Закон единства и борьбы противоположностей.



Закон отрицания отрицания ( двойного отрицания ).

    Первый закон раскрывает механизм развития. Давно было замечено, что все изменения в мире происходят по одной и той же схеме: вначале они накапливаются медленно и постепенно, а затем происходит резкий переход к новому состоянию. Так в философии впервые стали задумываться о взаимодействии количества и качества. Под качеством понимается устойчивая совокупность свойств предмета или явления. Каждый предмет обладает определенными свойствами, поэтому про каждый можно сказать, что он обладает качественной определенностью, или является качеством ( в философском смысле этого слова ). Любое свойство может выражаться сильнее или слабее: например, температура тела может повышаться или понижаться, размеры могут изменяться и т.д. В этом случае мы уже имеем право говорить о количестве, под которым понимается степень интенсивности присущих предмету свойств, выражаемая в числах и величинах. В каком-то смысле количество – внешняя характеристика вещи, в то время, как качество – характеристика внутренняя. Гегель, например, писал, что дом остается домом, независимо от того, сколько в нем этажей. Взаимосвязь количества и качества выражает категория меры. Мера – это интервал, в пределах которого количественные изменения не приводят к появлению нового качества. Например, для воды, находящейся в жидком агрегатном состоянии мерой будет интервал о 0 до 100 градусов. Если изменения происходят в границах меры, то качественная определенность вещи сохраняется; если же они выходят за границы меры, то возникает нечто новое. Всеобщей формой перехода от старого качества к новому является скачок. Скачки бывают спонтанные и индуцированные, мгновенные и растянутые во времени. Примерами действия данного закона в природе является преобразование песчинки в жемчужину, органических остатков – в нефть и т.д. В общественной жизни – это постепенное накопление противоречий в обществе, которое может привести к социальному взрыву и революции. В познании – это процесс накопления знаний, который может привести к открытию закона или разработке новой теории.

    Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на важнейший вопрос об источнике движения. Еще древнегреческий философ Гераклит указывал, что именно борьба между противоположностями является «отцом всего и царем надо всем». Гегель отмечал, что нечто жизненно лишь постольку, поскольку содержит в себе противоречие. Каждый предмет и каждое явление содержат в себе какие-то противоположности. Даже на уровне атома это плюс и минус ( ядро и электроны ). В обществе на разных этапах его существования встречались такие противоположности, как рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и т.д. Отношение одновременного единства и борьбы и называется противоречием. Противоположности едины в том смысле, что друг без друга существовать не могут ( рабы без рабовладельцев не являются рабами, к примеру ). Благодаря единству противоположностей сохраняется и в целом какая-то система, то есть в мире присутствует какая-то устойчивость и стабильность. Вместе с тем противоположности находятся в состоянии борьбы, и именно она является источником самодвижения и саморазвития системы. Благодаря борьбе имеет место прогресс в мире ( хотя не всегда борьба между противоположностями приводит к появлению чего-то лучшего; наряду с прогрессом встречается и регресс ). Противоречия делят на основные и неосновные, внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические. Примером неантагонистических противоречий могут быть противоречия между рабочим классом и крестьянством ( социальными группами, которые не враждебны друг другу ).

    Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос о направленности движения. Следует понимать, что законы диалектики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Каждое вновь возникшее качество внутренне противоречиво, следовательно оно будет развиваться и в какой-то момент будет заменено новым качеством. Старое при этом подвергается отрицанию, или уничтожению. Но и вновь возникшее также не будет существовать вечно, и также в какой-то момент подвергнется отрицанию. Таким образом, развитие – это бесконечная череда отрицаний. Гегель пояснял этот закон на примере с ячменным зерном: будучи брошенным в землю оно в какой-то момент прорастает, и появляется росток, который отрицает зерно, дальнейшее развитие ростка приводит к формированию колоса, который отрицает росток. В колосе созревают новые зерна. Таки образом, на этапе второго отрицания в этом примере происходит воспроизводство первоначального качества – зерна. Различают отрицание – деструкцию, отрицание-снятие и отрицание-трансформацию. Для первого вида больше всего подходят такие синонимы, как «взрыв», «распад». Второе - это такое, при котором большая часть прежней системы погибает, но отдельные ее элементы сохраняются и переносятся в новое качество ( «старое существует в новом в снятом виде»). При трансформации происходит замена отдельных элементов, а основа системы сохраняется. Метафизическое отрицание, как правило, означает полное, и часто совершенно бессмысленное, уничтожение старого. Его ещё называют «пустым», или «зряшным» отрицанием. Диалектическое же отрицание всегда является моментом развития, необходимым условием дальнейшего существования системы. Развитие, с точки зрения диалектики, никогда не происходит по кругу или по прямой: диалектическая модель – это бесконечно раскручивающаяся спираль.

    Кроме законов диалектики существует ещё система категорий. Категории – это особый класс понятий. В них абстрагирование, свойственное процессу образования понятий, достигает предельной степени, и по объему это – самые широкие понятия. Однако именно поэтому их можно использовать для объяснения и познания самых различных областей действительности. В систему категорий диалектики включены следующие:

1. Единичное и общее

2. Сущность и явление

3. Содержание и форма

4. Причина и следствие

5. Необходимость и случайность

6. Возможность и действительность

7. Целое и часть

8. Элемент и система

9. Свобода и необходимость

Категории диалектики, так же, как и законы, служат своего рода методологическим каркасом, который помогает нам понять, как устроен этот мир, какого рода и каким образом происходят в нем все изменения. Диалектика, таким образом, позволяет нам решать не только важные профессиональные задачи, но и вооружает знаниями, которые элементарно могут потребоваться человеку и в его повседневной жизни.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!