Запись звука на электронные носители

Вводный курс

ОСНОВЫ СТУДИЙНОЙ ЗВУКОЗАПИСИ

История звукозаписи

Механические музыкальные инструменты

Методы звукозаписи и носители для неё изменялись со времени записи первых звуков и до настоящего времени. Механические музыкальные инструменты были первыми устройствами для записи и проигрывания. Они могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, такие как человеческий голос.

Механические устройства помимо человеческих рук, могли приводиться в действие другими методами: водой, грузом, песком, пружиной или электричеством. Механические изобретения воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, металлические валики, перфорированные диски и другие материалы.

Автоматическое воспроизведение музыки известно ещё с IX века, когда братья Бану Муса около 875 года изобрели наиболее старинный из известных механических инструментов — гидравлический или «водный орган», который автоматически проигрывал сменные цилиндры. Цилиндр с выступающими «кулачками» на поверхности оставался основным средством для механического исполнения музыки до второй половины XIX века. Механический карильон, в котором подобный механический цилиндр с выступами приводит в действие колокола, упоминается в начале XIII века. Автоматическую флейту изобрели братья Бану Муса, которая по предположениям была первой программируемой машиной [1].

В эпоху Возрождения появляются различные механические музыкальные инструменты, использующие цилиндр для исполнения мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы (1598 год), механические спинеты (XVI век), ящики (1815 год), музыкальные шкатулки, табакерки. Все эти изобретения могли воспроизводить сохранённую музыку, но не могли записывать различные звуки, живые выступления, и  имели ограниченный набор мелодий.

В 1886 году в первые было показано механическое пианино, выставка проходила в Филадельфии. В пианино использовалась перфорированная лента, благодаря которой можно было записывать большие пьесы. Выпуск пианол продолжался до середины XX века, а их механизм постоянно улучшался [2].

Механическая запись

В начале машинная запись исполнялась механоакусти­ческим методом (записываемый звук воздействовал через рупор на мем­брану, жё­стко свя­занную с резцом). В дальнейшем, этот метод был полно­стью заменен элек­троакустическим методом. Записываемые звуковые ко­лебания преобразу­ются микрофоном в соответствующие электрические токи, воз­дей­ствующие после их усиления на электромеханический преобразо­ватель – рекор­дер, который превращает переменные электриче­ские токи посредством магнитного поля в соответствующие механические коле­бания резца.

Первым проигрывателем который мог воспроизводить свою запись был фонограф Томаса Эдисона изобретенный в 1877 году. Звук записы­вается  на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорцио­нальна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа разме­щается по цилинд­рической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроиз­ведении игла, двигающаяся по канавке, пере­даёт колебания на уп­ругую мембрану, которая излучает звук. Так же Томас Эдисон полу­чил патент, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года.  

В период с 1878 по 1887 годы Эдисон отложил работу над   фо­нографом, занимаясь лампой накаливания. Продолжив работу, он начал использовать для записи звука цилиндр с восковым покрытием (идея предложена Чарльзом Тейнтером). Изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 году Эдисон представил пуб­лике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной Фонографической компанией (National Phonograph Company). Все тогдашние фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игла-резец, механические колебания, полученные при помощи мебраны-микрофона, механически фиксировались деформацией звуконосителя. В первых конструкциях оригинальный звуконоситель использовался и для исполнения, но такая технология не давала дополнительной механической энергии для того, чтобы получить звук достаточной громкости. В дальнейшем начали применять методы гальванопластики для изготовления копии звуконосителя из более твёрдого материала. Для исполнения записи по звуконосителю перемещалась игла, механически связанная с мембраной-излучателем. Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи – длительностью всего несколько минут – и моментально изнашивались. Покрытие валиков слоем воска позволило увеличь время работы. Популярность фонографов в США и Европе несоизмеримо выросла. Этому способствовали множество записей музыки популярных исполнителей (например, итальянского тенора Энрико Карузо), созданных появившимися звукозаписывающими компаниями. Из за успеха появлялись саамы разнообразные модели и становилось все больше и больше.Некоторые производители стали специализироваться на маленьких переносных фонографах. Кроме фонографов с валиками, появились и дисковые фонографы. Дисковые фонографы вращали звуконоситель со скоростью 78 об/мин, звук усиливался при помощи рупора конической формы. Большинство моделей приводились в движение ручкой, которая заводила пружину, таким образом делая прибор удобным и не требовательным к внешним условиям. Однако дисковой фонограф вышел на рынок в 1912 году, а с 1887 года уже существовал граммофон, который вскоре превзошёл все модели фонографа [3].

Эмилем Берлинером в 1887 году был изобретён «Граммофон». Восковой валик был заменен грампластинкой. 78 об/мин - такова ско­рость вращения обычной грампластинки. Материал целлулоид по­служим основой для первой в мире граммофонной пластинки. Позже, начиная с 1897 года материалом для пластинок служили: сажа, шпат и шеллак. Помимо стандартных граммофонов существовали и тумбо­вые.

В то время когда грампластинки только начали появляться они имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что приводило к снижению длительности воспроизведения – всего 2 минуты на одной стороне. Начиная с 1903 года, стали воспроизводить двусторонние грампластинки, благодаря разработкам компании «Одеон». До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания. В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук. Чаще всего они продавались в картонных, иногда в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их прозвали record albums или «альбом с записями». Основные компании грампластинок международного масштаба - Grammophone и Columbia, а на территории России - «Пишущий амур».

• Первая компания грамзаписи - Граммофон (Grammo­phone), основанная Берлинером в 1893 году.

• Вторая, не менее известная - Columbia.

• На территории России основной («солидной») компанией была «Пишущий амур» (с 1902 г.), филиал компании Grammophone.

• Во всем мире, а также в России, существовали множество ма­лых компаний.

Гильон Кеммлер в 1907 г. усовершенствовал граммофона. И тогда появился патефон. Существенное отличие от граммофона, было то, что у патефона рупор был встроен в корпус и по размеру был гораздо меньше, сам аппарат напоминал чемоданчик, переносился он за специальную ручку. Скорость проигрывания грампластинки у Патефона равнялась 78 об/мин. Позже появился мини-патефон, который особенно понравился солдатам Второй Мировой. Чуть позже появились и электропатефоны.

Главными заводами по изготовлению патефонных пластинок в СССР были Ногинский, Московский, Апрелевский, а вскоре и Ленинградская артель «Пластмасс» [4].

Электромеханическая запись

В 1925 году вместо метода записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом – записью через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50- 10000 Гц. Вместо пружинного двигателя для вращения пластинки стал использоваться                        электрический двигатель, а вместо механического

звукоснимателя был применён сначала пьезоэлектрический, а позднее более качественный - магнитный. Эти звукосниматели преобразуют колебания иглы, бегущей по звуковой дорожке грампластинки, в электрический сигнал, который после усиления в электронном усилителе поступает в громкоговоритель.

Главное отличие электрофона от граммофона и патефона это то, как он действует, а конкретней в электрофоне механические колебания иглы зву­коснимателя преобразуются в электрические колебания, которые проходят через усилитель и затем преобразуются в звук электроакустической систе­мой, включающей, в зависимости от вида электрофона, от одного до четы­рёх электродинамических громкоговорителей.

Проигрыватель – так называли в быту электрофон. Официально же
электрофон назывался устройством исполнения грамзаписи, которое включает  усилитель  низкой  частоты и акустиче­скую  систему,  а электропроигрывателем – устройство без встроен­ного усилителя (в быту — «вертушка»). До конца 1950-х применялся тер­мин «электрограммофон» или «электропатефон».

Как показала практика электрофоны до сих пор используются в домашних условиях, а так же в электронной музыке вместе с другим инструментарием. Универсальные лазерные цифровые проигрыватели настолько вытеснили электрофоны что их практически перестали использовать, о продаже грамм пластинок даже и речи не идет.

Б. П. Скворцов в 1931 г. этот советский инженер изобрел предмет, способный записывать звуковые колебания на стандартную бумагу на подобии самописца. Электромагнит, подключённый к выходу усилителя звуковой частоты, колебал подвижное перо, которое чёрными чернилами наносило запись на движущуюся бумажную ленту. Запись воспроизводилась с помощью мощной лампы и фотоэлемента. Можно было с легкостью тиражировать ленты типографским методом. В 1941 году серийный выпуск воспроизводящих приборов «Говорящая бумага» был уже подготовлен, но первую группу в несколько сотен штук выпустили в 1944 г. В то время как выпустили первые образцы «Говорящей бумаги» на рынке уже преобладали магнитофоны, и бумага никак не могла соперничать с ним [5].

Магнитная запись

В 1878 году американский инженер Оберлин                    Смит впервые ознакомился с изобретением Эдисона – фонографом. Увидев по­тенциал этого прибора, Смит приобрёл образец для своей лаборатории, и принялся экспериментировать с его конструкцией. Итогом этих опытов стала статья «Некоторые возможные формы фонографа» (Some Possible Forms Of Phonograph), вышедшая             в 1888 году внью-йоркском    журнале «Электрический мир» (Electrical World). В своей статье, помимо двух вариантов механической записи звука (где в качестве носителя предлагались

стальная проволока или стальная лента), Смит впервые предложил конструкцию прибора, в котором для записи звука использовалось явление магнетизма. Это устройство он назвал полностью электрическим вариан­том фонографа. В качестве носителя предлагалось использовать хлопко­вую или шёлковую нить с прочно закреплёнными кусочками стальной проволоки, которые, под воздействием тока, идущего от микрофона, будут намагничиваться, проходя через катушку. По мнению изобретателя, такой прибор увеличил бы громкость записи, так как в записи не присутствовали бы шумы механической природы (шум иглы, скребущей по поверхности носителя). К тому же такой прибор можно было применять для записи ре­чевых сообщений.

В 1903 году немецкий изобретатель Курт Штилле (Kurt Stille) с целью опытов привёз в свою мастерскую телеграфон Поульсена, и в 1924 году начал продажи улучшенной версии телеграфона, в которой носителем по прежнему являлась стальная проволока, но в конструкцию был добавлен электронный усилитель, чтобы использовать это устройство в качестве диктофона. Позже стальную проволоку заменили на стальную ленту, так как лента меньше рвалась и путалась.

В 1927 году немецкий инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) после ряда опытов с различными веществами сделал напыление порошком ок­сида железа на тонкую бумагу с помощью клея. В 1928 году он получил патент за применение магнитного порошка на полоске бумаги или кино­плёнке. В этом же 1928 году он представляет свой прибор магнитной за­писи с бумажной лентой общественности. Бумажная лента хорошо намаг­ничивалась и размагничивалась, её можно было обрезать и склеивать. В 1936 году Национальный суд Германии признал права по патенту Пфлей­мера недействительными, так как покрытие бумажной ленты железным порошком было изложено ещё в патенте Поульсена от 1898 года.

С появлением магнитной ленты у музыкантов, компози­торов и инженеров появилось много новых возможностей для манипулирования звуком. Высокое качество воспроизведения, дешевизна и надежность вот основные характеристики магнитной ленты.

Многодорожечная запись позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдель­ные звуковые дорожки. Раньше приходилось записывать на раз­ные магни­тофоны которые требовали синхронизации, но с появ­лением магнитной ленты необходимость в    этом отпала.

Применение многодорожечных записывателей позво­лило устранить этот недостаток и вывести уровень звучания высокока­чественной звукоза­писи на новый уровень.

Впервые многодорожечная оптическая запись использована в 1940 году в системе звукового кино «Фантасаунд». Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились ещё в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х годов были представлены 16-дорожечные записыватели, а в 1974 году в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон.

В 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH-формата. В 1952 году был запатентован первый кассетный формат, использо­вавший ленту, склеенную в бесконечную петлю. Кассета с двумя сердечниками, отдалённо напоминающая по конст­рукции будущую компакт-кассету, применялась в диктофоне «Диктарет» 1957 года.

В 1963 году компания Philips представила новый формат кассеты для звукозаписи, вышедший на рынок под названием «компакт-кассета» (англ. Compact Cassette). Опасаясь ответного хода конкурентов из Sony, Philips предпочёл отказаться от платы за лицензии на производство кассет, что и привело к массовому распространению нового формата.

В 1965 году комания Grundig выпустила на рынок очень похожую кассету DC International и магнитофоны под неё]. Конкуренции с компакт-кассетой этот формат не выдержал и через несколько лет сошёл со сцены.

Принципиальным преимуществом компакт-кассеты перед 4- и 8-до­рожечными картриджами была простота механизма магнитофона. Бытовые 8-дорожечные магнитофоны могли только воспроизводить ленты, а для за­писи требовались профессиональные приборы. Поэтому, несмотря на тео­ретически худшее качество звучания (из-за вдвое меньшей скорости про­тяжки), на практике к середине 1970-х годов компакт-кассеты захватили рынок даже в США.

Массовое производство компакт-кассет впервые было организовано в Ганновере (Германия) в 1964 году. В 1965 году корпорацией Philips было запущено производство музыкальных кассет (англ. Musicassettes), а в сен­тябре 1966 года музыкальные кассеты были представлены в США.

Первоначальное предложение компании Philips состояло из 49 наименований. Компакт-кассеты того времени были предназначены для диктофонов и для использования в    специальной аппаратуре (регистрирующей, управляющей станками с ЧПУ и пр.). Они совершенно не подходили для записи музыки. Кроме того, конструкция кассет ранних образцов была ненадёжной.

В 1971 году компания Advent Corporation впервые представила кас­сету c магнитной лентой на основе оксида хрома (IV). Появление этих кас­сет кардинально изменило судьбу этого вида носителей аудиоинформации. Ка­чество звука на них было намного выше. Это привело к появлению кас­сет с записанной на них (в фабричных условиях) музыкой (фонограммой), кроме того, кассеты начали использоваться для самостоятельной записи музыки [6].

Оптическая запись

В 1904 году французский изобретатель Эжен (Юджин) Августин Ласт подготовил свой первый опытный образец системы за­писи звука на кинопленку. В 1906 году он (вместе с австралий­цем Хейнсом и британцем Джоном С. В. Плеттсом), подал за­явку на патент, и получил патент № 18057 в 1907 году на «Процесс за­писи и проигрывания одновременно движения людей или объектов и звуков, издаваемых ими», таким образом, 35-мм целлулоидная плёнка, со­держала одновременно и кадр изображения, и дорожку звука. В 1911 году он представил звуковой фильм в США, возможно, первый в истории показ фильма с помощью технологии оптической записи звука.

В 1919 году американский изобретатель Ли де Форест получил свой первый патент   на процесс    озвучивания  фильмов, в котором усовершенствовал разработку финского изобретателя Эрика Ти­герштедта и немецкую систему «Триэргон», и назвал этот процесс «Фоно­фильм Фореста». В «Фонофильме» звук записывается непосредственно на плёнку в виде дорожки переменной оптической плотности, в отличие от метода «переменной ширины» в системе «Фотофон» (англ. RCA Photo ­ phone), разработанной    компанией RCA. Изменения плотности дорожки соответствуют пульсирующему току звуковой частоты от микрофона и на­носятся фотографическим методом на плёнку, а во время показа фильма переводятся обратно в электрический сигнал фотоэлементом.

В ноябре 1922 года Форест организовал в Нью-Йорке свою компанию «Фонофильм», но ни одна из голливудских студий не проявила  инте­реса к его изобретению. Тогда Форест создал 18 коротких звуковых филь­мов, и 23 апреля 1923 года организовал их показ в театре Риволи в Нью-Йорке. Макс и Дэйв Флейшеры использовали процесс «Фонофильм» в своём музыкальном трюковом мультсериале «Вслед за грохочущим ша­ром», начиная с мая 1924 года. Форест работал вместе с Фриманом Оуэнсом и Теодором Кейсом, совершенствуя систему «Фонофильм». Однако, они потерпели не­удачу. Кейс передал их патенты владельцу студии Fox Film Corporation Вильяму Фоксу, который затем усо­вершенствовал   собственный метод озвучивания «Мувитон». В сентябре 1926 г. компания Фонофильм подала документы на банкрот­ство. Голливуд к тому времени внедрил новый метод озвучивания - «Ви­тафон», разработанный компанией Warner Brothers, и выпустил 6 авгу­ста 1926 г. звуковой фильм «Дон-Жуан» с Джоном Бэрримором в главной роли.

В 1927-1928 годах, Голливуд начал использовать для озвучивания фильмов системы «Мувитон» и «Фотофон» компаний «Фокс» и RCA. Ме­жду тем, владелец сети кинотеатров Великобритании Шлезингер приобрёл права на «Фонофильм», и с сентября 1926 г. по май 1929 г. выпускал ко­роткометражные музыкальные фильмы британских исполнителей.

В СССР в то же время    велись    собственные разработки в Москве и Ленинграде. В результате практически одновременно были соз­даны две системы с малоинерционным гальванометром: с переменной ши­риной оптической дорожки Александра Шорина, и с фонограммой пере­менной плотности «Тагефон». Последняя технология, разработанная под руководством Павла Тагера, использована в первом советском звуковом художественном фильме «Путёвка в жизнь» [6].

 

Цифровая звукозапись

Первой цифровой записи предшествовали многочисленные разра­ботки учёных из самых различных прикладных областей мате­матики, физики, хи­мии. В 1937 году британский учёный Алек Харли Ривз запатенто­вал первое описание импульсно-кодовой модуля­ции. В 1948 году Клод Шеннон опубли­ковал «Математическую тео­рию связи», а в 1949 - «Передача данных при наличии шума», где независимо от Котельникова доказал теорему с аналогичными теореме Котельникова ре­зультатами, поэтому в за­падной литературе эту теорему часто на­зывают теоремой Шен­нона. В 1950 Ричард Хэмминг опубликовал ра­боту по обнаружению и исправлению ошибок. В 1952 Дэвид Хаффман создал алгоритм пре­фиксного кодирования с минимальной избыточно­стью (извест­ный как алгоритм или код Хафф­мана).

В 1959 Алекс Хоквингем создал код исправления ошибок, ныне известный как Код Бо­уза -Чоудхури -Хоквингема.

В 1960 сотрудниками лаборатории Линкольна Массачусет­ского техно­логического института Ирвином Ридом и Густа­вом Соломоном изобретён Код Рида - Соломона. Только в 1967 тех­ническим институтом исследо­ваний NHK    представлен первый цифро­вой катушечный стереозаписыватель на    1-дюймовой видео­ленте. В устройстве использовалась ИКМ-запись с двенадцатеричной разрядно­стью и частотой дискретизации 30 кГц с приме­нением компан­дера для расширения динамического диапазона [7].

Лазерная запись

На  вращающийся оптический диск при помощи лазерного луча записываются цифровые сигналы. В конечном результате на диске появляется спиральная дорожка, состоящая из впадин и гладких участков. В режиме проигрывания лазерный луч, сфокусированный на дорожку, пе­ремещается по поверхности вращающегося оптического диска и считывает записанные данные. При этом впадины считываются как нули, а ровно от­ражающие свет участки — как единицы. Такой метод записи обеспечивает практически полное отсутствие помех и высокое качество звучания. По сравнению с механической и магнитной звукозаписью оптический диск имеет целый ряд преимуществ - очень высокую плотность записи и пол­ное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством при записи и воспроизведении.

Звуковой компакт-диск

В марте 1979   года на пресс конференции компания Philips продемонстрировала качество звука прообраза системы «компакт-диск». Через неделю в Японии заключило соглашение с компанией Sony по созданию стандарта на аудиодиск. В 1980 году Philips и Sony после некоторых доработок выпускают свою Красную Книгу (Red Book), которая была положена в основу стандарта на звуковой компакт-диск. В апреле 1982 года Philips представил свой первый проигрыватель компакт-дисков. В этом же году на заводе в Германии началось производство компакт-дисков. Совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинки, стал основой для будущих поколений оптических дисков, применяемых не только для хранения звукозаписей, но и для видеозаписей, медиаинформации и в вычислительной технике.

DVD - Audio

В январе 1998 года рабочей группой DVD Forum’s Working Group 4 (WG4) был представлен проект стандарта DVD-Audio, а в июле уже была представлена версия 0.9. Стандарт был разработан специально для высококачественного проигрывания звуковой информации. Диск формата
DVD-Audio позволяет записывать фонограммы с различным числом звуко­вых каналов (от моно до 5.1). Окончательная спецификация DVD-Audio 1.0 (без защиты от копирования) была утверждена в феврале 1999 года и пред­ставлена в марте. Выпуск, запланированный на октябрь 1999 года, задер­живался до середины 2000-го из-за затянувшегося выбора защиты от копи­рования  (шифрование и водяные знаки). В конце 1999 года компания Pioneer выпустила в Японии    первый DVD-Audio проигрыватель  (без защиты от    копирования). В июле 2000 года компания Matsu­shita выпустила универсальные DVD-Audio/DVD-Video-проигрыватели под торговыми знаками Panasonic и Technics. Pioneer, JVC, Yamaha и дру­гие производители выпустили свои DVD-Audio-проигрыватели в конце 2000-го – начале 2001 года.

Super Audio CD

В 1998 году компании Sony и Philips начинают продвигать на рынок альтернативный — Super Audio CD . Двухслойный SACD совмещает два формата на одном диске. Аудиоданные высокого качества хранятся на слое высокой плотности, занимающем объем 4,7 ГБ. Благодаря схеме сжатия без потерь Direct Stream Transfer, разработанной Philips, что позволяет хранить до 74 минут стереофонического и столько же многоканального (до шести каналов) DSD-материала  одновре­менно. Уровень  высокой  плотности, равноценный уровню 0 DVD, считывается лазером с длиной волны 650 нм, при этом он прозрачен для лазера стандартного CD с длиной волны 780 нм.

Проходя сквозь слой высокой плотности, лазер CD считывает данные Red Book, расположенные внутри диска, на том же фокусном расстоянии, что и у стандартного CD. Этот слой содержит CD-версию (16 бит/44,1 кГц) того же аудиоматериала, что и слой SACD. Поэтому SACD будет воспро­изводиться не только на SACD-проигрывателях, но и - с качеством звуча­ния компакт-диска, - на любом из стандартных CD-проигрывателей [7].

Магнитооптическая запись

Запись ведется при помощи магнитной головки и лазерного луча на особый магнитооптический слой диска. Излучение лазера разогревает участок дорожки выше температуры точки Кюри 121 °C, после чего электромагнитный импульс изменяет намагниченность, создавая отпечатки, равнозначные питам на оптических дисках. Считывание осуществляется тем же самым лазером, но на меньшей мощности, недостаточной для разогрева диска: поляризованный лазерный луч проходит сквозь материал диска, отражается от подложки, проходит сквозь оптическую систему и попадает на датчик. При этом в зависимости от намагниченности изменяется плоскость поляризации луча лазера (эффект Керра, открыт в 1875 году), что и определяется датчиком.

Минидиск

Минидиск был разработан и впервые представлен компанией Sony 12 января 1992 года. Позиционировался как замена компакт-кассетам, к тому времени уже полностью изжившим себя.

Hi - MD

В январе 2004 года, Sony представила формат медианосителя Hi-MD, как дальнейшее развитие формата MiniDisc. Новый диск вмещал уже один гигабайт данных и мог использоваться не только для звукозаписи, но и для хранения документов, видеозаписей и фотоснимков. Появилась возможность выбирать один из трёх режимов записи: высококачественного (PCM mode), позволяющего записывать 94  минуты (1 час 34 мин) звуковых данных CD-качества, 7 часов в стандартном режиме записи (Hi-SP) со сжатием ATRAC, и низкокачественного режима (Hi-LP) с записью длительностью 34 часа, помещённой на одном диске [8].

Запись звука на электронные носители

Еще в начале 1990-х годов появилась запись звуковых данных в виде
файлов на всевозможные носители с помощью ПК. Однако, большой объём данных и маленький размер доступных устройств хранения информации не
позволяло использовать этот вид записи в полной мере. Развитие алгоритмов кодирования и сжатия звуковой информации дало толчок широкому распространению цифровых форматов аудиофайлов. Основным отличием от всех существовавших до этого методов хранения звукозаписей стало отсутствие ограничения на обязательное соответствие аудиоформата формату носителя. Записанный однажды аудиофайл может быть сохранен и скопирован на множество различных носителей, таких как жесткие диски, записываемые    и  перезаписываемые оптические диски, флеш-карты, твердотельные накопители. Наибольшей популярностью среди массового потребителя стал пользоваться аудиоформат сжатия MPEG-1 Аудио Уровень 3 или простоmp3.

Аудиоформат mp 3

В 1995 году исследователи из института Фраунгофера представили новый формат для сжатия звуковых данных стандарта ISO 11172—3 — «MPEG 1 Audio Layer 3», чаще называемый «mp3». В конце 90-х годов аудиоформат начал набирать популярность, так как позволял сохранять музыку приемлемого качества в небольшие по размеру файлы. Но самым главным толчком к развитию формата стало развитие сети Интернет. Возможность скачивать аудиофайлы, а не покупать дорогостоящие компакт-диски, моментально нашла своих сторонников. Для обмена музыкальными файлами с другими людьми Шоном Паркером была создана файлообменная пиринговая сеть Napster, действовавшая в период с июня 1999 года по июль 2001 года. Это привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной отрасли. Несмотря на то, что служба была остановлена по решению суда, она привела к появлению децентрализованных peer-to-peer сетей, контролировать которые гораздо труднее. Также развитию формата помогли выпущенный в 1997 году компанией Nullsoft программный проигрыватель Winamp, а также первый аппаратный цифровой mp3-проигрыватель MPMan, выпущенный в 1998 году.

iTunes Store

В апреле 2003 года открылся первый музыкальный интернет-магазин
iTunes Store от компании Apple, эта совершила переворот в музыкальной отрасли, так как торговала законной музыкой и стала лидером в этой области на многие годы. Доступ к магазину осуществляется из интерактивной оболочки    обозревателя iTunes или из соответствующих приложений на iPod, iPad, iPhone. Музыкальная база, содержавшая на тот момент более 200 тысяч композиций, появилась благодаря соглашениям Apple с пятью основными звукозаписывающими компаниями - BMG, EMI, Sony Music Entertainment, Universal и Warner. Музыкальные произведения можно было приобретать по цене $0,99 за песню или $9.99 за альбом. Уровень продаж компакт-дисков с 2003 года начал неуклонно падать, при этом продажи цифровой музыки в Интернете продолжают расти. Успех iTunes Store моментально привёл к появлению других подобных служб.В октябре 2011 года компанией Apple заявлено, что в магазине iTunes уже доступно 20 млн песен, а число скачиваний превысило 16 млрд [8].

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Механические устройства воспроизведения звука и их особенности. Методы звукозаписи.

2. Особенности механической записи.

3. Автор первого фонографа. Способ записи звука.

4. Автор «Граммофона». Разновидности граммофона.

5. Первые известные компании грамзаписи.

6. Электромеханическая запись и её особенности. Отличие от граммофона и патефона.

7. Советский инженер, который изобрёл способ записи звуковых колебаний на стандартную бумагу на подобии самописца.

8. Магнитная запись и её особенность. Что послужило изобретению данного способа записи звука?

9. Особенность оптической записи звука.

10. Специфика цифровой записи звука и её автор.

11. Автор создания кода исправления ошибок известный как «Код Бо­уза -Чоудхури –Хоквингема».

12. Лазерная запись звука и её особенность.

13. Магнитно-оптическая запись

14. Запись звука на электронные носители.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!