Религиозная система в Вавилоне.

Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры или http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook804/01/part-005.htm

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

_Toc54636264

Введение. 4

Актуальность темы. 4

Историческая справка. 4

Религиозная система древнего Междуречья. 4

Религиозная система в Вавилоне. 7

Верховное божество Вавилона. 7

Частный культ и жречество. 11

Загробная жизнь. 13

Приложение. 16

 

 

 

Введение

Актуальность темы.

Хорошо известно, что именно в религиозной культуре древних цивилизаций, в частности Шумера, лежат корни, первоисточники и базовые архетипы крупнейших современных религий: христианства, ислама, иудаизма. Например, «Вавилонское пленение» погрузившее евреев в религиозные и культурные традиции наследников Шумера. Ряд сюжетов Ветхого Завета, в том числе, рассказ о потопе, имеют параллели в более ранних шумерских текстах, которые постепенно расшифровывались с найденных глиняных табличек и камней в течении ХХ века.

Историческая справка.

Великая культура, развившаяся в нижней части передне-азиатского Двуречья, обыкновенно называется вавилонской. Это имя условное. Вавилон был лишь последним звеном ее многовекового развития. Находился он на территории Шумера – древней области в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака. В результате распада Шумеро-Аккадского царства появилось много новых государств. Постепенно в ходе междоусобных войн возвышается город Вавилон (Баб-или — Ворота бога). Шумерская цивилизация оказала огромное влияние на его культуру.

Религиозная система древнего Междуречья.

Первые в истории человечества очаги государственности появились на Ближнем Востоке, в первую очередь в пойме Междуречья. Ранние надобщинные политические структуры (т.е. группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения) являли собой на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. небольшие административные образования типа городов-государств. Центром их, окружённым сельской земледельческой периферией, являлось поселение городского типа, сердцевиной и символом которого обычно был храм-зиккурат, выстроенный в честь какого-либо божества, считавшегося покровителем данной политической структуры. Шумеры считали, что именно боги дали людям основы цивилизации и культуры, без которых человек либо попросту бы помер с голоду, либо жил как дикий зверь, питаясь травой. Боги дали культурные растения, домашних животных, научили ловить рыбу, дали язык, письменность и всё остальное. Поэтому существовать без царей и жрецов, осуществлявших связь с богами, было совершенно невозможно.

Существовал культ обожествленного вождя, который является посредником между миром живых и умерших, людей и богов. Верили, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдет до божества и будут максимально результативны. Поэтому храм, в котором и обитал вождь, выдвигался на передний план не только как духовный, но также, как и политический, экономический центр. В храме располагались амбары для хранения зерна, склады готовой продукции ремесленников, арсеналы и т.д.

Поэтому в Месопотамии, как, собственно, и во многих ранних политических структурах, вождь-правитель чаще всего одновременно был и первосвященником, т. е. высшим жрецом сверхъестественных сил, с течением времени всё более определенно олицетворявшийся в символическом облике бога. Храм каждого из городов-государств посвящался конкретному божеству, но, несмотря на специализацию (например, если он был богом земли, солнца, любви, etc.), он отвечал за все вопросы во всех сторонах жизни почитавших его людей, причём людей по происхождению, возможно, этнически гетерогенных — как было принято считать в данной культуре.

Письменность шумеров — клинопись — надписи на глиняных плитах или таблицах. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, шумерские предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли - завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. Со временем рисуночное письмо видоизменялось и совершенствовалось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению. Это шаг вперед, однако возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба - звезду и символ воды - рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Было найдено всего около 150 памятников шумеро-аккадской литературы. При этом многие памятники сохранились во фрагментарном виде. Но и по ним можно судить о религиозной системе шумеро-аккадского царства. В основном это — стихотворные записи мифов, сказаний, молитв, плачей, гимнов богам и царям, псалмов, любовных песен и поэм. Среди таких произведений выделяются следующие: «Гора небес и земли», «Сотворение людей», «Энки и мироздание», «Сотворение мотыги», и, вышеупомянутый, «Миф о потопе». Ещё одно произведение — «Разговор господина с рабом» — из коллекции месопотамской литературы заслуживает особого внимания. В нём говорится о том, как господин разочаровался в своей жизни и богах – эталон откровенного нигилизма и атеизма.

Каждый город-государство в Шумере имел своего бога-покровителя, который нередко имел сложные отношения со своими родственниками, покровительствовавшими другим городам. Люди соперничали и воевали подобно своим богам. Большинство богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие как Нергал (изображался с крыльями и телом льва) или Оанесс (человек-рыба) имели зооморфные черты. Среди животных наиболее почитались бык и змея, хотя среди древних изображений богов и демонов можно увидеть гибридных людей-орлов, людей-змей и людей-рыб. Например, богиня Инанна (аналог — Венера), изображалась крылатой женщиной с птичьими ногами. Верховными богами были Ану и его супруга Анту — боги неба. Их наместниками на Земле считались Энлиль (Бел) и Эа (Энки) — сводные братья-соперники, сыновья Анну, которые в свою очередь, имели многочисленное божественное и полубожественное (от земных женщин) потомство, ведущее между собой борьбу за власть, подобно богам древнегреческой мифологии.

Религиозная система в Вавилоне.

Верховное божество Вавилона.

В Вавилонском царстве существовало более 100 богов, перенятых от предшественников из Шумера и Аккада, однако четкой незыблемой иерархии и определённого количества их не было (так как боги продолжали «размножаться»). Возвышение Вавилона повлекло за собой некоторые изменения в пантеоне. Бог Вавилона должен был занять первое место.

В Вавилонском царстве верховным богом был провозглашен Мардук (аналог — Зевс), которому подчинялись все остальные боги — кураторы небесных светил (Шамаш — Солнца, Син — Луны), планет — Нергал — Марса, Набу — Меркурия, Ниниб — Сатурна, Мардук — Юпитера, Иштар — Венеры, городов и различных стихий Земли и видов человеческой деятельности. Разнообразие богов и их сфер укрепляла иерархию среди людей, так как помимо верховного божества конкретного государства, ремесленники поклонялись многочисленным богам, покровительствующим тому или иному виду деятельности.  Таким образом, формировалось что-то вроде каст, нарушение которых угрожало гневом не только людей, но и богов, а поддержание, напротив, сулило поддержку тех и других. Многообразие богов сопровождалось обилием культов, обрядов и праздников. Важнейшими атрибутами культа были статуи богов в храмах, так как они служили порукой их присутствия и покровительства. Бог как бы поселялся в своей статуе, как душа в теле человека и поэтому увоз статуи бога из храма равносилен увозу самого бога. Эту статую помещали в главном внутреннем зале. Она была изготовлена, как правило, из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в зал, где стояла статуя, был открыт только узкому кругу жрецов. Все прочие жители могли видеть божество только в короткое время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города, - бог тогда благословлял город и округу. Особенно важным был праздник нового года, приуроченный к весеннему равноденствию, когда боги на год определяли судьбы города и горожан. Для связи с богом важно было знать его подлинное имя. Помимо статуй, средством общения с богами были сны.

Собственно святилище бога, его «жилище», находилось в верхней башне зиккурата, нередко увенчанной золотым куполом, - там бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Жрецы учили, что боги могли принимать гостей - богов других храмов и городов и сами иногда отправлялись в гости; боги ценили вкусную еду - трапезы богов проходили утром и вечером: правда, божество поглощало пищу и напитки, лишь взирая на них; некоторые боги были страстными охотниками и т.д.

Возвышение Мардука имело важное значение для упрощения пантеона, особенно благодаря тому, что Вавилон окончательно завоевал себе господствующее положение и приучил к верховенству своего бога. Вавилонские цари в своих надписях уже не следуют примеру владетелей Теллоха нагромождать как можно больше имен божеств; параллельно с этим, многочисленные местные божества низводятся на степень простых духов и демонов, если их не удавалось слить с высшими божествами. Этот процесс шел все дальше вперед, и в последние времена вавилонской культуры в сознании образованных классов народа в качестве богов в настоящем смысле этого слова остались почти только Мардук и Истар, а прочие были забыты или отожествлены с ними. Содействовал упрощению религиозных верований и развившийся мало-помалу астральный характер религии. То, что уже в клинописи идеограммой бога служит знак звезды, доказывает, что уже в глубокой сумерийской древности астральный характер не был чужд представлениям о богах. Затем астрализация божеств производится последовательно: Мардук был сопоставлен с планетой Юпитером и созвездием Тельца, Набу — с Меркурием, Ниниб (Нинурта) — с Сатурном и созвездием Ориона, Нергал — с Марсом, Истар — с Венерой, Сириусом и, может быть, созвездием Девы, семь злых духов — с Плеядами. Светила, особенно планеты, считались проявлениями силы того или другого божества; оно действовало и объявляло людям свою волю чрез них (ερμηεις у Диодора); мало-по-малу выработалось представление об единой божественной силе, проявлявшей себя во множестве видимых форм и носившей, сообразно этому, множество различных наименований. Эта ступень к монотеизму, как доказывает Jeremias, была достигнута главами вавилонской религии, которые наглядно выразили свои убеждения в часто цитируемом позднем тексте, в котором боги объявляются различными проявлениями Мардука: «Ниниб (Нинутра) — Мардук силы; Нергал — Мардук битвы; Энлиль — Мардук власти и царства»... Это было последним словом учения вавилонских жрецов.

Этеменанки – зиккурат в древнем Вавилоне. Когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, неизвестно, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. В целом архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич, просто высушенный на солнце. Такой кирпич был очень недолговечным - кирпичные постройки почти не сохранились. Кроме того, непрочный и тяжелый материал существенно ограничивал возможности строителей, диктуя сам стиль зданий Месопотамии, которые отличались тяжеловесностью, простыми прямоугольными формами, массивными стенами. Наряду с этим важнейшими элементами архитектуры здесь были купола, арки, сводчатые потолки. Ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма. Это обстоятельство позволило искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Итак, многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню Этеменанки в самое высокое строение древнего Вавилона, была в период Нововавилонского Царства. Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением, а жилищем бога. Шумеры, а затем и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор. Строили зиккураты из кирпича-сырца, укреплённого слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, поэтому их периодически подновляли. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

 

Частный культ и жречество.

Кроме этих великих богов, вавилонский пантеон знал множество мелких духов, добрых и злых, большею частью идущих от древнего анимистического представления. Со временем до роли духов сводились и многие шумерские божества. Небесные духи обыкновенно объединялись под именем Игиги, земные и подземные — Анунаки. И те, и другие стоят в зависимости от бога Ану и участвуют в совете бегов, когда решаются судьбы земли и людей. Число их неопределенно, их насчитывают то 8 или 9, то 300 или 600. Кроме того, у каждого человека был свой бог-хранитель или богиня-хранительница (ilija, «мой бог»), которые предстательствуют за него перед верховными богами, гневаются за грехи и примиряются с ним после покаяния; обычная приписка в письмах: «твой бог-хранитель да поднимет твою главу ко всему доброму». Бога-хранителя имел и дом, где для него была ниша и улица, и целая страна. Наконец, добрые духи могли всегда окружать благочестивого и справа и слева, и сзади, и спереди. Но были и злые духи, демоны, помочь от которых могли только боги.

Подобно прочим религиозным иерархиям, официальное жречество Вавилона вело борьбу с так называемой «народной магией», основанной на вере в духов, демонов, ведьм и колдунов.

Ведьмы приготовляли изображения своей жертвы и мучили их, — жрецы лепили фигурки демонов и ведьм и сжигали их при различных церемониях: ведьмы употребляли магические формулы, — жрецы составили множество заклинаний, известных в настоящее время в виде сборников под различными именами (маклу, шурпу, «сожжение», «злые демоны», «головная боль» и др.); ведьмы действовали зельем — жрецы варили декокты из различных трав и волшебных растений, давали их пить или поливали ими. Здесь соприкасается уже магия с медициной, которая среди вавилонских жрецов имела своих представителей и культивировалась при храмах. Доктор Oefele, объясняющий в настоящее время медицинские, клинописные тексты, пришел к заключению, что уже в древности здесь была выработана своеобразная медицинская система, которую он называет гуморально-патологической в отличие от египетской — пневматической.

Но жрецы действовали не одними заговорами и магическими обрядами и не только врачевали людей от телесных болезней. Великое преимущество вавилонской религии заключается в том, что в ней рано получило развитие представление о грехе, как лежащей в самом человеке причине его бедствий, в отличие от внешних причин: дурного глаза, колдовства, демонов и т. п. Сначала это представление было грубо; грехом считалось нарушение этикета по отношению к богам, т. е. погрешности и неисправности ритуального характера (напр., уклонение от жертвоприношения или несоблюдение обрядности во всех ее, даже мелочных, подробностях, календарных предписаний и т. п.), но мало-по-малу этический характер божества света обусловил расширение понятия греха на преступления морального характера: они оскорбляли божество, стоящее на страже правды и справедливости. Грешник прогневляет бога, удаляет от себя «своего бога», т. е. доброго гения, лишается его помощи, навлекает на себя всякие болезни и беды. Он должен умилостивить божество, должен добиться того, чтобы грех «изгладился», лежащая на нем опала была снята — «сердце бога успокоилось». Для этого также необходимо посредничество жреца, особенно, если грешником чувствует себя сам царь. Жрец употребляет как внешние очистительные средства: воду, огонь (факелы), каждения, елей, так и молитву. Он омывает, окропляет своего пациента освященной специально для этой цели водой, а может быть, и жертвенной кровью, приносит очистительную жертву, сопровождаемую длинными церемониями; кающийся должен рвать на себе одежды или одеться в траур и бить себя в грудь. Жрец читает молитву, а также своего рода исповедь, которая носит также название заклинания.

Жречество официальных храмов Вавилона и других городов Месопотамии было многочисленно, делилось по рангам и специализации: прорицатели, заклинатели, певцы и т. д. Жрецы владели тайнами магических действий, наук и были хранителями священных писаний. В каждом городе они образовывали замкнутую касту, передавая свой статус по наследству. Жрец должен был быть без телесных недостатков (как, впрочем, и всё посвящённое или пожертвованное богам). В храмах создавались запасы зерна и тщательно велась бухгалтерия. Жрецы составляли астрологические календари и гороскопы царям. Для «простых смертных» составлять гороскопы было не принято. Жрецы совершали регулярные жертвоприношения богам: на восходе Солнца и Луны. В жертву приносились животные, пищевые продукты, изредка — люди. Дань богам платилась со всего получаемого в стране, им же доставалась лучшая часть военной добычи

 

Кроме кровавых и бескровных жертвоприношений, кроме процессий ж различных мистических церемоний, служба сопровождалась музыкой и пением. Употреблялись кимвалы, флейты, 11-струнные арфы. Певцов и музыкантов обыкновенно было семь при храме. Пение «успокаивало сердце, умиротворяло дух, осушало слезы, уменьшало стоны». Певцы имели своими прообразами божества, например, Нину, воспевшую вступление Нингирсу в его святилище.

 

Загробная жизнь.

Культами богов не исчерпывалась религия Вавилона. Сохранялись анимистические традиции, традиции похоронной и загробной магии. Повсеместно поклонялись духам умерших, которым в определённые сроки отдавали жертвоприношения. Месопотамцы верили, что живые могут облегчить судьбу мёртвых. А мёртвые — дать совет живым. Такие представления о связи живых и мертвых укрепляла вера в существование личного бога человека - илу, который принимал участие во всех его делах. Между человеком и его илу существовала особая связь: из поколения в поколение личный бог передавался из тела отца в тело сына в момент зачатия. Человек - сын илу - мог рассчитывать на заступничество своего личного бога и на его посредничество при обращении к великим богам. Таким образом, по их представлениям связь между живыми и мёртвыми не прекращалась окончательно. В шумерских и аккадских сказаниях смерть изначально - великое, но неизбежное зло: тьма, которой нельзя противостоять.

 Для умилостивления богов требовалось обязательное посредничество жрецов и не только для «простых смертных», но даже и для царей. Это не что иное, как предвестие библейской концепции рая и ада. Вообще представления о посмертном существовании души человека у шумеров похожи древнегреческие (или, вероятнее, наоборот). Духи умерших в виде теней живут в безотрадном тёмном подземном мире тления и праха, из которого нет выхода. Там нет света, а пища мертвых - прах и глина. Усопшие уже не будут знать человеческих радостей. И эта участь ждёт всех: и злых, и добрых. В несколько лучшей ситуации, пожалуй, будут находиться только те, кто оставил на земле многочисленное мужское потомство, - они могут рассчитывать на получение заупокойных жертв и будут пить чистую воду. Единственный выход — обрести бессмертие, но его может даровать только совет богов в исключительных случаях. Такой участи удостоился только шумерский Ной — переживший потоп полубог Утнапишти (Шумеры признавали потоп, аналогичный описанному в Библии). Именно бессмертия безуспешно взыскует Гильгамеш — герой самого известного месопотамского эпоса, но он не получает его. Поэтому закономерно, что в такой ситуации цель религиозных действий исчерпывалась получением благополучия в земной жизни. Подобная система ценностей роднит шумеро-вавилонскую религию с иудаизмом, ставшим её закономерным преемником. Не случайно, прародитель евреев Авраам происходил из шумерского города Ура. Высшие дары богов — это долгая жизнь, изобилие земных благ, многочисленное потомство и защита от всяческих враждебных сил. Напротив, военные и политические неудачи, болезни и эпидемии, ранняя смерть и прекращение рода рассматривались как наказания, насылаемые недовольными богами. Во избежание последнего, следовало как можно тщательнее соблюдать религиозный культ, что и старались делать цари, судя по древним календарям с детально прописанными правилами культа.

Худшая же участь ожидала тех, чье тело не было захоронено. Живые старались быть поближе к своим мертвым: покойников часто хоронили не на кладбищах, а прямо под полом дома или во внутреннем дворике. Многие захоронения вавилонян расположены вдоль городских стен, тела умерших здесь просто закапывали в землю. Иногда их все же заворачивали в циновки из тростника или обкладывали место захоронения кирпичами. Некоторых хоронили вместе с нажитым имуществом или драгоценностями.

 

 

Приложение.

Одним из самых ранних памятников, относящихся к IV тыс. до н. э., является скульптура головы богини из города Урук. Она выполнена из белого мрамора; у нее правильные, точно выверенные пропорции. Глаза богини в древности были сделаны из синих драгоценных камней, а волосы – из золота.

Рельеф, изображающий Оанесса – человека-рыбу. Одно из немногих божеств, имеющих зооморфные черты. Рельеф с раскопок дворца Саргона II, хранится в Лувре.

Богиня Инанна (барельеф из Британского Музея, относится к старовавилонскому периоду).

План Вавилона. В центре города – зиккурат. Около него – храм Мардука.

 

Примерное изображение зиккурата в Вавилоне.

Зиккурат, окрашенный в символические цвета планет.

Мардук

 

 

Статуя Бога Набу, найденная в храме города Нимруд. На божестве типичный головной убор Месопотамских божеств.

Статуя молящегося Хаммурапи

 

Захоронения в Вавилоне

       мраморные статуэтки молящихся из Тель-Асмара. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерной особенностью этих статуэток была более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта проработка, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!