Б. Екимов «Говори, мама, говори»

Словарь литературных слов:

Фабула — события в хронологическом порядке.

Повесть — средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Притча — рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение.

Художественная деталь — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. (картины в «Станционном смотрителе»)

Художественный образ  — это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

 

Образ блудного сына используют писатели и художники.

 

картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Пушкин один из первых отечественных, который использован образ блудного. Позже этот образ стали использовать и другие писатели.

 

Мы ссылаемся на образ блудного сына не просто так. В тесте А. С. Пушкин использует в качестве деталей картины, где изображены события притчи о блудном сыне.

 

В данном конспекте будет говорить только о взаимоотношении Дуни и Самона Вырин (тема отцов и детей).

Рассказчик повести — покойный Иван Петрович Белкин. Якобы автор данных записей. Создатель этого цикла — А. С. Пушкин. Писатель очень боялся за свою репутацию, поэтому придумал И. П. Белкина. Этот цикл был экспериментальным. До А. С. Пушкина никто не писал прозу. Критики приняли «Повести И. П. Белкина» неблагосклонно.

 

Фабула «Станционного смотрителя» (линия взаимоотношения Дуни и Самсона Вырина»

Дуня единственная дочка Самсона Вырина. Они живут вместе. Дуня работает по дому, встречает постояльцев, одним словом помогает отцу. Как-то раз к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо.Вызвали врача, который сообщил, что гусару нужен уход. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.

«Не прошло и получаса», как смотритель начал беспокоиться и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою». Это событие было ударом для станционного смотрителя. Ему было больно, что родная дочь его предала.

«Едва оправясь от болезни», смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин пришел к нему и дрожащим голосом попросил отдать ему его дочь. Минский выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.

Самсону очень хотелось увидеть свою дочь. Он приходит в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский, «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Через два дня Вырин поехал обратно на станцию. Прошло несколько лет. Самсон Вырин умер. Через какое-то время приезжает Дуня. Она застает только могилу отца и горько рыдает над ней. Дуня осознает, что поступила эгоистично. Она бросила отца, чтобы обустроить свою жизнь: красиво одеваться, жить в шикарном доме. В то же время она проигнорировала отца, поступила так, чтобы ей было хорошо. Дуня предала своего отца и убила его. Самсон умер от горя.

Фабула притчи о блудном сыне

У некоторого человека было два сына. Младший сын забрал свою долю . И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

Блудный сын и Дуня уходят из дома, чтобы жить только для себя. Они начинают праздно жить, желая, чтобы им было хорошо.

Блудный сын возвращается домой. Он вовремя опомнился и осознал свои поступки. Блудный сын прощен и принят в отцовский дом.

Дуня решила посетить своего отца всего лишь через несколько лет. Стоит отметить, что после побегала она не написала своему отцу ни одну весточку. Она порвала ту красную ниточку, которая связывала отца и дочь. Дуня опоздала. Она слишком поздно все поняла, когда сама стала уже матерью. Дуня застала только могилу своего. Теперь она не сможет раскаяться перед отцом, теперь она никогда не сможет с ним поговорить, теперь ей придется жить с тяжким грузом, что она предала своего отца, что его убило.

Обратимся к двум произведениям, где поднимается проблема отцов и детей:

К. Г. Паустовский «Телеграмма» и Б. Екимов «Говори, мама, говори».

 

  К. Г. Паустовский «Телеграмма»

В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае. Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.

Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников. Она была очень занята — устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива. В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.

Настя была полна заботами, важными делами. Она знала, что мама жива и хорошо. Настя откупалась от мамы, посылая ей не письма, а деньги. Родителем же ничего не нужно от своих чад. Им важно быть на связи со детьми. Настя была единственной дочкой у Катерины Петровны. Дочь была единственным родным человеком в этом мире, но чадо не хотела тратить свое время на свою родную мать. Здесь можно провести параллель между Настей и Дуней. Они поздно опомнились. Уже ничего не изменить.

 

 

Б. Екимов «Говори, мама, говори»

Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка. Старушка нажимает на кнопку, слышит голос своей дочери, которая живёт далеко в большом городе.

Каждый день дочь интересуется, жива ли мама. Но, из-за дорогого тарифа и своей занятости, она разговаривает пару минут. Старенькая мама хочет рассказать о своих ежедневных хлопотах своей родной доченьке: о своих курах, кошке и собаке. Но, дочь очень занята, и всегда напоминает, сколько стоит их разговор.

Уже несколько лет женщина уезжала зимовать к дочери в город. В квартире было хорошо, тепло. Но, её всегда тянуло домой в деревню. И, сейчас она советовалась с соседкой, ехать уже или нет. Надеялась, что зима будет не холодной и она сможет сама перезимовать. Разговор был это уже не первый. Не хотелось старушке уезжать и оставлять на соседку собаку, кошку и кур. Привыкла она к спокойной деревенской жизни. Хоть хозяйство уже не большое, но целый день копошилась женщина на огороде и возле живности.

Мама дочери рассказала, что она ей приснилось. Сон был не очень хороший, и старая женщина беспокоилась. Но, дочь, как обычно, спешила и хотела говорить только по существу.

Однажды женщина занималась во дворе хозяйством, зацепилась за корень груши и упала. Она ничего не повредила, просто немного болела нога. Утром начала рассказывать, что дерево не срезает, потому что груши вкусные и дочь их любит кушать. Груши падают на землю и гниют. Она шла, не увидела корень, и упала. Дочь сразу же начинает уточнять, все ли в порядке со здоровьем у мамы. Рассказ о дереве её не интересует. Мама успокоила дочь, сказала, что к ушибам прикладывает капустный лист. Узнав, что все хорошо, она сразу вспоминает о ценах на тариф.

Чтобы успокоиться, пошла старушка в дом и села за прялку. Пряла, и слушала радио. По радио была реклама, где говорилось о болях и средствах лечения. Старушке стало жаль себя, и она расплакалась.

И, неожиданно, в непривычное время, зазвонил телефон. Мать подняла трубку. Говорила её дочь. Она стала не спеша расспрашивать о маминых делах. И, просила, чтобы та не спешила и говорила с ней.

Дочь наконец-то поняла, что мамы может не стать, и не с кем будет даже поговорить по телефону. Необходимо наслаждаться счастливыми моментами общения с родными, пока они живы.


В этом произведение дочь вовремя осознала, как важны близкие, что завтра возможно из уже их не будет.

Сочинение

Темы: 1. Образ блудного сына в повести «Станционный смотритель» (аргументы: «Станционный смотритель» и «Притча о блудном сыне»)

2. Взаимоотношение отцов и детей (аргументы: «Станционный смотритель» и другое любое произведение)

Срок сдачи — пятница (13.11) включительно

План
1. Вступление (3-5 предложений)

2. Основная часть

3. Вывод (3-5 предложений)

 

Объем сочинения 150-350 слов

Вступление

Во вступлении читатель должен вводится в курс дела. Объясните о чем или о ком Вы будете размышлять. Можно написать интересный факт по теме.

 

Основная часть

Если Вы взяли первую тему для сочинения, то нужно сравнить блудного сына и Дуню. Доказать, что этот образ присутствует в произведении, как он помогает раскрыть замысел произведения. (2-3 пример из текста произведений).

 

 

Если Вы взяли вторую тему, то есть два способа:

А) Взять произведение с похоже сюжетом с «Станционным смотрителем», сопоставить одинаковые моменты и прокомментировать их. (2-3 пример из текста произведений).

 

Б) Взять антипример, то есть произведение, где повествуется хорошем чаде, который не бросило своего родителя и сопоставить (сравнить) с «Станционным смотрителем» (2-3 пример из текста произведений).

 

Вывод

В выводе подводим итоги сказанному. Формулируем мораль. Можно добавить призыв.

 

Перед тем, как начать писать сочинение, ознакомьтесь с произведениями, на основе которых будете писать сочинение (НЕ В КРАТКОМ СОДЕРЖАНИИ, А С САМИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ПОЛНОМ СОДЕРЖАНИИ), так Вы не упустите ничего важного и не исказите произведение.

Чтобы украсить свое сочинение, добавьте цитат, используйте литературные слова.

Не уходите на пересказ произведения. Не используйте грубых слов и просторечий.

Если в сочинении никак не получается избежать лексического повтора или не получается подобрать слово из высокой литературной лексике, можно обратиться к словарю синоним.

Удачи!


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!