Архитектура и изобразительное искусство

Задание по истории для НА-20Ф и НА-20К. Тема: Древнерусская культура.

Написать в свободной форме рассуждение о том, что вас удивляет и восхищает в культуре Древней Руси.

Переслать 19 октября: aptorbeeva@phtt.ru

1. Условия развития культуры

До нашествия монголов на Русь культура государства развивалась естественным образом. Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После принятия христианства на смену ему пришло другое, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась жизнь после смерти,

В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.
Через христианство на Руси были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных славянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и более поздних (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.

2. Письменность и литература

Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной.
  Древнейшая письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.

Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамотыписьма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. Люди писали обо всем и о любви тоже: « Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался ко мне». Помимо бересты, средством для передачи письменных сообщений в Древней Руси были иные материалы, например, пергамент или специально выделанная кожа (в частности, телячья кожа). И пергамент, и кожа, были достаточно дорогим материалом, поэтому количество полученных таким образом письменных текстов было небольшим. Если на бересте вычерчивали буквы специальной палочкой – писалом, то на коже и пергаменте писали с помощью гусиного пера киноварью (минерал с красноватым оттенком) или чернилами. Совокупность требований к написанию текстов в Древней Руси называлась уставом. Постепенно на Руси появились писцы, которые обладали искусством древнерусского письма.

Первым из русских писателей считается митрополит Иларион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.

Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет».По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Нестор был автором «Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». «Повесть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов.     

  Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики.
  Философско-религиозные искания отразились в таких известных произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника".

  Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».В нем рассказывается о неудачном походе Новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.  Кроме письменной литературы существовала и устная. Это народные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями. 

Архитектура и изобразительное искусство

Первые каменные христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Однако его много раз перестраивали.     

Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси. Софийский собор является главным православным храмом Великого Новгорода почти тысячу лет.

Он расположен на левом берегу реки Волхов на территории Новгородского кремля. Собор Святой Софии производит сильное впечатление: величественное, монументальное сооружение из белого камня увенчано пятью куполами в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых окрашены в свинцовый цвет, а пятый, центральный, сверкает золотыми бликами на солнце.

Летопись сообщает, что в 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ингигерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле.

Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли,возведенная при Андрее Боголюбском. Храм поражает красотой и гармонией.  Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. Храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год в 1158 году. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского.  Самостоятельные школы сложились в новгородской архитектуре, архитектуре других земель.

Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.
Художественное творчество Древней Руси представлено фресками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние византийского искусства.

Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву.

  Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций.

Икона «Молящаяся» («Оранта»).

На этой иконе Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (с древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») . В православном храме иконы этого типа помещают в верхней части алтаря.

На Руси этот образ получил наименование «Знамение». 27 ноября 1169 г., во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

  Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами. И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

  Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

Древнерусские мастера в совершенстве владели сложной техникой скани, или финифти (создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки), зернения (набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков), чернения, о чем свидетельствуют сохранившиеся ювелирные украшения.

Особенно сложной была техника чернения. Сначала готовилась "черневая" масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Большого мастерства требовала зернь: маленькие золотые, серебряные зернышки, каждое из которых в 5 ― 6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Иногда мастеру приходилось напаивать на изделие до 5 тыс. таких зернышек. Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении ― лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца. Если вместо зернышек на украшение напаивались узоры из тончайших золотых или серебряных нитей ― проволочек, то получалась скань.

Одной из вершин декоративно-прикладного искусства Древней Руси являлись цветные эмали перегородчатая и выемчатая. Эмаль  нанесение на ювелирные изделия тонкого стекловидного покрытия. Эмалью украшались образки, женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг.

  Вершиной же древнерусского ювелирного искусства стала перегородчатая эмаль. Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой, зеленый. Полученное украшение играло и блистало разными цветами и оттенками.

Высокого уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Центрами создания этих изделий стали монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось гладью, разноцветными шелками. Вышивальщицы, перерабатывая византийские композиции, создавали произведения, не уступающие живописным.

        Скань          Зернь        Чернь

 

 

                                                              

 

  Характерными чертами древнерусской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Даже в период раздробленности и монгольского нашествия эти черты сохранялись в русских княжествах

 Эти особенности культурных традиций Древней Руси проявились не сразу, а развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!