Краткая характеристика типовых голосов

Тема: Хор как исполнительский коллектив

 

Понятие о хоре

В истории отечественного хороведения давалось много определений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамбля поющих в унисон». Вот некоторые из них:

По Чеснокову «хор-это собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно вы- веренный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

По Егорову «хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющая вокальное произведение».

По Пигрову «хор- это организованный коллектив певцов…

основная цель исполнительской деятельности которого - идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс».

По Соколову «хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно- выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувства, идейного содержания, которые заложены в произведении».

По Дмитриевскому «хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено количественное и качественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач».

По Романовскому «хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а,капелла.

По Краснощекову «хор- это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов».

Как видим, в каждом из этих определений акцент делается либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав воедино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, можно предложить следующую обобщающую формулировку: хор- это вокально- организованный исполнительский коллектив, основу которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво слитных групп, обладающих художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения.

 

Состав хора

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, женским, детским) и смешанным (состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна категория хоры мальчиков требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют только мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановый, альтовый, теноровый, и басовый. Но иногда в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов ( например, партия альтов или теноров) В профессиональном хоровом исполнительстве этот тип хора, как правило, не встречается. Такой состав обычно именуют неполным смешанным хором. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особенно часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, когда в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5-6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяются в одну хоровую партию.

 

Характеристика хоровых партий и составляющих их голосов

Каждый хор в зависимости от качественного и количественного состава разделяется на хоровые партии -- группы певцов.

Основных хоровых партий четыре. Это сопрано(дисканты), альты, тенора, басы.

Детские хоры обычно разделяются на партии дискантов (высокий детский голос) и альтов (низкий).

Женские - на партии сопрано (высокие голоса) и альтов (низкие).

Мужские - на партии теноров (высокие) и басов (низкие).

Смешанные - на парии сопрано, альтов, теноров и басов.

Эти типовые обозначения лишь приблизительно обозначают характер составляющих партии голосов, поскольку в действительности каждый голос индивидуален и отличается от другого и окраской, и весомостью, и плотностью, и диапазоном

Так, партия сопрано может состоять из сопрано лирических, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических.

Партия альтов - из меццо-сопрано, альтов и контральто.

Партия теноров - из теноров лирических, лирико-драматических и драматических.

Партия басов - из баритонов, басов и октавистов. Но и эта классификация лишь частично отражает все разнообразие голосов, встречающихся в хоре. Довольно часто хормейстеру приходится иметь дело с голосами неясно выраженного характера.

Например, голос может по окраске и диапазону в одинаковой степени соответствовать и драматическому тенору и лирическому баритону, драматическому сопрано и меццо-сопрано. Прослушивая певца, хормейстер, как правило. Опирается исключительно на свой вокально-слуховой опыт, свои слуховые представления, интуицию, хотя, конечно, учитывает наиболее характерные признаки, присущие данному голосу. К их числу относятся такие качества, как тембр (окраска), диапазон, место расположения переходных нот, а так же анатомо-физиологические особенности голосового аппарата. К сожалению, на сегодняшний день наука не распологает каким-либо единым методом, который бы позволил безошибочно определять тип голоса.

По высоте голоса разделяются на высокие(сопрано,тенор), средние (меццо-сопрано, баритон) и низкие (контральто, бас).

По тембру - на лирические и драматические. Драматические - более «тяжелые», «широкие» и сильные. Лирические - более мягкие и легкие. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, диапазон ему не соответствует. Встречаются голоса с очень широким диапазоном, захватывающим звуки, нехарактерные для данного типа голоса. Не менее частые случаи, когда голоса имеют короткий диапазон, не достигающих нужных для пения в данном характере голоса тонов (обычно он бывает укорочен с одного края - либо в верхнем участке, либо в нижнем) .

В определении типа голоса в таких ситуациях хормейстеру могут помочь так называемые примарные звуки, наиболее естественно, легко и красиво звучащие у данного певца (чаще всего они находятся в средней части его диапазона), а также анализ переходных звуков, являющихся пограничными, переломными при переходе от одного голосового регистра к другому.

Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте:

Сопрано - ми, фа, фа-диез первой октавы.

Меццо-сопрано - до, ре, ре-диез первой октавы.

Тенор - ми, фа, фа-диез, соль первой октавы.

Баритон - ре, ми-бемоль, ми первой октавы.

Бас - си-бемоль, си малый, до, до-диез первой октавы. У женщин этот регистровый переход находится в нижнем участке диапазона, у мужчин - в верхнем.

 

Краткая характеристика типовых голосов

Детские голоса

Вследствие малых размеров голосового аппарата детские голоса существенно отличаются от голосов взрослых.Типичные свойства детского голоса (независимо от возраста детей) - мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное (головное) звукообразование и ограниченная сила звука. В отличии от взрослого человека детский организм растет и характеристика детских голосов с возрастом существенно изменяется.

С некоторой условностью процесс формирования и развития детского голоса можно разделить на пять этапов, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа:

От 2 до 7 лет

От 7 до 10 лет

От 11 до 13 лет

От 13 до 15 лет

От 16 до 18 лет

На первом этапе голоса мальчиков и девочек однородны, имеют чисто фальцетный характер и очень узкий ( в пределах квинты) диапазон. С 7лет в голосовых складках ребенка начинается формирование специальных вокальных мыщц, которое полностью заканчивается 12 годам. Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте практически однородны -- в основном это дисканты. Звучанию свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Тембр неровен, гласные звучат пестро. Диапазон в пределах октавы: от ре первой до ре второй.

Возраст от 11 до 13 лет с точки зрения физиологии голоса определяют обычно как предмутационный период. В связи с развитием грудной клетки, легких и более глубокого дыхания в голосах детей к 11 годам появляются оттенки грудного звучания с большей полнотой и насыщенностью. В их певческом диапазоне появляются три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, у мальчиков грудное. Основную же часть диапазона составляет центральный регистр, для которого характерен смешанный тип звукообразования. Голоса девочек, не различаясь существенно по окраске, делятся по диапазону: сопрано чаще всего имеют диапазон от до первой октавы до фа - соль второй октавы, альты --от ля--соль малой октавы до ре--ми второй. Тембровое различие голосов мальчиков более ощутимо. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон от ре первой октавы до фа второй; более плотные альты имеют диапазон си малой октавы до до второй октавы.

Возраст от 12 лет до 15 лет в связи с половым созреванием детские голоса претерпевают переходный (мутационный) период, продолжительность которого может быть различна-- от нескольких месяцев до нескольких лет. В период мутации пение следует по возможности ограничить.

К 16 годам мутация заканчивается. В этом возрасте, который обычно определяется как юношеский, организм окончательно формируется. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса: они становятся более сильными, богатыми по тембру, широкими по диапазону. Голоса мальчиков, снизившись вовремя мутации примерно на октаву, приобретают полутораоктавный диапазон натурального грудного звучания, сохраняя одновременно фальцетные возможности для верхнего участка диапазона (выше переходных нот). Диапазоны голосов в этой возрастной категории: сопрано -- от до первой до соль, ля бемоль второй октавы; альты -- от ля малой до ре второй; юноши-- от си большой до ми первой октавы.

 

 

Женские голоса

Лирическое сопрано-- легкий, светлый, серебристый, высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука.

Лирико-колоратурное сопрано-- голос, по окраске и диапазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и подвижный. Наиболее тембрист и ярок в верхнем регистре, напоминая колоратурное сопрано; в нижнем же сливается по тембру и колориту с лирическим сопрано.

Лирико-драматическое сопрано -- «широкий» лирический голос насыщенного грудного тембра.

Драматическое сопрано -- сильный, плотный, компактный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоминающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание. Вместе с тем по подвижности этот голос не уступает лирическому и лирико-колоратурному сопрано.

Меццо-сопрано--голос, занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. Его характеризует полнота и сочность звучания в среднем регистре и мягкие, глубокие низкие звуки.

Контральто --самый низкий и редко встречающийся женский голос. Для него типична насыщенный грудной тембр на всем диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устойчивость и ровность -- в среднем и напряженность на верхних тонах.

 

Мужские голоса

Лирический тенор -- высокий мужской голос теплого, нежного, серебристого тембра, обладающий большой певучестью и подвижностью.

Драматический тенор -- сильный, яркий, насыщенный голос с несколько «металлическим» призвуком.

Лирико-драматический тенор - голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. По своей характеристике он аналогичен лирико-драматическому сопрано. Он также имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, однако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу.

Характерный тенор- обладает своеобразным тембром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического.

Тенор-альтино - отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звонкостью в верхнем регистре. В то же время нижний регистр у него довольно слабый и бледный в тембровом отношении. При громком пении звучит резко и плохо ансамблирует.

Басы по характеру и по диапазону разделяются на лирические, лирико-драматические, драматические баритоны. Высокие, центральные и низкие басы и октависты.

Лирический баритон по тембру близок тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок.

Лирико-драматический баритон, обладает светлой окраской, яркостью и силой, по характеру звучания тяготеет к баритону.

Драматический баритон -- голос более темной окраски, отличается силой и яркостью в центральном и верхних участках диапазона.

Высокий бас, имеющий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют - баритональными басами.

Центральный бас - ярок во всех регистрах, по тембру носит ярко выраженный басовый характер. Ему доступны не только партии с высокой тесситурой, но и низкие ноты, вплоть до фа большой октавы.

Низкий бас отличается глубокими и мощными низкими звуками.

Бас-октавист - украшение любого хора - исключительно редкий голос, ценный своими очень низкими нотами, доходящий до ля контроктавы. Основное назначение этого голоса - исполнение басового голоса на октаву ниже и усиление басов в нижнем регистре.

 

Качество хоровой звучности

Успех любой музыкально-исполнительской деятельности зависит от качества инструмента, посредством которого музыкант воплощает свой исполнительский замысел. И хор в этом смысле не является исключением. Качество этого «инструмента» определяют такие параметры звучания как, ансамбль, строй, тембр, громкость, насыщенность, которые в хороведении называют элементами хоровой звучности .

Остановимся на главных.

Ансамбль

Понятие ансамбль (фр.ensemble - вместе) имеет в музыке несколько значений.

Под 1. понимается небольшая группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение;2.и произведение, написанное для нескольких исполнителей; 3.и коллектив, объединяющий различные жанры и виды музыкального и хореографического искусства. В хоровом жанре искусство ансамбля требует от певца умение находить правильное соотношение по интонации, силе, тембру, метроритму, агогике дикции, речевой и музыкальной артикуляции с другими исполнителями своей партии. Умения слышать свою партию и находить «свое место» в звучности хора в целом, что требует от него специфической культуры, заключающейся в способности подчинить свое исполнительское «я» общей художественной концепции, коллективному замыслу. Таким образом, в хоре имеют место такие разновидности ансамбля, как интонационный, динамический, тембровый, метроритмический, дикционный, которые в совокупности создают частный (ансамбль партии) и общий (всего хора) ансамбля.

Частный ансамбль подразумевается не только слитность голосов по тембру и силе, но и единство восприятия певцами данной хоровой партии средств вокально-исполнительской выразительности, используемых в каждом конкретном случае. Слитности голосов по тембру и силе следует достигать, вырабатывая единую певческую манеру, единые вокальные приемы и навыки, единые эстетические критерии.

Когда члены хоровой партии используются едиными приемами и навыками при формировании звука, природное своеобразие тембра голоса каждого участника лишь обогащает общий тембр хоровой партии, не разрушая его слитности.

Наряду с тембровой и динамической слитностью, единство вокальных приемов в формировании ансамбля чрезвычайно большое значение имеет единство ощущений темпа, ритма, метра, динамики, слова, и, в конечном счете, единство творческого переживания. Настоящий ансамбль, слитность которого естественна и органична, создается не под давлением индивидуальной свободы партнера. Он возникает тогда, когда неразрывность контакта не только не обременяет партнеров, но и служит дополнительным источником силы и уверенности.

Общий ансамбль в хоре возникает на основе органического соединения частных ансамблей в единое целое. В частном ансамбле предусматривается абсолютную слитность голосов в унисонном звучании, то в общем ансамбле, при соединении хоровых партий, возможны разнообразные варианты соотношения силы звука, тембровых красок, характера произношения текста, штрихов. Он является одной из самых интересных, изменчивых и сложных категорий исполнительского искусства вообще и хорового исполнительства, как искусства коллективного, в частности, а также объективным показателем общей художественно-эстетической культуры и хора и его руководителя.

Составляющими общего и частного ансамбля являются такие его разновидности, как динамический, метроритмический, дикционный, артикуляционный ансамбль.

Динамический ансамбль (от греч. Dinamis - сила ) - это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего сочинения или его фрагмента. Та или иная разновидность динамического ансамбля определяется в первую очередь фактурой хорового произведения. При исполнении произведений общий ансамбль достигается с помощью уравновешенного звучания всех хоровых партий с незначительным преобладанием звучности партии, ведущей мелодию. Однако достичь такой уравновешенности не так просто. Для этого нужно, чтобы хоровые партии были приблизительно равны по количеству певцов и динамическому ресурсу находились бы примерно в одинаковых тесситурных условиях. Тесситура (италь.tessitura- ткань) - высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса. Использование динамических нюансов, соответствующих естественной природе звучания партий на данной высоте, создает благоприятные условия для ансамблевого звучания. Наиболее удобным , так называемым рабочим, диапазоном хоровых голосов является средняя часть звукоряда. Поэтому достижение ансамбля в средних регистрах обычно не представляет особой сложности. Гораздо сложнее работать над динамическим балансом голосов в крайних регистрах, выходящих за пределы диапазона. Если хоровые партии находятся в различных тиссетурах (например, партия сопрано- в высокой тесситуре, а остальные в среднем), уравновешенность их звучания может быть создана только искусственным путем. Подобную ситуацию обычно обозначают как организацию искусственного ансамбля, предпосылкой которого является одинаковая тиссетура хоровых партий.

Большинство хоровых произведений характеризует смешанный склад изложения, что обусловливает применение различных видов динамического ансамбля.

При исполнении произведений для хора с солистом, хор как правило, поет тише солиста. Однако его звучность может меняться в зависимости от различных моментов: от силы и «полетности» голоса солиста, количественного состава хора.

Работа над динамическим ансамблем неотделима от работы над тембром партий и всего хора.

Метроритмический ансамбль основан на метроритмическом и дикционном единстве произношения музыкально-поэтического текста, единого понимания темпа и ритмического пульса исполняемой музыки. Темп и метроритм исполнения должен быть естественным для всех участников ансамбля: искусственное поглаживание одного певца к другому или постукиванию

 

дирижера лишает живого исполнения. Наиболее благоприятные условия для ритмического ансамбля создаются в произведениях гомофонно-гармонического склада, для которых характерен одинаковый метроритмический рисунок для всех голосов.

Сложнее создать ритмический ансамбль в сочинениях с различной структурой. При исполнении хором неодинаковых контрастных ритмических структур основой и опорой для ритмического ансамбля является метр. В таких случаях особое значение приобретает ясный дирижерский жест, четко фиксирующий каждую долю метрической структуры.

Ритмически организованное пение неразрывно связано с произношением поэтического текста и речевым ритмом. Отсюда следует, что в хоровом жанре нельзя добиться хорошего ритмического ансамбля, не работая над дикцией.

Дикционно-орфоэпический ансамбль предполагает единую для всех членов хора манеру произношения текста. Слушатель только тогда получит полноценное впечатление от исполнения хора если поймет слова. Для этого поэтический текст должен быть произнесен исполнителями не просто разборчиво, а осмысленно и логически правильно

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает ее от речевой. Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет точным определять ее как вокально-хоровую. Наконец, отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование единых правил и приемов артикуляции. Назову некоторые из них

1 идеально согласованное произношение гласных

2 красивое, выразительное звучание гласных, плоское звучание приводит к некрасивому звуку

3 если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их нельзя сливать-- вторую гласную нужно петь на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня, не увидит, но остался

4 в отличии от гласных, которые поются протяженно, согласные должны произносится в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу а заканчивающая слово при тесном стыке слов, к следующему слову. Это правило относится к произведениям, исполняемым на легато; при стаккато согласные не переносятся.

В целом характер певческой дикции при условии соблюдения четкости произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических -- энергично, жестко; в маршевых-- твердо, скандировано.

Строй

Важнейшим помощником ансамбля является строй. Перед началом пения голос с начало настраивают. В литературе по хороведению хоровой строй делят на 2 вида; мелодический, гармонический.

Мелодический строй является в хоре определяющим, ибо строй хора в целом невозможен без точного интонирования звука

Гармонический строй связан с интонированием аккордов и интервалов в их последовательном исполнении.

Большое значение для поддержания строя имеет правильный выбор тональности.

Для гармонического строя имеет значение расположение аккорда. Широкое расположение, как правило, сложнее для интонирования, чем тесное. Не меньшее значение для интонирования имеет голосоведение. Плавное, естественное голосоведение облегчает интонирование, в то время как скачки и другие искусственные моменты мешают достижению хорошего строя. Отсутствие сосредоточенности, эмоционального расслабления, вялость певцов мгновенно сказывается на качестве интонирования. Поэтому в процессе исполнения хормейстер должен чутко прислушиваться к малейшим изменениям эмоционального тонуса участника хора, которые могут привести к интонационным потерям.

Важным условием становления хорошего строя является воспитание у певцов ощущение интонационной памяти. Если певцы ясно представляют интонационные связи не только между соседними, он и дальними звуками, расположенными на расстоянии, строй становится более осмысленным и стабильным. Стабильности строя помогает также чувство лада и ощущения его опорных звуков.

 

Прослушать произведение по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=kamOB4DIRxw


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!