Национальный вопрос во Франции.



Французы составляют 86 % населения страны, тогда как остальное приходится на другие этнические группы.

Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы (1,3 млн.) на северо-востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы (1 млн.) на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы (300 тыс.) на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы (100 тыс.) на крайнем севере страны, использующие фламандский язык, близкий к голландскому. Кроме того, это баски (130 тыс.) и каталонцы (200 тыс.), живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение. Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которая в 1768 г. была передана Генуей Франции за долги.

В 1976 г. был создан Фронт национального освобождения Корсики, который начал террористическую деятельность в борьбе за независимость острова. В 2001 г. французский парламент решил предоставить Корсике ограниченную автономию. Но окончательно вопрос до сих пор не решен.

Борьба Квебека за независимость

Население Канады поделено на две многочисленные группы: англо-канадцы и франко-канадцы. Противостояние англичан и французских жителей провинции началось еще в середине XVIII века, когда после окончания Семилетней войны Франция лишилась своей колонии в Канаде. После победы англичан часть выживших франко-канадцев загнали в Нижнюю Канаду, которую переименовали в Квебек.

К завоеванному населению захватчики относились как к людям второго сорта: запрещали пользоваться французским языком, соблюдать национальные обычаи. Со временем положение франко-канадцев улучшилось, французский язык даже стал вторым государственным. Между тем, конфликты бытового характера между франко- и англоговорящим населением Канады продолжалось вплоть до конца 50-х годов ХХ века, когда франко-канадцы заявили о своих правах на Квебек. Формально главой Канады до сих пор остаётся английская королева, что раздражает франко-канадцев.

Массовое и организованное сепаратистское движение в провинции началось в 1960 году. Тогда, пришедшее к власти в Квебеке правительство Жана Лесажа, пообещало «сделать франко-канадцев хозяевами на своей земле». За время его пребывания на посту квебекского премьера, в провинции были проведены важные социальные преобразования. предпринят ряд успешных шагов в направлении ограничения власти центра.

В те же годы в Квебеке действовали и радикальные движения, ставившие своей целью полное отделение Квебека от Канады и строительство самостоятельного государства. На такой позиции стояла и стоит сегодня Квебекская партия («Парти Квебекуа», ПК) и «Фронт Освобождения Квебека» (французская аббревиатура - ФЛК), который в начале 70-х годов попытался перейти к тактике террора. Однако большинство франко-канадцев его осудило. ФЛК полностью потерял народную поддержку, и большинство сепаратистов сплотились вокруг ПК. После ее победы на выборах в Квебеке в 1980 году состоялся референдум о независимости провинции. Тогда, идею выхода из состава Канады поддержали лишь 40% голосовавших. Второй и на сегодняшний день последний референдум прошел в 1995 году. Тогда, лишь доли процента решили исход народного голосования: 49,4% голосов были отданы за независимость Квебека. 50,6% квебекцев проголосовали против выхода из состава Канады. Таким образом, референдумы не привели к отделению Квебека, но позволили провинции добиться значительной автономии в решении как внутренних, так и некоторых внешних (иммиграция) вопросов.

Состоявшиеся в 2007 г. очередные парламентские выборы в Квебеке показали, что сепаратисты по их итогам заняли лишь третье место. Причины поражения партии, как отмечают эксперты, кроются не только в кризисе идеологии движения, но и многочисленных экономических трудностях, стоящих перед провинцией. Помимо этого, известно, что франко-канадская среда не принимает не только иммигрантов-нефранцузов, но и французов из Франции. Поэтому большинство переехавших в Квебек людей не разделяют стремление к независимости и выступают за тесный союз с Канадой.

Расовые конфликты в США

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения.

В результате массовых походов и демонстраций против расовой дискриминации, получивших название «рейдов свободы», вызвавших ответную волну антинегритянского террора, в 1964 г . был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное население добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы «афроамериканцы» стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, зарабатывают меньше, чаще сидят в тюрьме, чаще бывают безработными, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию, в стремлении обособиться от белых по причине их неискоренимого расизма, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканского происхождения - чиканос. За последнюю четверть века США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени окончания первой мировой войны массовой иммиграции. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число осевших нелегалов не поддается точным подсчетам, но также измеряется миллионами. Поэтому расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов" (китайских общин), куда "стопроцентному" американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.).

Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2. На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3. Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4. Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!