Происхождение и сущность сознания



Основы философии занятия 3-5.

Ознакомьтесь с конспектом лекций и выполните задание в конце текста.

1. Ответы присылайте на электронный адрес kulishkina.natalya@mail.ru или в группу техникума в контакте

На этих занятиях мы рассмотрим проблемы, рассматриваемые философией.

Учение о бытии

  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.
  2. Понятие материи. Современная наука о строении материи.
  3. Пространство и время.

Проблемами бытия занимается раздел философии – онтология (учение о сущем)

1.Понятие «бытие» является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержаниефилософской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции- самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытияявляются:

материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия, также выделяются:

ноуменальное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, котороереально существуетнезависимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) -кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Категорией (понятие), противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2. На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание понятия «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя. Материя объективная реальность, дающаяся нам в ощущениях.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот вопрос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опирается на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из некоей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Любой объект рассматривается как система, т.е. особая целостность, характеризующаяся наличием элементов и связей между ними. Устойчивые связи и отношения между элементами образуют структуру. Таким образом, система - это элементы и их структура.

Элементами структура материи являются:

неживая природа;

живая природа;

социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природыотносятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; руппа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы' страты)-этносы: нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

Характерными чертами материиявляются: наличие движения; самоорганизация; размещенное в пространстве и времени; способность к отражению.

Движение — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе- обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи- многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую специфику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь необходимыми, но не выступая в качестве специфических.

Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии - притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу;

2. «диссипативная структура» распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

3. Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциональной концепцией. Её сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую точку зрения именуют реляционной (от лат. relatio - отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

время- форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся - пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Общие свойства, характеризующие пространство и время ,вытекают из их характеристик как основных коренных форм существования материи.. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, в живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство – время и другие виды времени и пространств.

 

Происхождение и сущность сознания

1. Сознание как проблема философии.

2. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения

3. Происхождение сознания .

4. Сущность и структура сознания.

5.. Сознание и бессознательное

1. На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе. Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы.

Сознание является предметом изучения многих наук (таких как логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей исключительной сложности, многогранности и значимости.

Философия изучает сознание под углом зрения выяснения его происхождения, сущности, его возможностей и значимости для человека, его опредмечивания в общественных состояниях или структурах. Сознание, будучи неотъемлемым атрибутом человеческого бытия, носит как индивидуальный, так и коллективный, как единичный, так и общий, всеобщий характер, т.е. сознание дуально (двойственно). Кроме того, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях и ответственности, которое налагает сознание на человека - это далеко не полный перечень философских аспектов этой проблемы.

Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмысляться Платоном, который ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», противопоставляя понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание, стало восприниматься в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового. Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индивидуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

Философы – материалистыпридерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

а) сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

б) сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

в) сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

 

2.Что есть отражение с философской точки зрения? Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко- генетические формы отражения. К уровням организации материи относятся: а) неживая природа; б) растительный мир; в) животный мир; г) человеческий мир (социум).Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения: а) элементарные формы отражения , которые носят пассивный характер; б) раздражимость, как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители; в) чувствительность как способность к ощущениям; г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

В целом, если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом мире чувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и наличием пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений. С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного- мозга появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга? Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека, основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно – практическое воздействие на окружающий мир

3. Как возникновение сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения в ходе этой деятельности. Другими словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного. Практика показывает, что дети, оказавшиеся в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь в своеобразных животных – мутантов.

Человек мыслит с помощью мозга, который ему достается по своей природе, но активно он «включается» в социальную жизнь с помощью различных форм бытия, таких как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно – исторические системы общественных отношений.

Сознание обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется на практике, прежде всего, через различные формы целеполагающей деятельности.

Как в философии, так и в науке сложились различные концепции происхождения сознания, среди которых можно выделить некоторые из них:

а) теория взрыва;

б) теория привнесения жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

Какая из них является более приемлемой для адекватного понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско – сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма и содержание.

В теории антропосоциогенеза (теории общественного происхождения человека) многие философы видят достаточно убедительно раскрытыми как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение руки для проведения тех или иных операций. Оно произошло из-за усложнения потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное усложнение и развитие нервной системы, и прежде всего, мозга в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни к отдельному, сугубо индивидуальному.

В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

Если поведение животных носит инстинктивный характер, то поведение человека как homo sapiens отличается сознательным вмешательством в конструктивное преобразование окружающей среды в соответствии с человеческими потребностями и интересами.

Одним словом, в биологическом становлении человека, а значит и сознания, основную роль сыграли главным образом, внешние факторы.

К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как целесообразная деятельность, направленная на изготовление и использование предметов и орудий труда. В этом процессе человек научается мысленно (абстрактно) воспроизводить и отражать мир согласно основному способу своей деятельности. В этой ситуации сыграла огромную роль

2. членораздельная речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред - людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система общественных отношений. Сам процесс становления членораздельной речи и языка носил порой сложный и противоречивый характер в рамках существовавших тогда форм общения, которые и заложили основу для возникновения особой формы общественных отношений, где человек становится и превращается в относительно самостоятельное существо типа homo sapiens (человек разумный).

Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.

4.Сущностной характеристикой сознания является его идеальность,которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность — это системная характеристика всего человеческого общества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» - его «независимость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с существованием особого «мира идей», а Гегель - с мировым духом.

Представление об объективности сознания, кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски необыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе истории независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, которые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют независимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Правила языка, религиозные верования, нравственные представления, эстетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально, поскольку оно, не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптациик среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов - предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координации действий, входящих в общность индивидов в, процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с совместным знанием. Осознание окружающей действительности выступает, прежде всего, в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания этого самосознания и его самосознания.

К основным свойствам сознания относятся:

1. целеполагание;

2. планирование действий для достижения определенных результатов;

3. предвидение, с помощью которого осмысливается и осознается будущее;

4. абстрактное или понятийно – логическое мышление, позволяющее понять внутренние сущностные параметры бытия;

5. предметное сознание, которое нацелено на осмысление и фиксирование предметного содержания познаваемого мира;

6. самосознание как осознание человеком самого себя как высшей общественной сущности и осознание того, что происходит не только в самом сознании, но в психике в целом.

7. рефлексивность сознания.

Философия различает индивидуальное сознание(духовный мир одной личности) и общественное сознание(духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изучения феномена сознания является определение его структуры. В современной научной литературе выделяют триосновных сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сферасознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сенситивных(от лат. sensus - чувство, ощущение) процессов теория сознания относит ощущения, восприятия представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека. К области рационального(от лат. ratio - разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сферасознания включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека. Кратковременные переживания называют эмоциями (от фр. emotion - волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть чувствамиили внутренними чувствами.К ним относят любовь, ненависть, горе счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сферасознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремите человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфере в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область подсознания,в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения комплексы и т. п., и область сверхсознания,к которому относят интуицию, озарение, совесть.

5. Существование сознания является очевидным для каждого, кто знает о своем «Я» и его состояниях. Менее очевидным является бессознательное - совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании.

Чем отличается сознание от бессознательного? В сознании четко различаются внешний мир и отражение его в образе. В бессознательном отражаемая реальность и ее переживание человеком сливаются. Поэтому в бессознательном отсутствуют самосознание, рефлексия.Если бессознательное является моментом психической деятельности любого индивида, то особое проявление оно находит в интуиции художника, композитора, ученого и т.д.

Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида.Если сравнить это пространство с айсбергом, то сознание есть надводная часть его, тогда как большая, подводная глыба может быть образом бессознательного.

Бессознательное детерминирует, определяет сознание, являясь объективным по отношению к нему фактором. Эта детерминация скрыта от сознания, не представлена в его опыте. «Непредставленность» бессознательного в сознании создает иллюзию свободы последнего.

Идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания 3. Фрейда, Именно ему принадлежат слова о том, что человек «не является хозяином в собственном доме» и что сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно».В упрощенной форме суть учений Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке живет великая сила - «бессознательное», или «Оно». Этой силой управляет либидо - психическая энергия сексуальных влечений. В структуре человеческого опыта присутствуют также общественные нормы и ценности, которые Фрейд называл «Сверх - Я», или культура. Она выполняет репрессивные функции, ограничивая произвол человеческих инстинктов, и прежде всего сексуальных. Сознание человека находится под влиянием, с одной стороны, «Оно», а с другой - «Сверх - Я». В результате содержание сознания формируется под действием факторов, неосознаваемых человеком. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх - Я»; но пока живо его тело, человек не может полностью освободиться от силы инстинктов. Задача состоит в том, считал Фрейд, чтобы уравновесить действие этих бессознательных для человека и его сознания сил. Если же культуру, «Сверх - Я», начнет жестко вытеснять «Оно», это может привести к психическим срывам отдельных людей и даже спровоцировать всякого рода социальные напряжения. Если же «Сверх - Я» ослабит свои репрессии против «Оно», человечество погрузится в мрак бескультурья, где будут господствовать скрытые пороки, тайные желания и инстинкты.

Фрейд был уверен, что разум и сознательный опыт сумеют найти динамическое равновесие между «Сверх - Я» и «Оно». В противном случае человек обречен на духовное рабство. Ученый считал, что люди должны осознать детерминанты своего сознания и тем самым сделать себя «хозяевами своего собственного дома», т. е. своего «Я». В отличие от Маркса он не связывал освобождение человека и его сознания от власти бессознательного с общественными изменениями. Фрейд исходил из того, что в любом обществе можно «вылечить» индивида от «несвободы», если помочь ему прояснить те бессознательные мотивации, которые были глубинной, истинной причиной его поведения и душевного смятения. Все свои надежды на освобождение людей из плена бессознательного Фрейд, в отличие от Маркса, возлагал не на социальную революцию, а на деятельность врачей-психоаналитиков. В конце XX в. репрессивно-воспитательные функции культуры, «Сверх - Я», заметно ослабли, что и привело, как предсказывал Фрейд, к власти «Оно», в темный хаос которого погрузились искусство, массовая культура. Крестовый поход «Оно» на сознание людей стал реальным фактом. Если следовать учению Фрейда, то укротить буйство бессознательного, «Оно», можно только одним способом: усилить репрессивные функции культуры, «Сверх - Я», и тем самым поставить на пути разрастания непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды.

 

Теория познания

1. Проблема познания в философии,

2. Соотношение знания и познания.

3. Диалектика процесса познания.

4. Чувственное и рациональное познание .

5. Проблема истины в познании.

1. Познанием называют деятельность, направленную на получение, знаний. Часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносеология. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что, может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?». Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, Форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Еще одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм.

Гностицизм – философское учение, утверждающее, что мир познаваем.

Агностицизм - философское учение о непознаваемости мира.

Агностики (от греч. а - отрицательная приставка и gnоsis - знание) это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, - «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики (от греч. gnosis - знание) - это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

2. Познание- это специфическая деятельность обусловленная общественно - исторической практикой, направленная на приобретение знания его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлении окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание - обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.

Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины - теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшее получала наибольшее развитие в искусстве.

Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание. Важнейшей фермой познания является научное познание. Наука это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т.е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности.

Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалась как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектам долгое время понимался просто отдельный познающий человек - ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об Источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ, и естествоиспытатель, считал, что главным источникам знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в там числе и систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.

Рационализм - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источникам и критерием истинности.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектам познания является не отдельный человек (исследователь - Робинзон), а общество в целом. Представление а социальной (общественной) природе, познания в немецкой философии содержалась в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «тpaнcцeндентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объективном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдельный человек, а все общества в лице индивидуального исследователя.

В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.

В ХХ в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привела к пониманию их опосредованности языком.

4. В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. ratio - разум) познаниe представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественны свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступеням рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятие отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент - это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания - суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в университете – cтyдeнты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет например, такое рассуждение: «Все учащиеся в университете - студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я – студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – это система знаков, передающих информацию.

5. Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определении объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина - не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда Связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.

В современной философии выделяются три концепции истины:

- концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;

- когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и·Доказательными;

- прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются

взаимодополняющими.

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека дает главные аргумент для философского спора с агностицизмом.

Практика - это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.

В качестве критерия - истины выдвигались: общезначимость - то, что

признается многими людьми; то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. рragma - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. conuentio - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов. Поппер считает, что, во-первых, не следует смешивать истину с критерием истины, во-вторых, универсальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, не существует. Однако из этого не следует, что выбор между различными концепциями, теориями произволен и чисто субъективен.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требовании ясности и красоты при построении теории и др. Однако при этом удовлетворительно не решалась проблема критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы знания.

Такой выход впервые был сделан диалектико-материалистической философией, которая соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена в конечном итоге решающим критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть важнейший, коренной принцип философской методологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же «практика выше теоретического познания», исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

В современной логико-методологической литературе (особенно западной)

процедура про верки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация».

Понятие «верификация» (от лат. vеrиs - истинный и fasio - делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают верификацию прямую (сразу выходящую к фактам или экспериментальным данным) и опосредованную (выходящую к ним через другие проверенные положения).

Понятие «фальсификация» (от лат. fаlsus - ложный и fasio - делаю)

обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Этот процесс описывается логической схемой «модус толленс»: если А, то В; неверно В, следовательно, неверно и А.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!