Духовная культура чехов и словаков чрезвычайно богата.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Благовещенский государственный педагогический университет»
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра всеобщей истории, философии и культурологии
Доклад
на тему: Культура Чехословакии
Выполнила:
студентка 5 курса группы «Из» _______ ________ К.С. Кольниченко
дата подпись
Руководитель:
к.и.н., доцент ___________ _____________ Д.В. Кузнецов
дата подпись
Благовещенск 2020
Культура: традиции и современность
Социально-экономические преобразования последних десятилетий в Чехословакии повлекли за собой большие перемены и в культуре чешского и словацкого народов. Культурно-бытовые и этнические процессы, связанные с дальнейшей консолидацией социалистических наций, ведут к нивелировке прежних специфических особенностей областных групп чехов и словаков как в материальной, так и в духовной культуре.
У чехов до сих пор сохранились локальные группы населения, отличающиеся особенностями культуры: это ходы на западе Чехии, моравские словаки и моравские валахи в восточной Моравии. Гораздо большая сохранность традиционного народного быта наблюдается в Словакии. Значительная разница в быту и культуре заметна между населением земледельческих, равнинных районов Словакии и горных ее областей, для которых типичны черты карпатской хозяйственно-культурной зоны отгонного скотоводства.
|
|
Материальная культура.
В сельских районах Чехословакии еще много старых традиционных народных построек. Старые сельские дома чехов состояли обычно из трех помещений: избы, сеней с кухней и кладовой. В глубине сеней кое- где сохраняются так называемые черные кухни— каменные конусообразные камины с открытым очагом, куда выходило и устье находившейся в избе печи. Старинные чешские дома были чаще всего деревянными срубными, крыши их двускатными, крытыми соломой и дранкой. Снаружи щели в стенах сруба заделывали мхом, натирали известью и красили в белый, желтый, зеленый, красный, голубой цвета, благодаря чему дом казался полосатым. В безлесных районах чешских областей издавна ставили глинобитные постройки. Со второй половины XIX в. повсюду стали возводить кирпичные дома, но с прежней планировкой. Стены кирпичных и глинобитных домов снаружи обмазывали глиной и белили, а потом красили в светло-зеленый, желтый, оранжевый, голубой, бежевый, розовый пастельные тона.
|
|
В народной архитектуре чехов и словаков сложилось много типов построек, которые проявляются в основном в их внешнем оформлении. Многообразие это сохраняется и теперь.Тщательнее всего украшается передний щит крыши дома. На чешских срубных постройках причудливым узором укладывали доски, вырезали отверстия. Глинобитные и кирпичные дома в юго-восточной Моравии, в области Моравского Словацка, расписывались яркими узорами вокруг окон и дверей; традиция эта бытует и сейчас.
Старые крестьянские жилища словаков до сих пор отчетливо делятся на два типа: деревянные дома горных районов и глинобитные в равнинных областях. Планировка их та же самая, что и у чехов. Внешние стены деревянных домов чаще всего белят или красят в голубой цвет. Глинобитные дома красят в разные цвета, а в юго-западной Словакии расписывают цветным узором. От чешских жилищ дома на юге Словакии отличаются длинной галереей под навесом крыши со стороны двора.
Внутреннее убранство жилых помещений у чехов и словаков долгие годы оставалось неизменным. И в настоящее время в некоторых местах сохраняется традиционная меблировка: стол, лавки с резными спинками, постель со множеством подушек.
|
|
Удивительно широкие масштабы приобрело строительство новых жилых домов. Новые дома не похожи на традиционные жилища; это коттеджи городского типа, часто двухэтажные. В качестве строительного материала используются кирпич, глина, шлакобетонные блоки; обычно они комбинируются.
Чехи перестали носить национальный костюм уже более ста лет назад, его заменила городская одежда.
Традиционная народная одежда чехов в начале XIX в.
была близка к костюму сельских жителей других западноевропейских стран того времени. В настоящее время чешский народный костюм сохранился лишь у двух локальных групп — у ходов и моравских словаков. Ходские женщины надевают в праздники белую сорочку с широкими буфами на рукавах, красную гофрированную юбку, полосатый тканый передник и яркий корсаж. На голову надевают большой черный, с красными цветами платок, повязанный характерным узлом на затылке.
В Моравском Словацке широко бытует не только женский, но и мужской народный костюм. Здесь почти каждая деревня или городок имеют свой костюм, отличающийся от одежды соседей цветом и вышивкой. Самым красочным остается праздничный костюм в области Подл ужи на юге Моравского Словацка. Женские и мужские сорочки здесь сплошь покрыты вышивкой и кружевными прошивками. Преобладают ярко-красный, синий и белый цвет. Мужчины носят красные узкие длинные суконные штаны, густо расшитые шнуром, короткие, столь же обильно украшенные жилеты из шелка. На голове холостые парни носят маленькие шапочки, над которыми возвышается целый букет из пестрых перьев, лент, блесток, бумажных цветов. Не менее замысловат и головной убор девушек — сооружение из картона, обтянутого красным ситцем, согнутое по голове в виде трапеции. Прикрепляют его широкой лентой, завязанной большим бантом на темени, с концами, свисающими сзади. Под темную, очень короткую верхнюю юбку женщины надевают несколько нижних юбок, а спереди — белый кружевной передник. Одежда эта имеет явно театрализованный характер, в ней даже трудно двигаться.
|
|
Элементы стилизации в современной чешской народной одежде не случайны. Ее развитие стимулировалось искусственно еще с конца XIX в., когда деятели чешского национального движения стремились сохранить традиционную народную культуру в тех областях, где она исчезла. Делались даже попытки (в том числе и известным чешским художником Й. Манесом) создания обобщенного чешского костюма в качестве национального символа.
Словакия — единственная область в Центральной Европе, где крестьянское население до сих пор носит национальную одежду и в будние дни. Но молодежь и там уже носит городские костюмы, хотя по праздникам девушки и юноши охотно надевают народную одежду.
Словацкий народный костюм имеет сейчас более 60 вариантов, в горных районах почти каждая деревня отличается своими особенностями одежды, главным образом в отношении расцветки и украшений.
Комплекс народной одежды словаков в большинстве районов сходен с одеждой чехов в восточной Моравии. Однако силуэт женского костюма здесь другой: гораздо длиннее юбка, нет излишней вычурности. Мужской словацкий костюм различается в горных и равнинных областях. Обязательной принадлежностью мужского костюма горца до недавнего времени был широкий (до 30—40 см) кожаный пояс, застегивавшийся спереди на несколько латунных пряжек. Пояс этот считался символом мужской силы. На голову мужчины надевают войлочную шляпу с небольшими полями. В праздники молодые парни прикрепляют к ней букеты из перьев и лент.
В областях Словакии женщины носят так называемый полу традиционный костюм, сохраняющий лишь отдельные части народной одежды. Его характерная особенность — старинный головной убор и широкая юбка разных цветов с кружевными пестрыми прошивками или оборками, сверху надевается фартук. Кофта может быть любой, вплоть до готовой трикотажной.
Кухня
Для чешской национальной кухни характерно обилие изделий из теста. Это прежде всего чешские кнедлики, сваренные в соленой воде. Они готовятся в разных вариантах: так, например, к мясным блюдам подают кнедлики, приготовленные на дрожжах из яичных желтков и нарезанной кубиками сухой булки, картофельные кнедлики делаются из муки и отварного картофеля. Кнедлики служат не только гарниром, но могут быть и самостоятельным блюдом, когда их наполняют мясным фаршем, сливовым джемом или поливают поджаренным луком со шкварками. Очень популярны сладкие кнедлики со свежими ягодами — сливами, черешнями, которые едят с сахаром и растопленным маслом. В праздничные дни чехи готовят сдобные булочки, калачи, пышки, печенье, пряники и торты.
Национальным чешским блюдом считается жаркое из свинины с кнедликами и капустой. В праздники жарят гуся или утку с тем же гарниром. Рыбу подают в основном в городах, преимущественно на рождество. Чехи очень любят и различные копчености. Копченые сосиски — парки круглые сутки продаются в ларьках на улицах больших городов вместе со сладкой чешской горчицей. Спецификой чешской кухни считается тяжелая пища— сочетание кнедликов, свинины, капусты и блюд из отварного картофеля. Самый распространенный напиток — пиво. Популярна в Словакии также сливовая водка — сливовица.
В словацкой национальной кухне гораздо больше овощей. Спецификой словацкой кухни считаются вареные галушки из муки, смешанной с сырым тертым картофелем. Готовят их по-разному: смешивают с брынзой, жареной капустой и шкварками, жареным луком.
Важная составная часть пищи словаков— молочные продукты. Наиболее распространено кислое молоко, творог, простокваша. В горных областях излюбленными всегда были блюда из кислого овечьего молока: брынза, копченый сыр, сыворотка— жинчица. Очень популярны во всей стране словацкие копченые сыры, которые бывают двух видов — круглые оштепок и из длинных полос пареница.
Мясные блюда словаки чаще всего готовят из баранины. В южных районах любят свинину. Забой свиньи как в чешской, так и в словацкой деревне — долгожданное событие. Мясо готовят впрок, делают колбасы, коптят окорока. На угощение приглашаются все соседи и знакомые. В праздничные дни словаки часто готовят утку, самое большое лакомство— утиная печенка.
Любимый напиток словаков— сухое виноградное вино. Пьют и водку — сливовицу и боровичку, которую гонят из еловых шишек. Во всей стране пьют охотно и часто черный кофе.
Традиции и обычаи
До сих пор еще заметна разница между чехами и словаками в семейном быту, особенно в деревне. У чешских крестьян уже в начале XIX в. стали правилом семейные разделы. По праву майората родители еще при жизни передавали все свое хозяйство и дом старшему из сыновей, который был обязан взамен давать им ежегодно определенную сумму денег на содержание или часть урожая. Обычай этот прочно укоренился, несмотря на то что экономическая основа его давно исчезла.
Словаки же никогда не знали нрава майората. Раздел хозяйства происходил у них лишь после смерти главы семьи, каждый из сыновей получал равный земельный надел. Домашними делами ведала старшая в доме женщина, ее авторитет также был велик. В случае раздела родители продолжали жить вместе с одним из сыновей или одной из дочерей, помогая им вести хозяйство и воспитывать внуков.
В настоящее время чехи и словаки как в городах, так и в деревнях живут преимущественно малыми семьями, состоящими из родителей и несовершеннолетних детей, но в словацкой среде очень часто вместе с ними одним хозяйством живут и старики. У словаков остаются еще очень тесными родственные связи, развито чувство искреннего почтения к старшим.
В Словакии можно еще наблюдать пережитки общинных традиций. Яркий тому пример— обычай соседской взаимопомощи, возродившийся в послевоенные годы при строительстве домов в словацкой деревне, жилой фонд которой во время войны сильно пострадал. В постройке дома помогают все соседи, уверенные в том, что и им в свою очередь, когда понадобится, будет оплачено той же работой.
У чехов и словаков до сих пор сохраняется Семейная обрядность, особенно свадебная. Свадьба— большое событие, празднуется она чаще всего в ресторане или в деревенском трактире. Приглашается очень много гостей, особенно в деревне. Свадьба в деревнях продолжается теперь два дня, а раньше длилась до недели. Свадебный обряд кончается надеванием чепца на молодую, означающим включение ее в число замужних женщин, и проводами ее в дом мужа. Не только сам обряд, но и угощение проходят по старой традиции в строго установленном порядке. Руководят им сват и сватка, уважаемые семейные люди. Роль крестного отца и матери до сих пор у словаков очень велика: в свадебном обряде они несут и самые большие денежные расходы. Во время свадебного пиршества за столом сват и помогающая ему подруга невесты — старшая дружка соревнуются в начитанности и остроумии, забавляя гостей. Вместе с тостами и наставлениями нравственного характера, обязательно повторяющимися на каждой свадьбе, сват произносит шутливые речи и импровизированные присказки. Большое значение до сих пор на свадебном столе придается огромному калачу, хотя теперь он зачастую заменяется покупным тортом, праздник кончается его разделом между гостями.
Чехи и словаки, как горожане, так и сельские жители, отмечают до сих пор некоторые традиционные календарные праздники. Прежний их обрядовый и религиозный смысл почти совсем забыт, на передний план выдвигается увеселительная, игровая сторона.
Самым большим праздником в году остается рождество. Его и сейчас отмечают в узком семейном кругу. Наряжают рождественское дерево, кладут под него подарки для всех членов семьи. Для торжественного ужина готовят специальные блюда: обязательного карпа (в городе), калачи, мед, орехи, грибы, фрукты. Весело празднуется в деревнях масленица. Она была и остается чисто общественным праздником и отмечается всеми жителями деревни сообща.
Вершина масленичного веселья — три дня перед постом, в это время молодежь веселится непрестанно и спит не более двух часов в сутки. Взрослая молодежь ряженая, с музыкантами ходит по домам с колядованием — пожеланием счастья и будущего хорошего урожая. Кто-нибудь из ряженых несет деревянную саблю, на которую нанизывает куски сала и колбас, получаемых в дар в каждом доме. Хозяин с хозяйкой танцуют с колядниками, угощают их водкой и вином. Вечером из этих продуктов готовится ужин, а веселье в трактире под музыку продолжается до утра.
Как в городах, так и в деревнях сохраняется празднование пасхального воскресенья. Всюду пекутся или покупаются сдобные калачи, готовятся крашеные яйца. Традиция росписи пасхальных яиц сохраняется до сих пор. В некоторых деревнях расписывают писанки-краслицы на продажу, расцветка их и узор, так же, как и техника росписи, очень разнообразны, многие из них — настоящие произведения искусства. В пасхальные праздники девушки дарят юношам кра-слицы — знак расположения, ими обмениваются родственники и близкие знакомые и в городах. До сих пор в пасхальные понедельник и вторник в чешских деревнях сохранился обычай молодежи хлестать друг друга прутьями, а у словаков — обливать водой.
В городах торжественно отмечаются демонстрацией и народными гуляньями 1 Мая и День национального освобождения — 9 мая.
Очень популярен в селах ЧССР праздник дожинок — окончание уборки урожая, который получил теперь новое общественно-политическое содержание. Это большой праздник, его отмечают в каждом кооперативе и государственном хозяйстве, затем в каждой области и республике. У словаков принято ряженье и во время дожинок. Наиболее торжественны общереспубликанские дожинки, устраиваемые в Ческе Будеёвице и Нитре.
Духовная культура чехов и словаков чрезвычайно богата.
Разнообразен по жанрам чешский и словацкий фольклор. Большой интерес представляют исторические песни и предания, в которых отразилось далекое прошлое чешского и словацкого народов. Особое место среди них занимают песни и предания антифеодального содержания. Их герои в Чехии — гуситский полководец Ян Жиж- ка, вождь восстания ходов Ян Козина (XVII в.), предводитель крестьянского восстания в Моравии Ондраш (XVIII в.). В словацком фольклоре сильна традиция воспевания народных мстителей — збой-ников, наиболее популярен из них легендарный герой Юрай Яношик. Необыкновенно разнообразны баллады, отражающие народный быт и самые тонкие оттенки человеческих чувств. Словацкие баллады часто посвящены событиям турецкого нашествия: например, характерен плач полоненной словачки, предпочитающей смерть позору. Многообразны и самобытны чешские и словацкие народные сказки. Сказки, предания, исторические повести, баллады в период Национального возрождения были излюбленными сюжетами многочисленных литературных стилизаций, но помнит их в основном старшее поколение.
Чешские и словацкие песни связаны с танцевальной музыкой, чехи и словаки одновременно танцуют и поют, даже во время самых сложных пируэтов и подскоков. При этом у чехов с каждой определенной песней связан особый танец, обязательная фигура танца соответствует каждому куплету или отрезку мелодии. Словаки одни и те же танцы сопровождают самыми разными песнями. Старинные народные танцы часто исполняются и теперь: это чешская полька, соу- седка (вальс с хороводом), седлацка (кружение пары на одном месте); словацкие хороводы, польки, чардаш. Для словаков характерны мужские танцы, очень темпераментные и своеобразные — одзе- мек, вербунк. Они имеют множество вариантов и названий, их танцуют группами и соло, иногда и вместе с женщинами.
Необыкновенно мелодична чешская и словацкая народная музыка. Из народных музыкальных инструментов наиболее широко распространены волынка (гайда), скрипка, контрабас, флейта, кларнет, цимбалы (в Словакии). Древний словацкий инструмент фуяра — пастушья труба, напоминающая по внешнему виду фагот, — сохранилась до сих пор. Самодеятельные ансамбли народных инструментов существуют в каждой деревне или маленьком городе.
Большое место в культурной жизни чехов и словаков занимает театр. Открытие первого чешского Национального театра в Праге в 1883 г., построенного на добровольные пожертвования, стало общенародным торжеством. На здании театра до сих пор сохранилась надпись: «Народ — себе». В настоящее время в стране 90 постоянных сцен. Очень популярны так называемые театры малых форм, где сочетается музыка с пантомимой, балетом, кукольным театром, песней (театры «Семафор», «Вечерни Брно», «На забрадли
Если говорить о вкладе чешского и словацкого народов в мировую культуру, то в первую очередь следует упомянуть о музыке. Слова крупнейшего чешского композитора Бедржиха Сметаны: «В музыке — жизнь чехов» — можно с полным правом отнести и к словакам.
Уже в XVIII—XIX вв. чешская музыка и чешские музыканты славились во всей Европе. Друга Моцарта композитора И. Мысливечка называли «божественным чехом», чешский композитор и дирижер Э. Направник долго работал в Петербурге, дирижер В. Сук — в Москве. В Праге в 1811 г. была основана первая в Центральной Европе консерватория. С Прагой были тесно связаны имена крупнейших композиторов мира: здесь творили Моцарт, Бетховен, Шопен, Глинка, Чайковский. Мировым признанием пользуются произведения основоположников чешской музыкальной классики Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака, Леона Яначека, Зденека Фибиха, Вите- зслава Новака, Богуслава Мартину. Традиции национальной музыки сохраняют и современные чешские и словацкие композиторы, создавшие произведения самых разнообразных жанров.
Музыкальные фестивали организуются каждый год и во многих других городах страны: «Кошицкая музыкальная весна», «Остравский май», «Музыка Богемика в Брно», фестиваль А. Дворжака в городе Пршибраме.
Чешская и словацкая литература дала не так много громких имен, как музыка. В то же время имена А. Ирасека, Б. Немцовой, С. Чеха, Я. Неруды, Я. Гашека, К. Чапека прочно вошли в историю мировой культуры.
Национальная литература чехов и словаков всегда отличалась демократическими тенденциями и была тесно связана с борьбой народа. Огромное влияние на литературу послевоенных лет оказал «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, написанный им перед смертью в фашистском застенке.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!