Задание 2 выполните письменно и отправьте преподавателю для проверки и оценки.

Тема 3.2  Диалектика – учение о развитии. Законы диалектики

 

 

Диалектика – это учение об универсальных связях и развитии. Содержание диалектики достаточно полно выражается через систему ее основных принципов, законов и категорий.

Все предметы, явления окружающего мира находятся в самых разнообразных связях, отнощениях и взаимодействии друг с другом. Все взаимодействует во всем. « Все во всем». Это универсальный диалектический принцип.

Что такое развитие? С позиций диалектики развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение явлений материальной и духовной реальности, приводящее к появлению нового качества. Развитие может идти по восходящей линии, прогрессивной линии в направлении от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, более богатому по содержанию и возможностям проявления. Здесь налицо прогресс. Но может пойти развитие и по нисходящей линии. Это путь обеднения, упрощения, деградации и тлена. В этом случае преобладает регресс.

Узловые моменты закономерных связей и отношений действительности выражают законы и категории.

 Закон выражает общую, внутреннюю, существенную, относительно устойчивую и повторяющуюся связь явлений. Законы можно классифицировать как частные (специфические ), общие и всеобщие. Ко всеобщим законам относятся законы диалектики.

Своеобразным эпицентром этих основных законов диалектики является закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывае причину развития. Чтобы лучше усвоить смысл и содержание этого закона рассмотрим его понятийный аппарат, усвоить понятие «развитие» как борьбу противоположностей, остальные категории этого закона: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба», «тождество», «различие» и на этом основании определим место и значение этого закона в системе диалектики, теории познания.

«Противоположность» - это различные, противостоящие элементы, стороны, свойства, тенденции одного целостного материального или духовного образования. Как правило - они различны не по всем свойствам (а они - ничто иное, как внешнее проявление содержания данного предмета), а только по определенной части. По другим они бывают одинаковыми или однородными, но при этом различие по существенным свойствам преобладают над их сходством. Иначе они бы не были противоположностями.

«Противоречие» - это «живая жизнь» противоположностей. «Единство» - это тождество и различие. Противоположности потому и противоположны друг другу, что каждое из них тождественно только самому себе. «Борьба» - это разрешение противоречий, она абсолютна, так как имеет главное значение в противоречии по сравнению с единством, и только она обеспечивает дальнейшее различие. В связи с тем, что движение и развитие обусловливаются внутренними, а не внешними причинами, они, в конечном счете, представляют собой самодвижение и саморазвитие.

И хотя внешние силы и противоречия конкретных образований тоже оказывают влияние на их развитие, но это влияние зависит от развертывания и разрешения внутренних противоречий.

Для лучшего освоения указанных положений желательно, используя материал естественных, общественных и технических наук, рассмотреть действие и особенности противоречий в живой и неживой природе, в общественной жизни и технике. Притяжение и отталкивание, ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, взаимодействие человека и технических средств, старое и новое - все эти иные противоречия обусловливают, каждое в своей области, определенную форму движения и развития. Есть немало противоречий, свойственных процессу познания и стимулируют его развития. Это, прежде всего, противоречия между сущностью и явлением, чувственным и рациональным, относительным и абсолютным в познании, между теорией и практикой. Особое внимание, изучающих философию, требует проблема о значении закона единства и борьбы противоположностей для познания и практики. Крайне необходимо выявлять назревшие противоречия и знать средства и пути их преодоления. При изучении явлений и процессов действительности надо учитывать их противоречивость, наличие у них противоположных свойств, сторон, тенденций, находящихся в борьбе.

Чтобы исследовать предметы и явления в движении и развитии, необходимо находить внутренние противоречия, являющиеся источниками их развития и движения, выделять основное противоречие, которое определяет ход развития и особенности явлений. Противоречия  разрешаются не примирением противоположностей, а в процессе их борьбы. Реальные противоречия надо смело вскрывать и преодолевать.

     Второй закон диалектики - соотношения количественных и качественных изменений, раскрывая как,  каким образом происходит качественное изменение предметов и явлений, делает анализ и синтез порядка возникновения нового в процессе развития. Этот закон конкретизирует и дополняет основной закон диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, так как он тоже выражает взаимосвязь противоположностей, но противоположностей особого рода - количественной и качественной сторон процессов и вещей, таким образом, представляет частный случай названной взаимосвязи. Основные понятия, характеризирующие этот закон - «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачек». 

   Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, характеризующуюся простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение не продолжается бесконечно. В определенный момент оно ведет к качественному изменению, и в этой точке («узловой точке», как назвал ее Г.В.Ф. Гегель) качественное изменение наступает относительно внезапно, скачкообразно.

    Качество исследуемого предмета проявляется через его свойства, т.е. через внешнее проявление качества, при взаимодействии данного предмета с другими.

Качества характеризуют предмет с разных сторон. Основные существенные свойства близки к качествам. В силу этого изучение качеств является важнейшим моментом познания вещей и процессов.

    Количество это определенность вещи, характеризующая величину, темпы и степень ее развития и свойственных ей качеств. Количественные показатели принято подразделять на экстенсивные (размер, объем, численность и т.п.), которые в определенной мере безразличны к сущности вещи и интенсивные, выражающие темпы, степень и уровень развития. Изменение интенсивных характеристик непосредственно вызывают перестройку структур и изменения качеств объектов. Оба названных количественных показателей связаны между собой, поэтому экстенсивные изменения, в конечном счете, могут привести к интенсивным, а затем и к качественным. Поэтому вместе с качественным анализом и синтезом необходимо и количественное исследование объектов, приобретающее все большее значение в современной науке, где взаимодействуют качественный и количественный методы исследования.

  Взаимодействие количественных и качественных изменений свидетельствует о том, что они разные, противоположные  и несводимые друг к другу характеристики вещи, но находящиеся в единстве и взаимодействии, зависящие друг от друга и вступающие в противоречие между собой. По мере обострения, это противоречие требует разрешения, которое происходит путем образования нового качества и возникновения новых количественных характеристик. Обострение противоречия происходит благодаря изменению количественных показателей, которые, таким образом, создают условия и в определенный момент вызывают качественные преобразования. В том, что качественные преобразования могут происходить лишь через посредство количественных изменений, есть сущность второго закона диалектики. Мера - единство количественных и качественных сторон предмета. Она свидетельствует, что то или иное качественное состояние имеет строго определенные количественные границы. В рамках этих границ изменение количества не вызывает качественных превращений. Выход количества за  эти границы вызывает изменение качества, ибо происходит перестройка структуры вещества, тела, предмета, системы.

    В связи с тем, что зависимость количественных и качественных изменений взаимно, в объективной реальности и в процессе познания существует и обратный переход - качественных изменений в количественные, означающий, что новые качества вызывают новые количественные характеристики объектов.

   Развитие есть единство прерывности и непрерывности.   Свойства непрерывности в нем выражают количественные изменения, происходящие постепенно, свойства прерывности - изменение качеств, происходящие резче и быстрее, скачкообразно. Скачек  является прорывом непрерывных количественных изменений, представляет собой переход границы между качеством, коренной перелом в развитии явления. Для перехода к новому качеству скачки обязательны, хотя по форме они различны. Развитие, в диалектическом его понимании не может быть только количественным или только качественным изменением: оно единство количественных и качественных изменений.

    Третьим законом диалектики является закон «отрицание отрицания», выражающий взаимосвязь последовательных этапов развития, его общие тенденции и результат. В диалектическом толковании отрицание представляет собой феномен, обладающий рядом особенностей: оно носит всеобщий и необходимый характер; без отрицания не происходит развитие. Для лучшего усвоения сущности и конкретно-исторического содержания следует хорошо усвоить понятийный аппарат, раскрывающий этот закон: - «отрицание», «преемственность», отрицание отрицания».

    Отрицание есть объективный момент развития, а не субъективное отношение к чему-либо. Оно представляет собой переход от одного этапа к другому, новому. Специфика диалектического отрицания в том, что оно: носит всеобщий необходимый характер; без отрицания не происходит развитие. Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного отрицания, становится качественно иным. Отрицание само противоречиво и всегда связано с противоречиями. Диалектическое отрицание, это не голое, не «зряшнее» отрицание, а творческое отрицание, когда старое не просто отбрасывается и уничтожается и уничтожается, но « снимается», положительные стороны его сохраняются в новом качестве. Устраняя устаревшее, отрицание утверждает новое, зародившееся в старом и подготовленное им.

 Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, которое содержит в себе свое собственное отрицание. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Именно так и порождается двойное отрицание - отрицание отрицания. Поскольку развитие обусловлено внутренней противоположностью явлений (единством и борьбой противоположностей), то отрицание выступает как превращение их в свою  противоположность. 

Отрицание отрицания, включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым свойством, оно равносильно утверждению. В результате отрицание отрицания происходит как бы возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяются некоторые стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона отрицание отрицания раскрывается в известных примерах Ф. Энгельса: зерно, как таковое, прекращает свое существование,  отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев, тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и повторяющему во многом исходное.

 Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений и заменой их новыми, всегда предполагает сохранение положительного содержания отвергаемого знания, включение его в той или иной форме в состав новой теории. Так, теория относительности А. Эйнштейна, раскрывшая законы движения тел со скоростью света, отрицает классическую механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай (из уравнений теории относительности, пользуясь определенными правилами, можно получить уравнения классической механики). Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит таким образом, что противоположные положения, в конце концов, синтезируются. 

Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц) сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно – волновой природы микрочастиц. Внутренняя противоречивость исследуемых объектов в науке    воспроизводится так, что первоначально принимается во внимание одна сторона, затем другая, и только на достаточно высоком уровне развития познания достигается понимание диалектического единства противоположных сторон. А путь к  такому пониманию с необходимостью принимает форму отрицания отрицания.

Познание диалектики как учения о наиболее общих закономерных связях и становлении, развития бытия и познания и основанных на этом учениях о методе творчески познающего мышления, опирается и основывается как на рассмотренные ее законы, так и на категориальный аппарат диалектики. Категории – это предельно общие понятия.

Начнем рассмотрение последних с понятий: единичное, особенное, общее, которые представляют собой диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам.

.

Начнем рассмотрение последних с понятий: единичное, особенное, общее, которые представляют собой диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Чтобы изучить эти понятия, надо начать с рассмотрения понятия «отдельное», без которого трудно разобраться в соотношении трех первых понятий.

Отдельное - относительно обособленное образование - предмет, тело, вещь, явление, событие, процесс. Единичное - это индивидуальные, неповторимые свойства, присущие отдельному.  Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы, Сказанное свидетельствует об ошибочности встречающихся в учебной литературе отождествлениях единичного и отдельного, определениях единичного как предмет или вещь, если она одна, Единичное и отдельное не одно и то же, Отдельное - это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные так и общие черты. Отдельное выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Единичное выражает специфику отдельного, особенное - специфику определенной группы явлений. В силу этого оно является общим. Научное познание, восходя от единичного к абстрактно общему, а от него к конкретно – общему и лишь затем к особенному, воссоздает предмет во всем богатстве его сторон, связей, отношений.

Необходимость и случайность - категории диалектики, отражающие различные типы связей, предметов и явлений друг с другом. Глубокое раскрытие содержания этих категорий требует рассматривать их в единстве и взаимосвязи.

Под   «необходимым» разумеется то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что наступает неизбежно. Необходимость - это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления; то, что при наличии определенных условий обязательно. должно произойти. Случайность же имеет внешний по отношению к данному явлению характер Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого  явления. Это то, что в данных условияхможет произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по иному. Если бы в мире существовала одна случайность, то он носил бы хаотический, неупорядоченный характер, вследствие чего было бы невозможно предвидеть ход событий. И наоборот, если бы все предметы и явления развивались лишь необходимым образом, то развитие приобрело бы мистический, предопределенный заранее характер Каждое явление формируется под влиянием не только существенных, необходимых, но и случайных, несущественных причин. Потому необходимость и случайность не существуют друг без друга, они представляют собой нераздельное диалектическое единство. Одно и то же явление, случайное в одном отношении, выступает как необходимое в другом.

Категории необходимости и случайности помогают понять смысл деления законов на динамические и статистические, их различие и сходство. Динамический закон применим к каждому в отдельности явлению из числа охватываемых им. К динамическим относятся, например, законы механики микротел, в соответствии с которыми точно рассчитывается траектория движения тела, если известны необходимые исходные данные.

Статистические законы действуют там, где имеют место массы случайных явлений. Опираясь на них, нельзя точно предсказать поведение отдельных элементов некоторой системы, подчиненной статистическому  закону; это можно сделать только с известной степенью вероятности, но можно точно представить поведение всей системы. Нельзя, например, точно определить поведение каждой молекулы газа в сосуде, вместе с тем результат совместного действия молекул строго определен.

Видимо не следует чрезмерно противопоставлять динамические и статистические законы. Первые являются предельными случаями статистических, когда вероятность осуществления события близка к единице.

Одним из важных типов всеобщей связи является причинно – следственная связь. В ней причина - то, что вызывает следствие, следствие - результат действия причины Производимое причиной следствий. При этом следует иметь в вид, что условие это то, без чего причина не «создаст» следствия, но следствие само по себе - пассивно: чтобы оно стало активным в деле порождения следствие, условие надо превратить: в фактор, т.е. сделать его (условие) составным элементом превращения причины в следствие. Одна и та же причина при разных условиях порождает неодинаковые следствия. Причина и следствие могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия.

В гносеологии причинно – следственные связи выполняют важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное развитие познания по причинно - следственной цепочке - от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Предметы и явления действительности (не в гегелевском ее понимании -

действительность - это то, что разумно, то есть существует по необходимости) имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление и вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание - вся внутренне субординированная система элементов и процессов вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. При этом следует не забывать, что содержание это конкретно – историческая форма  существования сущности предмета или явления. Содержание и форма не существуют друг без друга, Не бывает «голого», не оформленного, так или иначе, содержания и «чистой», бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, образуют неразрывное единство. В этом взаимоотношении содержания и формы ведущую роль играет содержание. Именно с него начинается развитие всякого предмета. Оно обусловливает изменения формы, их темпы, направление и т.д. Однако форма не пассивно следует за содержанием, она обладает относительной самостоятельностью и оказывает воздействие на содержание. Она может способствовать развитию предмета или, наоборот, тормозить его. Взаимодействие содержания и формы проходит ряд этапов. В начале развития предмета они соответствуют друг другу, но поскольку содержание отличается большой подвижностью, изменчивостью, а форма наоборот, соответственна устойчивость, то на определенном этапе форма начинает сковывать содержание, мешать его дальнейшему развитию. Это несоответствие формы и содержания все более и более обостряется и, в конце концов, приводит к сбрасыванию старой формы, замене ее новой. Противоречивое, диалектическое взаимоотношение содержания и формы является одним из внутренних источников развития предметов и явлений, превращения их в другие предметы и явления.

Верное понимание категорий содержания и формы, закона их взаимосвязи имеет существенное методологические значение для познания и практической деятельности. Это отчетливо прослеживается при исследовании особенностей диалектики содержания и формы в постсоветской России. К ним можно отнести неантагонистический характер противоречий между содержанием и формой, возможность исключения конфликтов между ними, своевременной перестройки формы в соответствии с изменившемся содержанием.

Изучение категорий « сущность и явление» так же характеризуют диалектически взаимосвязанные характеристики предмета. Сущность  выражает всеобщие, необходимые относительно устойчивые, закономерные, внутренние связи, присущие данному предмету, объединяющие воедино его различные стороны пронизывающие тот или иной предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие свойств предмета. Явление  - это внешние свойства и признаки предмета, постигаемые в эмпирическом, чувственном, феноменологическом познании. В явлении обнаруживаются законы, составляющие сущность предмета. В истории философской мысли были самые разнообразные толкования на природу этих понятий. Так, Э.Кант например, рассматривал сущность как непознаваемую «вещь в себе», а явление - как субъективное представление, лишь непонятным образом возбуждаемое « вещью в себе» и  этим как бы отрывал одно от другого. Материалистическая диалектика признает объективное существование и сущности и явления, рассматривая их в тесной связи друг с другом. Сущность раскрывается в явлении, а явление обнаруживает  сущность, отражает ее. Оба этих понятия образуют диалектическое противоречие. Явление вовсе не совпадает с сущностью, оно может искаженно выражать внутренние существенные связи. Эти искажения обусловлены расхождением между сущностью и существованием. Задача науки в том и состоит, чтобы за внешним проявлением увидеть сущность, раскрыть целостность законов за внешними сторонами предмета. Явление «богаче» сущности, так как оно включает в себя не только обнаружение существенных связей, но и возможные случайные отношения, индивидуальные черты т. п. По сравнению с сущностью явление более подвижно, более динамично. Сущность же относительно более устойчива, но и она развивается. Развитие сущности - сложный, противоречивый процесс. Воспроизведение его в теоретическом мышлении возможно лишь благодаря анализу и синтезу системы необходимых связей и законов, с помощью восхождения от абстрактного к конкретному. Как в научном исследовании, так и в практической деятельности необходимо строго различать сущность предмета, вещей, процессов, событий и ее проявления, стремиться находить сущность и ориентироваться на нее.

Рассмотрением категорий диалектики будет далеко не полным, если мы не рассмотрим смысл не только возможности и действительности, но и понятийный аппарат логики научного исследования, а так же если не «разберемся» в различии научных и  обыденных понятий и их отличии от терминов.

Диалектические категории «Возможность» и «действительность», закрепляющие существенные признаки, дающие возможность отличить их от однородных, выражают две необходимые, объективно существующие стадии в развитии любого предмета и явления  Возможность это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью.  Действительность это то, что уже возникло, существует. Возможность и действительность взаимосвязаны. В процессе развития всякого данного явления может сделаться действительным лишь то, что заключено в нем как  возможность. Соответственно этому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Сама же действительность - это нечто изменяющееся, развивающееся. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них. Возникновение возможностей и их превращение в действительность не являются результатом действия какой-то сверхъестественной силы, а вызываются внутренне присущей объекту способности к развитию. В зависимости от конкретных условий существования и развития предмета, возможности подразделяются на формальные, абстрактные и реальные. Первой является такая возможность, которая рассматривается безотносительно к объективным условиям существования предмета и которая удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие для превращения возможности в действительность. Формальная возможность может противоречить объективным законам, при этом она равнозначна невозможности.

В отличие от формальной,  абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления в данной конкретной ситуации еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна, а именно: при наличии необходимых и достаточных условий абстрактная возможность становится реальной. Когда осуществляется вся система условий (и превращение их в факторы), необходимая для реализации возможности, реальная возможность превращается в действительность. Степень развитости возможности  - показатель ее близости к действительности - выражается понятием «вероятность».

,

Задание 1.

 

В рабочей тетради составьте опорный конспенкт темы.

Задание 2.

 Приведите примеры действия законов диалектики

 

1. Закон единства и «борьбы» противоположностей

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________

 

3.Закон отрицания отрицания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2 выполните письменно и отправьте преподавателю для проверки и оценки.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!