Последующие три комнаты Рафаэль расписывал с помощниками. Он очень умело руководил работой своей мастерской.

Рафаэль Санти. Часть 2.

Росписи в Ватикане

Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 г. он руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры.

Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (stanza — комната), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Эта работа, продолжалась  с перерывами с 1509 по 1517 год. Великий художник приступает к работе и оформляет комнату за комнатой. Выбор сюжетов для них несомненно сделал папа.

Юлий II требовал все новых изменений, но работа над интерьерами затянулась надолго и Папа отошел в мир иной, так и не увидев их завершения. Работы были продолжены, но объем работ был настолько велик, что Рафаэль вынужден был прибегать к помощи своих талантливых учеников, вплоть до своей смерти в 1520 году. Оформление комнат было завершено его учениками в 1524 году.

Великий живописец создал росписи, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.

 В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны. Работа над фресками выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства.

Мы рассмотрим композиции только некоторых из монументальных произведений Рафаэля, созданные им для Станцы делла Сеньятура.

                                       Станца делла Сеньятура (комната печати)

Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), где скреплялись печатью папские декреты и указы. Эта станца была папским рабочим кабинетом. Она была расписана Рафаэлем в 1508-1511 годы. Тема росписей — духовная деятельность человека.

 Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при работе над этими росписями. На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

 

                                                                      

                                                     Интерьер станцы делла Сеньятура

Станца делла Сеньятура была залом, где все росписи были задуманы и детально проработаны в картонах и выполнены на стене собственноручно Рафаэлем.

Сюжет первой из выполненных Рафаэлем фресок, называемой обычно «Диспута», — спор отцов церкви о таинстве причастии. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах.

                                                                                      Диспута

В верхней  части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение Святой Троицы: Бог-Отец, ниже его в ореоле золотых лучей — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ Святого Духа. По сторонам от них на парящих облаках восседают 12 фигур, среди которых выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел. Их жесты и движения неспешны, они безмятежно, спокойно смотрят на людей внизу.

Люди, в свою очередь, нетерпеливо предвкушают сошествие с небес. Они приготовили алтарь простой формы с дарохранительницей. В ней хранится гостия (облатка) — лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники), поставив его посередине и положив рядом дары.

Земное царство представлено служителями римской церкви и другими выдающимися представителями христианства. Им хочется скорее увидеть Святую Троицу и преподнести заготовленные подношения. Но пока сошествия не произошло, люди обсуждают дары у алтаря. Их фигуры даны в живых пластически законченных поворотах и движениях; глаз сразу охватывает их выразительные силуэты. Они с нетерпением ждут, когда Святая Троица спустится на землю и оценит дары земные. Но пока что между представителями земного царства происходит диспут по поводу даров. Это и послужило названием для картины.

Особенностью данной композиции является строящаяся церковь, изображенная Рафаэлем в стороне. Художник, таким образом, продемонстрировал будущий собор Петра, который во время работы над изображением находился на начальном этапе постройки.

И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты. Облик персонажей фрески так величественен, их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор о дарах (гостии), сколько как величественный триумф Истины и Веры.

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности:

 Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Представители разных учений, объединенные единым архитектурным пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное. Нет сомнения, что Рафаэль был знаком с сочинениями великих философов.

Рафаэль изобразил фантастический храм, главный неф которого уходит в голубую даль рядом сводчатых арок, и поместил в его пространство древних философов и ученых. В центре изображены среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель. Платон указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, а Аристотель указывает рукой на землю. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли.

Левее, активно жестикулируя, что-то объясняет ученикам Сократ с крутым, упрямым лбом, ниже Пифагор пишет в книге, куда с любопытством смотрят сидящие вокруг него, Гераклит Эфесский застыл с пером в руке, погруженный в свои размышления, Диоген возлежит в непринужденной позе на мраморных ступенях; справа, нагнувшись к табличке, пишет свои формулы Архимед.

В последней группе Рафаэль изобразил древнегреческого живописца Апеллеса в темной шапочке, смотрящим на зрителя, придав ему собственные черты. На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон напоминает Леонардо да Винчи, а Гераклит - Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из этих мастеров. Фигура Платона гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие.

Несмотря на обилие персонажей (более 50 фигур), к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы, вся композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.

 

            Третья, большая фреска, написанная на стене станцы делла Сеньятура, называется «Парнас».       Рафаэль посвятил свою фреску неувядающей во все времена теме поэзии.

 

 

                                                                                                  Парнас

В греческой мифологии Парнас - гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз. В переносном смысле Парнас - мир поэзии, поэтов. На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ, источник поэтического вдохновения.

В центре фрески изображена гора Парнас, где вокруг Аполлона, играющего на виоле в окружении девяти муз, собрались поэты и литераторы всех времен, от поэтов древнего Рима и Греции Вергилия и Гомера до старших= современников Рафаэля Петрарки и Данте. Аполлон вместе с музами поэзии (Калиоппа), танца и вокала(Терпсихора), святых гимнов(Полигимния), музыки(Эвтерпа), астрономии (Урания), истории (Клио) и другими, вдохновляет поэтов на творчество. Они изображены среди прекрасного пейзажа.

Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем плаще. Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

 Композиция росписи многофигурная. Перед зрителем предстают невероятно сложные группы, образованные мудрецами, философами и поэтами. Они размещены среди грандиозного пейзажа и декораций, поражающих великолепием архитектурных форм.

Строгая симметрия расположенных групп придает всему изображенному художником гармоничное единство. Все персонажи объединены важной темой искусства и воздействием его на человека.

Живописец стремился передать волшебное действие музыки. Это творение сочетает максимальное изящество и подлинное величие. Трудно найти более гармоничное их сочетание.

Богатство красок впечатляет. Рафаэль мастерски прописывает каждую фигуру. Для него максимально важно портретное сходство с теми людьми, которых он изображает. Это необходимо для того, чтобы зритель смог понять замысел художника. Наряды людей пописаны невероятно скрупулезно. Складки тканей практически осязаемы.

Мы видим то, о чем так долго мечтал художник. Человек должен быть благородным и обязательно свободным.

 

Последующие три комнаты Рафаэль расписывал с помощниками. Он очень умело руководил работой своей мастерской.

 

Итак, мы с вами познакомились с живописными станковыми и монументальными произведениями Рафаэля Санти.

Рафаэль был одним из трёх величайших художников эпохи Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

 

Задание:  сделайте конспект (выпишите самое главное, выделенное жирным шрифтом). Прочитайте описание трех фресок Рафаэля. Найдите и запишите названия других росписей Рафаэля и его учеников в Ватиканском дворце.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!