Централизация и усобицы на Руси
Тема №1.Раскол христианства.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить лекцию и записать конспект.
2. Письменно в тетради ответить на вопросы. (после лекции).
Срок выполнения: выполнять задания в тетради по истории и переслать, в виде фотографий, сообщением в сообщество в социальную сеть «VK» до 20.11.2020г
https://vk.com/club193356427
Разногласия между восточной и западной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий круг вопросов.
Папа римский претендовал на верховную власть над церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религиозных догматах и осуществлении обрядов. Римская церковь вела богослужения только на латыни, византийская — на местных языках. На Западе считалось, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына. На Востоке признавалось, что его источником может быть только Бог-Отец. На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке — квасным. В VIII—IX вв. Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество. Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви X—XI вв. Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургундии возникло движение за строгое соблюдение монахами и священнослужителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц.
Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разграничение сфер влияния восточной и западной ветвей христианства. Постепенное ослабление Византии сопровождалось расширением сферы влияния папской власти. В XI веке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать его права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054 г. отлучил патриарха Константинополя от церкви. Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство. Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел II выразил сожаление по поводу разрыва 1054 г., принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви.
|
|
Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059 г., на котором было принято решение, что папу римского избирают высшие должностные лица римско-католической церкви — кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; считалось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвигались на этот пост группировками знати, императорами Священной Римской империи). Одновременно запрещалась «симония» — продажа церковных должностей за плату.
Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторитетом в вопросах как светской, так и духовной жизни.
|
|
Вопросы.
1. Объясните, почему князь Владимир принял решение о перемене веры. Как происходил процесс распространения христианства на русских землях? Расскажите о значении принятия христианства на Руси.
2. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?
3. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?
Тема №2. Централизация и усобицы на Руси. Распад Руси на удельные княжества
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить лекцию и записать конспект.
Срок выполнения: выполнять задания в тетради по истории и переслать, в виде фотографий, сообщением в сообщество в социальную сеть «VK» до 20.11.2020г
https://vk.com/club193356427
Распад крупных раннефеодальных империй, представлявших собой конгломерат различных земель, объединенных военной силой, был закономерным этапом в их развитии. Его не удалось миновать и Древнерусскому государству. Однако на его территории процесс становления удельных княжеств и утверждения феодальных отношений растянулся почти на полтора столетия, приобрел особенно сложный характер.
|
|
Централизация и усобицы на Руси
Междоусобные войны, потрясавшие русские земли в XI веке, были связаны с борьбой удельных князей за главенство, за право именоваться великими князьями и занимать киевский престол. Так, после смерти Владимира началась война между его сыном, новгородским князем Ярославом, и его племянником Святополком, захватившим власть в Киеве при поддержке польского короля Болеслава I Храброго. Ярослав, заручившись поддержкой Священной Римской империи, германской нации и Швеции, нанес поражение Святополку и занял Киев, став великим князем (1019—1054).
Ярослав вошел в историю как Мудрый. В союзе с Чехией и Римской империей он отвоевал у Польши Волынь и Галицию. Польша оказалась настолько ослаблена, что ей пришлось признать себя вассалом империи германцев. Подверглось разгрому и фактически прекратило свое существование кочевое племя печенегов, совершавших набеги на Киев.
Ярослав Мудрый, как и Владимир, стремился укрепить основы государственности на русских землях. Смена религии, переход от язычества к христианству создали благоприятные условия для утверждения нового жизненного уклада. При Ярославе был принят первый кодекс законов, единый для всех земель, подчиняющихся великому князю, — «Русская правда». Ее значение состояло в том, что она отменяла местные, родоплеменные обычаи (например, кровную месть), вводя единые нормы наказаний за преступления. Их соблюдение возлагалось на государство. «Русская правда» устанавливала порядок наследования земли и имущества. Тем самым фиксировалось существование собственности на землю, что также противоречило родоплеменным традициям. Свод законов закрепил утверждающиеся феодальные отношения на Руси.
|
|
Централизованная система управления создавалась по подобию византийской. Своих родственников и приближенных князь жаловал определенной территорией для сбора дани. Одновременно развивалась система крупного землевладения. Вотчинниками, владельцами земель, были сами князья и бояре (происхождение этого слова точно неизвестно, в тюркском языке «bajar» означает «господин»), к которым относились верхушка родоплеменной знати, приближенные князя, старшие дружинники, получившие землю за службу. Крупным земельным собственником стала церковь.
В отличие от Западной Европы, на Руси преобладало общинное землевладение с натуральным хозяйством. По примерным оценкам, крупным собственникам в XI—XV вв. принадлежало не более 10% пригодных для обработки земель. Остальные оставались в собственности общин. Это было связано с суровым климатом, из-за которого урожайность оказывалась ниже, чем в западноевропейских странах. Соответственно производительность труда была невысокой. Это затрудняло развитие хозяйств, производящих товарную продукцию.
Лично свободных горожан и крестьян, выплачивающих подати (дань), именовали людьми. Крестьяне-общинники, живущие на землях князей и бояр, обязанные выполнять повинности перед ними, назывались смердами. Смерды, задолжавшие землевладельцу, пока они не отработали свой долг (купу), считались закупами. Свободные люди, заключившие договор (ряд) с феодалом о работе на него, назывались рядовичами. Всех, кто в той или иной степени был зависим от землевладельца, включая и рабов (холопов), именовали челядью.
Законы Ярослава Мудрого утвердили неравенство различных групп населения. Так, за убийство знатного лица устанавливался штраф в 80 гривен (около 16 кг серебра), холопа — 5 гривен, которые выплачивались его владельцу в возмещение ущерба. Самым строгим наказанием считалась продажа имущества преступника и его самого в рабство.
Стремясь предотвратить новую волну междоусобиц после своей смерти, Ярослав Мудрый разделил русские земли между пятью своими сыновьями. Старший из них, Изяслав, стал великим князем (1054—1068), получив во владение Киев и Новгород. Первое время князья избегали усобиц, совместно выступили против кочевого племени половцев, угрожавшего Киеву. Затем между ними вновь началась борьба за обладание титулом великого князя, в ходе которой соперники неоднократно обращались за поддержкой и к полякам, и к половцам, разорявшим русские земли.
Причины усобиц были связаны не только с борьбой между наследниками великого князя за верховную власть. Тенденции к децентрализации усиливались из-за особенностей развития русских земель, противоречивости политики великих князей. Стремясь укрепить свою власть, князья содействовали развитию крупного землевладения, торговли. Однако с увеличением богатства и влияния боярской знати, ростом городов и обострением торговой конкуренции между ними значение местных интересов возрастало. Они все чаще вступали в противоречие с попытками великих князей усиливать вертикаль своей власти.
Великие киевские князья из числа приближенной к ним верхушки дружины назначали наместников в городах (посадников), военачальников (тысяцких, воевод), сборщиков податей (данников), судейских чиновников (вирников, емцов), сборщиков торговых податей (мытников), управителей княжеского хозяйства (тиунов) и других должностных лиц.
Поборы, налоги, произвол ставленников великого князя, необходимость выставлять дружины по его требованию вызывали недовольство знати и горожан во многих русских землях. Оно часто выливалось в городские восстания.
Положение местных, удельных князей становилось двойственным. С одной стороны, будучи родственниками или ставленниками великого князя, они должны были отстаивать его интересы. С другой стороны, удельные князья не могли не считаться с мнением бояр и горожан.
Усобицы и смута были выгодны удельным князьям — ослабляя центральную власть, они позволяли им стать хозяевами в своих владениях, создавали возможность если не захватить престол великого князя, то выторговать дополнительные привилегии за оказанную ему поддержку.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!