Ражников, Владимир Григорьевич
Чугаев Никита Андреевич
Вопросы и задания: опираясь на содержание лекции и конспект, выпишите основные направления деятельности педагога по развитию музыкальных способностей в зависимости от возраста обучающихся; Работа с персоналиями:
Работа с персоналиями: З.А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г.М. Цыпин, А. Г. Каузова, С. Н. Николаева, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, Я.А. Пономарёв, А. Н. Лук, Д. Кирнарская, Б. М. Теплов, Л. А. Баренбойм, С. И. Савшинский, В. Г. Ражников, Г.Г. Нейгауз, Я. И. Мильштейн.
Ринкявичус Зенонас Антано
Воспринимают ли дети полифонию.
Тарасов Гарри Степанович
Педагогика в системе музыкального образования, Проблема духовной потребности
Муцмахер Виталий Исаакович
Муцмахер, Виталий Исаакович - Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений (в процессе обучения игры на фортепиано)
Цыпин Геннадий Моисеевич
Автор большого количества научных, учебных и методических работ, многие из которых опубликованы в Германии, Италии, США, Японии и др., в том числе монографий и учебных пособий: Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся фортепианного класса.
Каузова Алла Григорьевна Московский Педагогический Государственный Университет, Музыкальный факультет, Кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании, профессор, с 1 января 1964 кандидат педагогических наук с 1982 года, профессор по специальности № 44.03.01 с 5 февраля 1998 г.
|
|
Николаева Светлана Николаевна Теория и методика экологического образования детей (Учебное пособие) В учебном пособии излагаются научные основы экологического воспитания дошкольников, описываются психологические особенности формирования у них экологических представлений, раскрываются содержание, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессам в ДОУ.
В современных психолого- педагогических исследованиях (З.А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г.М. Цыпин, А. Г. Каузова, А. Н. Николаева) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарёва, Александра Наумовича Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
|
|
Ди́на Константи́новна Кирна́рская
Является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей. Руководитель многочисленных семинаров и тренингов для учителей музыки в области психологии музыкального образования.
Основные работы:
Классическая музыка для всех.
Музыкальное восприятие.
Музыкальные способности.
Сергей Леонидович Рубинштейн советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР - Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.
Леонтьев Алексей Николаевич
Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования
|
|
Ананьев Борис Герасимович
Человек как предмет познания, Избранные труды по психологии», Психология чувственного познания.
Влади́мир Дми́триевич Ша́дриков
советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии
Автор более 130 научных работ в области психологии, в том числе более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых:
Введение в психологическую теорию профессионального обучения.—Ярославль, 1981.
Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.
Философия образования и образовательные политики. — М., 1994.
Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогикой как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Борис Мих. Теплов, Гарри Степан. Тарасов, Эд. Бор. Абдуллин и др.).
Теплов Борис Михайлович
считал, что структура музыкальных способностей состоит:
1) из ладового чувства;
2) слухового представления;
3) музыкально-ритмического чувства.
В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной одарённости «качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность
|
|
успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности - «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является « эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности - эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как «взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет среди специальных способностей творческие способности, к которым относит:
1) способность видеть проблему там, где её не видят другие;
2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
3) способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
5) способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
7) гибкость мышления;
8) способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;
10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
11) легкость генерирования идей;
12) творческое воображение
13) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей
взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.
Лев Аронович Баренбойм предлагает ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.
российский советский пианист и музыкальный педагог, профессор Ленинградской консерватории
Ражников, Владимир Григорьевич
занимался концертной деятельностью как исполнитель собственных песен, был директором Центра альтернативной психологии иск-ва и гл. редактором журнала "Ученик и мастер"
Ге́нрих Густа́вович Нейга́уз — русский и советский пианист и педагог немецкого происхождения. Народный артист РСФСР
Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога" (первое издание - 1959 год).
Нейгауз Г.Г. "Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям". Советский композитор, 1983
Яков Исаакович Мильштейн (1911—1981) — советский музыковед, пианист и педагог. Доктор искусствоведения (1942). С 1935 года преподавал в Московской консерватории по классу фортепиано, профессор — с 1963 года. Также работал в качестве редактора сочинений для фортепиано русских и западноевропейских композиторов. В 1941 году в Московской консерватории защитил докторскую диссертацию на тему «Франц Лист и его пианизм»[3]. С 1935 года был помощником Игумнова вплоть до его смерти в 1948 году.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!