Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

МБУ ДО «Петровская детская школа искусств»

                     

 

 

Открытый урок

По дисциплине    «Вокальный класс»

 

Тема: «Различные виды звуковедения в произведениях по вокалу».

 

                                          Преподаватель вокально-хорового отдела:

Бекир Уста Г.С.

 

Ученица 3 класса вокально-хорового отдела :

Цырульникова Арина.

 

 

Ноябрь 2016г.

.

С.Петровка

 

 

 

                                           План – конспект урока.

 

Тема урок: « Различные виды звуковедения в произведениях по вокалу»

Цель урока: Улучшение качества звука путем работы над звуковедением, контроль над дыханием, активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1. Обучающие

- обеспечить формирование у ученика знаний об особенностях работы  голосового и артикуляционного аппарата;

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме  «Звуковедение».

2. Развивающие –     создать условия  для развития у ученика

-   выработка правильного дыхания;

-   приемы звуковедения в вокальной музыке (штрихи): легато, стаккато, маркато;

-  дикционных навыков в разнообразных штрихах;      

-  умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения ;

- эмоционально - образной сферы психологических процессов    (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

 

3. Воспитательные - создать условия для

-  воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- стимулирования творческого поиска ученика в создании интерпретации произведений. 

Тип урока: комбинированный.

 Методы работы: 

 по источнику знаний:

наглядные  –  наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические  – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

 

Используемая нотная литература:

1.Вокализ №3. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

2.И.Францискевич,И.Бурсов «Дождик».- Романсы и вокализы для детей Киев 2008.

3. П.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».Музыка в школе Выпуск 1.-М.,2012.

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей. Пособие для муз. руководителей /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

2.Распевание. Первый вокальный навык – «певческая установка» .

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных  навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления ученика, используя скороговорку «Ученица озорница..» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести ученика к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №3).

Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.

Легато легче петь на поступенной мелодии, труднее петь скачки. При пении скачков нужно помнить, что оба звука должны пропеваться в одной позиции, а именно, в высокой. Скачки должны сглаживаться, нижний звук нужно представить как высокий, чтобы не было «рваных» отрывков. Проще выстроить легато, когда скачки отсутствуют в мелодии. При пении нисходящей мелодии следует контролировать точность интонации, чтобы не наблюдалось смазывание звуков.

 Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

 

4.Работа над исполнением произведения Петра Чайковского «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» . 

Задача  работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата учащегося.

 При работе над легато нужно обратить внимание на то, чтобы выдох был ровный, плавный, без толчков. Для выработки легато предложить учащейся спеть песню на гласный звук  и пение закрытым ртом. Пропевая  гласные звуки, звуковедение будет ровным и без толчков благодаря отсутствию согласных.

Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Начинающим вокалистам нужно постоянно напоминать, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются.
Овладеть навыками пения легато сложно, для этого нужна постоянная работа и приобретение опыта исполнения данного приема. Главный показатель овладения навыком исполнения легато – динамика при пении на одном уровне, без акцентов и провалов в звучании. Если происходит усиление (крещендо) или ослабление звука (диминуэндо), то этот процесс должен быть постепенным.

Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы учащаяся вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция». 

Используя образное мышление, воображение учащейся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5.Работа над исполнением произведения «Дождик» музыка И.Францискевича,слова И.Бурсова. Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащуюся к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах. Изобразить голосом капли дождя–штрих стаккато, петь остро, четко.  

 Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

 

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY. Домашнее задание.  В Интернете найти записи исполнения «Старинной французской песенки» лучшими вокалистами или хоровыми коллективами. Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

 

Приложение №1.

      Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

· восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

· улучшают дренажную функцию бронхов,

· положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

· повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

· улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

 

 

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

· Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез.

· "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

· Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иго­лочка". Повторите несколько раз.

· Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чис­тим языком зубы.

· Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

· После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

· Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.

2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е  изд. –   М., 2008:  http://strelnikova.ru


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!