Приложения к практическому заданию

Возможности патриотического воспитания учащихся начальных классов на уроках музыки. Русский фольклор как синкретический вид искусства

Главная цель этого раздела - освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа; воспитание стремления к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа; расширение кругозора школьников о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа; воспитание чувства уважения, любви, преданности к Родине, интереса к ее историческому прошлому, бережного отношения к настоящему своей страны, ее народу.

Представляем разработки уроков.

1 класс. Раздел 1.Музыка вокруг нас.

Тема: Фольклор. Народный календарь.

Беседа:

- Кто из вас знает автора песни «Во поле береза стояла»?

- Кто придумал сказку про Колобка, про Курочку Рябу?

- Кто придумал считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки?

 Конечно же, это сочинил не один человек, а целый коллектив людей и имя ему — русский народ. Начал придумывать кто-то один, потом песня путешествовала от человека к человеку. И каждый, кто мог, добавлял что-то свое, поточнее, поскладнее, поинтереснее. В те далекие времена у людей не было грамоты, и всякая песня или сказка передавалась через живую речь, из уст в уста. И вот это устное народное творчество называется фольклором. Слово это английское, в буквальное переводе означает «народная мудрость». В наше время мы часто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить рядом с нами. Что вчера во дворе прозвучала новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла да и переделала по-своему слова знакомой песни. А ведь это — самое настоящее творчество, так как создается что-то новое, интересное.

Когда-то, давным-давно, на нашей земле жили люди, которые занимались земледелием. Им было очень важно знать: когда пройдут холода, настанут теплые солнечные дни, будет ли дождь? Писать люди не умели, вот и стали они наблюдать и запоминать, когда бывают заморозки, в какие дни солнышко появляется. Из таких наблюдений и примет сложился народный календарь. Эти приметы и наблюдения собирались много лет, а потом их записали. «Не примечать, так и хлебушка не видать»,— говорили крестьяне.

Но одних наблюдений было мало, и человеку казалось, что если обратиться за помощью к солнышку, дождику, ветру, то они помогут. Споешь для солнышка веселую песенку — согреет оно ласковыми лучами землю, заговоришь бурю — она успокоится, попросишь дождик полить землю теплой влагой — напьется земля, проснутся в ней зернышки, начнет поспевать урожай. В каждое время года люди находили нужные слова, чтобы похвалить и глубокие снега, прикрывающие озимые (зерна, посаженные осенью и укрытые зимой снегом), и веселую дружную весну, и пышущую зелень лета, и созревшие нивы (так называли поля, где рос хлеб).

Да вы и сами знакомы с такими песенками. Раньше их называли «заклинками» — они звали, вызывали.

Дождик, дождик, лей, лей, лей           Радуга-дуга!

 На меня и на людей!                          Перебей дождя,

Поливай мои бобы,                            Дай нам солнышко,

В лесу ягоды, грибы!                         Красно ведрышка

 

Радуга-дуга!                                        Гром, гром!

Не давай дождя!                                 Не бей в наш дом.

Давай солнышко                                 А бей в колоду,

Под оконышко!                                   В холодную воду.

 

Ветер-ветерцо!

Не дуй в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтобы идти было в силу.

Может быть, кто-нибудь из вас, ребята, знает такую песенку-закличку? Их иногда поют, а иногда приговаривают.

Пение. Разучивание 1—2 закличек. (приложение 3, №№ 1-3) Обратить внимание на выразительности слова, на то, что мелодия строится на нескольких звуках. Можно акцентировать сильную долю деревянными ложками.

Крестьянские ребятишки очень любили играть. А вы любите играть? Но любую игру всегда начинали со считалки. Давайте разучим новую считалку и поиграем.

Возьму из кадушек                  Кто засмеется,

Дохлых лягушек.                     Губа задерется,

Возьму с улиц                          Губа задерется,

Дохлых куриц.                        Хохол затрясется

                                                   Кто первый скажет,

                                                 Тот их съест с кашей.                                             

Игра «Жмурки с голосом» (приложение 2)

Тема. Ярмарка.

Беседа:

Сейчас осень, а осенью у крестьянина был еще один веселый праздник — ярмарка!

Кто из вас знает, что это такое? А сейчас ярмарки бывают?

На ярмарке покупали и продавали товары, рассказывали друг другу новости, веселились.

Какая красота! Да что это такое?

Гости и покупатели с восхищением оглядывают лотки и полки.

Откуда все это?

Они осторожно трогают глиняные кувшины, свистульки, братины, чаши, коврики, подносы, берестяные туеса, музыкальные инструменты, игрушки. А в этом ряду и одежда, и холсты, и украшения для женщин: серьги, бусы. Здесь мед, леденцы и другие сласти. Но главный товар, который продают и покупают нa ярмарке,— это хлеб. Ярмарка была итогом трудового года. Кто поработал хорошо, тот мог и отдохнуть. А со всех сторон неслось:

- Конфеты, конфеты. Каждая заменяет десять фунтов сахарного песку. Как куснешь, так уснешь, как вскочишь, так опять захочешь.

- Детская панорама-калейдоскоп. Не надо детей в театр водить, надо панораму купить.

- Чудо двадцатого века, картежная лягушка прыгает на человека. (Показывая лягушку из бумаги).

- Пышки, пышки, подходите ребятишки, подтяните штанишки.

-Устал кричать, покупайте так.

А народ отвечал:

- У нашего Якова товара всякого: шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селедочные кадушки, банки с помадой и с дегтем, кому надо, красные платочки, мелкие гвоздочки. Есть и старые башмаки, покупайте, молодые и старики!

Особенно любил народ ярмарочный балаганчик. Главным любимым персонажем был Петрушка.

Надеть куклу ни руку, сделать несколько движений, сказать несколько фраз «Петрушкиным» голосом:

Тили-бом, тили-бом,                      Молодцы хорошие,

В балаганчик всех зовем.               Молодцы пригожие,

Ребятушки, праздник, праздник!   Не гнушайтесь, подходите

У Петрушки праздник, праздник! На потеху поглядите.

люди добрые,

Со своими врагами Петрушка расправляется беспощадно и весело. Поочередно обманывает и побеждает и воеводу, и купца и черта, его недруги убегают под всеобщий смех. Обидели петрушку, и все ему сочувствуют, но знают, что хитрый Петрушка вывернется из любого положения.

Тема. Родной язык. Колядки.

Беседа:

Ноябрь — месяц осенний, но осень навстречу зиме движется. «Земля морозцем одевается, снежком покрывается»,— говорил народ. И радовался: чем толще была снеговая шуба, тем теплее и уютнее было под ней крошечным зернышкам озимого хлеба, который должен был дать весной яркие зеленые побеги. «Много снега — много хлеба», «Снега надует — хлеба прибудет». «Снег земле - кормилице что теплый кожух».

Казалось, природе можно помочь, все можно наладить, если выполнить те или иные действия, произнести нужные слова, спеть нужные песни.

Когда же делать все это? Очевидно, в конце декабря, перед Новым годом. Сегодня мы разучим такую песенку, она называется колядка. Такие песенки пелись только под Новый год.

Пение. Разучивание колядки. (Приложение№3 № № 23,25)

Праздники у крестьянина начинались в конце декабря. 25-е декабря – день солнцеворота: «Солнце на лето – зима на мороз» (день увеличивается, солнышка днем все больше, а зима все холоднее). «Медведь в берлоге на другой бок переворачивается».

Дети и взрослые пели песенки, которые назывались «колядки».

Колядка — это песенка, которая восхваляет Коляду. Что же означает это слово? Вряд ли кто из деревенских жителей мог объяснить, кто это — Коляда? Он или она? Что означало это слово? Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на что похожа: на человека, сказочное существо или на что-то другое. Но песни рассказывали, что она ходит по земле, посещает людей, приносит им богатство, здоровье, счастье. Старая деревня, конечно, не знала, что имя Коляда (Календа) издревле существовало у всех славянских народов и было родственно слову «календарь». Первые дни года считались самыми удачными для высказывания друг другу добрых пожеланий. Послушайте одну такую песенку-колядку. (Приложение № 23) Повторение колядок с инструментальным сопровождением.

Игра «Бубен». (приложение 2)

Тема. Родной язык. Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки).

Беседа:

Прибаутки — смешные песенки, цель которых — рассмешить, потешить, развеселить. Это короткие песенки с забавным содержанием, ритмизированные сказочки.

Небылицы — коротенькие песенки, где все перевернуто, все наоборот: «ушастая свинья свила гнездо на дубу; загорелось сине море; прилетала рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал». Это путаница, но в ней легко все поставить на свои места. В дразнилках тонко подмечается какой-то порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Дразнилки способствуют быстрому возникновению прозвища. Часто дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам.

Пение: разучивание музыкальных прибауток, небылиц, дразнилок. (приложение 3 №№ 17-22).

Игра «Воробейка». (приложение 2)

1 класс. Раздел 2. Музыка и ты.

Тема. Русские музыкальные инструменты.

Беседа:

Но вот основная работа в поле заканчивалась, теперь можно было немного отдохнуть и повеселиться. Ну, а какой отдых без Музыки, без музыкальных инструментов? Сегодня я расскажу вам немного о них.

У меня в руках деревянные ложки. Когда и кто додумался превратить ложки в ударные инструменты — неизвестно, но то, что ложки один из любимых и распространенных инструментов — бесспорно. Ложка, как музыкальный инструмент — произведение народного юмора. Не всегда под рукой рожож или балалайка, гусли или домра. А уж ложка находилась и у скомороха, и у солдата, и у бурлака. А ритмы народные четки и просты, выстукивать их одно удовольствие. Старинный музыкальный инструмент - ложку - делали из липы, дуба, березы, ясеня. И у каждой свой звук, свой (довязывают колокольчики, чтобы украсить цокающий перестук дополнительным звоном. Послушайте, как они звучат. Красиво? (приложение 3 №52 ) 

Кто из вас знает этот музыкальный инструмент? Верно, это трещотка. Трещотка — старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок, и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по - разному потряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах (приложение 3 №53) 

А это что? Это - бубенцы. На небольшой кусочек кожи, величиной с ладонь, пришивается ремешок, помогающий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно большее количество самих бубенчиков. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о коленку, играющий извлекает серебристые звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки. (приложение 3 №54 ) 

Все эти инструменты называются ударными на надо встряхивать или ударять. А сейчас мы посмотрим инструменты, которые называются духовыми. Вот это — свистулька. Они были различной формы и раскраски, в корпусе у них проделаны отверстия, при помощи которых достигается. Стихийное гуляние на Руси, во время которого взрослые играли на балалайках, дети свистели в свистульки, называлось свистопляской. Вот оттуда, оказывается, появилось это всем известное слово, означающее теперь уже всякое буйное веселье (приложение 3 №59). 

Жалейка — это небольшая трубка из дерева или тростника, нижний конец которой вставлялся в раструб из коровьего рога или бересты. Зажимая отверстия в боковых стенках, можно извлекать звуки различной высоты. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый. Жалейка невелика. (Видео презентация).

Рожок делается из бересты, его трубка расширяется и заканчивается раструбом. (Видео презентация). 

Волынка. Представьте себе мешок, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна из трубок с отверстиями, и на ней исполняют мелодию и аккомпанемент. (Видео презентация). 

Еще одна группа инструментов — это струнные. Посмотрите, у них есть струны — отсюда и название.

Балалайка — самый распространенный русский музыкальный инструмент. Звук извлекается щипком или так называемыми бряцаниями — ударом указательного пальца по всем струнам сразу. У нее треугольный деревянный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. (Видео презентация).

Гусли. Давным-давно появился на свет этот инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Исполнитель гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Это были гусли звончатые. (Видео презентация). 

А еще на Руси знали такие инструменты, как домра — четырехструнный инструмент с овальным корпусом и длинным грифом, и гитара — струнный щипковый инструмент. (Видео презентация). 

А вот этот инструмент и называть не надо, его все знают. Это гармошка, клавишно – духовой инструмент. Мехa у гармоники приводятся в действие вручную. В левой руке при нажатии одной клавиши извлекается не один звук, а целый аккорд, это делает исполнение песен и танцев более легким. (Исполнитель на аккордеоне играет и поет).

Практическое задание - видео викторина по русским народным инструментам, инструментальное музицирование.

Тема. Домашние животные.

Беседа:

С давних пор человек приручал диких животных. Ему нужна была их помощь.

- Каких животных человек приручил и как они ему помогают?

Их было немало: кони, коровы, козы, овцы, свиньи.

- Я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуйте их отгадать:

По горам, подолам                       Не пахарь, не столяр,

 Ходит шуба да кафтан.               Не кузнец, не плотник,

(Овца)                                            А первый на селе работник.

Не ездок, а со шпорами,              (Лошадь)          

Не сторож, а всех будит.            На сене лежит,

(Петух)                                         Сам не ест и другим не дает.

Кто рождается с усами?              (Собака)

(Котенок)

Первый раз выгоняют скотину в поле 23 апреля (по старому стилю. По новому — 6 мая) в Егорьев день. В этот день крестьяне идут в лута. Главную роль в этом обряде исполняют мужчины. Они ходят вокруг поля и просят Егория, котopого считали покровителем домашних животных, охранять скот от всех хищных и лукавых зверей:

Мы вокруг поля ходили.                     В лесу и за лесом,

Егория окликали.                                 Под светлым месяцем,

Макария величали:                              Под красным солнышком                

Егорий ты наш храбрый,                    От волка хищного.

Макарий преподобный!                      От медведя лютого,

Ты паси нашу скотину                        От зверя лукавого.

В поле и за полем,

Перед тем днем, как выгнать скот в поле, ходят парни по деревне из дома в дом и поют песни, желают хозяевам «по двести коров и полтораста быков» (как в колядках зимой), а если хозяева скупые и не одаривают парней то они им желают: «Ни кола, ни двора, ни куричья пера...»

Домашние животные — лучшие помощники и друзья земледельца. В апреле, когда лесные жители высовывали свои мордочки из норок , а медведи вылезали из берлоги, крестьяне выгоняли скот на пастбища, приговаривая:

Ходи, кормись,

Да домой не торопись.

Хозяйки напутствуют уходивший на пастбище скот:

Выгоню коровушку

Со двора голиком,

Приходи ко мне, коровушка,

Со всем молоком.

Так как день 23 апреля совпадал с первым выгоном скота в поле, крестьяне стали считать святого Егория покровителем домашних животных.

Тёлоньки, телитесь,

Свинки, пороситесь,

Курочки, неситесь, —

Приговаривали хозяева, выпуская животных из зимних хлевов. В этот день во многих местах хозяйки пекли особые пряники в виде лошадок – это были как бы обереги уходящего из дома скота.

А у пастухов, которые отвечали за порученные им стада, были свои обряды при выгоне скота в поле. Так, например, они собирались толпой и шли за старшим пастухом, причем один называл себя зайцем, другой — кривым, третий — колодой и тому подобное. Старший пастух останавливался на дороге и спрашивал:

- Заяц, заяц, осина горька?

- Горька, — отвечал тот, который назвал себя зайцем.

- Пусть наша скотина будет так волку горька, — говорил старший пастух и обращался к «кривому»:

- Кривой, кривом, дойдешь ли ты до стада?

- Не дойду, не вижу,— отвечал «кривой».

- Пусть так и волк не увидит нашей скотины,— говорил старший и спрашивал третьего — «колоду»:

- Колода, колода, мажешь ли ты повернуться?

- Нет, не могу — отзывался «колода».

- Пусть так же и волк не сможет к нашему стаду повернуться,— говорил старший пастух и продолжал опрашивать остальных. Такая сценка, разыгранная пастухами, тоже была своеобразным оберегом. И таких охраняющих обрядов выполнялось немало.

Пение: (приложение 3 № 45) 

Игра: Гуси и волк. (приложение 2)

2 класс. Раздел 1.Россия –Родина моя.

Тема. Родной язык. Приговорки.

Беседа:

На наших занятиях мы уже говорили и о песенках-закличках, обращенных к явлениям природы, и о календарных песнях, которые поются в определенное время года и связаны с крестьянским трудом. А есть и другие жанры календарного фольклора — музыкальные считалки, (приложение 3 №10), приговорки, (приложение 3 №№ 11-14) представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например: к божьей коровке — с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду, при этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая. Мелодия приговорок близка к разговорной речи.

2 класс. Раздел 3. О Росси петь – что стремиться в храм.

Тема. Русское поселение..

Беседа:

С давних времен Русь была деревянная. Все строилось из дерева: изба, баня, водяная мельница, амбар, сарай, журавли колодцев. В старину русский человек не представлял себе родины без золотистой рубленой избы. Радость и счастье в доме он связывал со светлыми прекрасными хоромами (жилье, состоящее из нескольких построек).

Россия — страна лесная. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам рек и озер. Из дерева крестьянин рубил себе дом, возводил города, обносил крепости мощными стенами и башнями.

Окруженный массивной деревянной стенай из стоячих заостренных вверху бревен — острогом, город как бы ощетинивался остриями крыш, выглядывавших из-за стен. Шпили церквей, крепостных башенок и башен, высокие пирамидальные кровли тянутся вверх, как бы угрожая неприятелю. Это неудивительно. Ведь город был крепостью, где в момент опасности укрывалось все окрестное население.

Стесненные крепостной стеной, здания вытягивались вверх. Дома сложены из толстых бревен. Окна маленькие, высоко над землей, а крыши крутые и различной формы: трехскатные — колпаком, двускатные с острым гребнем — конем, кубовастые с четырьмя округлыми сторонами и вытянутым шпилем в центре. На горе — главная площадь, в середине — церковь, а вокруг — лавки (амбары) с товарами.

Ближе к центру — дома выше, затейливее их украшения, крепче заборы. Дом горожанина не выходил, как сейчас, на улицу, а прятался, как крепость, за забором. Попасть во двор можно только через ворота. Они крепкие, кованые, под двускатной кровлей.

Сразу за калиткой — хоромы, жилой дом. Вытянувшийся высоко вверх, он похож на слаженную из кубиков башню: кубик на кубик вверх, кубик возле кубика в ряд. Каждый из кубиков — самостоятельное помещение из бревенчатого сруба — клети. Чем выше вверх, тем уже дом, каждая боковая пристройка заканчивается своим особым покрытием: то бочкой (на два округлых ската с острым гребнем), то шатром, то клином. Разнообразие покрытий по высоте и форме придает хоромам, живописный вид. Снаружи в округ среднего яруса идет галерея — гульбище. По этому гульбищу можно обойти весь дом кругом, попасть в любое помещение.

Крутая лестница ведет на крыльцо, а оттуда в сени. Из сеней много дверей и вверх, и прямо, и направо. В среднем, ярусе — горница, самая большая, парадная комната. Она обращена окнами в сторону улицы.

Чтобы войти в горницу, нужно наклониться, иначе стукнешься лбом о притолоку: в старину не делали высоких потолков и больших проемов, берегли тепло.

В горнице полутемно. Свет с улицы, проникая через небольшие окошки, четко вырисовывал сетчатый узор слюдяных окончин. Слюда заменяла стекло. Так как добывалась она маленькими хрупкими кусочками, ее оправляли в металлическую сетку. Чем искуснее был мастер и богаче заказчик, тем сложнее и наряднее узор окна.

От двери направо, по всем сторонам горницы, идут широкие встроенные в стены лавки. На лавках сидели и спали.

Стол и шкаф ярко расписаны, скамьи покрыты красивыми полавочниками из алого сукна. А где же остальное имущество? Где нарядное платье, посуда, драгоценности? Хранилось все это богатство, оказывается, в сундуках, которые стояли в подклетях и чуланах. Сундуки заменяли нашим предкам шкафы, сейфы, гардеробы, чемоданы и даже письменные столы.

В левом углу, у двери, красивая печь, выложенная сверху донизу цветными изразцами. На каждом — свой особый рельеф и выступающий рисунок, «образ»,

Про нее говорили: печь греет, печь кормит, печь светит, печь моет, печь лечит, печь сушит и спать уложит. Много еще служб есть у русской печи. В красном углу божница и небольшой стол.

Пение: разучивание музыкальной небылиц (приложение 3№№27,29), дразнилки (приложение 3 №32), песни-считалки (приложение 3 №34) .

Игра: «Селезень и утка» (приложение 2)

2 класс. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема. Встреча масленицы.

Беседа:

Какой сейчас месяц?

— Март.

Это месяц весенний. Зима походит к концу. Солнышко все теплее, дни все длиннее.

И вот на смену Коляде появляется другая русская красавица — Масленица. Она приходит на всю первую неделю марта. Крестьяне в своих играх, песнях, стихах изображают Масленицу богатой, красивой и щедрой гостьей. Они встречают ее радостно:

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали.

(Видео презентация)

Имя свое получила Масленица от обильной масленой еды, которую ели всю масленую (эту неделю называли еще «сырной»).

Праздник начинался с того, что делали чучело из соломы, одевали его в платье, обували в лапти и водили по деревне.

Встречая честную Масленицу — широкую боярыню, строили снежную гору. На салазках, возили наа гору и саму гостью — соломенную куклу, разряженную в кафтан, шапку, лапти, опоясанную кушаком.

Масленица — это катальные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, кукольные балаганы, ряженые, кулачные бои и прочие развлечения.

Давайте и мы позовем Масленицу к себе в гости, скажем вместе:

— Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.

 Дорогая наша гостья Масленица, Платок беленький, новомодненький,

Авдотьюшка Изотьевна!                       Брови черные, наведенные,                                                                 

Дуня белая, Дуня румяная!                 Шуба синяя, ластки красные,

Коса длинная, трехаршинная,              Лапти частые, головастые,

Лента алая, двухсполтинная,                Портянки белые, набеленные!  

 Каждый из семи дней Масленицы имел свое название. В понедельник была «встреча Масленицы»; во вторник — «заигрыши», т.е. первые масленичные игры молодежи на деревенской улице и хождение ряженых по избам; среда называлась «лакомкой» — во всех домах ставилось обильное угощение; четверг был прозван «разгулом»: тут были и блины, и гости, и шумное веселье за долгими сытными обедами, на которые крестьяне поочередно ходили друг к другу; в пятницу бывали «тещины вечерки», когда тещи угощали зятьев и кормили их блинами. В субботу были «золовкины посиделки», когда на блины к молодым невесткам собирались родственники, а в воскресенье справлялись проводы Масленицы.

Так проходила масляная неделя. С первого же дня народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче — считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым. Уже с понедельника повсюду пекли блины — это было главное масленичное угощение.

Дети в первый день праздника ходят под окнами с мешочками и корзиночками и поют:

Ах ты, Домнушка!

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь!

А в конце пения один из участников входит в избу и просит: «Подайте широкой Масленице». Хозяйка давала блин или оладушек. Дети запевали масленичные песенки, которые мы сейчас разучим.

(Приложение 3№№ 36,37)

Игра: В пень. (приложение 2)

Тема. Весна.

Беседа:

 Сегодня наше занятие начнем «прогулкой» в весенний лес (звучат голоса весеннего леса. Подсказать ребятам, чей голос они слышат, показать слайды с изображением птичек), Я расскажу вам и о других песенках-веснянках, ведь не только к птичкам обращались дети, но и к пчелкам. Вылетает пчелка из улья — пришла весна. Пчелка, по мнению певших веснянку, выносила ключи из –за моря золотые ключи и этими ключами замыкала «опостылевшую» зиму и отмыкала теплое лето.

Ты, пчелынька,                                Ты замкни зимоньку,

Пчелка ярая!                                    Зимоньку студеную:

Ты вылети с заморья,                      Отомкни летичко,

Ты вынеси ключики,                       Летичко теплое,

Ключики золотые.                           Летичко теплое,

                                                          Лето хлебородное.

Деревенские женщины выбрасывали шарики, выпеченные из ржаной или овсяной муки и закликали мороз:

Мороз, красный нос!

Вот тебе хлеб и овес.

А тетерь убирайся

По добру - по здорову.

И верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и не будет мешать крестьянам в их весенней работе.

Наконец, с просьбой о приходе обращались и к самой весне:

Приди, весна,

Весна-красна.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Веснянки зиму замыкают, землю отмыкают, травы выпускают — добродушно говорили деды, прислушиваясь к пению внучат.

Ой, вы жаворонки, жаворонки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье, второе – овечье,

Третье – человечье!

И верилось, что жаворонки, верные спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным, и всему деревенскому миру.

Пение. (приложение 3 №44) 

Игра: Матушка-Весна. (приложение 2)

3 класс. Раздел 1. Россия – Родина моя.

Тема. Хлеб. Жатва.

Беседа: 

- Какое сейчас время года?

- По каким приметам мы это узнаем?

- Что делают осенью земледельцы в поле?

- Осенью крестьяне собирали урожай: созревшая нива давала людям хлеб, огороды давали овощи и фрукты. Если урожай бывал хороший, то это был праздник земледельца. Осень становилась наградой трудолюбивому.

И вот наступала жатва — время уборки хлеба. Его срезали (жали) вот такими серпами (картины А. Г. Венецианова «Жнецы», «На жатве. Лето»). Время для земледельца было нелегким, тут не до игр, не до забав. Надо ловить каждый час, напрягать все силы, чтобы собрать без потерь хлеб. Работая, люди напевали:

С олнышко, выгляни,

Красное, высвети.

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы.

(Объяснить значение слов нивка, коса, серп).

Весной пахали землю и сеяли хлеб мужчины, а уборка хлеба была целиком на плечах женщин. Женщины, которые жали хлеб, назывались жнеи. Какие они ловкие, как все любуются их работой:

Уж вы жнеи, вы жнеи,                          Жните, не ленитесь,

Мои молодые                                     Уж вы жните, жните!

Жнеи молодые                                   А, обжавши нивку,      

Серпы золотые!                                  Пейте, веселитесь!

Жнеи работали, а сами зорко посматривали на колосья — не попадется ли среди них «спорыш» — особенно богатый колосьями стебель. Такая находка считалась большой удачей. Ее несли домой и хранили до будущего сева, а весной начинали сев именно с этих зерен.

Посмотрите, у меня в руках колоски — это рожь, пшеница, овес.

Послушайте пословицы и отгадайте загадки о хлебе.

«Раной хлебушко — калачу дедушка. На поле сережки на тоненькой ножке». ( Овес)    «Широко, а не море, золото, а не деньги». (Пшеница) «Сегодня на земле, а завтра на столе». (Пшеница)

У крестьян был очень интересный обычай: они завязывали в сноп последнюю пшеницу прямо на земле, а в середину клали краюшку хлеба. Называли они свой последний сноп «борода козла» (козел — символ плодородия, богатства). Земледельцы завивали колоски, переплетая их друг с другом. Они считали, что этот обряд возвращает силу земле. При этом они приговаривали:

Лежит козел на меже,      Уж мы вьем-вьем бороду

Дивуется бороде.               У Василия на поле

Ай чья-то борода,              Завиваем бороду

А вся медом улита,           У Ивановича нашего,

А вся шелком увита.      На ниве великоей, на полосе широкоей.

Ни одного значительного или веселого события не обходилось у народа без припевок, песен, стишков, закличек. На прошлом уроке мы узнали о песенках закличках. Давайте вспомним, кто их пел, о чем люди просили.

Пение. Сегодня мы разучим песенки, которые назывались календарными. Их очень много и связаны они с природой. Такие песенки пелись только в определенное время года. Песни, которые мы разучим сегодня, пелись только осенью, во время сбора урожая.

Игра: Дедушка Сысой (приложение 2)

Календарные песенки (приложение 3 №№ 5-8)

3 класс. Раздел 2. День, полный событий.

Тема. Зимние праздники. Колядки.

Беседа:

Кто же и кому пел эти песни? Молодежь и ребята (а нередко кое-кто из взрослых) собирались и отправлялись веселой гурьбой по деревне

- Идут! Идут! — кричали прильнувшие к окнам маленькие ребятишки.

Колядовщики, войдя в ближайшую избу, просили у хозяина разрешения коляду пропеть. Отказов обычно не бывало. Колядовщики в горницу неся перед собой на палке нарядную самодельную звезду из фольги или цветной бумаги, принмались петь.

Коляда, Коляда

Ты подай пирога;

Или хлеба ломтину.

Или денег полтипу.

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок.

Или вилы в бок.

Они славили хозяев и желали им всякого благополучия. Ни зелота, ни серебра, ни драгоценных камней желали они, а вещей самых простых но жизненно необходимых в каждой крестьянской семье.

Колядовщиков благодарили, угощали, давали разные деревенские лакомства — колбасы, масла, мяса, порою немного денег. Ребятишки-колядовщики которые толпились тут же, тоже получали в награду копейки и пряники «козульки» — фигурки коней, коров, оленей, овечек.

Вся деревня принимала участие в этих обрядах. Матери насыпали детям в маленькие кошельки (сделанные из бересты) зерен ржи или овса. Дети раскидывали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за их добрые пожелания.

Пение. Повторение колядок, разучивание новых (приложение 3 №16).

Игра: Медведь. (приложение 2)

3 класс. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема. Масленица. Проводы

Беседа:

С широкого четверга вступал в свои права масленичный разгул. С утра до вечера тешился народ кулачным боем, пел, катался на санях.

В субботу совершались обряды, символизировавшие борьбу Весны с Зимою и поражения последней. В этот день дети строили снежный городок с башнями и воротами — царство Зимы, которому предстояло пасть под ударами Перуна, затем они разделялись на две ватаги, одна из которых с метлами охраняла городок, а другая, вооружившись палками, атаковала его. После долгой и упорной борьбы нападавшие врывались в ворота и разрушали укрепления, а воеводу купали в проруби. Накал страстей в этой обрядовой игре очень живо передан В. И. Суриковым в картине «Взятие снежного городка».

В воскресенье, во время проводов Масленицы, ее чучело или просто сноп соломы, а то и дегтярные бочки сжигали с радостными криками и песнями, изгоняя тем самым Зиму.

Народная фантазия в выдумке развлечений, забав и каверз в этот веселый праздник неисчерпаемо: в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящим колесом — символом возрождающегося солнца. На это колесо сажали мужика с калачами, искушенного в разного рода праздничных проделках, или парня в женском платье и в кокошнике и привязывали к колесу чучело. Выкладывали кострами круг, чтобы указать путь солнцу. Рядились, чтобы отпугнуть злые силы, способные помешать светилу, пекли блины, символизирующие солнечный диск.

Но главное действо праздника — проводы Масленицы — еще впереди. После торжественного шествия и всевозможных сопровождавших его шуток и шалостей Масленицу неотвратимо ждал костер. Сухие березовые поленья быстро схватываются в сумерках огнем. Когда пламя набирает высоту, чучело «подзывают» шестами и водружают на костер. Соломенный сноп тает на глазах в огне и дыму, пока оседает горсткой пепла. В костер но старому обычаю «льют из кринки молоко: кончилась «сырная неделя», и скоро над миром вновь зазвучит весенняя песнь.

Весь год крестьяне ждали Масленицу в гости, но праздник длился всего одну неделю. Крестьяне так обращались к чучелу Масленицы:

Наша Масленица дорогая немножко постояла,

Мы думали - семь неделек, а Масленица – семь денечков.

А нас Масленица поманила, на Великий пост посадила.

Масленицу любили все, расставаться с шумной «обжорой» и «полизухой Масленой» никто не хотел:

А мы свою Маслену провожали

Тяжко-важко да по ней вздыхали.

А Маслено-Маслено воротися.

До Самого Великого протянися.

Пение: разучивание масленых песен. (приложение 3 № 40) 

Игра «Иван и бычок» (приложение 2)

Тема. Праздник жаворонков..

Беседа:

Отшумела, отгуляла Масленица. «Март зиму кончает, весну начинает», - говорил народ. Пора приниматься за работу. Подходят к концу хлебные запасы, заканчивается сено. Крестьянину нужна солнечная весна, чтобы посеять урожай, чтобы выпустить на луга скотину. Весна! Какая она будет? Что с собой принесет? Не запоздает ли?

Надо было ускорить ее приход.

Для Весны-красны пели песенки-заклички. В них закликали, звали ее, просили прийти поскорее. Предвестниками весны были птицы. Март считался месяцем прилета жаворонков — первых весенних птиц. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», — говорили крестьяне. Крестьянские ребятишки собирались гурьбой, принося с собой выпеченных из теста птичек «куликов». «Куликов» привязывали к высоким палкам, чтобы птички качалась на ветру и пели при этом весенние песенки-заклички (несколько глиняных или деревянных птичек, привязанных к палкам, раздать детям).

Послушайте, какие песенки при атом пели или выкрикивали-закликали:

Жавороночки,

Прилетите к нам!

Принесите нам Теплу летушку!

Нам зима-то надоела,

 

Весь хлебушек поела.

И соломку подобрала.

 И мякинку помела.

В некоторых деревнях птичек, выпеченных из теста, украшали сусальным золотом, мазали им головки медом. С такими подарками бабушки ходили к своим любимым, внукам, птички были вкусные и красивые.

Давайте мы с вами тоже будем закликать весну, повторяйте за мной:

Весна — красна!                                 Весна — красна!

На чем пришла?                                  Приди, весна, с радостью,

На жердочке,                                       С радостью, радостью.

На бороздочке,                                    С великой милостью:

На овсяном колосочке,                       Уроди лен высокий,

На пшеничном пирожке.                     Рожь, овес хороший.

В эти дни дети выпускали птиц из клеток на волю и при этом тоже пели «заклички». Эти заклички назывались веснянками (напеть):

Лете» кулик

Из-за моря.        

Принес кулик

Девять замков.

Кулик, кулик!

Закликай зиму,

Закликай зиму,

Отпирай весну

Тепло лето.

Дети привязывали «куликов» на шесты, на ветви деревьев и раскачивали их. Казалось, что птички летят.

Особое значение имело и качание на качелях: предстояли сев, выращивание урожая, надо было позаботиться, чтобы рожь и пшеница выросли высокими, с обильными колосьями.

Парни и девушки качались на качелях, стараясь взлететь как можно выше — так высоко должен был взрасти хлеб. Для этого же в поле,. при севе, подкидывали как можно выше горсти семян или мешок из под зерна.

Девушки ходили в поле смотреть, как поднимаются всходы, ели взятую с собой яичницу (яйцо было символом жизненной силы), катались по траве, приговаривая: «Расти, расти, трава, к лесу, а режь — к овину».

А ложки, которыми ели яичницу, тоже старались подкинуть как можно выше, чтобы напитать новыми силами и помочь хлебу расти. ч

Пение. Разучивание. (приложение 3 №43) 

Тема. Весна в поле.

Беседа:

Наступило время весеннего сева. «Посеешь в пору — соберешь зерна гору». «Землю уважай, будет и урожай». «Не ленись за плужком, будешь с пирожком».

Сей хоть в золу, да в пору.            Всякое семя знает свое время.

Доброе семя — добрый и всход. До норы до времени не сей семени.

А ребята бегали по дворам и распевали:

Пора пашенку пахать!                          Мужики, мужики,

Пора сев начинать!                          Готовьте сошняки (объяснить).

Было немало обычаев и обрядов, которые должны были помочь расти хлебу: варили горшок каши и закапывали его в землю, как бы подкармливая ее, или на борозду клали каравай хлеба, или пекли печенье в форме орудий труда — лопат, граблей. Все ждали, когда взойдет хлеб:

Кину на грядку _                       Осенью черно,

Я мою загадку.                                      Зимой бело,

Год пройдет —                                   Весной зелено,

Калачами взойдет.                             Летом желто.

                (Сеют)                                                (Нива)

Крестьяне уговаривали весну быть щедрой и богатой. В песнях народ именует весну «красной». В народном языке слово «красный» означает цвет (алый, огневой), красоту: (пригожий, красивый) качество (превосходный, лучший). Даже день такой был, назывался он днем Красной горки — это был символ весенней красоты. Зеленели оттаявшие пригорки, дети в этот день качались на качелях, играли в лапту и горелки, пели песни, а в поле во время сева бытовал обряд, который назывался «колосок».

Все женщины вставали лицом друг к другу и переплетали руки крест-накрест, по ним пробегала одна из самых красивых девочек деревни, наряженная в яркий сарафан. У самого поля ее опускали на землю, и она, подбежав ко ржи, срывала гореть колосьев, а затем бросала их далеко, а женщины пели. Думали, что этот обряд помогает хлебу расти.

Зоркий крестьянский глаз подмечал все наступавшие перемены в погоде, все благоприятные условия для полевых работ, и складывались поговорки:

Март — с водою, апрель — с травою. Коли в мае дождь — будет и рожь.

Вовремя вспашешь — веселей запляшешь. Солнышко прогреет — все поспеет.

Появлялись устойчивые приметы:

Можжевельник зацветет — пора ячмень сеять.

Гречиху сей, когда рожь хороша.

Кукушка закуковала — пора лен сеять.

Овес сей, когда береза распускается.

Пшеницу сей, когда черемуха зацветает.

 Комары появились — сей рожь.

Не сей пшеницу раньше дубового листа (то сеть раньше его появления).

Пение. Разучивание. (приложение 3 №48) 

Игра в капусту (приложение 2)

Тема. Работа в огороде.

Беседа:

Что же еще, кроме хлеба, садил крестьянин? Ну, конечно, овощи на своем огороде. Очень много забот отдавалось деревенским огородам.

-Какие овощи вы знаете?

Сейчас я загадаю незатейливые загадки, попробуйте их отгадать:

Пришла во двор Паня               Зелена, да не дубрава,

 В красном сарафане.                 С хвостом, а не корова.

Стали Паню раздевать —          (Репа)

Стали плакать и рыдать.            Кину — крошка,

 (Луковица)                                 А вырастет — с лукошко.

Сидит барыня Федосья —       (Тыква)

Прирастрепаны волосья.          У кола, у двора,

(Капуста)                                    Золотая голова.

Ни окошек, ни дверей,              (Подсолнух)

А полна горница людей.          Сам не берет

( Огурец)                                    И воронам не дает.

                                                     (Пугало огородное)

Все овощи надо было вовремя посеять, полить, прополоть. Тут тоже не обходилось без присловий и заклинаний.

Сею, вею бел горох!

Уродися крупен, бел,

Уродися сам — пятьдесят,

Старым бабам на потеху,

А ребятам — на веселье, —

приговаривали хозяйки, работая на грядках с горохом.

Не будь голенаста,                Будь вкусна!

Будь пузаста!                         Не будь стара

Не будь пустая,                      Будь молода!

Будь тугая!                             Не будь мала,

Не будь красна,                      Будь велика! —

Повторяли они, сажая капусту. И потом любовались на свои грядки, весело зеленевшие под маленькими деревенскими оконцами.

Начались огородные, работы, заводились по вечерам игры. Весенних игр в деревнях было много. Нашим далеким предкам казалось, что такие игры должны помогать природе в то время, когда созревают хлеба и овощи.

Повсюду была знакома и любима игра «А мы просо сеяли», которая во многих деревнях начиналась по-своему.

Все эти игры выросли из трудовой практики крестьянина - земледельца, и, вероятно, когда-то играющие (а играла не только молодежь, но нередко и взрослые) придавали им серьезное значение — верили в силу их воздействия на природу.

Сегодня многие из них давно забыты, а те, которые еще помнятся, служат забавой ребятишкам.

Пение. Повторение.

4 класс. Раздел 1. Россия – Родина моя.

Тема. Хлеб. Праздник урожая.

Беседа:

Сегодня я хочу рассказать вам, почему люди с таким уважением относятся к хлебу. Последний сноп с поля крестьяне несли с песнями. Они наряжали его в сарафан, украшали лентами, бусами, надевали на него кокошник. Девушки водили вокруг него хороводы и пели:

Сжали нивку до конца,

До последнего венца.

Конец нивушке, конец!

Будем заплетать венец!

Девушки сплетали из колосьев большой золотой венок. Одна из них надевала его на голову а остальные пели:

Будь село весело                       Отворяйте ворота,

Мы щеночки несем                   Выкупайте венок

 Из яровой ярички,                  Месяц круторогий

Из озимой пшенички!              Свети нам по дороге

Мы не сами идем,                    Чтобы мы не заблудились,

Мы веночки несем!                  Веночка не сгубили!

Сам хозяин, глава семьи, выходил жницам навстречу, «выкупал венок», то есть давал девушкам денег, перекладывал венок на себя, вносил в дом и вешал на стену. Жниц приглашали «войти, покушать, свежего хлебца порушить». А они продолжали заливаться веселыми величаниями:

Веселись, кум Пахом,              Дома-то, дома —

У тебя богатый дом!                Напечено пирогов, наварено каши.

Плуги в поле золотые,             Жнеи молодые, серпы золотые!

Ячмени стоят густые.              Дожали, дожали, каравая почали.

У тебя овец не счесть,            Толокна отведали!

Пирогов в печи — не съесть.  Хлебушко, расти, времечко, лети

Скатеретки шелковые,           До новой весны,

А столы-то дубовые,              До нового лета,

У тебя в сундуках                   До нового хлеба!

Десять шуб на соболях!

Тема «Праздник хлеба».

Этот праздник был самым главным в году. Посмотрите, какой нарядный каравай. Наверное, он очень вкусный? А как вы думаете, почему? (Дать детям попробовать по кусочку). Потому, что в него много человеческого труда. Сначала надо сохранить и прорастить зерно, починить соху и борону, и каждое утро до восхода солнца, выезжать в поле — готовить землю, пахать и боронить. И только потом уже можно сеять. Когда зерно посеяно, за ним нужно ухаживать: пропалывать, поливатъ и удобрять. Поля большие — глазом не окинуть, а труд земледельца очень тяжелый. А если засуха, или град, или болезнь, то ждет крестьянина голодная зима. Вот почему так радовались люди хлебу, вот почему надо беречь его, вот почему он такой вкусный. .

«Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мякго, и черно, и бело, и всем людям мило» (Каравай).    

Кто мне подскажет, что еще можно испечь из муки? (Пряники, бублики, булочки, пирожки...). Молодцы! Послушайте загадки.

«Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?» (Блин).

«Не море, а волнуется ? (Нива).

«Маленький, горбатенький все поле перерыл» (Плуг).

«Маленький Афанасий травкой подпоясан (Сноп).

Стоит баба Яга,                           Месяц новел,

Распорота нога,                         Днем на поле блестел,

Весь мир кормит —                   К ночи на небо слетел.

Сама голодна.                                                   (Серп).                     

               (Соха).

В воле едет на спине,

А по полю на ногах.

             (Борона).

Пение. Песенки-заклички, осенние календарные песни (простейшее ритмическое сопровождение).

Игра: «Кузнечики». (приложение 2)

4 класс. Раздел 2. День, полный событий.

Тема. Зимние праздники. Колядки.

Беседа: Пропев все свои колядки, набив рты вкусными коврижками, полученными в благодарность колядование, ребята выскакивали на улицу и мчались к ледяным горкам:

Как пошла Коляда                          Где ты раньше была?

Вдоль по улице гулять                  Я во поле ночевала,

Вдоль по улице гулять,                 Теперь к вам пришла.

С Новым годом поздравлять!    

Коляда, Коляда,

Но, кроме пения колядок, колядовщики, ходя по избам, закрепляли свои добрые пожелания еще и шуточными обрядами.

По домам водили «козу». Это была забавная игра, в основе которой лежало древнее поверье наших предков: коза (козел) была символом жизненной силы (вспомнить осень) и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу обычно изображал кто нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, к которой прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу — так его водили товарищи из избы в избу. При этом «коза» плясала, а ее свита пела песню:

Мы не сами идем,                          Там жито кустом.

Мы козу ведем.                              Где коза ногою —

Где коза ходит —                          Там жито копною.

Там жито родит.                            Где коза рогом -

Где коза хвостом —                      Там жито снопом.

Тема урожая была основной в песенках-колядках. А еще воспевались богатое жилье, нарядная изба, обилие здорового скота, домашней птицы и, конечно, сам хозяин — счастливый и веселый.

Обычно колядовщики без наград не оставались, но, на всякий случай, они, заранее, шутливо предупреждали:

Коляда, коляда,        А кто не дает ни копейки Кто не дает хлеба-

Уродилась коляда!   Завалим лазейки             Уведем деда

Кто подает пирога - Кто не дает лепешки -    Кто не дает ветчины-                

Тому двор живота,    Завалим окошки.          Тем расколем чугуны.

Еще мелкой скотинки Кто не дает пирога -                                                  

Числа бы вам не знать! Сведем корову за рога.

Пение: повторение колядок.

Вот и наступила последняя неделя старого года. Все ждали чего-то необыкновенного, счастливого. И, желая узнать свою судьбу, деревенская молодежь придумывала разные гадания. Первые песни всегда пелись в честь хлеба:

Эту песню мы хлебу поем

Хлебу честь воздаем,

Старым людям на потешенье,

Добрым людям на услышаньe.

В блюда и с водой девушки клали колечки и под песни вынимали их, не глядя, стараясь угадать свою судьбу.

А невидимая Коляда проходила по деревням, и труженики-земледельцы надеялись, что она принесет неплохую весну, удачные всходы на полях, обильный урожай. А пока зима еще не распростилась с землей, жители деревни зорко наблюдали за ней, а богатая народная фантазия наряду с песнями рождала множество остроумных, занятных загадок.

 

 

Старик у ворот       Всю зиму пролежит.        Старый дед, ему сто лет,

Все тепло уволок.   Весной в речку убежит      Мост намостил

        (Мороз)                            (Снег)         Во всю реку,

Пришла девушка Беляна,  Шуба нова,         А молодка пришла- Побелела вся поляна.       На подоле дыра.            Весь мост разнесла.

            (Снег)                            (Прорубь)    (Мороз, лед, весна)

И, конечно, вечера, которые называли «золотыми», проходили у крестьянской молодежи в играх, плясках и других шумных забавах.

Игра «Сиди, сиди, Яша». (приложение 2)

4 класс. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема. Весна.

Беседа:

Не по дням, а по часам менялась расцветающая природа под теплым дыханием весеннего ветерка, и в воображении зорких земледельцев рождались затейливые, образные загадки:

Прилетела пава,                                 Весь свет кормит, поит,

Села на лаву.                                 Сама сеть не просит.

Распустила перья                                                        (Земля)

Для всякого зелья.                             Один пьет, другой «льет,

                (Весна).                  Третий растет.

                                                                            (Дождь, земля, трава)

Никое не родила.                            Матушкой — зимой

А все матушкой зовут.                       В саване — одном,

     (Пахотная земля)                 Матушкой — весной

Что не сеяно родится?                        В платьице цветном.

                   (Трава)                                                   (Поле)

Таяли снега, щебетали птицы, теплое солнце все дольше задерживалось по вечерам на ясном небе. Весна была уже где-то близко.

Как и откуда приходит весна? Казалось, она слышала все обращенные к ней слова.

Весна, где бывала?                  Капусту садила,

В лесу зимовала.                               Цветы заводила.

Огород городила,

Koнечно она пришла не с пустыми руками. Конечно, принесла людям подарки! «Весна, весна что ты нам принесла? Соху, борону и кобылу ворону. Солнца клочок и соломки пучок, хлебушка краюшечку и водицы кружечку!» Словами песенки-веснянки весна отвечала: «Привела я вам три угодья: Первое угодьюшко — животинушка в поле. Другое угодьюшко — с сошкою в поле. Третье угодьюшко — пчелки на полете, да еще угодьице — миру на здоровьице!»

Тема. Зеленая неделя.

Беседа:

В конце весны (т.е. в конце мая) народ чествовал (объяснить значение) деревья и цветы. Неделя, во время которой отмечался этот праздник, именовалась «зеленой». Люди ветками молодых берез украшали жилища, укрепляя их на стенах и окнах. Встретив весну, радовались цветению природы. Больше всего на Руси любили березку, самое нарядное дерево— в белом, как у невесты, сарафане, с длинными косами. Праздник березки был девичьим праздником. Услышав первый раз кукушку, девушки шли в лес и завивали венки на березе.

Пойдемте, девочки,                          Стой, мой веночек,

Завивать веночки,                            Всю неделю зелен,

Завьем веночки,                                А я молодешенька,

Завьем зеленые.                                Весь год веселешенька.

Девушки приносили с собой в лес угощение яичницу, пироги, печенье. Они отыскивали где-нибудь на лесной полянке стройную молодую березку. Окружив ее, украшали цветами и лентами, заплетали венками ее ветки, а самые нижние ветки пригибали к земле и сплетали с травой: казалось, что молодая свежая березка таким путем может передать земле свою жизненную силу, необходимую для выращивания хорошего урожая.

Девушки усаживались под наряженную березку, угощались и пели:

Во лесу, во лесочке                        Березыньку завивали,

Росла трава-мурава,                       Весну встречали,

До пояса доросла,                           Кукушечку выкликали

Березку обвила.                              Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Мы веночки плели,

Сквозь завитые венками гибкие ветви березки девушки целовались друг с другом — это называлось «кумиться». Считалось, что «кумы» уже никогда не должны ссориться друг с другом. При «кумлении» хоровод пел:

Березынька кудрявая,                            Под тобой, березынька,

Кудрявая, моложавая!                           Красны девушки

Под тобой, березонька,                          В хороводе стоят,

Все не мак цветет,                                  Про тебя, березынька,

Под тобой, березынька.                         Все песни поют.

Не огонь горит —

А складывались ли загадки, посвященные березке? Да, конечно. Загадок было немало.

Стоят столбы беленые                               Белые палочки,

На них шапочки зеленые                           Зеленые махалочки.

                    (Березы)                                                     (Береза)

На каком дереве                                  Кудревата, Беловата,

Две кожи?                                            Наклоняется у хаты.

  (На березе)                                                          (Береза)

Девушки загадывали: завитые венки повянут — это плохая примета, а если останутся свежими – добрая.

Пение. Разучивание (приложение 3 №50) 

Игра: Огородник и воробей. (приложение 2)

Данный раздел построен на ос­воении мировоззренческой проблемы «единство го­дового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет пе­ред учащимися как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Школьники узнают, как представления народа о происхожде­нии и устройстве мира выявляют себя через за­гадки, пословицы, потешный фольклор, сюжеты и образы народных сказок и песен; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, зани­мал человек на протяжении своей жизни; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища, песенных и инструментальных жанрах русского народного творчества. 

 Освоение ритмической последовательности тра­диционного народного календаря как способа взаимо­отношений человека и природы; знакомство с народ­ным календарем как с действующей во времени моде­лью Вселенной открывает возможности для музы­кально-певческой, хореографической, театральной, изобразительно-прикладной деятельности школьников.

 

 

Приложения к практическому заданию

                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

1 класс. Раздел 1.Музыка вокруг нас.

Тема: Фольклор. Народный календарь.

Игра «Жмурки с голосом». Все играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку. Bсe играющие двигаются по кругу в какую либо сторону, пока водящий не остановит их командой стой. Когда все останавливаются, он протягивает вперед руку. За неё должен взяться тог, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, то сеть что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить.

Тема. Родной язык. Колядки.

Игра «Бубен». По жребию выбирается водильщик — Бубен. Он садится на землю, а играющие окружают его и дразнят (приложение 3 №24) Бубен бежит за играющими. Тот, кого он поймает и обхватит жгутом, становится новым водильщиком.

Тема. Родной язык. Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки).

Игра «Воробейка». (приложение 3 №9) 

1. Летай, летай, воробейка, вокруг синя моря.

2. Скажи, скажи воробейка, как девицы ходят

3. Вот так эдак, вот так эдак, так девицы ходят.

4. Скажи, скажи воробейка, как старушкии ходят

5. Вот так эдак, вот так эдак, так старушки ходят.

6. Скажи, скажи воробейка, как молодцы ходят

7. Вот так эдак, вот так эдак, так молодцы ходят.

8. Скажи, скажи воробейка, как дедули ходят.

9. Вот так эдак, вот так эдак, так дедули ходят.

10. Скажи, скажи воробейка, как ребята ходят.

11. Вот так эдак, вот так эдак, так ребята ходят.

Тема. Домашние животные.

Игра: Гуси и волк.

Один из играющих «волк», другой «хозяин», третий «пастух», остальные «гуси». «Пастух» гонит «гусей» пастись. «Волк» стоит в стороне. Когда приходит время идти домой, «хозяин» зовет «гусей»:

- Гуси, домой!

- Боимся

- Кого?

- Волк у реки.

- Что он там делает?

- Сереньких да беленьких цыплят щиплет, - отвечают гуси и поют: (приложение 3 №47) 

«Хозяин» опять зовет:

- Гуси, домой!

«Гуси» бегут к ««хозяину» и кричат: «Га-га-га-га!». В это время «волк» ловит их.

2 класс. Раздел 3. О Росси петь – что стремиться в храм.

Тема. Русское поселение..

Игра: «Селезень и утка»

Двое ребят, изображающие селезня и утку, выходят на середину круга. «Утки» поют (приложение 3 №30) «Селезню» кричат:       

— Селезень, догони утку! Молодой, догони утку!

«Селезень» гонится за «уткой» и старается поймать ее. «Утка» может выбегать из круга, «селезня» же не выпускают. Участники игры, образующие круг, то поднимают, то опускают руки и поют. (приложение 3 №31) Когда «селезень» поймает «утку», выбирается другая пара.

2 класс. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема. Встреча масленицы.

Игра: В пень.

Играющие становятся в круг. Один из детей — водящий. Он выходит на середину круга, прыгает на одной ноге и поет (приложение 3 №33). При последнем слове все, стоящие в кругу, меняются местами, а водящий при общем передвижении старается заняты чье-либо место. Участник, оставшийся без места, становится новым водящим.

Тема. Весна.

Игра: Матушка-Весна.

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота, остальные, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают (приложение 3 №46) 

Идет матушка-весна,                     А за ним апрель

Отворяй ворота,                             Отворил окна и дверь.

Первый март пришел,                    А уж как пришел май,

Всех детей провел.                         Сколько хошь теперь гуляй.

Пропустив всех несколько раз, ребята, образующие «ворота», каждого спрашивают, какую он выбирает сторону — правую или левую. Разделившись на две партии, все составляют новые пары и, взявшись за руки, подняв их вверх, становятся вряд за «воротами». Один из играющих не имеет нары и входит в «ворота» один. Ему поют:

Ходит матушка-весна,            Ходит матушка-весна

Ищет девушек одна.               По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,          Первый раз прощается,

Другой раз запрещается.       Другой раз запрещается.

А на третий раз не найдете       Ан на третий раз

Сами в клетку попадете.       Не пропустим вас!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивая канат.

3 класс. Раздел 1. Россия – Родина моя.

Тема. Хлеб. Жатва.

Игра:  Дедушка Сысой (игра всегда начинается со считалки). Выбирается дедушка Сысой. Остальные участники игры сговариваются, что будут ему показывать (например: рубить дрова, собирать грибы, ловить рыбу и т.д.). Затем все подходят к дедушке Сысою и поют (приложение 3 № 4) 

Сысой говорит: 

- Здравствуйте, детки-малолетки, где вы были намедни?

- Во сыром борочке,

Отвечают все.

- Что вы там делали?

-Посидели па кочке, постояли на пенечке, да...

И начинают показывать, изображая движениями то, что сговорились исполнять заранее. Если дедушка Сысой отгадает, все разбегаются, а он их ловит. Кого поймает, тот становится дедушкой Сысоем.

(Дети показывают движения, имитирующие полевые работы: копаю-, допалывают, поливают, сеют и т.д.)

3 класс. Раздел 2. День, полный событий.

Тема. Зимние праздники. Колядки.

Игра: Медведь.

Рисуют два круга, один из них «лес», в центр которого кладут ягоды и грибы, другой — «деревня». Один из участников, изображающий медведя, находится в «лесу», остальные идут из «деревни» в «лес по ягоды-грибы» (у одного из ребят в руках корзинка). Все поют: (приложение 3 №26) Затем ребята окружают «лес», перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются вбежать «лес» и бросить в корзинку ягоды. Того, кого «медведь» поймает в «лесу», в дальнейшей игре не участвует. Если кому-либо из играющих удастся попасть в «лес» и положить в корзинку ягоды, все бегут с ней в «деревню», выбирается новый «медведь» и игра продолжается.

3 класс. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема. Масленица. Проводы

Игра «Иван и бычок».

Во всех русских деревнях существовал обычай: в дни Масленицы кататься на Санях. Устраивали соревнования на ловкость и быстроту. Мы сейчас тоже устроим такое соревнование. Выбирается «Иван» и «Бычок», остальные участники садятся в кружок и поют. (приложение 3 №41) 

Иван входит в круг, между ним и остальными начинается диалог, содержание которого он должен показать движениями:

Давайте подавайте мне косу! - говорит Иван

-Да куда Иван с косой?                          - Ребят поить.

-Сено косить.                                          - Куда с ребятами?

-Куда с сеном?                                       - Щепу собирать.        

-Коров кормить.                                    - Куда со щепой?

-Куда с коровами?                                - Бобы парить.

-Молоко, доить.                                    - Куда с бобами?

-Куда с молоком?                                  - Бычка кормить.

                                                                - Куда с бычком?

                                                                - Покататься верхом.

(приложение 3 №42) 

Бычок, стоящий за кругом, убегает, а Иван его ловит: если поймает, бычок его несет на себе один круг, если нет, Иван несет. Затем выбирают новых Ивана и бычка.

Тема. Весна в поле.

Игра в капусту:

Выбирается место, где стоит пенек; рядом с ним играющие складывают свои шапки, обозначающие капусту, очерчивается круг. Все играющие стоят за кругом, а один — выбранный хозяином, садится на пенек и, подражая воображаемой работе, напевает: (приложение 3 №49) 

На пенышке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огороды горожу.

Капустыньку сажу, кочешочки ломлю.

Стоящие за кругом поют: (приложение 3 №49) 

Затем все пытаются быстро вбежать в круг и схватить «капусту» (шапку). Кого хозяин запятнает, тот в игре не участвует. Кто больше унесет «капусты» - объявляется победителем.

Тема. Праздник хлеба.

Игра: «Кузнечики».   

В средине площадки чертят круг такого размера, чтобы на нем свободно могли поместиться все кузнечики». Затем выбирают «скворца» — водящего. Скворец становится в круг, Кузнечики за кругом, скворец, выйдя из круга; начинает ловить кузнечиков, гоняясь за ними любым способом — прыгая на одной ноге, на двух скрещенных, шагая «гусиным шагом» и т.д. Все кузнечики должны передвигаться так же, как и он.       

1. Вышедший из круга скворец не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает раз в круге. 

2. Кузнечики, вышедшие за границу площадки, считаются пойманными и становятся в круг.

4 класс. Раздел 2. День, полный событий.

Тема. Зимние праздники. Колядки.

Игра «Сиди, сиди, Яша».

Дети ходят, взявшись за руки вокруг сидящего в центре, и поют. Яша делает вид, будто грызет орешки. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится. («Свои руки наложи, имя правильно скажи»). По окончании песни Яша, с закрытыми глазами, подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это, если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Тема. Зеленая неделя.

Игра: Огородник и воробей.

Выбираются «огородник» и «воробей». Остальные играющие образуют круг и берутся за руки.

«Огородник» поет: (приложение 3 №51) 

«Огородник» бежит, ловит «воробья». Дети впускают «воробья» в круг и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами. Или выбираются новые «воробей» и «огородник».

 

 

                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

№1

№2

№3

 

 

№4

                Дедушка Сысой

№5

Нива золотая

№6

 

№7

№8

№9 №10

№11

№12

№13

№14

 

№15

 

 

№16

№17

 

№18

 

 

№ 19

№20

№21

 

 

№42

 

 

№43

№44

 

 

№45

 

№46

 

№47

№48

№49

 

№50

№51

№52

 

 

№53

№54

№55

 

№56

 

 

№57

 

№58

 

№59

 

№60

№61

 

 

№62

№63

 

№42

№43

№44

 

№45

№46

 

№47

№48

№49

 

№50

№51

№52

 

 

№53

№54

№55

 

№56

 

№57

 

№58

 

 

№59

 

 

№60

№61

 

 

№62

№63

 

 

№64

 

 

№65

 

№66

 

№67

 

№68

№69

 

№70

№71

№72

 

№73

№74


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!