Ночной дозор - Рембрандт. 1642. Холст, масло. 363х437



ЛЕКЦИЯ 10

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XVII – XVIII веков

 

Гуманисты Возрождения поставили перед человечеством задачу подчинения всех сил природы и преобразования норм общественной жизни. XVII век сосредоточил внимание умов на первой задаче. XVIII век направил все лучшие интеллектуальные силы на решение социальных проблем. Так XVII век стал периодом научного овладения природой, а XVIII - веком общественного переустройства.

 

XVII век знаменовал рождение буржуазного строя. Наносятся первые удары по феодализму: революции в Нидерландах (1566- 1609) и Англии (1640-1688), установление абсолютистского государства во Франции, обеспечившего рост буржуазии. Подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. Опираясь на эти достижения, мыслители XVII века пришли к целостному системному взгляду на мир.

 

Подобный процесс происходит и в искусстве: утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. В XVII веке в связи со стремлением к более широкому отражению действительности в искусстве наблюдается многообразие творческих методов, идейно-художественных течений, жанровых форм. Художественные искания находят воплощение в русле трех направлений: реализма, барокко и классицизма.

 

Ренессансный реализм продолжает свое развитие, демократические традиции гуманистов Возрождения раскрываются в творчестве значительных писателей, художников, скульпторов. Это испанский драматург Лопе де Вега, итальянский художник Караваджо, великий голландский живописец Рембрандт, испанский гуманист Веласкес и другие. По словам французского писателя Шарля Сореля, реалисты поставили перед собой задачу "показать картину человеческой жизни", рассмотреть различные ее стороны.

 

Искусство барокко стремилось к раскрытию жизни в движении, в борьбе изменчивых стихийных сил. Оно воздействовало на читателя, зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. Искусство барокко было построено на контрастах, асимметрии, оно тяготело к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами; в живописи стремилось к нарушению прямой линейной перспективы, оно предпочитало линии - пятно, массу, светотеневые контрасты. Основными видами искусства барокко стали парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, натюрморт. Герои произведений искусства барокко изображались в состоянии экстаза, совершения подвига, триумфа или же в сценах мучений, страданий. В крайних проявлениях искусство барокко приходило к мистике, иррационализму.

Барокко (итал. bаrоссо) - причудливый, странный.

 

Наиболее ярко стиль барокко был воплощен в архитектуре и скульптуре, хотя черты этого стиля нашли выражение в творчестве

 Караваджо,

Художественное образование получил в Милане. В Рим перебрался около 1590 г. Первые годы жизни здесь зарабатывал тем, что писал цветы и фрукты на картинах других художников. Затем стал самостоятельно создавать жанровые произведения и натюрморты. Главное в произведениях Караваджо — характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Девушка с лютней», 1595 г.). Он часто избирал религиозные темы.

Удивительная конкретность и материальность форм, смелая трактовка библейских персонажей, которые художник наделял сходством с простонародьем, — всё это принесло ему скандальную известность. Зачастую Караваджо трактовал религиозные сюжеты как жанровые сцены («Призвание Матфея», 1597— 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.; «Неверие Фомы», 1603 г.). Святые и великомученики на его картинах — крепкие, полнокровные люди. Караваджо прекрасно знал жизнь народа и сделал его героем своих произведений.

От картины к картине усиливается драматизм восприятия, проявляется всё большее тяготение к монументальности, нарастает трагическая сила образов («Положение во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605—1606 гг., и др.).

«Призвание апостола Матфея» Картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле (Великое герцогство Тосканское, ныне в Центральной Италии). Караваджо был крупнейшим представителем реалистического направления в итальянском искусстве XVII в., оказавшим огромное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.

 

Рубенс

Когда Рубенсу исполнился 21 год, его приняли мастером в гильдию Святого Луки – антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников. В это время Рубенс участвует в оформлении резиденции новых правителей Нидерландов — эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.

В мае 1600 г. художник отправился в Италию, где поступил на службу к герцогу Мантуанскому Винченцо Гонзаге. В марте 1603 г. герцог направил его с посольством в Испанию. Рубенс вёз испанской королевской семье дары, в том числе и несколько картин итальянских мастеров. К ним он присовокупил и свои полотна. Работы Рубенса удостоились высокой оценки в Мадриде, и именно в Испании он впервые прославился как живописец. После возвращения из поездки Рубенс восемь лет путешествовал по Италии —посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, подолгу жил в Риме.

Осенью 1606 г. художник получил один из самых заманчивых заказов — роспись главного алтаря церкви Санта-Мария в Валлиселле.

В 1608 г. умерла мать, и Рубенс отправился на родину. Он получил должность придворного живописца в Брюсселе у инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта.

В 1609 г. Рубенс венчался с 18-летней Изабеллой Брандт, дочерью секретаря городского регентства. Художник купил особняк на улице Ваттер, которая сейчас носит его имя. В честь бракосочетания Рубенс написал двойной портрет: они с молодой женой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Тогда же для городской ратуши в Антверпене художник создаёт огромное полотно «Поклонение волхвов».

В 1613 г. Рубенс выполнил по заказу Альберта «Вознесение Богоматери» для церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе. Необыкновенный успех имела его роспись алтаря Антверпенского собора: «Снятие со креста» (в центре), «Кара Господня» (слева), «Представление в храме» (справа) (1611—1614 гг.). Кисти Рубенса принадлежат полотна «Охота на львов», «Битва греков с амазонками» (оба 1616—1618 гг.); «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа» (1620— 1625 гг.); цикл картин «История Марии Медичи» (1622—1625 гг.).

В позднем творчестве живописца центральное место занимает образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображает в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635 г.), а также на портретах («Шубка», около 1638—1640 гг.).

Чувство бодрости и веселья воплощено в сценах из народной жизни («Кермесса», около 1635—1636 гг.). К 30-м гг. относится и большинство лучших пейзажей Рубенса («Пейзаж с радугой», около 1632—1635 гг.). Умер 30 мая 1640 г. в Антверпене.

 

Барокко оказало влияние на творчество писателей Корнеля, Расина, Мильтона, немецких поэтов и других. Барокко развивалось в различных странах: в Италии, где этот стиль особенно ярко воплотился в архитектуре (барочный Рим), в Испании, Португалии, Фландрии, позже в Германии, Восточной Европе, Иовом Свете. В XVIII веке барокко получило блестящее развитие в России и в Украине.

 

Классицизм   был порожден эпохой Возрождения, родиной его была Италия. Он возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально был прямым противопоставлением средневековой драматургии. Видя в античной драме образец художественного совершенства, теоретики классицизма сформулировали на ее основе законы театра. Уже в 1526 году итальянский драматург Триссино написал по образцу произведений Софокла и Еврипида трагедию "Софонизба", взяв сюжет из рассказа Тита Ливия, отражавшего события римской истории.

 Классицизм (лат. classicus - образцовый); важнейшая черта этого метода - обращение к образцам и формам античности как идеальному эстетическому эталону

 

Но классицизм получил свое развитие не в Италии, а во Франции. Именно там были разработаны каноны классицизма в книге Никола Буало "Поэтическое искусство". Классицизм во Франции XVII века стал официальным художественным методом, признанным правительством. Политика абсолютистского государства в период перехода к общенациональному устройству, принцип государственности и гражданской дисциплины требовали и от искусства строжайшей дисциплины формы.

 

Расцвет классицизма был во многом определен материалистической и рационалистической философией Декарта. Разум становился единственным источником истины; мысль, а не эмоция стала господствующим элементом искусства.

 

Основные каноны классицизма сводились к следующему:

• принцип правдивого отражения действительности;

• правила трех единств: места, времени и действия;

• характеристика действующего лица по какой-либо одной черте, преобладающей в данном характере; создание типа, отражающего общее, универсальное, вечное;

• иерархия жанров: высокие - трагедия, эпопея, ода; низкие - комедия, сатира, басня. Строго разграничивалось возвышенное и низменное, трагическое и комическое, героическое и обыденное;

• резко контрастное изображение персонажей - злодеев и героев;

• дидактический принцип: учение о воспитательной роли искусства, цель которого - разоблачать и наказывать порок и вознаграждать добродетель.

 

Основные художественные методы занимали различное место в европейских художественных школах. В Италии XVII века господствующим был метод барокко, одним из главных его центров стал Рим. Мастера барокко стремились к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнятости. Наблюдается синтез пластических искусств, в котором скульптура и живопись подчиняются архитектуре.

 

Истоки барочной архитектуры заложены в позднем творчестве деятелей Возрождения - Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело. Экспрессивность, живописность барокко нашла выражение в творчестве таких архитекторов, как Барромини (1599-1667), Бернини (1598-1680), крупнейшая архитектурная работа которого - окончание строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним. Тонким мастерством исполнения, верностью жизненных деталей отличается алтарная группа в церкви Санта-Мария делла Виктория - "Экстаз св. Терезы". Образцом барочной скульптуры Бернини является пышный парадный портрет французского "короля-солнца" Людовика XIV.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии складывается академическое направление в живописи, получившее воплощение в Болонской академии (ее основатели - братья Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи). Обращаясь к традициям Возрождения, сторонники этого направления утверждали незыблемость норм и идеалов красоты Ренессанса, которые в итоге стали штампами.

 

Продолжателями дела Карраччи стали Гвидо Рени (1575-1642) и Гверчино (Франческо Барбьери, 1591-1666).

Гвидо Рени (1575-1642)

Гвидо оказал огромное влияние на европейскую живопись, особенно на стиль позднего барокко. Он был известным художником своего времени. Его картинам часто подражали художники XVII−XIX веков.

Гвидо Рени считается одним из крупных представителей болонской школы живописи, которая активно соперничала с флорентийской. Также в болонскую школу входили Людовико Карраччи, Денис Калверт, Лавиния Фонтана, Доменикино и другие. Популярность художника несколько уменьшилась в XIX веке. Причиной послужила критика ведущего британского искусствоведа по творчеству Викторианской эпохи Джона Раскина, который утверждал, что живопись Гвидо была сентиментальной и ложной. И лишь в 1954 году, после большой выставки работ художника в Болонье, его творчество вновь стало высоко цениться.

 

В возрасте 20 лет Гвидо вместе с тремя другими студентами этой мастерской перешли к Людовико Караччи в Accademia degli Incamminati. «Академия для тех, кто делает успехи» была основана в 1582 году и является одной из первых в Италии. Это место позволяло художникам стать творцами, а не обычными ремесленниками как это было ранее. Гвидо посещал академию до 1598 года, пока не поссорился с профессором Карраччи.

 

Рени стал одним из главных художников в период с 1607 по 1614 год, когда у власти был папа Павел V.

Художник писал в разных стилях, в чем-то чувствовалось влияние Караваджо, в чем-то - Рафаэля. К сожалению, к 30-м годам XVII столетия художник стал работать «спустя рукава». Дело в том, что он начал играть, и чтобы рассчитаться с долгами стал рисовать быстро и менее качественно. Темы художник выбирал библейские и мифологические. Двадцать картин сейчас хранятся в Лувре, семь – в Национальной галерее Лондона и одиннадцать - в Эрмитаже.

Одной из самых известных картин мастера считается «Похищение Европы» (The Rape of Europa). Это иллюстрация древнегреческой легенды о прекрасной девушке, дочери фенийского правителя, которую похитил Зевс. Красота Европы свела Зевса с ума, и он пошел на хитрость: обернулся черным быком и подошел к девушке, которая гуляла с подругами в лесу. Европа забралась быку на спину, а тот, воспользовавшись случаем, пустился сначала бежать, а потом даже переплыл море. Только на острове Крит бык остановился и позволил девушке спуститься на землю. В итоге Европа родила Зевсу троих сыновей.

Гвидо Рени изобразил на своем полотне тот момент, когда бык с девушкой плывет через море, направляясь к острову. В правом верхнем углу можно заметить Купидона, который целится своей стрелой в сердце девушке.  

 

В XVII веке происходит становление национальной художественной школы Фландрии, в которой барочные формы переплетаются с реалистическими. Во фламандской живописи нашли выражение такие особенности, как жажда познания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность.

 

Крупнейшим художником, главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577- 1640), в творчестве которого мощный реализм сочетается со своеобразной национальной формой барокко. Его работам присуще чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс создает алтарные композиции, сюжеты которых основаны на эпизодах мученической смерти, на изображении страдания, HO В ТО же время нравственной победы гибнущих героев. Такова композиция "Воздвижение креста", где поднятый ввысь крест с могучей фигурой распятого Христа, освещенного узким снопом света, господствует над группой скорбящих близких и злорадствующих палачей.

 

Рубенс обращался к мифологической и аллегорической тематике, дававшей возможность воплощения героических чувств. Как и мастера Возрождения, Рубенс воспевал человека, гармоническое единство его духа и тела. Им созданы работы: "Вакханалия", "Похищение дочерей Левкиппа", "Персей и Андромеда", полные экспрессии и напряжения "Охота на кабана" и "Охота на львов", портреты, автопортреты и т. п. Творчество Рубенса имело особое значение для формирования фламандской живописи (Ван Дейк, 1599-1641 и Якоб Иорданс, 1593-1678 и другие).

 

В XVII веке в живописи Фландрии как самостоятельный жанр утверждается натюрморт. Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из "даров природы" и "охотничьих сцен" был Франс Снайдерс (1579-1657). На его натюрмортах, заполняя все живописное пространство, предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол. Декоративность достигается своеобразным колоритом: яркие контрастные краски выделяются на нейтральном фоне. Равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции ("Натюрморт с лебедем" и другие).

Натюрморт с лебедем

В картине выделяются несколько предметов с крупными формами и ярким цветом. В центре стола лежит роскошный белый лебедь. Шея его изящно изогнута, напоминая горделивую посадку головы живой птицы, лишь одно прекрасное крыло развернуто, другое скромно сложено, тело, лежащее на спине, сзади чуть приподнято, что придает силуэту лебедя живую выразительность. На правом краю стола помещается оранжево-красный омар, второе по значению цветовое пятно картины. Омар, конечно, меньше лебедя, но зато он помещается не прямо на столе, а на круглом металлическом блюде, косо поставленном поверх двух тыкв, одна из которых лопнула от спелости.

 

Эти два благородных создания, лебедь и омар, уже в своем одиноком сочетании представляют праздничную роскошь, ликование жизни. Но между ними еще тяжело свешивается со стола прекрасная лань, возле лебедя сложены пестрые рябчики, пушистый заяц, переливающийся драгоценным оперением фазан и грудой свалены мелкие птички. На заднем плане посередине, на высоком коробе - истекающая кровью голова кабана с разинутой пастью, правей - высокая корзина с фруктами и ягодами, с торчащими вверх ветвями, унизанными плодами, которыми кормится попугай. Перед столом справа стоит корзина с устрицами, частью открытыми и манящими своей холодной живой влагой. Из-под стола выглядывают овощи.

 

К лебедю, напрягая поводок, тянется остромордый длинношерстный охотничий пес, а другой засмотрелся на блюдо с инжиром, которое подносит к столу молодой человек. В левом верхнем углу картины помещается окно, сквозь которое открывается немного печальный равнинный пейзаж.

В картине нет замкнутых, окруженных пустым пространством форм. Очертания предметов переходят одно в другое, дичь еще сочится теплой кровью, зрелые плоды сами собой раскрываются, фрукты и овощи вываливаются из корзин, энергия сгрудившихся тел и форм, не помещаясь в комнате, выплескивается за окно.

Интересно здесь опять проследить зашифрованную символику. Клюющий виноград попугай – это аллегория вкуса (taste). Собака, обнюхивающая дичь – обоняние (sense of smell) , слуга с подносом – осязание (touch). Таким образом здесь зашифрованы человеческие чувства.

Цвет красной скатерти на полотне выбран для усиления контраста.

 

Корзина фруктов в этом произведении – отдельный шедевр. После Караваджо такие корзины стали очень популярны в искусстве. Но разница с фруктами Караваджо в том, что здесь нет ни единой червоточинки, это зрелая, а не загнивающая натура.

 

Искусство Голландии XVII века особенно ярко отразило тенденции эпохи. Ведущее место в живописи заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Основоположником голландского реалистического портрета явился Франс Хальс (1580-1666). Его современником был великий живописец Рембрандт ван Рейн (1606-1666) - одна из вершин мировой живописи. Рембрандта привлекали не отдельные стороны повседневной жизни, а сильные душевные движения человека, драматические коллизии, имеющие общечеловеческий характер. Им созданы групповые портреты (портрет врачей "Урок анатомии доктора Тульна", портрет роты стрелков "Ночной дозор" и другие), где персонажи связаны единым сюжетом и в то же время переданы индивидуальные черты каждого. Рембрандт обращается к библейским темам: он пишет "Жертвоприношение Авраама", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое семейство" и другие, в которых покоряет глубина человеческих чувств. В простых обыденных сценах художник раскрывает всю сложность душевной жизни своих героев.

 

Ночной дозор - Рембрандт. 1642. Холст, масло. 363х437

Рота ополченцев отправляется в поход. Мушкетеры пришли в движение, подбадриваемые барабанной дробью, вспугнувшей уличного пса: разворачивается знамя, оружие приводится в боевую готовность. Острые пики вздыбились, ополчение готово отправиться в бой. Среди солдат люди разного возраста, социального положения, уровня доходов. Всех объединяет патриотический порыв.

Тщательно выписанные лица героев монументального полотна создают ощущение достоверности и полной реалистичности происходящего. Выполняя обычный для того времени заказ, предполагающий создание статичного группового портрета, автор разрушает границы жанра. Для него важно не только внешнее сходство героев, но и внутреннее настроение каждого из них. Полотно можно изучать несколько месяцев, открывая все новые связи, взаимоотношения героев. Полна работа и загадок.

Сотни версий выдвигают искусствоведы относительно присутствия на картине маленькой девочки с ангельской внешностью и военными атрибутами в одежде. Скорее всего, яркая фигура понадобилась автору, чтобы уравновесить цветовую композицию, также это может быть символическим изображением талисмана ополченцев. Известно, что смысловая нагрузка картины не пришлась по душе заказчикам, поначалу они даже отказывались оплачивать заказ, а когда оплатили, варварски обрезали полотно, чтобы разместить его в зале для пиров и собраний.

При всей сложности содержания, картина не лишена парадности и торжественности. Мушкетеры не просто готовы к бою, они словно позируют художнику, приведя себя в полный порядок. Декорацией выступает триумфальная арка: с одной стороны, напоминая о былых победах, с другой стороны, предвосхищая грядущую славную победу.

Концентрируя свет на лицах и руках изображенных солдат (один из любимых приемов автора), мастер добивается глубины изображения характеров и судеб.

Три главных цвета определяют колорит картины: золотисто-желтый, красный и черный. Талантливое взаимодействие этих цветов придает работе энергию, иллюзию движения и драматизм.

Трудно предположить, каким на самом деле был свет в работе, копоть сальных свечей за три века покрыли работу слоем копоти, а реставрация ликвидировать этот налет полностью не смогла. Зрителю остается лишь догадываться о том, как выглядела картина в момент ее представления заказчику.

Сегодня этой работе отведен целый зал музея. Юные голландцы целыми классами приходят сюда, чтобы послушать историю создания величайшего шедевра их гениального земляка.

 

Талант Рембрандта нашел свое гениальное выражение в портретах ("Портрет Саскии", "Автопортрет с Саскией на коленях", "Портрет Хендрикье Стоффельс" и другие). Выявлению мыслей, чувств, взглядов художника на мир служит его цветовая палитра, самое неповторимое "рембрандтовское" из средств живописи - светотень, позволяющая создавать сияние во мраке. С особой силой это свойство проявилось в автопортретах художника.

 

Глубиной и красотой образа отличается знаменитая "Даная", образ женщины, преображенной и прекрасной в своем любовном порыве. Наивысшим достижением творчества Рембрандта является картина "Возвращение блудного сына", написанная на сюжет евангельской притчи. В образе оборванного, с бритой головой блудного сына, вернувшегося к покинутому отцу, выражен трагический путь познания жизни, чувство стыда и раскаяния. В образе отца воплощено высшее человеческое счастье, отцовская любовь и всепрощение - тот завет, который оставил великий мастер людям.

 

В XVII веке складываются принципы голландского реалистического пейзажа (Рейсдаль, 1628/29-1682), значительное распространение получает натюрморт. Выдающимися мастерами натюрморта были Питер Клас (около 1597-1661) и Виллем Хеда (1594- 1680/82). Они писали многочисленные "завтраки", поражающие, казалось бы, беспорядочным нагромождением предметов (окорока, пироги, бокалы и т. д.). Но композиция этих произведений строго продуманна, серовато-золотистая, оливковая тональная гамма объединяет предметы. К мастерам-натюрмортистам относятся Бейерен, Кальф и другие.

 

Конец XVI-XVII веков - период расцвета испанской культуры. На искусстве Испании сказалось влияние средневекового наследства (готический стиль), мавританской культуры (в связи с многовековым господством арабов в Испании), влияние католической церкви. Религиозными идеями проникнуто все искусство Испании, но обращено оно к реальной жизни.

 

Расцвет испанской живописи связан с именем Доменико Теотокопули, прозванным Эль Греко (1541-1614). Творчество художника, сложившегося под влиянием итальянского Возрождения (Тициан, Тинторетто), византийской живописи (иконы и мозаики), отличают глубина философского мышления, гуманистическая направленность и в то же время трагизм, что отразило кризис гуманистических идеалов, чувство одиночества, смятения и тревоги. Драматически экспрессивное искусство Эль Греко трудно отнести к какому-либо направлению. Фигуры в его картинах вытягиваются в длину, причудливо деформируются во имя особой выразительности. Да и все пространство картины деформировано.

 

Наиболее значительные работы Эль Греко: "Погребение графа Оргаса","Апостолы Петр и Павел", "Мученичество святого Маврикия", "Портрет рыцаря с рукой на груди" и другие. В своих портретах Эль Греко воплощает различные типы испанцев, раскрывает особенности их духовного облика.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!