Комплекс мужского костюма на вторую половину XIV в. - начало XV века.

Методические указания по реконструкции средневекового западноевропейского костюма рубежа 14-15 веков для вступления в Клуб исторической реконструкции «Рось».

Выбор материала

Используйте только НАТУРАЛЬНЫЕ ткани.

1) Требования к льняной ткани:

- ткань не должна тянуться. Продавцы в магазинах могут не указывать на этикетке, что данная ткань является стрейчем, однако именно стрейч наиболее популярен в современных магазинах. Начинающий реконструктор должен помнить, что для льняной ткани эластичность нитей не свойственна. Поэтому при выборе недостаточно просто оценить внешний вид и состав на ярлыке (лен всегда должен быть 100%), но и следует растянуть ткань в стороны и к низу. Если растягивается и стягивается, когда отпускаете – это стрейч. Он содержит (независимо от указаний на этикетке) определенное количество эластана, синтетического волокна, которое и дает стрейч-эффект. При пошиве из такой ткани предметов исторического костюма вероятны нежелательные эффекты в виде растяжек, стяжек, «пузырей» и т.д. Не используйте лен-стрейч.

 

- ткань не должна иметь просветов между нитями, не должна быть рыхлой. Но, к сожалению, современная льняная ткань часто в разы более рыхлая и неплотная по сравнению с историческими образцами, имеет непропряды. Чтобы сделать современный лен более плотным, без просветов –стоит по возможности брать лен поплотнее и поровнее и стирать при 90°С в стиральной машине с ополаскивателем, чтобы лен дал максимальную усадку.

 

- льняная ткань очень плохо окрашивается недорогими натуральными красителями в отличие от шерстяной, плохо впитывает в себя краситель. Поэтому любая льняная ткань, имеющая насыщенную или темную окраску, сама по себе является материалом, годным только на подкладку достаточно зажиточного и статусного костюма, т.к. подразумевает аналог окрашивания дорогими в Средние века красителями и протравами. Нельзя использовать яркие насыщенные, темные цвета льняной ткани, если вы не собираетесь в ближайшее время обзаводиться аксессуарами, подчеркивающими статус богатого горожанина или знатного человека. В любом случае, первый костюм должен быть доступным и простым. Поэтому откажитесь при реконструкции своего первого костюма от использования ярко-зеленого, ярко-синего, черного, ярко-фиолетового, бордового, малинового льна. Таким образом, лен должен быть либо белого цвета, либо спокойных, неброских, пастельных, бледных оттенков. В Средние века лен вообще редко красился. Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.

 

- льняная ткань должна быть однородной, без вышивки, блесток, металлизированных нитей. Однако допускается применение смесовых натуральных тканей, например, шелк-лен.

 

- лен всегда полотняного переплетения. Габардин, т.н. «гобеленовая ткань», ткань с объемным рисунком и т.д. не историчны и не допускаются. Единственная историческая узорная льняная ткань «диапер» в современности не производится.

 

Примеры льняной ткани полотняного переплетения, рекомендуемые для использования в реконструкции средневекового костюма:

- независимо от плотности льняной ткани её НЕОБХОДИМО постирать перед раскроем и шитьем. Можно просто ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны. В противном случае, если вы этого не сделаете, уже сшитое изделие даст непредсказуемую усадку, и вещь может деформироваться либо просто стать слишком маленькой. Поэтому и покупать льняную ткань всегда следует с запасом около 10 см. в длину.

 

2) Требования к шерстяной ткани:

- ткань необходимо рассмотреть с обоих сторон – как с внешней, так и с изнанки. Недопустимо использование современной трикотажной ткани! Например, начинающего реконструктора может привлечь составом, относительной дешевизной и грубоватым видом шерстяная ткань под названием «лоден», однако это как раз и есть трикотажная ткань, что всегда видно, если рассмотреть её изнаночную сторону.

 

 

тянется

Трикотажная ткань сильно растягивается в стороны, и расползается при разрыве даже одной нити в полотне.

Недопустимо также использовать шерстяные ткани типа «букле» (поверхность образована петлями, часто большими и грубыми). Это также сугубо современная «фактурная» ткань, не имеющая исторических аналогов.

- именно с названиями на ярлыках шерстяной ткани чаще всего происходит путаница. В одной и той же сети магазинов тканей, и даже в одном и том же магазине могут указываться абсолютно разные составы и названия одной и той же ткани. Допустим, в одном магазине вы увидите на ткани состав 100% шерсть, в другом 87 % шерсть, в третьем 50 % шерсть. А в итоге это может оказаться как полностью натуральная шерстяная ткань, так и полностью синтетическая ткань. В современной России нет контроллеров данного вопроса, и продавцы часто пишут наугад. Если у вас возникли сомнения касательно натуральности ткани, выдерните из среза данной ткани несколько нитей. Затем подожгите кончик у каждой нити поочередно и тут же потушите. Шерсть при горении сильно пахнет паленым волосом, после тушения образуется слегка (совсем чуть-чуть) оплавленный кончик, который легко растирается между пальцами полностью. Если запах будет химическим, а оплавленная часть жесткая и не растирается в золу, это синтетика. Если все выдернутые ткани окажутся шерстяными, смело покупайте ткань несмотря на ярлык. На название ткани внимание не обращайте. Сукном например сейчас часто называют тонкую шерстяную ткань полотняного переплетения, а вот настоящее сукно могут назвать и драпом, и кашемиром, и просто пальтовой или костюмной тканью, как будет угодно продавцам.

 

- историчны и рекомендуются к использованию все виды шерстяной тани саржевого переплетения, полотняного переплетения и сукно – как отдельный подвид.

Примеры.

Саржевое переплетение, виды:

А) «елочка»

 

б) «ромб» или «бриллиантовое переплетение»

 

в) простая саржа

г) саржа-диагональ

 

Полотняное переплетение, виды:

 

Именно ткань полотняного переплетения попадается иногда как смесовая со льном или с шелком, что является абсолютно допустимым вариантом историчной ткани, но не часто встречается в современных магазинах:

лен-шерсть

 

 

шелк-шерсть

 

Сукно.

Сукно это шерстяная ткань с плотно сваленным ворсом, переплетение её очень трудно разглядеть (это также должно быть саржевое или полотняное переплетение). Поверхность ткани выглядит гладкой и однородной. В Средние века такую ткань делали в цехах, на специальных сукновальных мельницах. Чем более гладкая, ровная и мягкая ткань, тем она дороже. Чем грубее и неровнее ворс, тем больше она подходит для бедного костюма.

 

- шерстяная ткань может иметь рисунок в виде несложной полоски и квадратов, если это ткань полотняного переплетения, или нити различной окраски, если это саржа или полотняное переплетение, однако сукно не должно иметь никакого рисунка.

 

- шерстяную ткань также перед раскроем необходимо декотировать (усадить) путем стирки или обработки горячим паром. Помните: не рекомендуется применять при стирке ткани животного происхождения (шерсти и шелка) обычный стиральный порошок, т.к. он частично разрушает белок в волокнах. Рекомендуется брать горчичный порошок, или специализированный порошок или гель для стирки шерстяных и шелковых изделий.

 

- цвета шерстяных тканей могут быть различными, в том числе и достаточно яркими и насыщенными. Однако нельзя брать чересчур неестественные, «кислотные» цвета.

 

3) Требования к шелковой ткани:

Требования к шелковой ткани аналогичны требованиям к шерстяной ткани: не допускаются «кислотные» цвета, возможно использовать полотняное и саржевое переплетение, а также атлас (гладкая блестящая поверхность) и тафту (особый жесткий тип шелковой ткани, с переливом за счет уточных и долевых нитей разного цвета).

Атлас:

Тафта:

 

 

    При поджигании шелковая нить также должна пахнуть паленым волосом (или паленым пером), но ни в коем случае не жженой бумагой! Если при сгорании присутствует запах горящей бумаги, а нить моментально превращается в легкий пепел (также похожий на пепел от бумаги), перед вами вискоза, недопустимо использовать ткань из вискозы в историческом костюме, также как и ткань из полиэстера (при сжигании полиэстерового волокна, нить оплавляется, размягчается и сильно пахнет химически, похоже на оплавляемый целлофан). Это синтетические волокна, производство которых связано с химической промышленностью новейшего времени. Костюмы из вискозы и полиэстера не допускаются на мероприятия исторической реконструкции.

 

Общие рекомендации по ткани:

- Ткань представляет собой переплетение долевых нитей (основных), идущих вдоль кромки, и поперечных (уточных). Направление нити в ткани можно определить по растяжению и по звуку: по долевой нити ткань труднее поддается растяжению, а при подергивании ткани по долевой нити звук будет более отчетливый, по поперечной - приглушенный.Выкройки необходимо располагать только долевой нити, в противном случае, после того, как изделие уже будет сшито, оно деформируется от любого натяжения. Исключение – шоссы. Данная деталь костюма кроится по диагонали (по косой), так как шоссы должны облегать ногу максимально плотно.Любую ткань необходимо утюжить только по долевой нити.

- Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы.

- У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.

- При раскрое необходимо учитывать свойства ткани: скользящую сколоть булавками, а если она сыпучая - увеличить припуск на швы и запасы и обязательно обметать срезы - обрезные края деталей. Из тканей с рыхлым переплетением нитей не рекомендуется шить сильно прилегающие изделия. Да и вообще не рекомендуется шить из тканей рыхлого переплетения историческую одежду.

- Разместив на ткани все детали выкройки, нужно приколоть их булавками, обвести контурные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. и примерно по 3 см. по сторонам вшивных клиньев.

 

                                                  Цвета

Не злоупотребляйте каким-либо одним цветом в костюме, старайтесь шить разные предметы костюма разных цветов. Так, запрещается шить костюм только из ткани черного, серого или желтого цветов. Отдельные элементы можно, но не весь костюм!

 

Запрещаются цвета, которые отсутствуют на изобразительных источниках и на сохранившихся вещах выбранной эпохи (например, т.н.«кислотные», как на образце ниже)

 

 

                                              Типы швов.

Рекомендуется ручной пошив даже своего первого костюма, но скрытые швы можно выполнить на машинке.

Типы швов по находкам в североевропейской средневековой археологии:

На 14 век вы уже вполне можете использовать и шов «назад иголка» в качестве соединительного.

Обработка краёв:

Ни в коем случае не используйте в качестве обработки внешнего края машинный оверлок!

Примечание: если сукно очень сильно плотное и абсолютно не осыпается, вы можете не обрабатывать края фестонов*.

* Фестоны декоративное оформление краев одежды и доспеха различными зубцами, модное в рассматриваемый период.

               

Пример: фестоны на рукавах упелянда.     Фестоны по нижнему краю котарди.

Германия, Франкфурт, 1420-1425 годы.                       Германия, Ганновер, начало 15 века.    

Обувь вам придётся шить вручную полностью.

 Типы швов для пошива обуви:

 

 

 

 

Комплекс мужского костюма на вторую половину XIV в. - начало XV века.

1) Брэ.

Шьется из белого льна. Перед пошивом обязательно постирайте и прогладьте купленную ткань! Лён имеет неприятную особенность «садиться», то есть ваша одежда после пошива может уменьшится в размерах под воздействием влаги.

 Длина до колен или чуть выше.

Крой:

    

Ластовицу можно делать ромбовидную, а можно и веретенообразную, без углов в ширину. Так брэ будут лучше сидеть.

 

Собираются на кулиску* при помощи гашника (шнурка). Шнурок для начала может быть кожаным, плетённым (можно использовать готовые плетёные льняные шнуры, продающиеся в магазинах тканей, если найдёте таковые), из той же ткани, что и сами брэ (полоска, сложенная вдвое, прошитая вдоль), обычная бечевка. Резинки не использовать! ) Самый верный вариант – если вы сразу освоите историчную технику плетения шнура на пальцах fingerloop, техника несложная, но шнур в такой технике должен быть сплетен из толстых нитей натурального шелка, т.к. шнуры пригодятся вам и в дальнейшем.

К концу 14 века в связи с появлением сшивных шосс (см. далее по тексту) брэ становятся более обтягивающими и значительно укорачиваются.

___________________________________________________________________________

*Кулиска – это когда сверху оставляется дополнительная длина для подворота, затем соответственно подворачивается, аккуратно краем пришивается и в образовавшийся проход протягивается шнур. Система та же, что и при протягивании резинки в современных мужских трусах.(прим. для начинающих)

2) Камиза (шемиза).

Исподнее, нижняя рубаха. Также шьется из белого льна. Длина рубашки – короткая, выше колена (зависит от длины коттарди, см. далее), рукава длинные, к низу слегка зауженные (но чтобы свободно проходила ладонь), либо до локтя, прямые. Рубашка расклешенная, за счет клиньев, которые вшиваются в боковые швы (от талии или сразу от подмышек). Можно не вставлять клинья, если камиза очень короткая, а оставить небольшие разрезы по бокам, но не более 10-15 см. Перед и спинка могут быть единым куском, а могут и сшиваться на плечах. Горловина округлая, чтобы свободно пролезала голова, может иметь небольшой разрез. Под мышкой ластовица* (можно и без неё, если рукав очень свободный в пройме и перпендикулярно поставлен по отношению к телу, но все равно велик шанс, что порвётся быстрее). Шов рукава снизу. Рукав кроится как трапеция.

 

   Варианты кроя проймы**:

 

 

Клинья имеют чуть закруглённый низ, т.е. ось треугольника равна каждой из сторон. Впрочем, вы можете кроить их и как простые треугольники, а уже после того как сошьёте, обрезать лишние кусочки внизу. Шить начинайте сверху вниз.

 

* Ромбовидная вставка

** Так называется место, куда вшивается рукав. (прим. для начинающих)                

 3) Котарди и пурпуэн.

Детали костюма аналогичной функции – куртки, одеваемые только поверх нижней, исподней рубашки.

Котарди – это облегающая длиннорукавная одежда, одеваемая на камизу. В рассматриваемый период имеет много вариаций отделки и компоновки цветовой гаммы. Типичная длина – где-то до колена.

 Пурпуэн (он же дублет или жиппон) отличается более высокой степенью прилегания за счет отрезного по талии кроя и общей длиной – он короче, чем котарди.

Рукава узкие, могут застегиваться на пуговицы либо шнуроваться. Для Италии характерен вариант пурпуэна «фарсетто», где рукав состоит из двух частей – верхняя до локтя широкая присборенная, и нижняя облегающая.

Шить лучше из шерстяной ткани с льняной подкладкой (подкладка, если ткань очень плотная, необязательна). Компоновка цвета может быть различная, например одна половина одного, а вторая - другого цвета (как горизонтально, так и вертикально). Такое сочетание называется мипарти.

Примерный крой котарди:

 

 Варианты кроя пурпуэнов:

а) с обычным рукавом

б) с рукавом «гранд асьет» (более свободный ход руки, идеальная форма для боевого поддоспешного пурпуэна)

 

 

Как делать шаровидные пуговицы (вовнутрь пуговки кладётся свёрнутый кусочек плотной ткани или войлока*):

Как обметывать петли:

 

 

 

 

 

 

 

* В рассматриваемый период использовались, например, очёски шерсти. Аналогичным способом изготавливались плоские пуговицы – внутрь закладывались деревянные кружочки.

 

 4) Шоссы.

Шоссы – это чулки, которые в Средневековой Европе носили и мужчины и женщины. Шоссы бывают раздельные и сшивные.Внимание! если вы используете короткую одежду (короткий пурпуэн), без верхней длинной одежды (упелянд, гоун) либо планируете выходить на соревнования по историческим средневековым боям в рыцарском доспехе, НЕ ВЕРНО использовать раздельные шоссы. Сверкать нижним бельем – привилегия простолюдинов, но не воинского сословия. Однако раздельные шоссы проще изготовить, поэтому рекомендуется запланировать сразу две пары – одну для вступления в клуб и повседневной носки под длинную одежду, вторую – под доспех и короткую одежду.

 

Шить шоссы лучше из тонкой мягкой шерсти.

Крой:

Иной вариант:

Шов всегда располагается сзади.

 

 

Картинка-реконструкция: способ крепления шосс к гашнику.

На мужчине одеты:

- каль(койф) – чепец, надеваемый во время работы чтобы не мешали волосы. А также под некоторые формы головных уборов);

-брэ;

-раздельные шоссы.

 

Фрагмент миниатюры из Венгерских иллюстрированных хроник 1360 года.

При желании возможно также изготовление сшивных шосс, уже появляющихся во второй половине 14 века и крепящихся непосредственно к котарди, пурпуэну или дублету.

Имейте в виду, шоссы должны быть низко посажены по бедрам, высокие – это уже 16 век!

 

 

Плащ.

Плащ нужно шить из плотной толстой шерсти. Желательно поставить его на подкладку из льна или тоже шерстяную, или шелковую. Но можно обойтись и без подкладки.

Два обязательных условия:

1)полукруглая форма

2)как минимум, из двух кусков ткани (предпочтительнее, из горизонтальных полос).

Вот чертёж найденного плаща 14 века (Бокстен):

 

На чертеже мы видим, каков крой плаща бедного человека. Чем богаче человек, тем более цельным может быть крой.

Длина плаща различная – самый короткий до пояса и застегивается на плече пуговицами, самый длинный – до пят (однако смотрите, чтобы было удобно ходить, не наступая на края и не пачкая, слишком длинным его делать не стоит).

 

В 14 веке, как и позже, горловина плаща могла соединяться при помощи:

1)шнура;

2)нескольких пуговиц;

3)металлической броши-фибулы.

 

Принцип первого способа прост: проделываем отверстия, обмётываем их и продеваем шнур достаточной длины для удобства регулировки. В качестве примера приведу миниатюру 14 века из Британской библиотеки, на которой это видно.

 

 

Бытовали и иные способы продевания шнура:

(манускрипт Часослов 1414-1423 гг.,Франция)

 

Второй способ:

Итальянский манускрипт, конец 14 века.

 

 

Часто носится со смещением на плечо:

Италия, рубеж 14-15 веков.

Хроники Франции, конец 14 века

Как видим, количество пуговиц может быть различным, от трех до девяти (возможно, и больше).

Пример третьего варианта, крепление шнура брошами:

Германия, Кельн, 1401-1415 года

 6) Обувь.

Вариантов кроя много, так как в настоящее время найдено множество археологических находок обуви, от открытых туфель с прорезями до очень высоких, почти до паха, сапог.

 

Шить средневековую обувь можно только из натуральной кожи, толстой льняной нитью, желательно, с последующим вощением пчелиным воском.

Наиболее типичная форма туфель по манускриптам - пулены:

Данная форма туфель шьётся из трёх частей: подошва, задник и передняя часть.

 

 

А это чертёж туфель, найденных в Бокстенском болоте и относящихся приблизительно к 1350г.:

 

Разрез стягивается шнурком.

 

Также можно применить и такой вариант кроя (верх кроится из одного куска):

       

Следует заметить, что по изобразительным источникам такой вариант обуви носился повсеместно в Европе с 1250 по 1500 гг..

Подошва может шиться и в один слой. Вопреки опасениям, она не перетирается (проверено на собственном опыте), однако у некоторых вызывает дискомфорт при ходьбе.

 

 

И, наконец, высокие ботинки:

Середина 14 века                                                                    1375-1400 гг.

 

Кошелёк.

Можно сделать как стягиваемый шнуром, из льна(украшенного вышивкой), шелка или тонкой кожи, так и фасолевидную кожаную сумочку. Первое – омоньер - одинаково могло носиться и женщинами, и мужчинами, второе – исключительно мужской атрибут. Существовали и другие формы кошельков, но мы не будем их здесь рассматривать ввиду того, что они, как правило, требуют дополнительных литых элементов декора.

Примеры стягиваемых шнуром кошельков из археологии:

 

Крой фасолевидной мужской сумки:

 

Пример реконструкции фасолевидной сумки от Хоквуда (Санкт-Петербург, клуб Белый отряд):

 

8)Пояс.

Пояс желательно делать из толстой гибкой кожи (возможен вариант и однотонного тканного из шелковых нитей на дощечках или бердо, но в силу того, что материал нужно заказывать отдельно из других стран, для первого комплекса не рекомендуется в силу долговременности, притом следует учесть, что шелковый пояс также должен иметь поясной набор, как и пояс из кожи), с бронзовым, серебряным, или, для начала при первом самостоятельном литье, оловянным набором. На данный период варианты поясных пряжек, хвостовиков и накладок найдены в большом количестве, я приведу лишь некоторые из простых примеров. 

 Примеры поясных пряжек,14 век

 

Охвостье на ремень, 14-15 вв.

 

Возможно (и приветствуется) украшение пояса металлическими накладками.

Пример:

 Пояс принадлежал Friedrichs von Greifenstein,1386 год

 

Желаю успеха!

И.В.Марющенко


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!