Религиозные организации в иудаизме

История иудаизма

Иудаизм называют национальной религией евреев, формирование которой началось задолго до XIII века, когда кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен мало чем отличались от верований других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Это тотемистические, анимистические, магические верования и обряды. Религиозно-культовая система того времени носила ярко выраженный политеистический характер и, лишь начиная с XIII века до н.э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины, и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. У еврейского народа Богом становится бог Яхве (Иегова).

Эпоха первого храма.

Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета, установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израильских племен и их религиозным единством. Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 - 928 года до н.э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти. Однако многобожие просуществовало у евреев еще несколько столетий.

Эпоха «вавилонского плена».

В 586г. до н.э. Иудея была захвачена вавилонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского плена иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение. Возглавил это движение Моисей.

Согласно библейскому повествованию. Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз – «завет». Этот завет содержит два ключевых положения. Первое – евреи обязаны признать, что бог Яхве – это не просто один из богов, это единственный бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе – еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока остается ему верным.

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма.

Эпоха Второго храма.

Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие «писцов» - софрим - толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон.

Завоевание Палестины в 322г. до н.э. Александром Македонским привело ко второму, наиболее значительному, расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. В период расселения создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.

Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 – 164 г.г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского, был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения - Ханукка.

Освободившись от греческого ига, Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания («избиение младенцев») и связывается с именем Иисуса Христа. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 – 26н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66– 73 н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.

В это время, помимо канонизированного Письменного Закона - Торы, развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.

 

Наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того завета, который дал Бог на горе Синае пророку Моисею («Исход», «Второзаконие»). Этот завет представляет из себя 10 заповедей – религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им;

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно;

4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой - субботу - посвяти Господу своему……

5. Почитай отца твоего и мать твою;

6. Не убивай;

7. Не прелюбодействуй;

8. Не кради;

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего…

 

    Выделение основных философских принципов иудаизма облегчается тем обстоятельством, что в 12 веке еврейский мыслитель Моисей Маймонид выделил 13 постулатов иудейской веры в своем комментарии к Мишне. Вкратце их можно представить так:

    1. иудаизм предполагает веру в единственного Бога (монотеизм);

    2. предполагается, что Бог сотворил мир (креационизм);

    3. Бог нематериален и не имеет никакого внешнего образа (трансцендентность Бога);

    4. Бог вечен и бесконечен;

    5. возносить хвалы и верить в какого-либо иного бога запрещается;

    6. иудаизм признает существование пророков;

    7. главным среди пророков является Моисей;

    8. текст Торы является священным, ибо это слово божье, переданное Моисею, абсолютный источник морали и прочих правил поведения иудея;

    9. по этой причине текст Торы является неизменным;

    10. существует божественное провидение, Бог знает все поступки и мысли людей;

    11. Бог справедлив и вершит суд, поощряя праведников (тех, кто соблюдает заповеди) и наказывая грешников;

    12. иудаизм предполагает приход Мессии — пророка-спасителя. Это будет потомок царя Давида, властитель, во время правления которого «перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои — на серпы» (Ветхий Завет)& Мессия может явиться в любой момент истории;

       13. в конце истории произойдет, по словам пророков, воскресение мертвых (эсхатологизм). Таким образом, в иудаизме, вероятно, впервые появляется не циклическое, как в религиях Древнего Востока и Греции, а линейное время.

 

    Однако этот список (адаптация текста Маймонида) не исчерпывает всех особенностей иудейской религии. Назовем некоторые другие:

    а) иудаизм предполагает избранность еврейского народа. «Религии откровения возникали и после Танаха, самая известная из них - ислам. Но ни одна из них не претендует на то, чтобы Откровение было дано целому народу», - отмечает Й.Бен-Шломо. Поскольку евреи — это избранный народ, призванный донести всем остальным слово божье, на них лежит особая ответственность и у них особая судьба. Свидетельством этому, с точки зрения еврейских теологов, являются многочисленные гонения евреев от древних времен до 20 века; отражается это и в повседневности иудея: ортодоксальный еврей подчиняется 613 заповедям, не евреи должны соблюдать только 7. Интересно также отметить, что народ обычно определяется через связь со своей землей. Таким образом, еврейский народ еще и в том отношении избран, что он всегда в пути к Сиону, из которого он был изгнан в незапамятные времена.

    б) антропология иудаизма: человек обладает двумя сущностями — материальной и духовной. Дело в том, что о сотворении человека в Торе говорится дважды: в первом варианте Бог сотворил человека «по своему образу и подобию», во втором — создал человека из земли и вдохнул в него жизнь. С одной стороны, человек — это не центр мироздания и не цель творения; с другой стороны, он является носителем божественных свойств. Их можно объединить в понятии «разум», поскольку Бог мыслится как абсолютно разумное существо. Любой человек — это образ Божий, но чем более развит разум, тем полнее воплощен в человеке этот образ.

    в) отношения человека и Бога являются персональными, это диалог. Таким образом, Бог в иудаизме мыслится также двояко: он одновременно и трансцендентен, и является личностью. Поэтому возможно обращение человека к Богу без какого-либо посредника.

    г) все люди перед Богом являются равными. Кто из людей более ценен для общества или истории, определить невозможно, поскольку каждый человек является образом Бога. Характерно, что в праве ортодоксальных евреев смертная казнь предусмотрена только за убийство, человеческая жизнь оказывается, таким образом, абсолютной ценностью. Высшее измерение человеческой жизни — мораль.

    д) признается свобода воли человека. Божественное провидение не тождественно предопределению. В этом также можно видеть божественность человека — и Бог, и человек способны принимать самостоятельные решения. Поскольку человек постоянно находится в ситуации выбора, его поступки имеют моральную нагрузку. Именно в силу того, что ему присуща свобода воли, человек может стать грешником. Он же несет за это ответственность.

    е) несмотря на учение о богоизбранности еврейского народа, в иудаизме нет института миссионерства и стремления обратить окружающих в свою веру. Дело в том, что к Богу может прийти каждый человек, это не зависит от вероисповедания, принадлежности к тому или иному народу и т. д. Строгое исполнение предписаний Торы предусматривается только для евреев.

     Знаменитый еврейский мудрец Хафец-Хаим (1838 – 1933гг.) подсчитал, что сегодня актуальны менее трёхсот заповедей. Существуют также заповеди, установленные Талмудом, которые помогают удержаться от греха. Например, в Торе написано: «не вари телёнка в молоке матери». Мудрецы же сказали, что нельзя ни только совмещать молоко и мясо, но и посуду, в которой готовят эти продукты, а также после съедения мясного не прикасаться к молочному как минимум 2 часа. Многие ортодоксальные евреи увеличивают этот промежуток до 6-8 часов. Законы, связанные с принятием пищи, называют законами кашрута. На первый взгляд, такие постановления могут показаться совершеннейшей ерундой, но это не так. Например, если хранить молоко рядом с мясом, то продукты быстрее портятся, что может привести к появлению микробов, а в дальнейшем и к эпидемии. Свинину же раньше не употребляли во всех восточных странах, это связано с тем, что даже вяленое мясо свиньи долго храниться при высоких температурах не может.

Следует также упомянуть о правилах соблюдения субботы (шабата). В Торе написано, что Бог сотворил землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо. Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шабата, то это приблизит пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким образом, шабат воспринимается как дар Божий Израилю, знак завета Бога с Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с ощущением Творца. Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шабатних молитва, читаемых, например, равином, на дополнительной службе, на дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которой начинается суббота:

 «…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым желанным из всех дней, в память сотворения мира».

Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду, накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.

Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела, добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шабата и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»). Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить: «Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне. После празднования читают шабатнюю молитву благодарения. Церемония завершения субботы носит название «Авдала» Читаются благословения над вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел наступающей недели, для других это способ продления праздника.

Религиозные организации в иудаизме

Долгое время в иудаизме ведущую роль играло жреческое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеивания (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога – собрание верующих, во главе с раввином (учителем).

Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога (молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители - раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, неотягощённые сложным и дорогостоящим ритуалом.

Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных мицвот, ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища (разрушение Второго Храма).

Иудаизм и современность

В настоящее время иудаизм является господствующей религией государства Израиль. Руководители религиозных общин – раввины находятся на государственной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, ведут воспитательную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Помимо Израиля, религиозные объединения иудеев функционируют во многих странах мира.

    Отношения между христианством и иудаизмом. Для начала следует кратко остановиться на сходствах. Иудеи и христиане признают одни и те же книги в качестве священных (выше сказано, что книги Торы включаются в христианские издания Ветхого Завета). Христианский канон по сути представляет собой Спетуагинту — греческий перевод еврейского текста, в который был добавлен ряд текстов, не признаваемых в иудаизме. Христианское и иудейское богослужение достаточно похожи, а почитание воскресного дня в христианстве исторически было намеренным переносом Шабата (священный в иудаизме субботний день) с целью размежевания двух религий. Отношение христианства к иудаизму, в целом, более негативное, чем наоборот. Официальное осуждение иудейства было осуществлено на первом Вселенском соборе в Никее (325 г.).

    Основных доктринальных различий между иудаизмом и христианством три:

    а) иудеи не приемлют догмат Первородного греха. Как отмечено выше, человек в иудаизме обладает свободой воли, потому грех является личным выбором. В христианстве даже живущий по заповедям человек не может не грешить, ибо на него «давит» масса греха, накопленная на протяжении истории человеческого рода;

    б) иудеи не считают Иисуса Христа спасителем. Моисей Маймонид прямо называл Иисуса злодеем, который выдал себя за Мессию. В иудейской традиции есть ряд произведений, которые изображают жизнь Христа сатирически.

    в) искупительная жертва Христа иудеями также не признается. Человек спасается самостоятельно путем праведных мыслей и поведения.

    Достаточно очевидна логическая связь приведенных пунктов: если человечество изначально не грешно (человек при рождении чист), то не может быть и искупительной жертвы. Если же кто-то из потомков царя Давида претендует на то, чтобы называться Мессией (любопытно, что по тексту Нового Завета сам Христос себя Мессией не называл), то должно быть проверено соответствие требованиям, описанным ветхозаветными пророками. Основной критерий дал пророк Исайя, чьи слова мы приводили выше в виде цитаты. С приходом Мессии должны прекратиться войны и начаться мировые социальные перемены. В истории иудаизма известны политические и религиозные деятели, которые объявляли себя Мессией, но, разумеется, никто не смог сыграть этой роли.

    В связи с мессианством в иудаизме можно сказать о таком явлении, как сионизм. Это идеология политического движения по репатриации евреев мира, которое привело к созданию в 1948 г. государства Израиль. Сионистское движение многими евреями понимается как начало мессианского процесса и подготовка к приходу помазанника.

    Еще некоторые отличия. Христианство считает Дьявола падшим ангелом, силой, противоборствующей Богу. В иудаизме такой силы нет. Бог творит как добро, так и то, что людьми воспринимается в качестве зла. Ветхий Завет, по мнению христиан, является устаревшим источником, с приходом Христа в мир был заключен Новый Завет со всем человечеством. Разумеется, христиане и иудеи кардинально расходятся в вопросе об исключительности еврейского народа: евреи действительно были избраны Богом, но выполнили свою историческую миссию. Также в христианстве к спасению ведет приверженность христовой вере, а не предписаниям Торы. Как считает Й.Бен-Шломо, последние два различия сыграли ключевую роль в овладении христианства миром.

 Заключение.

    Иудаизм не является мировой религией, доля исповедующих его среди населения Земли относительно невелика и составляет десятые доли процента. Тем не менее, поскольку иудаизм является предшественником христианства, наиболее распространенной и оказавшей наибольшее влияние на культуру из мировых религий, его историческая роль огромна. Многие особенности религиозной доктрины Танаха, например, представление о трансцендентном Боге и эсхатологическая проблематика, являются новшествами своего времени. Поскольку названное и многое другое присутствует и в христианском вероучении в качестве незыблемых постулатов, можно говорить о преемственности философских проблем иудаизма в христианстве.

 

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 565; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!