Часть. Возрождение интереса к истории Чернобыльской аварии, восстановление в общественной памяти героев ликвидации.

Преамбула.

Под термином исторические представления, следует понимать отражение исторических фактов в системе мировоззрения человека. Однако, если факт безусловно объективен, представление всегда субъективно, и допускает различные трактовки фактов.

Как известно, при создании произведений искусства, посвящённых историческим событиям, авторы зачастую вольно обращаются (или даже игнорируют) историческую основу. Это происходит на основании личного отношения автора произведения к описываемым событиям, и безусловно влияет на представления аудитории.

Наиболее эффективно представления формируются на основании принципа наглядности. В силу этого, одно из наиболее эффективных средств воздействия на умы- это кинематограф.

 

В сегодняшнем выступлении я постараюсь проанализировать влияние на общественное мнение (а следовательно и на исторические представления) сериала «Чернобыль», созданного американским телеканалом Home Box Office (НВО), и вышедшем на экраны в мае 2019 года.

 

На первый взгляд можно подумать, что несколько несерьёзно было взять темой для научной работы такой легкомысленный вид искусства как сериал. Но если этот сериал повлёк за собой выступление министра культуры (им в мае 2019 был В.Р. Мединский- https://rg.ru/2019/06/07/vladimir-medinskij-ocenil-serial-chernobyl.html ), если появление сериала повлекло за собой публикации в главной газете страны- «Российской Газете» (https://rg.ru/2019/06/06/pravdy-tam-malo-likvidatory-prokommentirovali-serial-chernobyl.html, https://rg.ru/2020/10/13/v-rossii-podgotovili-otvet-serialu-chernobyl.html )- значит сериал явился серьёзный влиянием на общественное мнение, и может повлиять на исторические представления.

 

Как известно, вопрос о точных причинах аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор остаётся открытым . Версию, принятую государственной комиссией и судом (ошибка персонала)- впоследствии не раз подвергалась сомнению. Следствием этой неопределённости явились всевозможные интерпретации событий. Хорошо, когда это происходит в научных целях, и служит установлению точной картины. Гораздо хуже- если эта интерпретация начинает использоваться в политических и пропагандистских целях.

По моему мнению, в случае с сериалом «Чернобыль» имело место именно второе. Удивительное дело- давно закончилась холодная война, а на экране советские люди пьют водку из кружек, и работают под угрозой оружия. Трудно поверить, что это сделано случайно, и не оставит след в умах людей.

 

Выход сериала вызвал бурную реакцию во всём мире. И отечественные и зарубежные СМИ (отдадим им должное) обращали внимание на значительное несоответствие исторической истине, и массу условностей.

 

В настоящее время, пока живы участники и очевидцы описанных в сериале событий- манипуляция исторической правдой затруднена. Но что будет, когда уйдёт поколение, лично помнящее аварию? Не станет ли сериал, преподносящийся, как «исторически достоверное кино (https://www.bbc.com/russian/features-48193588 ) новой Велесовой книгой?

В этой работе я не собираюсь копаться в неточностях, и откровенном невежестве. Это было сделано не раз до меня. Цель иная- вскрыть, как исторически недостоверное кино повлияло на исторические представления людей и общества.

 

Я считаю, что влияние сериала на исторические представления происходило в двух направлениях, что и попытаюсь доказать:

1. Закрепление в сознании людей антисоветских стереотипов

2. Возрождение интереса к истории Чернобыльской аварии, восстановление памяти о персоналиях.

 

 

Часть. Закрепление в массовом сознании антисоветских стереотипов.

1. Один из ведущих американских киножурналов «The Hollywood Reporter», статья Тима Гудмана:

«… the Soviets immediately went into cover-up mode and how all manner of abuses and bad leadership by ignorant people in power not only worsened events but killed infinitely more people.

Предложить перевод

«… Советы немедленно перешли в режим сокрытия, всевозможные злоупотребления и плохое руководство со стороны невежественных людей во власти не только усугубили ситуацию, но и погубили гораздо больше людей.»

«This is a cautionary tale, of course, but the most effective message the miniseries sends isn't that the world has somehow been lucky to avoid another meltdown, but instead how frightened we all should be that a rogue country (or our own) or an accident could repeat this horrifying event all over again, except with a larger degree of damage.»

Это, конечно, история-предостережение, но главный посыл сериала заключается не в том, что миру повезло избежать краха, а в том………. что порочное государство……… или случайность могут привести к повторению этих ужасных событий……..»

https://www.hollywoodreporter.com/review/chernobyl-review-1205306

 

Странно говорить и плохом руководстве и некомпетентном начальстве. Первая в мире атомная авария ТАКОГО масштаба разумеется была внове, и разумеется не было готового алгоритма действий. Но называть руководство страны «невежественным»? Это скорее говорит об отсутствии объективного подхода к фактам, и конечно же является примером априорно негативного отношения к советской действительности.

 

2. Голос Америки

 

Чиновники против ученых

Важнейшая драматургическая линия фильма – преступное замалчивание властями реальных масштабов катастрофы, оттягивание полной эвакуции, кампания лжи в прессе и на ТВ. Любым путем чиновники всех уровней пытаются снять с себя ответственность за трагедию. Завеса лжи – эти слова лучше других характеризуют реакцию властей на сообщения о трагической катастрофе в Чернобыле. Известно, что именно эти трусливые метания, ошибочные и половинчатые решения, привели к значительному росту числа пострадавших.

«Это, конечно, история-предупреждение, – пишет The Hollywood Reporter, – но наиболее эффективный месседж, который она нам посылает, заключается не в том, что пока человечество избежало другого такого инцидента, а в том, что мы должны очень опасаться того, что какая-нибудь страна-изгой повторит эти страшные события, но в гораздо большем масштабе».

Главный конфликт в фильме разыгрывается между советскими аппаратчиками, всеми правдами и неправдами утаивающими подлинный масштаб катастрофы, и учеными, которые пытаются установить истину и открыть на нее глаза людям.

https://www.golosameriki.com/a/oleg-sulkin-chernobyl-voa/4894844.html

Безусловно, советское правительство во избежание паники скрывало истинные масштабы катастрофы недостаточно объективно информировало общество о случившейся трагедии. Но «кампания лжи в прессе и на ТВ»? Авария случилась 26 апреля, и уже 28 апреля 1986 года ТАСС распространило информацию о произошедшем. На мой взгляд это обусловливалось не желанием скрыть аварию, а желанием получить исчерпывающую информацию о случившемся, дабы не делать скоропалительных (безосновательных) заявлений.

Давно нет СССР, история аварии известна доподлинно- но на Западе преобладает отношение основанное не на объективных фактах, а на штампах «холодной войны».

 

часть. Возрождение интереса к истории Чернобыльской аварии, восстановление в общественной памяти героев ликвидации.

До выхода сериала на экраны, мало кто (кроме специалистов) знал, кто такой академик Валерий Алексеевич Легасов. Однако сейчас это имя известно огромному количеству людей, не в последнюю очередь благодаря «Чернобылю».

Сразу же после выхода «Чернобыля» на экраны, ведущие СМИ начали активно публиковать материалы об этом выдающемся человеке.  Сложно не увидеть здесь связи, тем более некоторые СМИ проводили подробный разбор соответствия «киношной» и реальной биографии академика.

 

1. Военное обозрение (24 июля 2019): https://topwar.ru/160419-zhizn-i-smert-geroja-rossii-akademika-valerija-legasov.html

2. Аргументы и факты (01.09.2019) https://tula.aif.ru/society/persona/neblagonadyozhnyy_uchyonyy_kak_zhil_do_i_posle_chernobylskoy_avarii_legasov

3. Myslo.Тула (14.06.2019) https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/akademik-legasov-nash-zemlyak-pogasivshij-chernobyl

4.  DTF (29.05.19) https://dtf.ru/life/52073-valeriy-legasov-chelovek-kotoryy-spas-evropu

 

 

Кроме того, как сообщила «Комсомольская правда» в статье от 17 июня 2019, после выхода сериала началось массовое посещение могилы В.А. Легасова на Новодевичьем кладбище.

https://www.kp.ru/daily/26990/4051333/

 

Выводы:

Какие выводы можно сделать, проанализировав приведённые источники?

Сериал «Чернобыль», вышедший в 33-годовщину аварии на ЧАЭС вызвал возрождение интереса к истории катастрофы. Проводилось сравнение интерпретации НВО с реальностью. Однако как оказалось, в массовом сознании ещё живы пропагандистские штампы «холодной войны», что позволяет сделать главный вывод- в данном случае исторические представления определялись не фактами, а политическими соображениями.

 

 

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!