Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Конспект занятия

1 год

«Технические средства эстрадного вокала»

Инструкция: Задания выполняются в устной/письменной форме с обратной связью в виде фотографии/видео с подтверждением, что задание было действительно выполнено. Обратная связь может производится в месседжере Viber или на платформе classroom.google.com                                                        

 План занятия:

1.Организационный момент
2.Актуализация знаний -целеполагание -определение цели, постановка задач мотивация на предстоящую деятельность
3.Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала
4.Изучение, повторение образовательного материала
5.Физкульт. минутка
6.Рефлексия

 

 

Ход занятия

-Добрый день дорогие ребята!

Сегодня мы с вами разберёмся, что такое основные технические средства эстрадного вокала и как ими овладеть.

- Запустите пожалуйста презентацию.

Существует несколько главных технических средств эстрадного вокала, которые необходимо знать каждому юному вокалисту и которыми необходимо обладать для того, чтобы петь на высоком уровне!

Сегодня мы подробнее узнаем про каждую из этих техник.

В начале обучения главная задача юного вокалиста - научиться правильно дышать. Уделите этому особое внимание. Полезно использовать специальные дыхательные упражнения в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием (мы изучали их – комплекс упр. Стрельниковой/Бутейко)

Дыхание

Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов.

(Чтобы дыхание было более интенсивным, подышите на ручки, как будто мёрзните или раздуйте воображаемый огонь в печи).

 Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным (поверхностным, не подходящим для вокала).

Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной (дыхание «животом»).

Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении.

 Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание.

Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите «животом» в метро, на учебе и прогулке.

Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно.

Диафрагменный тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, ещё в животе у мамы.

Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания.

Свободное резонаторное звучание

К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

 

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

 

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука.

По природе своей, человек может приподнять только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо. Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. Оно играет важную роль для формирования звука!

 

Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

РЕГИСТРЫ

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса (высокие звуки при пении) связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полётным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов (низкие звуки при пении) , благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

 

Диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые свободно поёт исполнитель.

Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

 

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости.

То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа (пение в ном), то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра (рот не должен дёргаться, как и голова). Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет ровным и красивым, а не пестрым и разношерстным.

 

РАБОТА РЕЗОНАТОРОВ

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

 

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление (представлять о чём поёт и как поёт в своей голове).

 Рассмотрим несколько примеров.

 Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Заключение

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений.

Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.

Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе вокальной тренировки. Чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит довести приобретенный правильный навык до автоматизма – правильное пение на автомате, без напряга.

 

 

Задания: - Опрос в презентации. - Изучить презентацию.  

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!