Какие процессы способствуют становлению личности в культуре и обществе?

Уважаемые студенты группы 3391-11напраывляю вам материалы лекции. Прочтите их внимательно и ответьте на вопросы до 23.11.2020.

Мой адрес rybkinvr @ mail . ru

ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Несмотря на то что культура представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее реальным творцом и исполнителем выступает отдельна я личность. При этом личность по отношению к культуре может выступать одновременно в нескольких ипостасях:

— как продукт культуры, усвоивший ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., что прямо или опосредствованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу, в котором она проживает;

— как потребитель культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе;

— как производитель культуры, творчески порождающий новые формы культуры либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как акт творчества;

— как транслятор культуры, воспроизводящий какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, а значит, и передающий информацию о них другим людям.

 

Важно знать, что огласно представлениям американского антрополога и психоаналитика Абрама Кардинера (1891-1981), личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе: способы кормления, ношения, укладывания, а позже — обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Впечатления раннего детства налагают опечаток на личность человека, на всю его жизнь. Формирование психики человека происходит первые 4-5 лет его жизни, после чего она «затвердевает» и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения. Такой процесс повторяется беспрерывно.

Культура по отношению к личности может быть определена как системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и социализации личности. Кроме того, любая культура выступает основанием для самоидентификации личности в обществе, т.е. базой для осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального «Я», различения «своих» и «чужих» по признакам культуры и т.п.

Становлению личности в культуре и обществе способствуют, соответственно, процессы инкультурации (процесс приобщения индивида к культуре) и социализации.

Социализация — это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе. В процессе социализации человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми. В основном на человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, средства массовой коммуникации и церковь.

Инкультурация — это процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру, в результате которого формируется человек, компетентный в языке, ритуалах и ценностях своей культуры. Термин «инкультурация» был введен в науку американским антропологом Мелвиллом Джином Херсковицем (1895—1963).

Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества. Разные способы ухода и воспитания детей у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера личности и поведение людей данной национальности. В результате инкультурации формируется мыслительное, эмоциональное и поведенческое сходство человека с членами его культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия со взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Аккультурация (взаимовлияние культур) — это результат длительного контакта групп, народов с разными культурами, в результате чего происходят некоторые изменения в элементах и образцах культуры одного или обоих народов. Исследователями выделяется несколько этапов адаптации человека-визитера к новой культуре чужого народа:

«медового» месяца, проявляющийся в интересе к стране и народу, так как все новое удивляет и радует;

культурного шока, связанный с непониманием обычаев и особенностей жизни чужого народа, трудностями в общении, разочарованием, неудачами, замешательством и неумением вписаться в чужую культуру;

— наступления критической точки культурного шока, для которого характерны тревожность, раздражительность, гнев, враждебность к чужой культуре и народу, бессонница, депрессия, болезни, стремление выйти из чужой культуры, уехать, вернуться в родную культуру;

— осознания необходимости изучать чужой язык, чужую культуру, обычаи, нормы поведения, приспособление к жизни в чужой стране и культуре;

— полной и долгосрочной адаптации, приспособления к чужой культуре, привыкание, стабильные изменения человека и его моделей поведения в соответствии с культурой страны и требованиями среды (чужая культура становится своей культурой).

В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.

 

Европейский тип, в котором индивидуальное «Я» рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности. Мир культуры индивида ориентирован на опредмечивание, максимальную самореализацию, на оптимальное воплощение вовне. А мир, окружающий человека, и вся культурная среда должны этому способствовать.

Древнекитайский тип, в котором высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром считались подчинение человека культурным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определенному культурному стандарту; не индивидуальные свойства, особенности личностной культуры, а умение выражать их в жестко определенной фиксированной форме.

Индийский тип, который основан на понимании человеческого «Я» как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое «Я», согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождения к духу. Поэтому мир индивидуальной культуры человека через разрыв конкретных связей с другими культурами индивидуумов, с обществом, эмпирическим миром и даже с собственными деяниями ориентирован на растворение в универсальной духовной субстанции.

Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека. При этом следует знать, что:

— культура человека исторична, т.е. изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений и задается определенными закономерностями динамики;

— культура человека коммуникативна, т.е. существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, средства специфического языкового кодирования;

— культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную «тройственную» сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное состояние чревато нарушением гармонии между индивидуальным и универсальным.

Общество — это не простое множество людей, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью отношений. Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности.

Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь (биографию), должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, обрести социальные роли, впитать в себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

 

Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего не только совпадение, но и различие. Если культура есть способ деятельности людей, то общественные отношения — это плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения — это основания, а культура — обоснование. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают.

Анализируя связь культуры и общества, следует помнить следующее:

— выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества определяет способ человеческой деятельности и особенности культуры. Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека;

— сущность культуры можно охарактеризовать через категорию способа человеческой деятельности. Существуя в формах внешней (объективированной) и внутренней (субъектной) предметности, культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом его деяний, предопределяющий характер, механизм и направление самих деяний. Именно поэтому она предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный историей.

Таким образом, общество — это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества.

 

К числу важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести и такие ее свойства, как:

 

— способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия (прежде всего историческим), порожденным творческой инициативой отдельных личностей или логикой развития технологий в той или иной специализированной сфере деятельности;

постоянная селекция и отбор форм культуры, оказавшихся наиболее эффективными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене и последствиям;

способность к саморазвитию, т.е. усложнение структурнофункциональных и организационных параметров всей системы культуры, углубление специализированности ее отдельных элементов и уровня их взаимосвязи и взаимодействия, повышение универсальности и интенсивности функционирования как системы в целом, так и ее отдельных наиболее важных подсистем, что, в конечном счете, ведет к общему повышению сложности социальной организации и называется историческим прогрессом.

Культура по природе своей изменчива. В ее динамике можно выделить несколько основных типов порождения и существования феноменов культуры.

Культурогенез — процесс порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику.

Наследование традиций — процесс межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей.

Диффузия культуры — процесс пространственно-временного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами.

Трансформация форм культуры — процесс их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики.

Реинтерпретация форм культуры — процесс изменчивости смысловых и символических характеристик, форм и связей между ними, происходящих в течение их существования.

Системная трансформация культуры — процесс исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и пр.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов динамики культуры.

 

Комплекс культуры опредмечен в создаваемой людьми искусственной среде их обитания, составленной из произведенных ими материальных объектов, символических продуктов (знаний, идей, языков и пр.), технологий осуществления всякой целенаправленной и социально нормированной деятельности (от высокоспециализированной до обычаев образа жизни) и оценочных критериев (ценностных ориентаций), как совокупность «социальных представлений», выраженных в вербальных и невербальных «текстах», аккумулирующих социальный опыт сообществ, накапливаемый и систематизируемый в ходе их истории.

 

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Вопрос о соотношении цивилизации и культуры довольно непростой. Сложность анализа этой проблемы в том, что оба понятия — как «цивилизация», так и «культура» — имеют множество значений. Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям. Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях, в различных контекстах.

Сначала остановимся на сходствах между этими понятиями. Общим между культурой и цивилизацией является то, что они могут:

— употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т.п.;

— указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному или цивилизованному состоянию. Однако культура, как правило, мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация;

— означать в одинаковой степени общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды;

— применяться для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.

Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением.

 

Поскольку понятие «культура» происходит из сферы о возделывании земли и религии (почитания богов), философии (образование, воспитание и обучение), оно часто применяется к явлениям духовной культуры: образованию, науке, искусству, философии, религии, этики и морали.

 

Понятие «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы того времени. Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям «материальной культуры» и к общественной жизни. Характерно, что когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. Однако, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического развития.

Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» — культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Проблема соотношения культуры и цивилизации различными исследователями культуры интерпретируется неодинаково. Например, Эдвард Тэйлор (1832—1917) отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что и то и другое есть совокупность материальных и духовных достижений общества. А Зигмунд Фрейд (1856—1939), также занимая позицию отождествления культуры и цивилизации, считает, что и то и другое отличает человека от животного.

 

Противопоставление культуры и цивилизации свойственно Освальду Шпенглеру (1880-1936), Николаю Бердяеву (1874-1948) и Герберту Маркузе (1898-1979).

 

Освальд Шпенглер считает, что цивилизация — это совокупность технико-механистических элементов, а культура — царство орга-нично-жизненного. Цивилизация — заключительный этап развития культуры, где наблюдается упадок литературы и искусства. Цивилизация — внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура — внутреннее достояние человека, являющееся символом его духовного богатства. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах, истребительными войнами. Цивилизация — период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

 

 

Николай Бердяев полагает, что в культуре акцентируются духовное, индивидуальное, качественное, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало, а в цивилизации — материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, динамично-прогрессивное. Практически на всем протяжении своего существования культура и цивилизация развиваются синхронно, за исключением истока, что позволяет сделать вывод о первичности цивилизации, так как удовлетворение материальных потребностей предвосхищало удовлетворение духовных. В анализе соотношений цивилизации и культуры можно выделить черты как сходства, так и различия. Н. Бердяев выявляет, прежде всего, различия, подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации.

 

Герберт Маркузе утверждает, что цивилизация — это холодная, жестокая, повседневная реальность, а культура — вечный праздник. Но ставя цивилизацию в оппозицию культуре как понятия-антиподы, все-таки важно осознавать, что они взаимозависимы и взаимообусловлены.

 

Подводя итог, следует подчеркнуть, что ни культура, ни цивилизация не могут существовать вне человеческого начала. Цивилизация и культура являются результатом человеческой деятельности. Это искусственная среда обитания человека, «вторая природа». В то же время, хотя цивилизация и культура есть результат удовлетворения потребностей человека, в одном случае удовлетворяются преимущественно материальные потребности, а в другом — духовные. Таким образом, цивилизация и культура сосуществуют вместе, они последовательно расположены. Цивилизация и культура неразделимы, одно без другого существовать не может. Кроме того, в различных культурах и цивилизациях можно обнаружить так называемые культурные универсалии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Какие процессы способствуют становлению личности в культуре и обществе?


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!