Русь во времена князя Владимира



Князь Святослав, отправляясь на Дунай, разделил русскую землю между своими сыновьями: старший сын Ярополк стал княжить в Киеве, второму сыну Олегу досталась древлянская земля, а младшего сына Владимира он отправил в Новгород. В 972 г. погиб Святослав, и братья, перессорившись между собой, пошли войной друг на друга.

Так началась первая усобица на Руси, победу в которой одержал Владимир (980-1015). Он завершил объединение русских земель. При его княжении укрепилась система управления страной, сыновья Владимира стали наместниками: Ярослава он отправил в Новгород, Изяслава – в Полоцк, Бориса – в Ростов, Глеба - в Муром, Святослава – в Древлянскую землю, Всеволода – во Владимир на Волыни и Мстислава - в Тмутараканское княжество. Владимир продолжил вести активную внешнюю политику своего отца.

Были подчинены белые хорваты и волыняне, заново покорены вятичи и радимичи. Обозначилось и новое направление во внешней политике - за-падное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья, так называемая Червенская Русь, в результате в 981 г.были завоеваны города Червень и Перемышль. В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов. В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра, известных как «Змиевы Валы». Название происходило от легенды о богатырях, боровшихся с гигантским змеем, который нападал на славянские земли. Они запрягали змея в плуг и пахали гигантские борозды, пока тот не умер.

Высота валов достигала 10 м, их дополняли деревянные крепости с башнями и стенами. В крепостях постоянно находились отряды дружинников. Разъезды дозорных (или богатырей, как их называли в былинах), предупреждали гарнизоны крепостей о появлении врага. Крепости на оборонных линиях стояли на расстоянии 15-20 км друг от друга. О приближении врага сообщали с помощью дыма или огня из сигнальных башен.

Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г. К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильно было на Руси язычество. И все-таки Владимир во второй половине 80-х гг. X в. стал осуществлять первые очень осторожные приступы к крещению. Этого требовала вся обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе. Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами.

Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала её укреплению. К тому же византийская церковь полностью зависела от императора.

К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны воспринимали русских как варваров, посматривали на Русь свысока. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах. Таким образом, можно выделить следующие причины крещения Руси:

- интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии. Этого требовали и международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;

- христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;

- также приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;

- усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе Анне. Вернувшись домой, в сопровождении византийских священников, он устроил массовое принудительное крещение жителей Киева.

В Киеве уничтожили языческих идолов, статую Перуна сбросили в воду. Вот как это описывается в «Повести временных лет»: «А Перуна повелел привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нищего или раба, тот идет против меня» ... людей заставлял креститься по всем городам и селам... И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым... если кто это повеление нарушит, да будет проклят...».

Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, в результате ожесточённых столкновений язычников с княжеской дружиной, принявшей христианство вслед за Владимиром. По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Владимир начал строительство церквей на Руси. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей посылать в них сыновей. Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Оно укрепило международный авторитет Руси, открыло перед киевскими князьями возможности для установления равноправных связей с европейскими странами. Наиболее сильные связи установились с Византией, которая оказывала на Русь сильное влияние. Христианство стало основой формирования качественно новых устоев в культуре, на которых развивались письменность, образование, литература, искусство и т.д.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “Несть власть аще не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему. Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

 

Вопросы:

1. Какие народы проживали на Восточно-Европейской равнине до расселения на ней восточных славян?

2. Перечислите основные занятия славян. Каким образом эти занятия были связаны с географическими и природными особенностями мест, в которых жили разные славянские племена?

3. Как управлялись славянские племена? Какие вопросы решало вече? Для чего у славян появились князья?

4. В чём суть споров между норманистами и антинорманистами?

5. Каковы были основные предпосылки формирования Древнерусского государства?

6. Каков был характер взаимоотношений первых киевских князей с подвластными восточнославянскими племенами?

7. Оцените деятельность первых русских князей. Кто из них, на ваш взгляд, больше всего заботился об укреплении Древнерусского государства?

8. Какое значение имело принятие христианства на Руси?

 

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!