально не то, что стандартно, а то, что оптимально для индивида в определенный момент, в конкретной ситуации. Норма – это «ситуационный оптимум». Патофизиология трактует относительность нормы, по меньшей мере, в трех аспектах. Можно говорить об исторической, географической и ситуативной относительности нормы и конкретных нормативов.

Адаптивные механизмы, присущие индивидам, складываются эволюционно. Поэтому, в разных поколениях, параметры функционирования, присущие большинству нормальных индивидов могут изменяться (историческая относительность нормы). Пример тому – акселерация параметров физического развития детей. Экологические условия различны в разных регионах и предполагают разные оптимумы функционирования органов и систем (географическая относительность нормы). Например, содержание гемоглобина у жителей высокогорья и равнин. Наиболее важной для патофизиологии является ситуативная относительность нормы (например, параметры артериального давления при глубоком сне и при физической нагрузке у одного и того же индивидуума). Таким образом, медицинская норма – конкретный переменчивый оптимум, а не типичный стандарт.

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое —статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов — это статистически нормально.

Второе содержание — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например, специалистов, лидеров группы или общества и т.п.

В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение рассматривает здоровье как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии более широкие, чем понятия здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны: они охватывают целое множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь выступают как дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, оказывающего влияние на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Как видим, понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Можно быть здоровым человеком, но отличаться от общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы тела, уровня интеллекта). Здоровьесостояние психического, физического и социального благополучия; жизнедеятельность организма, которая обеспечивает ему оптимальную приспособляемость и адекватные условия существования. Здоровье – те относительно узкие и энергетически наиболее экономичные пределы функционирования организма, в которых КПД органов и систем максимален, а адаптация к меняющимся ситуациям достигается наименее рискованными путями. Организм остается здоровым, если имеется возможность вовремя включить в ответ на ту или иную ситуацию программу адаптации оптимально соответствующую ее специфике, и реализовать эту программу без ошибок, до конца и в максимально необходимом масштабе.

Таким образом, основными критериями здоровья являются:

1. Сохранение уравновешивания организма со средой. Эта формула подразумевает, что здоровый человек легко адаптируется к изменению условий своего существования (например, к изменению температуры окружающей среды, влажности, барометрического давления и т.д.).

2. Сохранение высокой профессиональной трудоспособности.

3. Сохранение целостности организма (отсутствие серьезных физических дефектов, повреждений, которые могли бы ограничить профессиональную трудовую деятельность, нарушить адаптивные возможности организма), соответствие структуры и функции.

4. Способность организма поддерживать гомеостаз.

 

В определении болезни существуют две основные точки зрения: 1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; 2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не быть (например, туберкулез).

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала люди определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее.

 

Для болезни как особой стадии или состояния жизни характерны:

1. Недостаточность приспособительных реакций для поддержания уравновешивания организма с внешней средой в новых условиях.

2. Понижение трудоспособности. Кратковременное снижение трудоспособности вследствие переутомления, а также в последние месяцы беременности не следует считать уменьшением социальной полезности человека. Кроме того, понижение трудоспособности, как признак заболевания, не характерен для болезней детей и стариков.

3. Как известно, чрезвычайные раздражители внешней среды являются причиной болезней. Один и тот же раздражитель может быть «патогенным», «чрезвычайным» для одних лиц и обычным, физиологическим для других, что определяется реактивностью организма, зависящей как от наследственных свойств организма, его конституции, так и от тех дополнительных влияний, которым подвергался организм перед воздействием причины, вызвавшей болезнь, или одновременно с ней. Разнообразные причины болезни всегда действуют на организм в определенных условиях труда и быта, т.е. их влияние находится в зависимости от социальной среды. Поэтому в понятие «внешняя среда» всегда включаются также и социальные факторы. Теперь уже нет сомнения в отношении важной роли социального фактора для возникновения болезней человека;

4. Наличие серьезных повреждений, которые возникают под влиянием повреждающих факторов, травм;

5. Поражение всего организма, с преимущественной локализацией в каком-либо органе;

6. Развитие при регулирующем влиянии нервной системы и второй сигнальной системы.

Итак, болезнь – это нарушение и ограничение жизнедеятельности человека, характеризующееся ограничением приспособляемости и понижением трудоспособности под влиянием вредных для него факторов внешней среды. А.Д. Адо (1980) дал следующее определение: «Болезнь – это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека».

Таким образом, понятие «болезнь» явление многофакторное, включающее генетические, психологические и социологические компоненты. Болезнь — есть специфическая форма бытия, с физиологических позиций – отклонение от общих закономерностей, борьба всего организма за свою ценность на качественно новом уровне приспособления. Это причинно-обусловленный, развивающийся путем смены причинно-следственных отношений, процесс, т.е. он имеет собственную структуру, историю и законы формирования.

Подчас считают, что болезнь это такое состояние, которое сопровождается болезненными ощущениями. Это определение методологически неправильное, т.к. существует целый ряд болезней, когда боль или не появляется или появление уже на поздних этапах их развития (злокачественные новообразования, сердечные заболевания, гипертония). Такой подход, когда объективные изменения организма сводятся к субъективным ощущениям, есть прямой путь к идеализму. Английский врач XVII века Т. Сиденхэм выделил в болезни две стороны – полом и защиту от него. Основной вопрос патофизиологии – вопрос о соотношении этих двух сторон. Таким образом, болезнь – особая форма жизнедеятельности организма или его взаимоотношений со средой. Способность болеть – такое же неотъемлемое свойство живого, как обмен веществ, размножение, смерть. Неживые объекты не болеют, болезнь – свойство высокоорганизованных программных систем. Болеет всегда организм как целое. При болезни организм так же адаптируется, но по-особому: в режиме неоптимального приспособления.

Итак, болезнь – страдание всего организма с преимущественной локализацией повреждения в каком-либо органе. При классификации болезней учитываются несколько критериев:

1. В основу этиологической классификации положена общность причин для группы заболеваний: а) инфекционные; б) неинфекционные;

2. Широкое распространение получила классификация болезней, которая носит топографо-анатомический характер: болезни сердца, почек, глаз, уха. Однако следует иметь в виду, что органных, строго локализированных болезней нет, т.к. болезнь всегда охватывает весь организм. Поэтому более правильна группировка болезней по функциональным системам (болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, эндокринных желез, ЖКТ и т. д.).

3. Возраст и пол накладывают свои особенности.

4. Выделяются группы заболеваний, в которых особое значение имеют экологические факторы, т.е. условия обитания человека. Профессиональные болезни и болезни цивилизации, вызываемые напряженным ритмом жизни, гиподинамией, избыточным, а главное, несбалансированным питанием (диабет, ожирение).

5. Существует особая группа наследственных заболеваний.

6. Классификация болезней по общности механизмов их возникновения (патогенеза) – аллергические болезни, коллагенозы, «болезни адаптации» по Г. Селье.

В современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

Биомедицинская модель болезни существует с XVII в. Она центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

1) теория возбудителя;

2) концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;

3) клеточная концепция;

4) механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-то части организма.

В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. XX в. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе этой модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как такое расстройство, которое угрожает дисфункцией — неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, но только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнью является далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении, т.е.«имеется потребность в лечении». Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

Перечисленные проблемы, связанные с употреблением понятия болезни, привели к тому, что сегодня более предпочтительным становится термин «психические, личностные и поведенческие расстройства», который охватывает различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле этого слова.

 

Вопрос 4. Валеология – наука о здоровье.

В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой – выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.

Термин «валеология» был в 1980 г. ввел в научный оборот советский учёный, доктор медицинских наук, Игорь Брехман. С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология»

В рамках медицины валеология развивалась как набор методик донозологического (доврачебного) обследования населения и оценке риска развития заболевания у лиц, который с точки зрения врачебного контроля признаются «практически здоровыми». Р.М. Баевский подчёркивал, что «задача стоит не в том, чтобы их лечить, а в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье».

Человек – это открытая, саморегулирующаяся и самообновляющаяся система, которая обменивается энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Вполне возможно постоянно поддерживать организм на оптимальном уровне здоровья, сознательно управляя механизмами здоровья и ведя здоровый образ жизни. Одним из главных факторов формирования здорового образа жизни, запускающим механизм оздоровления, следует считать гармонизацию пространства, состояние, поддерживающее функции человеческого организма в гармонии с его характером и конституцией. Механизмами здоровья можно назвать химические, энергетические связи внутри организма, между индивидом и средой обитания. Результат «запуска» механизмов оздоровления – гармония человека с самим собой, с окружающей средой. Управляющие механизмы здорового образа жизни – сознание, подсознание, высшая нервная деятельность. Следовательно, здоровье можно рассматривать как внутрисистемный порядок, который контролируется информацией, закодированной в генах, регулируется нервной, эндокринной системами, высшей нервной деятельностью человека. В практическом смысле управлять здоровьем возможно на основе изучения валеологии.

Донозологическая диагностика, как часть валеологии, нацелена на обеспечение адекватной оценки уровня здоровья при различных функциональных состояниях и разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья. В качестве меры здоровья рассматриваются адаптационные способности организма. В научную основу оценки состояния здоровья были положены методы количественного измерения напряжённости регуляторных механизмов организма, получаемые при анализе вариабельности сердечного ритма, в также методы оценки функционального резерва организма, осуществляемые при помощи проведения функциональных проб.

 

 

Основные понятия валеологии. По определению акад. В.П. Казначеева (1996), валеология – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в "третьем состоянии") человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Методом валеологии является количественная и качественная оценка здоровья человека и его резервов, а также исследование возможности их повышения.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Основными задачами валеологии являются:

ü исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

ü формирование установки на здоровый образ жизни;

ü сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни.

Жизнь – высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ - непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, различными формами движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Гомеостаз - свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель - способность к гомеостазу (поддержанию постоянства внутренней среды организма) - зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Константы организма (содержание глюкозы, рН крови, стабильность клеточного состава и др.) достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание этих жестких констант.

Условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название "закона отклонения гомеостаза как условия развития" и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательного пути к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) - есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении условий внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни - одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель таких изменений в организме - обеспечение сохранения и поддержания жизни, развитие.

Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.

В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Их взаимозависимость можно сформулировать следующим образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.

По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы.

Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

Фенотип - это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организации здорового образа жизни до настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей.

Место валеологии в системе наук. Валеология - это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Валеология имеет свой предмет, методы, объект, цели и задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя, прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений "общество - человек - среда" и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторы риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении формирования здоровья граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья, с одной стороны, и экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства, с другой стороны.

Философия определяет закономерности развития природы и общества. Формирование философского, диалектического мировоззрения человека является существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше, и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой является человек.

Классификация валеологии. Находясь на стыке ряда наук, валеология претерпевает дифференциацию, в результате которой в настоящее время в ней выделяют следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем, болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических особенностей личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации, как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных и экстремальных факторов для здоровья человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной "основы безопасности жизнедеятельности".

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его отношениях социального характера с людьми и обществом. В сфере интересов социальной валеологии находится и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Принципы валеологии:

1) аксиологичность – формирование у населения и отдельной личности мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, уважении к себе, окружающей среде. Валеологическое мировосприятие, являющееся результатом воспитания и культуры человека, утверждает главной ценностью сознание, способное к трансценденци, творчеству, свободе выбора;

2) постепенность, предусматривающая последовательность действий по формированию здорового образа жизни, зависящая от возраста индивида, личностных качеств, изменений условий жизни, настроения индивида, нравственных законов окружающей социальной среды. При формировании здорового образа жизни физические и умственные нагрузки следует увеличивать постепенно, последовательно дополняя стиль бытия новыми факторами, способствующими здоровью. Контрольным признаком хаоса в системе и необходимости "перезапуска" механизмов здоровья служит недомогание. Более длительные циклы подъёма – утомляемости, увеличение выносливости, прилив сил и энергии, быстрые адаптационные реакции свидетельствуют о здоровье высшего качества;

3) индивидуальность, опыт интеркультурной деятельности (система приобретенных и эмоционально- ценностно пережитых и принятых знаний и умений, ведущих к отказу от негативных стереотипов в социокультурном общении), представляющий собой адекватное речевое восприятие субъекта, корректность поведения, умение выразить свою мысль, построить позитивное общение на диалоговой основе с другим человеком;

4) приобретение навыков саногенного мышления позволяет оптимизировать стиль жизни общества и индивидуальное бытие, активизировать сознание, активнее заниматься индивидуальным здоровьем на основе изменений в мотивационной сфере личности;

5) холизм ориентирует на то, чтобы рассматривать человека как целостное существо, состоящее из множества взаимосвязанных, взаимопроникающих оболочек;

6) каузальность – познание причинно-следственных связей в организме и в системе "организм – среда" позволяет видеть весь процесс формирования мотивации здорового образа жизни как ответственный выбор своего бытия;

7) апперцепция способствует осознанию и поиску наличия в организме механизмов здоровья, уходя от стереотипов мышления и скептицизма.

 

 

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение валеологии.

Каковы предмет, методы, цель и задачи валеологии?

Каковы основные понятия здорового существования организма?

Какова взаимосвязь валеологии с другими науками?

Каковы основные направления в современной валеологии?

 

Контрольные вопросы

1. Что такое феноменология жизни?

2. Насколько адекватно, с Вашей точки зрения, феномен жизни выражается в современной биологии и медицине?

3. Можно  ли привести аргументы существования у живых организмов
собственного пространства и времени?

4. В чем особенности органической формы?

5. Каковы философские основания возможности питания и размножения
живых организмов?

6. Каковы принципы обеспечения   способности самодвижения живых существ?

7. Как выражается и может быть обоснована относительная автономность
живого от внешней среды?

8. Обладают ли, с Вашей точки зрения, живые организмы своим собственным внутренним миром?

9. В каком  интегральном принципе можно было бы выразить феноменологическую специфику жизни?

10. Что такое витализм в биологии и медицине?

11. Что такое редукционизм в биологии и медицине?

12. Какие вы можете назвать и охарактеризовать виды витализма?

13. Какие вы можете назвать и охарактеризовать виды редукционизма?

14. Какова основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения витализма и редукционизма?

15. Объясните, как Вы понимаете категорию «мера жизни» и какую роль она играет в философии медицины?

16. Как связаны понятия «мера жизни» и «вид жизни»?

17. Разъясните понятия «объем выживания» и «функция благополучия» как возможные способы выражения меры жизни.

18.  Что такое критерии оптимальности и какова методология их использования в современных биомедицинских науках?

19. Дайте формулировку и объяснение принципа оптимальной конструкции.

20. Каково соотношение более и менее общих критериев оптимальности?

21. Как можно связать основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) с методологией критериев оптимальности?

22. Что такое «звездчатая структура» организации нормы и патологии и с чем она связана?

23. О каких видах медицины можно говорить с точки зрения различных интегральных критериев оптимальности?

24. Какие существуют основные подходы в трактовке здоровья и болезни?

25. Чем отличаются биомедицинская и биопсихосоциальная модели болезни?

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблема сущности жизни.

2. Витализм и редукционизм в истории биологии и медицины.

3. Понятия здоровья и болезни.

4. Критерии оптимальности в современной биологии и медицине.

5. Принцип оптимальной конструкции организма.

6. Тенденции синтеза в современной медицине.

7. Западная и восточная медицина: сравнительный анализ.

8. Валеология – наука о здоровье.

9. Причинность в органических системах.

10. Биология XXI века.

 

Основная литература

Борзенков В.Ф. Понятие «жизнь» в философии науки XX века // Человек, 2007, № 2, с. 5-17.

Капра Ф. Паутина жизни. Новое понимание живых систем. – К.:София; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 336 с.

Моисеев В.И. Философия биологии и медицины: учебное пособие для студентов высшего учеб. заведений. – М.: Принтберри, 2007. - 176 с.

Моисеев В.И. Философия науки. Философия биологии и медицины: учебное пособие для вузов.- М.- ГЭОТАР - медиа, 2008. -377 с.

Философия медицины /Ю.Л. Шевченко и др. – М.: ГЭОТАР – мед., 2004. – 480 с.

Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. – М.: ГЭОТАР- медиа, 2005. – 512 с.

Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.

 

Дополнительная литература

Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и потологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.

Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А., Мартынюк В.С. Космическая погода и наша жизнь.- Фрязино: «Век2», 2004.-224 с.

Геном, клонирование, происхождение человека / Под. Ред. Л.И. Корочкина – Фрязино: «Век2», 2004.- 224 с.

Гладышев Г.П. Супрамолекулярная термодинамика – ключ к осознанию явлений жизни. Что такое жизнь с точки зрения физико-химика. Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.-144 с.

Дриш Г. Витализм: его история и система. – М.: наука, 1995. – 279 с.

Гуревич А.Г. Принципы аналитической биологии теории клеточных полей. – М.: наука, 1991. – 288 с.

Игамбердиев А.У. Логика организации живых систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. – 152 с.

Матурана У., Варлла Ф. Древо познания.- М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 224 с.

Моисеев В.И. О некоторых принципах биологического многообразия // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. – М.: ИФРАН, 1996 – 135-147 с.

Моисеев В.И. о некоторых определениях синтетической медицины // Этические основы воспитания духовности в медицинском вузе: мат. конф./ Под. ред. И.Э. Есауленко. – ВГМА. – Воронеж, 2003. – 74-80 с. - 145 с.

Николис Г., Прихожин И. Познание сложного. Введение. – М.:Эдиториал УРСС, 2003. – 344 с.

Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. – Л.: Медицина, 1982. – 256 с.

Рашевский Н. Математические основы общей биологии // Математическое моделирование жизненных процессов. - M., 1968. - С. 271-282.

Розен Р. Принцип оптимальности в биологии. – М.: Мир, 1969. - 215 с.

Черепащук А.И., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. – Фрязино: «Век 2», 2003. – 320с.

Шелдрейк Р. Новая наука о жизни / Пер. с англ. Е.М. Егоровой – М.: РИПО классик, 2005. – 352 с.

Шредингер Э. Что такое жизнь? – Ижевск, 1999.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 238с.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!