Федор Иванович Шаляпин (1873—1938)



Русская музыка конца XIX — начала XX веков

Конец XIX — начало XX века (до 1917 г.) — период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам XIX в. и первому десятилетию XX в. Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 г. — и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла.

Дело П. И. Чайковского — создание прекрасных балетов продолжил Александр Константинович Глазунов (1865—1936) — автор замечательной "Раймонды" (1897), "Барышни-крестьянки" (1898).

Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал 8 симфоний и симфоническую поэму "Степан Разин" (1885). Сергей Иванович Танеев (1856—1915) сочиняет симфонии, фортепианные трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.

Среди молодого поколения музыкантов были композиторы нового типа. Они писали музыку по-новому, иногда даже дерзко. К ним относятся Скрябин, чья музыка покоряла своей силой одних, и пугала своей новизной других, и Стравинский, чьи балеты, поставленные во время "Русских сезонов" в Париже, привлекли внимание всей Европы. В годы 1-й мировой войны на русском горизонте восходит еще одна звезда — С. Прокофьев.

В начале XX в. через русскую музыку, как и через все искусство, проходит тема ожидания великих перемен, которые происходили и влияли на искусство.

Остановимся на творческих судьбах некоторых композиторов чуть подробнее.

Игорь Федорович Стравинский (1882—1971)

Игорь Федорович Стравинский (1882—1971). Композитор происходил из музыкальной семьи, его отец Федор Игнатьевич был прославленным певцом Мариинского императорского театра, блестящим исполнителем многих оперных партий, в частности Фарлафа в "Руслане и Людмиле" Глинки.

Музыка и театр были неотъемлемой частью семейного была, поэтому только в последних классах гимназии Игорь стал брать уроки теории музыки. После гимназии он поступил в университет, музыкой занимался лишь "для себя". В университете он познакомился с сыном Римского-Корсакова, а через него и с самим композитором, который стал его основным учителем. Систематические занятия начались лишь после окончания университета, с 1905 г., а в 1908 г. Римский-Корсаков скончался. "Немногие были так близки мне, как Римский-Корсаков, он стал мне вроде названного отца", — вспоминал много лет спустя Стравинский.

Общение с великим русским композитором сказалось в первых сочинениях Стравинского, в его самых популярных балетах господствует русская тема. В "Жар-птице" (1910) — это тема сказки о злом Кощее и падении его темного царства, в "Весне священной" (1913) — тема древних языческих обрядов, жертвоприношений в честь весеннего возрождения жизни, в честь земли-кормилицы. Балет "Петрушка" (1911), один из самых популярных, навеян гуляниями на масленицу и традиционными кукольными представлениями с участием Петрушки, его соперника Арапа и Балерины (Коломбины). В основе "кукольной трагедии" конфликт между страданиями маленького человека (Петрушка) и равнодушным жестоким миром (Арап), гибель искренности и человечности в столкновении с торжествующей пошлостью. Балет близок к реальности народного гуляния, здесь звучат темы песен "Вдоль по Питерской", "Ах вы сени, мои сени", гармошечные наигрыши. В соответствии с духом народных представлений Стравинский, балетмейстер Фокин, художник и либреттист Бенуа в конце спектакля воскрешают Петрушку, заставляя его грозить своим угнетателям и подчеркивая бессмертие этого героя.

Эти балеты Стравинским создавались по инициативе Сергея Павловича Дягилева для "русских сезонов" в Париже, который хотел показать западной публике настоящее русское искусство. Так балет "Петрушка" стал одним из самых примечательных спектаклей "Русского сезона" 1911 г. Главные роли в нем исполняли прославленные Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. "Модернистическую" "Весну священную" публика приняла не сразу, так как М. Фокин для воссоздания языческих обрядов отказался от приемов классического балета, от танца на пуантах, заменив это нарочито угловатыми движениями, тяжелым топочущим плясом. В связи с "Русскими сезонами" Стравинский часто уезжал из России, а начало 1-й мировой войны совсем оторвало его от родины, которую он посетил только в 1962 г., на пороге 80-летия. Будучи в дали от родины, русская тема продолжала жить в его сочинениях ("Свадебка", 1923).

После "Cвадебки"на музыку Стравинского заметно меняет свой облик. Складывалось впечатление, что композитор стремился овладеть музыкальной речью всех стран и всех времен. Иногда чужие темы он свободно сплетал со своими, он мастерски подражал старинной музыке, музыке Франции, Италии, джазовой музыке США. Разнообразие сочинений Стравинского ошеломляет. Выделим оперу-ораторию "Царь Эдип" по трагедии Софокла, в которой хор является участником и комментатором происходящего, и балет "Аполлон Мусагет" (1928). На сюжет серии гравюр английского художника Хогарта. Стравинский написал оперу "Похождения повесы" (1951). Опера о несчастной судьбе неожиданно разбогатевшего и сбившегося с пути юноши написана в традициях XVIII в., с речитативами под клавесин, с виртуозными руладами в партиях солистов.

Творчество Стравинского огромно и разнообразно. В своих теоретических выступлениях он выдвигал лозунг "Назад к Баху", поэтому его творчество связывают со стилем неоклассицизма. По большому счету Стравинский все время находился в поиске: "Я любил все, что бы ни делал в данный момент, и с каждой новой вещью я чувствую, что наконец-то нашел путь и только сейчас начал сочинять". Это чувство помогло композитору до глубокой старости без устали работать, творить, искать новых путей.

Музыкальный театр

Говоря о музыке конца XIX — начала XX вв., нельзя не сказать о музыкальном театре. Балетно-оперному искусству оказывалась государственная поддержка. Артистам балета покровительствовали самые знатные особы (Матильда Кшесинская и покровительство великих князей Романовых). Более того, оперно-балетное искусство стало визитной карточкой всего русского искусства в рамках "русских сезонов" в Париже Сергея Дягилева (1907—1913). Но не так все просто. В императорских театрах в оформлении спектаклей преобладали вкусы двора. Академизм и салонность, штамп и шаблон, идеализированная красивость и помпезная роскошь отвечала требованиям дирекции императорских театров 2-й половины 90-х гг. во главе с И. А. Всеволожским и поощрялось министерством двора. Передовые русские художники боролись с этим и стремились воедино соединить замысел и музыку композитора с декорациями и костюмами. Эти художники объединились вокруг Частной русской оперы Мамонтова.

Московская Частная опера в своем репертуаре пропагандировала прежде всего произведения русских композиторов и сыграла важную роль в реалистическом раскрытии опер Мусоргского, в рождении новых произведений Римского-Корсакова. В ней пел Шаляпин, за ее пультом стоял Рахманинов, ее другом и творческой опорой был Римский-Корсаков. Здесь спектакль создавался сценическим ансамблем в котором участвовали и композитор, и оркестр во главе с дирижером, и режиссер-постановщик, и художники-декораторы — это были соучастники создания единого целого, чего не было в императорских театрах, там каждый работал по отдельности.

Так, в Частной опере Мамонтова работали выдающиеся художники:

  • В. Д. Поленов ("Русалка" Даргомыжского, 1896, "Орфей" Глюка, 1897, "Фауст" Гуно, 1897, "Борис Годунов" Мусоргского, 1898, "Орлеанская дева" Чайковского, 1899 и др.),
  • В. Васнецов ("Снегурочка" Римского-Корсакова, 1885, "Чародейка" Чайковского, костюм Фарлафа для Шаляпина к опере "Руслан и Людмила", 1900),
  • А. М. Васнецов ("Иван Сусанин" Глинки, 1896, "Хованщина" Мусоргского, 1897),
  • М. А. Врубель ("Тангейзер" Вагнера, "Ася" Ипполитова-Иванова, "Кавказкий пленник" Кюи, "Чародейка", "Мазепа", "Пиковая дама" Чайковского, "Рогнеда" А. Серова, "Снегурочка", "Садко", "сказка о царе Салтане", "Моцарт и Сальери", "Царская невеста" Римского-Корсакова),
  • В. Серов ("Юдифь" и "Рогнеда" (совместно с Коровиным и Врубелем) отца А. Серова),
  • К. Коровин ("Псковитянка", "Фауст", "Князь Игорь, "Садко" (совместно с И. А. Малютиным и Врубелем)).

Пргрессивные поиски Мамонтовской оперы сказались на общей обстановке в музыкальных театрах. В последние годы XIX в. намечается прогресс в работе императорских театров во главе с В. А. Теляковским, который привлек для работы в театрах лучшие силы современного искусства. К. Коровин становится главным художником Мариинского театра, Головин — Александринского. В императорские театры приглашается Ф. И. Шаляпин. Теляковский привлек новых режиссеров, среди которых был и Мейерхольд, балетмейстера М. М. Фокина и многие др. Помпезность старых спектаклей сменилась достоверностью. Спектакли получались праздничными и яркими, но рутинеры роптали, они сожалели о ушедшей в прошлое торжественной помпезности, веками бытовавшей в императорских театрах. Постепенно новые завоевания становились достоянием многих деятелей театра.

Конкуренцию императорским театрам создавала Частная опера С. И. Зимина, которая возникла в Москве в 1904 г. на основе остатков оперы Мамонтова после финансового краха ее руководителя. Она стала наследницей традиций Мамонтовской оперы. В этом театре работали талантливые художники:

  • Ф. Ф. Федоровский ("Кармен" Бизе, 1907, "Демон" Рубинштейна, 1908, "Орестея" Танеева, 1915, "Пиковая дама", 1910, "Евгений Онегин", 1912, Чайковского, "Тристан и Изольда" Вагнера, 1916, "Снегурочка", 1908, "Садко", 1909, "Хованщина", 1913, "Чародейка, 1913, "Иван Сусанин", 1914),
  • А. М. Васнецов ("Опричник" Чайковского, 1911, "Царская невеста" Римского-Корсакова, 1912),
  • И. Я. Билибин ("Золотой петушок", Римского-Корсакова, 1909, "Аскольдова могила" Верстовского, 1914 и др.),
  • П. П. Кончаловский ("Купец Калашников" Рубинштейна, 1912, "Дон Жуан" Моцарта, 1913, "Дни нашей жизни" Глуховцева, 1914).

Видно, что музыкальный театр, не смотря на сопротивление определенных кругов, находился в прогрессивном поиске и развивался, наполняя столичную жизнь праздничными представлениями.

Через музыкальный театр произошло всемирное признание русского искусства. Это произошло благодаря неутомимой организационной деятельности Сергея Павловича Дягилева, который в течении нескольких лет (1907—1913) устраивал фуроры в Париже и сделал всемирно известными замечательных художников Бенуа и Бакста, Ларионова и Гончарову, балетмейстера Михаила Фокина, артистов балета А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского, И. Рубинштейн, певца Ф. И. Шаляпина и др.

В 1907 г. он организовал серию из 5 концертов русской музыки. Программы были составлены из произведений самых разных композиторов от Глинки, Бородина, Балакирева, Мусоргского, до Римского-Корсакова и Скрябина. До этих концертов русская музыка для французов означала только два имени: Чайковский и Рубинштейн. Скрябин и Рахманинов на этих концертах выступали как пианисты, а дирижерами были Римский-Корсаков, Глазунов. Успех был полный. В следующем сезоне он привез Русскую оперу, представив "Бориса Годунова" и "Ивана Грозного" с Шаляпиным, Смирновым, Липковским и Баклановым буквально онемевшему Западу.

Сезон 1909 г. парижская публика уже лихорадочно ждала. В этом сезоне был показан русский балет "Павильон Артемиды", пляски из "Князя Игоря", "Шопениана" и др. Столица искусства была покорена. В рамках "русских сезонов" западная публика увидела многие замечательные постановки, где усилия композиторов, художников и исполнителей переплетались в единый ансамбль, результатом деятельности которого были великолепные спектакли:

  • "Клеопатра" Аренского,
  • "Шехерезада" Римского-Корсакова,
  • "Нарцисс" Черепнина,
  • "Тамара" Балакирева,
  • "Дафнис и Хлоя" Равеля,
  • "Бабочки" и "Карнавал" Шумана, оформленные художником Л. С. Бакстом,
  • "Сильфиды" Шопениана, 1909,
  • "Жизель" Адана, 1910,
  • "Петрушка" Стравинского, 1911,
  • "Празднества" Дебюсси, 1912,
  • опера "Соловей" Стравинского, 1914, оформленные Бенуа,
  • "Весна священная" Стравинского, 1911,
  • опера "Князь Игорь" Бородина, оформленные Н. Рерихом,
  • "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1914, оформленный Н. С. Гончаровой.

Это был триумф русского искусства, это был его великий взлет.

Великие певцы

Федор Иванович Шаляпин (1873—1938)

Завершая разговор о музыке, скажем несколько слов о великих певцах. Первый среди них — Федор Иванович Шаляпин (1873—1938). Всемирно известный певец, обладающий уникальным голосом (бас) родился в Казани в доме купца П. Д. Лисицына 1 февраля 1873 г. Отец Иван Яковлевич и мать Евдокия Михайловна, урожденная Прозорова, были из государственных крестьян Вятской губернии. Из-за частых переездов родителей Федор не имел постоянного обучения в школе. Грамота давалась ему легко, поэтому учился небрежно, лениво. Остановившись в Казани, в конце концов, в 1882 г. отец его отдает в ученье сапожнику Н. Тонкову, но из-за скарлатины и тут он не проучился долго. В 13 лет Шаляпин посещал драматические и оперные спектакли в Городском театре. Позже участвовал в хоре мальчиков в опере "Пророк" Мейербера в Казанском городском театре.

В 1887 г. в составе хора оперной труппы Городского театра он пел на панихиде по случаю 50-летия кончины А. С. Пушкина. Так начиналась карьера гения русской оперы. В Москве Шаляпин пел в Частной опере Мамонтова, открывшейся в 1885 г., а с 1899 г. Федор Иванович стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. Шаляпин обладал не только уникальным голосом, он был замечательным артистом. Творческие замыслы его обычно были глубже и шире того, что могло предложить ему либретто, поэтому созданные им образы так масштабны, уникальны и неповторимы.

По жизни Шаляпин был непростой, но широкой натурой. Двери его дома всегда были открыты для людей искусства — художников, писателей, музыкантов, артистов. Художники В. Серов и К. Коровин были ближайшими друзьями певца. Он любил наблюдать за их работой, внимательно слушал их разговоры, как-будто учился у них.

Всю свою жизнь Шаляпин поднимался к вершинам искусства. Он искусно мог гримироваться, замечательно носить театральный костюм, вносил необходимые детали, добиваясь максимального эффекта. Как оперный артист Шаляпин не имел себе равных. Созданные им образы Сусанина и Грозного, Мефистофеля и Бориса Годунова, Дон Кихота и Демона, Дон Базилио и Сальери и многие другие вошли в сокровищницу совершеннейших творений мирового искусства. В 1909 г. Шаляпин был избран почетным членом Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества.

Талант Шаляпина был разнопланов, он играл на рояле, на скрипке, виолончели, на репетициях иногда выполнял роль дирижера, а в 1917 г. выступил даже как композитор. Зная английский, французский и итальянский языки, Шаляпин выступал и как переводчик. Хорошо рисовал, был живописцем, графиком и скульптором.

У Шаляпина была большая семья (10 детей), был большой гостеприимный дом, который пришлось оставить после Октябрьской революции 1917 г. Живя за границей, Шаляпин неустанно трудился, чтобы обеспечивать семью. Как говорил сам Шаляпин, он трижды сколачивал капитал. В России, потом за границей, но разорился, так как деньги перевел в американские бумаги, которые во времена кризиса потеряли всякую ценность. Живя за границей, он не рвал связи с родиной, не раз собирался приехать, но из-за организованной антишаляпинской шумихи в СССР не сделал этого. Живя за границей, гастролируя по всему земному шару, Шаляпин ощущал себя посланцем русского искусства, служил его славе преданно и страстно (это было особенно важно, когда молодая Советская республика не признавалась ведущими державами; в компании клеветы против СССР Шаляпин проехал из конца в конец США и весь мир). Во всех уголках планеты имя Шаляпина было и остается синонимом артистического совершенства и вместе с тем олицетворением безграничного таланта русского народа. Не будучи капиталистом и банкиром, он активно участвовал в благотворительности.

Еще до революции на свои деньги Ф. И. Шаляпин построил в деревне Александровка Нижегородского уезда школу для крестьянских детей и ежегодно высылал в ее адрес по 900—1000 рублей. 2 декабря 1911 г. он отдал 16500 рублей на помощь голодавшим России. Во время 1-й мировой войны Шаляпин создал и содержал на свои средства госпиталь для раненых российских солдат. В 1921 г., за границей, он дал огромный сольный концерт, весь сбор с которого переслал для пострадавших от жестокого голода в Поволжье. Это лишь малая толика подобных фактов.

М. Горький о нем сказал: "Федор Шаляпин — лицо символическое... Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ!" Умер великий певец в Париже 12 апреля 1938 г., на похороны 18 апреля собрался почти весь "русский Париж". В послевоенные годы было установлено постоянное надгробие — русский православный крест из серого гранита, на могильной плите была высечена надпись: Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли Русской. А 29 октября 1984 г. на Новодевичьем кладбище в Москве состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!