В сценаристке и режиссуре обряда не допускается, чтобы в обряде было несимволическое действие.

Классификация обрядов (общественная значимость)

1.Общественно-гражданские – связаны с событиями в трудовом коллективе, обществе. Формирование гражданина-патриота (посвящение в рабочие и т.д.)

2.Лично-гражданские – связаны с событиями в жизни отдельного человека, символизирующими положение в той или иной группе (посвящение в студенты, презентация личной выставки и т.д.)

 

3.Лично-семейные – имеющие отношение к семье (свадьба, похороны, крестины и т.д.)

       

Социальные функции обряда:

1.Закрепляет в художественно оформленной форме определенное значимое событие.

2.Создает условие для обмена чувствами, мыслями и переживаниями, возникающими в процессе значимого события.

 

3.Усиливает эмоциональные переживания человека или группы людей по отношению к событию, которое оформляется обрядом.

4.Обеспечивает передачу норм ценностей от одного поколения другому.

5.Формирует общественное мнение (как прошла свадьба, во что были одеты, обсуждение всего).

6.Формирует чувства и убеждения (моя мама делала так).

7.Оказывает влияние на формирование эстетического вкуса.

 

Обряд может выступать как самостоятельная единица или входить в праздничный комплекс.

Поскольку ни один обряд не может обойтись без музыкального и песенного материала, это должно быть естественным образом вплетено в структуру обряда. Режиссер при работе над обрядовым действием должен позаботиться о нескольких компонентах.

Компоненты обрядового комплекса:

1.Коммуникативный – общение между людьми.

2.Музыкальный.

3.Динамический – связан непосредственно с действием.

4.Обрядовый реквизит

1. Коммуникативный компонент – это тексты:

•Информационный (поэтический, афиша – прозаический) – вводит участников обрядового действия в атмосферу события, раскрывает его значимость (пролог).

•Обращение (к герою, участникам, гостям) – монолог-обращение («Уважаемые призывники…»), театрально-игровое обращение, индивидуальное обращение, музыка, танец.

•Текст-посвящение (герою, группе участников).

•Текст-величание (кого посвящают, обряжают в кого-либо) – эти тексты нужны для того, чтобы подчеркнуть качества, достоинства, заслуги.

•Текст-наказ (героям обряда) – официальный, личностный («Я надеюсь, что мой внук»), импровизированный, канонизированный 

(зачитывается утвержденный текст).                                       

•Клятва – индивидуальная, групповая (стихотворная, прозаическая), канонизированная. Может быть как серьезная клятва, так и юмористическая.

•Текст-комментарий - исполняется распорядителем(ми) обряда. Предназначен для логического перехода от одного обрядового действия к другому, а также для акцентирования внимания участников обряда на том или ином фрагменте действия с целью усиления его значимости.

 

Музыкальный компонент

Как действующий персонаж, носит символический характер. Музыка в обрядах не только элемент действия, но и эмоциональный стимулятор участников обряда.

3. Динамический компонент:

1. Церемония – торжественные, официально-традиционные акты, выполняемые по сложившемуся или установленному порядку:

 - церемония-выход, 

- вынос предметов обрядового действия,

- действия (подписание бумаг и т.д.)

- открытие (комплекс, магазин и.д.).

Церемония требует, подчеркнуто точного исполнения для поднятия значимости события.

2. Ритуал – исторически сложившаяся или установленная форма поведения участников обряда, представляет собой систему символических действий (в том числе и речевых), обязательно на символической основе.

3. Игра – которая в настоящее символизирует испытание, через которое должен пройти главный герой обряда. Обрядовая игра придает действенность инсценируемому обряду.

4. Действия-символы могут пропагандировать эталоны поведения людей, побуждать следовать за ними, призывать к подражанию. 

Символы:

1.Вербальные – словесные формулы и термины, наполненные обращающим смыслом – девизы, призывы, лозунги.

2.Звуковые – фанфары, позывные радиостанции, туш, марш, реквием, гимн и т.д.

3.Вещно-предметные: природные, искусственные – имеют определенный символический смысл – елка, торт, цветы, обелиск, факел.

4.Графические – это все начертанные, художественно выполненные, символические знаки – геральдика, эмблемы, значки, деньги, Доска почета, грамоты, дипломы, адреса, лозунги, панно, девизы, призывы, реклама, паспорт, логотип.

5.Произведения искусства, выполняющие функции символов – музыка, песни, стихи, живопись, скульптура, салют, фейерверк.

6.Обрядовые передвижения – парад, факельное шествие, почетный караул, линейка.

7.Телодвижения – игры и танцы с характерными жестами и движениями.

8.Жесты – отдание воинской чести, рукопожатие, дружеские объятия, аплодисменты.

9.Реликвия – исторически важные документы, ордена, медали, одежда, оружие и т.д.

10.Олицетворение – предмету, явлению даются признаки живого человека, имена героев (Стаханов).

11.Наименования событий, символизирующие собой цели борьбы, задачи и её результаты. Образцы деятельности на благо Родины – День Победы, День знаний, День космонавтики, Новый год и т.д.

 

В сценаристке и режиссуре обряда не допускается, чтобы в обряде было несимволическое действие.

 

Однако неверно считать, будто обряд – специфическая принадлежность религии, будто всякий обряд по сути своей религиозен. Обряды становятся религиозными в том случае, когда они несут в себе религиозные идеи и чувства. Но содержание их не обязательно связано с религией. Обряд может быть средством передачи идей, представлений и чувств, отрицающих религию, может быть антирелигиозным.

В определении Д.М. Угриновича « обряд – это особый способ передачи новым поколениям определённых идей, норм поведения, ценностей и чувств». От других способов такой передачи обряд отличает его символическая природа. В этом его специфика: «… Обрядовые действия всегда выступают как символы, воплощающие в себе те или иные социальные идеи, представления, образы и вызывающие соответствующие чувства».

 Композиция обрядового действия (по Руденскому Е.В.)

1.Эпизод экспозиция – включает торжественную церемонию выхода участников обряда, акты выноса символов и атрибутов, выходы героев и «чинов». Эта часть оформляется музыкальным, танцевальным и художественным материалом.

2.Эпизод – завязка основной части, в котором сообщается какому событию посвящен обряд. В чем смысл этого обряда и как он будет проходить. Он может быть насыщен театрализованным, иллюстрированным действием. (О.П.Ш.: «Должен ходить в экспозицию»).

3.Эпизоды основного действия – эпизоды-величания, представления, испытания, обряжения (кульминация), наказы, обращения, приветствия, эпизоды клятвы и поздравления.

4.Эпизод – финал – самый короткий по исполнению, но самый массовый и самый сложный по структуре.       


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!