Техника устранения прозрачных точек, пятен, царапин , линий.Техника устранения тёмных точек, пятен и линий



Лабораторная работа №7

Тема: Выявление недостатков изображения и приёмы их исправления.

Цель работы: Закрепить теоретические знания по умению выявлять и недостатки изображения и закрепление знаний по использованию приёмов их исправления.

Материально-техническое обеспечение:

1. Методические рекомендации по дефектам изображения.

2. Методические рекомендации по приемам исправления дефектов.

                            Порядок выполнения работы:

1.Познакомится с методическими рекомендациями

2. Выполнить задание №1.

3. Составить алгоритм исправления дефекта для фото № 4.

Содержание отчета:

1. Тема и цель выполнения задания.

2. Ответы на задание № 1

3. Ответ на задание №2

 

 Методическое пособие

Существует ряд дефектов, характерных для пленочных фотоснимков. Они связаны с особенностями самой пленки и принципами фотопечати.

Фотопленка по своей сути это лента из прозрачного синтетического пластика с нанесенным на нее светочувствительным слоем химических веществ, способных изменять свою прозрачность или свойства под действием света.

Первым дефектом пленки можно назвать ее способность со временем засвечиваться. От этого фотографии на просроченной пленке получаются блеклыми, туманными или не получаются вообще. Естественная засветка пленки происходит в результате естественной радиации или космического излучения. Экспонированная пленка также боится тепла и влаги, от которых на отснятом изображении также могут появиться дефекты.

У просроченной пленки также могут проявляться и другие дефекты. Например, точки или полоски зеленых и грязновато-зеленых тонов.

Пленки также разделяют по условиям съемки. Неправильное использование пленки может привести к появлению необычного цветового тона. Если, например, пленку для искусственного освещения использовать для съемки при дневном свете, то полученное изображение будет принимать голубоватый тон.

Особенности механизмов пленочных фотоаппаратов также могут давать различные дефекты на снимках.

Например, неотрегулированный или сломанный механизм транспортировки пленки может давать двойное изображение (мультиэкспозицию), путем наложения кадров. Если корпус фотоаппарата не герметичен и нарушена его светонепроницаемость, то часть изображения может быть засвечена (светлое пятно или пятна). Еще одним дефектом можно считать царапины - следы от протяжных роликов, на пленке хорошо различимые в косых лучах света. Полосы на первых кадрах пленки (на слайд-пленке оранжевая или светлая полоска, а на негативной пленке — темная полоска) появляются из-за констркутивной особенности касеты с пленкой при неправильном с ней обращении - в отверстие в кассете проникает свет.

Дефекты принято разделять по следующим критериям.

  1. По месту локализации на негативе. Дефект может располагаться на носителе (в данном случае на стекле), на самой эмульсии либо на эмульсионном слое. Это могут быть сколы, трещины, глубокие царапины и т.д.
  2. По происхождению. Это могут быть разного рода механические повреждения и загрязнения (инородные предметы на поверхности эмульсии, пыль, следы пальцев, желатиновые или жировые загрязнения, высохшие затеки воды, красители); дефекты оптического характера, которые были зафиксированы на фотоэмульсии во время фотосъемки (блики внутренней поверхности объектива; паразитарные засветки; блики, образованные лепестками держателей пластин в кассетах).
  3. По характеру проявления дефектов на изображении. Дефекты негативов различаются по:
  • форме;
  • структуре;
  • размеру (в зависимости от площади кадра);
  • уровню яркости (оптическая плотность);
  • яркостному профилю;
  • степени прозрачности дефекта (непрозрачные, прозрачные, с переменной или краевой прозрачностью);
  • месту локализации дефекта на насыщенных информацией зонах снимка и степени детализации маскируемого участка.

Можно выделить следующие дефекты

1. Деструкция, или разложение фотоэмульсионного слоя.

2. Ретикуляция — нарушенная целостность эмульсионного слоя со сморщиванием и растрескиванием.

 


3. Отслойка фотоэмульсии. Процесс старения негатива вызывает снижение адгезионных свойств подслоя, что в результате и провоцирует отслаивание эмульсионного слоя от носителя (в частности, стекла). Ломкость и образование трещин может вызывать пересыхание фотоэмульсии. Степень отслойки зависит от набухания, наличия пузырей и деформаций, которые могут дать определенный оптический шум небольшой площади (0,5–3 мм) либо участки с утратой фотоэмульсии. Зачастую отслойка фотоэмульсии сочетается с ретикуляцией. Форма таких дефектов может быть в виде зигзага, крыла бабочки или спирали с волнами.

 

 

4. Царапины на эмульсии.

Чаще всего они выглядят как светлые полосы на поверхности. Смешанные царапины (по эмульсии и стеклу) оставляют темные элементы на светлой полосе самой царапины. Царапины на стекле негатива проявляются как темные полосы. Форма таких дефектов может быть прямолинейной, дугообразной, зигзагообразной или концентрической.

 

 

5. Потертости или абразивные повреждения. Это конгломераты множества мелких «волосяных» царапин, которые имеют концентрическую или хаотическую структуру либо сетчатый вид. Это может быть и матирование верхнего эмульсионного слоя или носителя (появляется избыточный оптический шум). Размеры повреждений разные — от минимальных до полнокадровых.

6. Физические дефекты «мокрого процесса». Это может быть утрата, пузыри или сползание фотоэмульсии. Для данного вида дефектов характерно «волнообразное размытие краев». Чаще всего размер таких дефектов варьируется от 3 до 15 мм — это следы отпечатка пальца или пинцета во время касания к фотоэмульсии. К дефектам «мокрого процесса» принято относить и следы пузырей воздуха, и следы залипания этих пузырей на поверхности в растворах в случае их неравномерного воздействия на эмульсионный слой. Как итог — на изображениях появляются пятна от воздушных пузырьков округлой формы.

 

 


7. Загрязнения.

Это могут быть пятна жира, желатиновые загрязнения, отметины от пальцев, пыль, которая попала на фотоэмульсию до экспонирования и экранировала во время съемки, а также волокна текстиля, клей, остатки бумаги, красители и любые другие инородные предметы, которые по тем или иным причинам зафиксировались на носителе.

8. Биоповреждения.

В большинстве случаев повреждения такого рода спровоцированы микромицетой — плесенью на эмульсионном слое, которая появилась до деструкции эмульсии.

 

9. Оптические дефекты. В частности, отсутствие резкости негативного изображения по причине неточного фокусирования либо недостаточной глубины резкости, смазанность изображений объектов, находящихся в движении, смещение контуров (эффект сдвоенности) изображения в результате сотрясения фотоаппарата; паразитарные засветки, рефлексы, возникающие при съемке объектов с блеском, блики внутренних поверхностей объектива, тени, создаваемые лепестками держателей пластин в кассетах. Блики или засветки чаще всего имеют овальную, расходящуюся пирамидальную или дугообразную формы. Размеры варьируются от маленьких точек до полнокадровых засветов.

 

 

10. Пленки различного типа (коллодионного серебра, дихроическая и краевая вуали) на самой эмульсии, которые влияют на оптические свойства изображения. Пленки различного типа (коллодионного серебра, дихроическая и краевая вуали) на самой эмульсии, которые влияют на оптические свойства изображения.

11. Повреждения механического характера (сколы, трещины, фрагментирование и т.д.), вызвавшие нарушение целостности носителя и эмульсии. Повреждения механического характера (сколы, трещины, фрагментирование и т.д.), вызвавшие нарушение целостности носителя и эмульсии.

 

Техника устранения прозрачных точек, пятен, царапин , линий.Техника устранения тёмных точек, пятен и линий

Ретушь - процесс устранения технических или градационных дефектов фотографического изображения.

Ретушью устраняют светлые и темные пятна, точки, царапины на негативах и позитивах. Прибегают к ретуши в тех случаях, когда недостаточно проработаны темные или светлые детали или надо смягчить резкие тени.

Техника устранения дефектов на негативе мало отличается от техники позитивной ретуши, но она несколько сложнее, так как увеличение плотностей на тех или иных участках негатива приводит к уменьшению плотностей на соответствующих участках позитива. Причем результат негативной ретуши может быть виден лишь после того, как с негатива сделан позитив.

Если негатив имеет небольшой формат (24×36 мм или еще меньше), исправить какой-либо дефект на нем очень сложно. В этом случае ретушируют позитив.

Позитив на глянцевой фотобумаге ретушируют анилиновым красителем с помощью кисти. Глянцевая поверхность хорошо поддается обработке скребком. Однако следы ретуши на глянцевой фотобумаге более заметны, чем на матовой.

На матовую поверхность фотобумаги без особой подготовки хорошо ложатся акварельная краска, анилиновый краситель, соус и графит карандаша. Вместе с тем при ретуши анилиновым красителем или акварельной краской трудно определить правильность тона исправленного дефекта, так как матовая поверхность фотобумаги быстро впитывает влагу, и серые участки кажутся более темными, чем они будут после высыхания.

Снимки на структурных сортах фотобумаги нельзя ретушировать с помощью скребка или порошка пемзы.

Следовательно, при выборе фотобумаги для печати нужно учитывать особенность ее поверхности, что очень важно, если на негативах есть неустранимые дефекты, которые требуют сложной ретуши на позитивах. Так, печать портрета с негатива, имеющего крупную зернистость, лучше производить на матовую фотобумагу. Изображение на позитиве получится менее контрастным, чем на глянцевой фотобумаге, однако дефекты на нем будут малозаметными, и их легче отретушировать.

Исправление крупноформатных негативов. Приступая к ретуши негатива, нужно установить дефекты на нем и определить способы их устранения. Для удобства ретуширования применяют специальный станок (рис. VI.7), представляющий собой составленные под углом на опорах и закрепленные петлями две рамки. В верхней рамке находится матовое стекло. К нижней, опорной, рамке прикрепляют фанеру, на которую во время работы помещают лист белой бумаги. Белая поверхность нижней рамки дает рассеянный подсвет.


Рис. VI.7. Станок длят ретуши негативов и диапозитивов

Технические дефекты и механические повреждения на негативе (прозрачные или темные пятна, полосы, царапины и точки) исправляют нанесением кистью анилинового красителя, туши, гуаши, а также с помощью карандашей, ножей, скальпелей и скребков.

Применение анилинового красителя, акварельной краски, туши и гуаши. Негатив - обратное по тональности изображение объекта. Светлые участки фотографируемого объекта на негативе получаются плотными - непрозрачными, а темные - прозрачными. Чем ярче деталь объекта, тем сильнее почернение на соответствующем участке негатива. Детали объекта, от которых не отражается свет, получаются на негативе совершенно прозрачными.

Чтобы на позитиве выделить светлую деталь, на соответствующем участке негатива усиливают плотность, и уменьшают плотность негатива, чтобы увеличить почернение на позитиве.

Сделать градационную ретушь изображения на негативе значительно сложнее, чем на позитиве, так как трудно определить меру создаваемой плотности на глаз.

Негатив размещают на матовом стекле ретушерного станка желатиновой стороной кверху и протирают его увлажненным ватным тампоном. Анилиновый краситель наносят кистью. Силу тона проверяют пробными мазками на краях негатива.

Водный раствор анилиновых красителей хорошо ложится на желатиновый слой. Если же негатив загрязнен жиросодержащими веществами, то раствор к нему пристает очень плохо. Такие участки нужно протереть спиртом.

Кисть во время работы следует держать почти перпендикулярно к плоскости негатива.

При градационной ретуши для получения значительной плотности на негативе не следует брать очень густой краситель, так как это может привести к образованию подтеков, полос и пятен. Краситель нужно наносить несколькими слоями.

Если на непрозрачном участке негатива обнаружены светлое пятно, царапина, светлая линия или точка, то их перекрывают концентрированным раствором анилинового красителя, туши или другой кроющей краски.

Ретушировать можно также и негативы, полученные на цветных фотопленках. Несмотря на то, что эта работа чрезвычайно сложна, все же небольшие поправки изображения можно произвести. Основная сложность состоит в том, что трудно точно определить, какой краситель нужно нанести на ретушируемый участок, чтобы получить на позитиве нужную цветовую окраску.

Если требуется на каком-либо участке цветного позитива получить тот или иной цвет, то на цветном негативе соответствующий участок закрашивают черным анилиновым красителем. При печати на цветном позитиве под закрашенным участком фотобумага останется белой. С помощью цветного красителя белый участок можно окрасить в любой цвет.

Применение карандаша и скребка. Некоторые фотопленки выпускают со специально матированной поверхностью (с противоположной от эмульсии стороны). На них ретушировать карандашом нетрудно. Глянцевую эмульсионную поверхность пленки перед ретушью покрывают тонким слоем матолеина.

Исправляя дефекты карандашом, нужно стремиться к тому, чтобы на позитиве ретушь не была заметной. Для этого необходимо научиться правильно и легко наносить штрихи и точки. Сильные нажимы карандаша приводят к появлению светлых пятен, выделяющихся на общем фоне. Нужно помнить, что зерна графита карандаша, ложась на желатиновый слой негатива, имеют между собой просветы, через которые во время печати на фотобумагу проходит свет, создавая некоторую зернистость изображения. Если же эти просветы совершенно зарисовать карандашом, на позитиве получатся белые пятна.

Мелкие дефекты нужно заделывать острым карандашом, легким, прерывистым нанесением графита на желатиновый слой. Наносимые штрихи и точки должны соответствовать характеру структуры поверхности изображаемого объекта. Так, округлые детали изображения заделывают не прямыми, а кривыми линиями (запятыми, зигзагами, волнистыми и др.), детали с плоской поверхностью покрывают, параллельными, взаимно перпендикулярными линиями и т. д. Нанося штрихи нужно проверять работу на просвет, а также делать контрольные позитивы.

Ретушь на негативах скребковыми инструментами очень сложна. При малейшей неосторожности можно повредить желатиновый слой, что приведет к появлению еще больших дефектов. Поэтому исправления скребком нужно делать только в исключительных случаях, когда есть грубые дефекты.

Если на негативе имеются черные точки, линии или пятна в прозрачных местах, то их нетрудно удалить скребком. При печатании такая ретушь заметна не будет, так как в соответствующих участках позитива изображение будет плотно-черным.

Волоски и грязь на негативе иногда невозможно снять тщательной промывкой, поэтому их осторожно удаляют скребком. Работать скребком можно только в том случае, если желатиновый слой негатива хорошо просох.

Исправление малоформатных негативов. На малоформатных негативах, где объект воспроизведен крупно, также можно сделать несложную механическую ретушь технических и даже градационных дефектов. Чтобы лучше видеть детали изображения при ретуши, рекомендуется применять специальное увеличительное приспособление (рис. VI.8).


Рис. VI.8. Ретушь малоформатных негативов

Наблюдая свою работу через увеличительное стекло, кистью или карандашом наносят необходимые исправления. Для ретуши берут колонковую кисть № 1, а карандаш - с максимально острым концом. Прикосновение кисти или карандаша к негативу должно быть точным и легким, так как малейшая неточность или грубая ретушь изображения будут резко заметны на увеличенном позитиве.

Для ретуши малоформатных негативов лучше пользоваться смываемой краской, например акварельной, или тушью. В качестве скребка используют тонко заточенные иглы (например, швейных машин). Держателем такой иглы может служить цанговый карандаш.

 

 

Задание :


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!