Принятие христианства на Руси



Призвание варягов

Личности:
Рюрик — был призван славянскими племенами для княжения в Новгороде в 862 году, основатель Древнерусского государства.
Трувор и Синеус — братья Рюрика. Трувор стал князем в Изборце, Синеус — в Белозёре. Умерли через два года, после чего Рюрик принял единоличную княжескую власть.
Последствия:
1) Развитие торговли;
2) Укрепление войска;
3) Вместо племенных областей начинает формироваться единое государство.
География:
Город — Новгород. Значение: в Новгороде началась история Древнерусского государства и династии Рюриковичей.
Из исторического источника:
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли… И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Образование Древнерусского государства

Личности:
Рюрик — был призван славянскими племенами для княжения в Новгороде в 862 году, основатель Древнерусского государства.
Олег — князь Новгородский, затем — Великий князь Киевский. Перенёс столицу Древней Руси в Киев. Совершил успешный поход в Византию в 907 году.
Ольга — жена Игоря Рюриковича. Княжила с 945 по 960 гг. Приняла христианство, провела налоговую реформу, установила фиксированную дань (уроки) и места для её сбора (погосты).
Последствия:
1) Развитие торговли;
2) Укрепление войска;
3) Вместо племенных областей начинает формироваться единое государство;
4) Прекращение родоплеменной вражды.
География:
Город — Новгород. Событие и значение: в Новгороде началась история Древнерусского государства и династии Рюриковичей.
Город — Киев. В 882 году был захвачен Олегом. Северные и восточные славяне объединяются вокруг Киева, складывается Киевская Русь.
Из исторического источника
«В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: « Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

«И… узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины». (Формирование Древнерусского государства)

Походы князя Олега Вещего

Личности:
Олег Вещий — в 882 году захватил Киев, объявив его матерью городов русских. Подчинил ряд славянских племен: радимичей, полян, словен, северян, кривичей, древлян, радимичей. В 907 году совершил успешный поход на Византию.
Игорь — сын Рюрика. После смерти отца был слишком мал, чтобы самостоятельно управлять государством. Пока он рос, государственными делами занимался Олег.
Последствия:
1) Столицей Древнерусского государства становится Киев;
2) В состав Киевской Руси вошли новые славянские племена;
3) Развитие торговли;
4) Объединение северных и восточных славян.
География:
Город Киев. События и значение: в 882 году Киев был захвачен Олегом и его дружинниками. Этот город становится столицей Древней Руси. Близость к Византии способствовала укреплению торговых и культурных связей.
Из исторических источников

Внутренняя политика первых Русских князей

Личности:
Олег Вещий— перенос столицы в Киев в 882 году. Объединил северных и восточных славян.
Ольга— великая княгиня киевская 945-960 гг. Провела налоговую реформу, установила фиксированную дань и места для её сбора. Поделила подвластные земли на административные единицы, во главе которых стояли княжеские администраторы (тиуны).
Последствия:
1) Укрепление государственности;
2) Объединение славянских племен;
3) Развитие экономики.
География:
Город Киев. События и значение: в 882 году Киев был захвачен Олегом и его дружинниками. Этот город становится столицей Древней Руси. Близость к Византии способствовала укреплению торговых и культурных связей.
Из исторических источников
«Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград…». (Княжение Ольги)

«Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища её сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места её и погосты, а сани её стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село её Ольжичи до сих пор. И так, установив всё, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви». (Внутренняя политика русских князей/княжение Ольги)

Внешняя политика первых русских князей

Личности:
Олег Вещий — успешный поход на Византию в 907 году. Подписал мирный договор, обложив Византию данью в пользу Киева и Чернигова, а также, выбив право на беспошлинную торговлю.
Святослав Игоревич— киевский князь 945-972 гг. 969 год — сокрушил Хазарский каганат. В 968-969гг вел Войну с Болгарским царством.
Последствия:
1) Развитие торговли и экономики;
2) Русь избавилась от набегов хазар;
3) Присоединение новых территорий.
География:
Река Днепр. События и значение: возвращаясь из похода на Византию, в 972 году Святослав был вынужден остаться на зимовку в устье Днепра. Здесь на его войска напали печенеги, князь погиб в бою.
Из исторического источника
«Великий князь наш <…>, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь.
А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них.» (Военные походы русских князей на Царьград)

«907 г. <…> Победоносный поход на Царьград одного из первых древнерусских князей. <…> Византийские императоры Лев VI Премудрый и Александр поклялись соблюдать договор на кресте. Князь с мужами по закону русскому клялись оружием, богами — Перуном и Велесом. Нагрузили русские свои ладьи золотом, серебром, шелками, плодами и винами и двинулись восвояси. Князь же, чтобы греки запомнили его надолго, у входа в Византийскую империю оставил свой знак». (Походы князя Олега Вещего)

«Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошёл на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли себе печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани»». (русско-византийские войны, так как описан один из походов князя Игоря Рюриковича.)

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошёл в поход, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даёте?». Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даём»». (Внешняя политика первых русских князей в 882–972 гг.)

«Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнём и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них». (внешняя политика первых русских князей в 882−972 гг., так как описан неудачный поход князя Игоря в 941 г.)

Принятие христианства на Руси

Личности:
Ольга — жена Игоря Рюриковича. Княжила при малолетнем сыне с 945 по 960 гг. Первый правитель Руси, который принял христианство.
Владимир Святославович — внук княгини Ольги, Великий князь Киевский (978-1015). По легенде, после выбора вер принял христианство византийского образца и крестил жителей Руси в 988 году. Это было важно для укрепления государства и связей с Византией.
Последствия:
1) Укрепление культурных, экономических и политических связей с Византией;
2) Появление новых нравственных ценностей;
3) Изменение структуры общества;
4) Развитие русской культуры.
География:
Река Днепр. Событие и значение: в этой реке произошло массовое крещение киевлян. Так начался переход Руси из языческой веры в христианство.
Новгород. Крещение Новгорода происходило в 990-991 гг. Это было важно для объединения союзных племен и контроля над торговым путем Киев-Новгород-Ладога.
Из исторического источника:
«<…> повелел опрокинуть идолы… Затем послал <…> по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел <…> с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…»

Правление Ярослава Мудрого

Личности:
Ярослав Мудрый — князь киевский 1016-1054 гг. В 1036 году одержал победу над печенегами, освободил Киевскую Русь от их набегов. Основал первые монастыри на Руси. Считается, что он стал автором “Русской правды”, сборника правовых норм.
Святополк Окаянный — князь киевский 1015—1016 гг. Брат Ярослава. Занял киевский престол после смерти отца, организовал убийство трёх своих братьев, в том числе — Бориса и Глеба (первые русские святые). После наступления Ярослава был вынужден бежать.
Последствия:
1) Избавил Русь от набегов печенегов;
2) Способствовал укреплению государства издав “Русскую правду”;
3) Христианская культура процветала: открывались монастыри, строились храмы.
География:
Город Киев. События и значение: Ярослав занимает киевский престол после ожесточенной борьбы за власть с братом Святополком Окаянным. Именно здесь он занимается решением проблем древнерусского государства.
Из исторического источника
«Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: «Отец у тебя умер». И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками». (Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого)

«1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови и синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нём никаких следов [побоев], то пусть приведёт свидетеля, а если он не может [привести свидетеля], то делу конец. Если [потерпевший] не может отомстить за себя, то пусть возьмёт с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю».

«Он уделял много внимания просвещению и переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нём были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами».

«Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». (Внутренняя политика киевского князя 1019-1054/Правление Ярослава Мудрого)


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!