Анализ аудитории является важным этапом организации культурно-досуговой работы.

Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.

Драматургия

первичный компонент при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве).

Культурно-досуговая программа- сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

                                         Виды драматургии:

 Драматургия драматического театра; Оперы и балета; Кино и телевидения и.т.д

Виды различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.

1. Драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени.

2. Действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драм. конфликта нет и не может быть драматургии.

3. Драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)

Не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства.

Драматургия культурно - досуговых программ предполагает действие, преломленное через конкретные образы (поступки, мысли людей, столкновение характеров). Специфика культурно - досуговых программ обусловлена природой учреждения культуры. Процесс воздействия в учреждении культуры по линии внутриаудиторного воздействия, общения. Этой проблемой занимался Г. А. Товстоногов, рассматривал «контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека в зале.

Драматургия культурно - досуговой деятельности развивается в 3х направлениях:

1.Культурно – досуговые программы.

2. Предметная художественная деятельность в учреждениях культуры.

3. Предметная художественная деятельность в домашнем досуге.

Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. В силу отсутствия опыта иногда избирают не самые верные пути. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

Драматургия- это сюжетно образная концепция культурно - досуговой программы.

Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал конкретную пьесу, то в культурно - досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно - досуговой программе исходным общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.

В учреждении культуры В театре
  1. творчество бесплатное и оплачиваемое
1. творчество оплачиваемое
  1. творчество основано на добровольности и самодеятельности
2. тв – во драматурга явл. проф деят - тью
  1. Драматургическое твор - во осуществляется коллективно
3. творчество драматурга индивидуально
  1. драматургия программ оперативна, ее формы подвижны
4. создание пьесы требует длительного времени
  1. использование литературно – худож произведений
5.тв-во драматурга – оригинальное творчество
  1. драматургия документальна
6.творчество драматурга - художественный вымысел
  1. построение осуществляется по эпизодам
7. построение драматургии по актам
  1. задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие
8. задача художника создать пьесу имеющую художественную ценность
  1. Используется всё многообразие не выразительных средств
9. Театр. драматургия синтетична
  1. необходимость применения монтажа
10. Оригинальное творчество обязывает следовать основным законам аристотелевской драмы
  1. герой – конкретный реальный человек
11. герой – худ. обобщенный образ
  1. задача драматурга выявить соц черты конкретного человека
12. наделить конкретного героя соц чертами, создать типический образ

 

 

Сценарий - подробная разработка программы. Во главе реальный герой, но это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу. Однако в основе лежит драматургия факта. Реальность места действия чрезвычайна важна в культурно- досуговой программе. Воспоминания зрителей и использование реальности и художественных, выразительных средств, значительно сильнее действуют на зрителя, чем стихи, песни, рисунки. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждений культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Автор сценария должен предусмотреть моменты, которые заинтересовали бы зрителя, что бы они втянулись и приняли участие в программе.

 

Основные требования к сценарию программы:

1. Опора на основные закономерности драматургии (фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия)

2. Предусмотрение внешних действий для выявления актуальных идей.

3. Соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию.

Некоторые драматические приемы:

1. Прием создания «сценической напряженности» (заставляет зрителя с напряженным вниманием следить за действом)

2. Прием «создания беспокойства» (симпатичное зрителю лицо ставится в опасное положение)

3. Прием «задержка желаемого события» (автор заставляет зрителя сильно желать наступления какого либо события)

4. Способ «узнавания» (зритель узнает знакомые ему лица)

5. Прием «обманутого ожидания» (автор неожиданно поворачивает действие на др. путь)

6. Прием «непоказанное до конца»

 

 

    Аудитория досуговой деятельности: структура и особенности

Субъекты культурно-досуговой деятельности - государственные и общественные институты, социальные общности, отдельные лица.

В различные формы культурно-досуговой деятельности в той или иной степени вовлечены все люди – это и младенец, осваивающий элементарные основы санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и общения, это и пожилой человек, передающий национально-культурные традиции своим внукам и правнукам.

Важным этапом организации культурно-досуговой работы является анализ аудитории. Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории.

Аудитория – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Аудитории присущи специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей.

Аудитория культурно-досуговой деятельности – это совокупность индивидов, а также дружеских групп и коллективов, желающих реализовать свои потребности досугового характера. Аудитория не может рассматриваться ни как сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями.

Анализируя аудиторию культурно-досуговой деятельности, прежде всего, необходимо дать ответ на вопрос: «для кого?» разрабатывается то или иное досуговое мероприятие.

Критериями классификации аудитории - различные социально-демографические и социально-культурные признаки:

Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.

Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.

 

Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).

Дополнительные критерии характеристики аудитории: пол,  уровень доходов, психологические особенности личности, профессия, образование, ценности, признаваемые этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности (в культуре, политике, искусстве и т.д.), социальный статус человека, его семья, друзья, религиозные убеждения, а так же другие факторы, которые формируют культуру человека, определяют его ближайшее социальное окружение.

Можно классифицировать аудиторию мероприятия в зависимости от количества человек, так как по мере изменения численности группы меняются и организационные технологии и приемы культурно-досуговой деятельности. По данному критерию выделяют: массовую, групповую, индивидуальную аудиторию.

Основное отличие массовой аудитории – пассивность в поиске и восприятии информации. Взаимоотношения массовой аудитории и организаторов культурно-досуговой деятельности носит вероятностный характер, обращение к массовой информации становится привычным, ритуализированным. Социальные ожидания массового потребителя досуга диктуют производителям досуговых услуг, что именно и в каких формах следует преподносить данной аудитории. Например, СМИ, действующие в условиях массовой культуры, по отношению к аудитории выбирают стратегию расширения, отражающую общую тенденцию к унификации, свойственную массовой прессе и телевидению. Условием унификации для аудитории является свобода доступа к информации. Естественно, что читатель выбирает те источники, которые прошли успешную социальную апробацию, т.е. наиболее популярные.

Кроме того, по отношению к культурно-досуговвой деятельности выделяют такие понятия как «реальная» и «потенциальная» аудитория

. К реальной относят аудиторию проводимого досугового мероприятия, а находящуюся вне этого мероприятия к потенциальной. Потенциальная аудитория может перетекать в реальную и наоборот. Потенциальная аудитория латентна, но с ней может вестись работа по формированию ее готовности в разряд реальной.

Состояние аудитории:

1. состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.;

2. состояние заинтересованности, которые связаны, прежде всего, с характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее подачи;

3. состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

 

В.Е. Новаторов: самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Важно помнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях. В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.

 

Основой характеристики аудитории культурно-досуговой деятельности являются интересы и потребности личности:

1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности.

Интерес – сложное и многогранное явление, общая природа которого едина и находит проявление во всех сферах человеческой деятельности .

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что хотя познавательный интерес изучается более сотни лет, единого взгляда на его определение не существует. Исследователи отождествляют его с познавательной потребностью или высшей стадией ее развития , с мотивом , считают познавательный интерес особым психическим состоянием сознания или организма, отношением субъекта познавательного интереса к его объекту, познавательной направленностью личности в целом.

Г.И. Щукина:

1.  интерес выступает как избирательная направленность психических процессов на объекты и являения окружающего мира;

2. как тенденция, стремление личности заниматься данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

3. как мощный побудитель личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

4. как особое избирательное, наполненное эмоциями, отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Интерес — это, прежде всего результат и форма проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Потребности человека - осознаваемая и переживаемая им нужда в определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и развития, выступающая источником его активности и определяющая характер направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности. Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Потребности делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому- или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Социальные и культурные потребности, относятся ко вторичным и во многом формируются культурной средой, и тесно соотносятся с социальным статусом, уровнем образования и общим развитием личности.

Группы потребностей человека (А. Маслоу):

1. Витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в любви и признании других людей.

4. Потребности самооценки, самоуважения.

5. Потребности самоактуализации.

Н.Ф. Реймерс трактует потребности человека как «неотъемлемое свойство человека, нечто единое и неразрывное, состоящее из материально-энергетических и информационных частей, частично компенсирующих друг друга и различающихся временем возникновения последствий, рациональностью и нерациональностью» и объединяет их в группы:

1. Биологические или естественные (анатомо-физиологические, физические) потребности человека;

2. Этолого-поведенческие или психологические потребности;

3. Этнические потребности человека;

4. Социальные потребности человека;

5. Экономические потребности человека.

 

Для субъекта доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей проявляется особая функция мотива – смыслообразующая.

Потребности и мотивы изменяются с возрастом, поэтому при организации культурно-досуговой работы необходимо учитывать возрастные особенности.

Анализ аудитории является важным этапом организации культурно-досуговой работы.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!