Основные принципы системы Станиславского

Тема дистанционного занятия « Основы исполнительского мастерства »

Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Л.В.

Здравствуйте! Дорогие ребята!

  Основы исполнительского мастерствазаключаются в создании сценических образов (ролей).

  Роль - совокупность текста и игры одного и того же актера. Распределение ролей производится, как правило, педагогом -режиссером в зависимости от особенностей исполнителей и возможностей их использования в пьесе.

    Затем роль становится самим действующим лицом (роль злодея, предателя и т. д.), создаваемым актером. Когда роль не соответствует амплуа артиста, говорят о смешанной роли.

    В любой пьесе встречаются так называемые основные и второстепенные роли. Отношение к роли складывается то по принципу подражания и идентификации (воплощение персонажа актером), то, напротив, по принципу различия.

    Театр(греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - форма исполнительского искусства.

    Театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.

  Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

    Обучение в процессе постановки спектакля, и, в частности, обучение основам актерского мастерства, есть генетически первая форма театрального воспитания; Подобная форма обучения была одной из основных со времени возникновения русского театрального искусства, и не исчезала из арсенала театральных педагогов на протяжении всего периода развития русского реалистического театра, начиная от первого театра, учрежденного царем Алексеем Михайловичем в 1672 г., до настоящего времени;

Актёрское искусство -  это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.

 Основы исполнительского мастерства заключаются в создании сценических образов (ролей).

 Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:

Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера, к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.

Вторая группа : работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ. К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания. Театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:

· Сценическое внимание (активная сосредоточенность);

· Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);

· Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);

· Сценическое действие (возникающее желание действовать).

Ведущие театральные школы и педагоги

  Константин Сергеевич Станиславский(1863–1938), известный российский актер и режиссер, который является основоположником самой знаменитой системы подготовки актеров. Система, названная его именем, применяется во всем мире. Школа Станиславского представляет собой психотехнику, позволяющую актеру работать как над собственными качествами, так и над ролью.

    Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) — российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Разработанная им биомеханика — это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется мивоззрениям Станиславского. Но её можно рассматривать как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

    Михаил Александрович Чехов (1891–1955) — российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. О своей философии актерского мастерства Михаил Чехов говорил как об идеологии “идеального человека”, который воплощается в будущем актере. В систему подготовки актеров, по Чехову, входят такие элементы, как мир образов и творческое мышление, наше высшее сознание, профессиональная актерская техника, привычки и умение управлять своим телом.

    Владимир Иванович Немирович-Данченко(1858–1943) – российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Для развития актерского мастерства можно использовать разработанную Немировичем-Данченко концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

    СтаниславскийК.С.вкладывал в искусство актёрской игры три составляющие:    Ремесло. Константин Сергеевич под этим термином имел в виду готовые штампы (приёмы ремесленной игры). Необходимые для отождествления игры актёра с действительностью — зрителям нужны правильные действия: соответствующая мимика, голос, движения актёра-ремесленника. Ремесло, как считал Станиславский, учит актёра: выходить и играть на сцене.

    Искусство представления.Длительные репетиции — вызывают подлинные переживания, которые в дальнейшем фиксируют необходимую форму проявления этих переживаний. Суть в том, чтобы на самом спектакле актёр умело и правдоподобно передавал заданный образ, исполнял умело свою роль, даже если внутренне он не испытывает все эти переживания действий спектакля.

    Искусство переживания.Переживания помогают актёру выполнить важную роль сценического искусства — создать жизнь человеческого духа и передать ее на сцене в художественной форме. Константин Сергеевич пояснял на этот счёт «…все, что не пережито актёром, остаётся мёртвым и портит работу артиста». Можно выделить четыре важных этапа в работе актера, как над собой, так и ролью. Познание— знакомство с ролью, на этом этапе происходит зарождение творческого процесса — Станиславский отводит этому этапу весьма важную роль, здесь важно не ошибиться в понимании роли.

 

Основные принципы системы Станиславского

    Открытия Константина Сергеевича Станиславского навсегда отодвинули в прошлое работу театральных педагогов так сказать по методам: в слепую, на ощупь, воспитывавших ранее своих учеников — придерживаясь принципа «случайных советов». Величайший труд Станиславского, его система, содержит законы и принципы актёрского искусства, среди которых можно выделить:

    Правда переживаний— эмоции актёра должны быть подлинными. Он не должен механически изображать свою роль, здесь первоочередное — верить в «правду» того, что он делает, внутренне проживать судьбу персонажа. Только максимально поверив в роль — можно сыграть ее максимально достоверно.

    Сверхзадача— высшая, главная, всеобъемлющая цель, которую необходимо достичь в сценическом действии. «Нам нужна эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу. Нужна как воздух и солнце». Сверхзадача актёра — донести до зрителя в образе своего персонажа главную мысль всего произведения, пьесы, постановки. Сверхзадача требует полной отдачи от актёра, страстного стремления, все исчерпывающего действия.

    Продумывание предлагаемых обстоятельств— побудители действий персонажа, жизненная ситуация персонажа, в которую в своём воображении помещает себя актёр. Здесь можно выделить обстоятельства малого круга: ситуация с героем в текущий момент времени — где он, с кем он находится. Средний круг обстоятельств касается общей жизненной ситуации: пол, возраст, статус героя. И, наконец, большой круг — ситуация окружения персонажа исторический период, страна, город, где разворачиваются события спектакля.

    Рождение текста и действий «здесь и сейчас»— важная особенность игры актёра — переживания «здесь» и «сейчас». Эмоция, действия — должны рождаться на сцене, не быть штампами, а значит, каждый раз выполняться по-новому.

    Работа актёра над своими собственными качествами. Для того чтобы роль вышла максимально интересной и «живой» нужно задействовать: фантазию, наблюдательность (фиксировать в своей жизни яркие события и людей), эмоциональную память (уметь вспомнить пережитое, нужное чувство), уметь управлять своим вниманием (концентрироваться на партнёрах, игре, сцене).

    Взаимодействие с партнёрами— творчество в театре носит коллективный характер, поэтому для любого актёра очень важно учиться взаимодействовать с коллегами по роли. Партнёры по сцене также должны помогать, поддерживать друг друга и обязательно чувствовать игру каждого из участников спектакля.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по теме:

Что такое роль?


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!