Создание Арабского халифата и его распад.



Задание на 13.11.2020 - пятница

Группа: 101

Предмет: ИСТОРИЯ

Преподаватель: Изюменко Е.К.

Тема 1: Возникновение ислама.

Тема 2: Византийская империя.

Задания:

1. Ознакомиться с лекционным материалом:

Тема 1:

https://history.wikireading.ru/330022

https://obrazovaka.ru/istoriya/vozniknovenie-islama-kratko.html

Тема 2:

https://uchitel.pro/%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/

Параграф учебника по теме урока

Тема 1:

ПЛАН

1. Возникновение исламской религии.

2. Создание Арабского халифата и его распад.

1. Возникновение исламской религии.

 

Особенности исламской цивилизации . Исламская цивилизация возникла одновременно с новой религией спасения. В чем же отличительные черты ислама, их влияние на личность человека и на цивилизацию в целом?

Еще в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспринимался в Европе как «край света». На большей части «каменистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуинов. Лишь на юге, в Йемене - «счастливой Аравии», - существовало древнее Сабейское государство с процветающими торговыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых правило купечество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка - центр территории, занятой племенем курейша (курейшитов).

К началу VII в. в жизни арабов-кочевников произошли значительные изменения. Выделилась племенная знать, владевшая большими стадами и рабами-пленниками.

В это же время в Европе происходил переход германских и славянских племен к феодальному обществу. Активно продолжала развиваться посредническая и внутренняя торговля, сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность.

Дальнейшая история арабов оказалась связанной с именем Мухаммеда, происходившего из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство, в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 гг. началась религиозная проповедь Мухаммеда, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Основной источник мусульманского вероучения - Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела - Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге - в Коране.

Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной.

Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и так называемой опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

        Важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому они научаются различать добро и зло.

Проявлением благочестия считается у мусульман частое упоминание Бога и Его имен. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина.

Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждым мусульманин, - это прежде всего «пять столпов ислама»:

1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед - раб Его и Посланник Бога»;

2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне - Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама.

Второй по значимости мусульманский праздник - Ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Вопросы для обсуждения: (письменно в тетрадь)

- Назовите особенности ислама.

- Как он возник?

- В чем его отличия от других мировых религий?

Создание Арабского халифата и его распад.

Вопрос об арабских завоеваниях учащиеся изучают самостоятельно, используя текст учебника и карту «Арабский халифат».

Задание:

- Почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные территории?

- Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

 

Тема 2:

Из этого урока вы узнаете об истории великой Византийской империи. Это государство нам важно изучать потому, что огромное влияние оно оказало на нашу страну в X–XI вв. Киевская Русь крестилась в 988 году по византийскому образцу, культура была перенята из Византии, и первые дипломатические отношения Русь установила с Византией. После падения столицы Византии, Константинополя, именно Москва стала считаться третьим Римом, преемницей Константинополя и всей Византийской цивилизации. На этом уроке вы узнаете о периоде расцвета Византийской империи, а также о причинах ее падения.

Введение

Данный урок посвящен истории Византийской цивилизации. Византия сыграло огромную роль в истории средневековой Европы и особенно средневековой Руси. В 988 году Киевская Русь крестилась именно по византийскому образцу.

Период расцвета Византии

Само понятие «Византия» является условным. Оно появилось после того, как само Византийское государство исчезло с лица Земли. Это понятие было разработано учеными вместо термина Римская империя. Сами византийцы называли свое государство Римом, Восточной Римской империей. Себя они называли ромеями, т. е. римлянами. Константинополь (столицу Византии) считали вторым Римом – культурным преемником и наследником Западной Римской империи. В VII веке официальным языком Византии стал греческий, а не латынь, но правители Византии всегда считали себя потомками римских императоров.

Период своего расцвета Византия переживает в самом начале – это время правления императора Юстиниана I (527–565 гг.) (рис. 1). Ему принадлежат многочисленные заслуги в истории Византии, например, благодаря завоевательным походам, осуществлявшимся в эпоху его правления, византийцам удалось ненадолго завоевать Италию и включить Рим в состав своей державы (рис. 2). Однако эти территории быстро были потеряны. Арабские завоевания, которые начались в VII веке, свели территорию Византии к минимуму. Вся история Византийского государства – это история постепенного сокращения территорий, которая находилась под контролем византийских императоров.

Важный момент в истории Византии времен Юстиниана заключался в том, что им был создан свод гражданского права (рис. 3). Это настоящий свод законов, который действовал в Византии и в соседних государствах на протяжении многих веков.

Рис. 1. Император Юстиниан I (Источник)

Рис. 2. Византийская империя в период правления Юстиниана (Источник)

Рис. 3. Свод гражданского права Юстиниана (Источник)

Свод гражданского права Юстиниана состоял из нескольких частей:

· «Институции» (инструкция о том, как пользоваться этим сводом).

· «Кодекс» (законы императоров, правивших в Риме и в Византии во II–VI вв., т. е. предшественников Юстиниана).

· «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов).

· «Новеллы» (законы, составленные самим Юстинианом).

Смысл этого свода законов Юстиниана заключался в том, что он предопределил характеристики существования государства в Византии, а также в западных европейских странах и в России. Именно в этом своде гражданского права было закреплено положение о верховной и неограниченной власти императора. Конечно же, речь шла не об абсолютной монархии, но об очень сильной императорской власти и возможности императора вмешиваться в любые социальные, экономические и политические процессы на территории подвластного ему государства. В этом своде законов был закреплен момент, связывающий императорскую власть и православную церковь. Слияние церкви и государства в целом стало характерной чертой европейского Средневековья именно под влиянием тех текстов, которые были созданы византийским императором в середине VI века.

В самом начале эпохи правления Юстиниана произошло восстание Ника, когда социальные низы подняли бунт в Константинополе в 532 году. Проходили восстания и на окраинах империи Юстиниана. В VI–VII веках с севера границы Византии начинают тревожить славяне. Наиболее серьезная угроза пришла в 637 году, когда на южных рубежах Византии появились арабы. Они за считанные годы отняли у Византии огромные территории в восточном средиземноморье и в северной Африке. Византийская империя начиная с этого момента стала ограничиваться территорией Балканского полуострова и полуострова Малая Азия.

В 610–641 гг., когда арабы появляются на византийских границах, в государстве правил император Ираклий (рис. 4). Такое имя обусловлено тем, что он имел армянское происхождение. Именно он перевел всю документацию в Византии на греческий язык. Делопроизводство стало вестись не на латыни, как раньше, а на греческом языке, понятном для большинства жителей Византии. Императорский титул он сменил на греческий по своему происхождению титул басилевс. Именно так мы называем византийских императоров, которые правили начиная с VI века и до последних годов существования Византии.

Рис. 4. Византийский император Ираклий (Источник)

Культурное влияние Византии

Политическое влияние византийских императоров постепенно сокращалось, а увеличивалось влияние культурное. Именно из рук Византии христианство в IX–X вв. получают Болгария, Сербия и Киевская Русь. Такое культурное влияние позволяло заключать Византии выгодные экономические соглашения.

Вместе с религией распространялась и византийская культура – архитектура, живопись и прочее. В русской средневековой культуре тип храмов, искусство мозаики и фрески, жанры средневековой литературы пришли к нам из Византии. Например, летописание на Руси зародилось под воздействием византийского.

Христианство сыграло не только объединительную, но и разделительную роль в истории Византии. Именно здесь в VIII–IX вв. идет движение иконоборчества (религиозно-политическое движение в Византии в VIII – начале IX веков, направленное против почитания икон). Проблемы в управлении страной сопровождались еще и религиозными проблемами.

В 1054 году состоялся великий раскол, так называемая схизма, между православной и католической церквями. Константинопольские патриархи не соглашались с политикой римских пап. Догмат о непогрешимости римского папы не мог устраивать восточных иерархов еще в IV веке, не говоря уже об XI.

Именно в 1054 году константинопольский патриарх и римский папа предали друг друга анафеме (проклятие, изгнание) и запретили друг другу управлять церковью. Взаимные проклятия были сняты только в 1960-е годы. По сей день христианство разделено на православие и католицизм, а в XVI веке добавился еще протестантизм.

Византийская история богата не только событиями культурными, но и событиями политическими. Часто Россию сравнивают с Византией, говоря о том, что в России существуют византийские порядки. Говоря об этом, имеют в виду постоянные заговоры, политические сложности, моменты, связанные с гражданскими войнами и междоусобицами, которыми история Византии была богата. Русь и Византию также сравнивают в соответствии с деспотическим характером государственной власти, с превращением церкви в «служанку режима». Историки объясняют такое большое количество междоусобиц большим количеством династий, которые правили в Византии, и борьбой представителей этих династий за власть. Каждый из них хотел как можно шире распространить свое влияние в Византии, что приводило к дворцовым переворотам. Однако такие дворцовые перевороты нередко поднимались не знатью, а простыми людьми, которые требовали проведения каких-либо реформ. Например, несколько подобных переворотов было проведено под влиянием городских низов Константинополя.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!