В роковой сентябрьский день 1950 года Николай Веселов во главе группы наших бойцов находился в дозоре. На них и наткнулись лесные 5 страница



Прозвище свое «байдюки» жители получили за говорливый характер – от слова «баять».

Крепостного права малоарьевские крестьяне не знали, являясь удельными, и жили, надо полагать, неплохо, коль в 1916 году на каждого из 285 едоков 57 хозяйств приходилось по 1,09 га посевов, что довольно прилично. Содержалось 50 лошадей (правда, 13 хозяйств безлошадных), 101 корова (6 бескоровных), 283 овцы, 100 свиней. Особенно зажиточных не было. Лишь на 6 дворах стояли по 2 лошади. С коровами дела обстояли получше. Бескоровными же чаще всего становились одинокие старушки. 16 хозяйств имели по 2 коровы, 5 – по 3, одно – 4. Не случайно на уренской ярмарке были известны малоарьевские творожники. В ходу были также лесной и плотницкий промыслы.

Но в годы Первой мировой войны рабочих рук не хватало. На фронт были отправлены 15 мужчин. Оставались в деревне 59 работников и 81 работница на названные выше 57 хозяйств. Половина же населения были дети.

Сходка в деревне устраиваласьв Иванов день, а своз - в январе.

Коренной религиозной группой в деревне были старообрядцы-спасовцы, благо в километре от нее располагался раскольничий скит, ныне называемый Городным. Сохранились две могилы святых старцев, проживавших здесь с начала XIX века, келейные ямы и ритуальное дерево. В старые времена место раскольничьего поселения являлось объектом массового паломничества старообрядцев на Иванов день (7 июля). Моления на могилах устраивались до последнего времени. В 20 метрах к западу от могил – священное дерево, в ствол которого когда-то был врезан крест-распятие для молитв.

Еще один загадочный объект находится неподалеку от данного места – насыпной вал непонятного предназначения. На запруду вал не похож, потому как мельницы или переправы на этом месте никогда не бывало. Тогда что же? Может быть, остатки насыпного вала, служившего в древности для обороны небольшой крепости? Тоже маловероятно. Легенды об этом дошли бы до наших времен.

Или, может быть, это присыпная могила? В ней могли хоронить жителей деревни, погибающих от заразных болезней. Чума, холера, тиф в старые времена уносили в несколько дней значительную часть жителей. Копать могилы было некому, и единственное, на что был способен ослабевший, запуганный народ – хоронить усопших поверх земли, притуляя одна могилу к другой. Таким образом и мог образоваться вал.

Население отдаленной деревни Уренской волости почти сплошь было старообрядческим, потому так редки записи гражданского состояния в метрических книгах Уренской православной церкви.

За 9-е десятилетие XIX века зафиксировано лишь четыре случая крещения детей по православному обычаю – двух девочек и одного мальчика – Любови (р. 1889), Марии (р. 1881) и Макария. Причем все они из одной крестьянской семьи Николая Елисеевича и жены его Евдокии Тимофеевны. В одном случае крестным отцом был брат Николая Елисеевича – Никита, а в остальных – девица Маремьяна Ефимовна и сестра ее Екатерина Ефимовна.

И только в двух записях – венчание девушек, вышедших замуж за парней из другого селения, по православному обряду. Наталья Никифоровна, 23 лет, в 1885 году была выдана замуж за 24-летнего Василия Астафьевича из деревни Свищево. Поручителем невесты был ее брат Арсений.  

Параскева Осиповна, 21 года, выдана замуж за 25-летнего Иосафа Симеоновича, сына Симеона Трифоновича из той же деревни Свищево. Но в поручители невесте были приглашены крестьяне из Большой Елховки, видимо, имевшие какие-то родственные связи. У жениха были также брат Федор и сестра Надежда, которая в 19 лет также была выдана замуж.

Можно представить себе, сколь сложно было проживать семьям православных среди старообрядческого люда, который в те давние времена даже своими колодцами не дозволял пользоваться «никонянам».

Деревня в XIX веке росла очень медленно. В 1856 году в 8 хозяйствах проживали всего 100 жителей, но семьи были, как видится, весьма крупными. Стало быть, было много детей, которые и обеспечат рост деревни в будущем, что и произошло в веке XX-м. В 1907 году в 41 хозяйстве проживали уже 258 человек. Рост численности населения обусловил открытие в начале века начальной школы, учить детей в которой начала Александра Евлампиевна Олеринская. Как оказалась носительница польской фамилии в этих краях, неизвестно.

На Гражданскую войну Малая Арья поставила 8 человек. Жители деревни принимали участие в Уренском крестьянском мятеже 1918 года, но известно только об одном во время его погибшем.

К 1927 году деревня приросла еще 26 хозяйствами и 59 жителями. Интересно, что наделенность землей на одного едока самого преуспевающего селения в этом смысле в Урень-крае еще и возросла с 1,69 га до 2,1 га. Выходит, интенсивно велось сведение лесов под пашню и сенокосы.

Не менее интересно, что раскулачивание несильно коснулось малоарьевцев. Было раскулачено в 1930 году лишь хозяйство Иллариона Арсентьевича СМИРНОВА с двумя взрослыми работниками.

В октябре 1931 года был создан колхоз «Красный луч», объединивший поначалу 9 самых беднейших хозяйств. Первые председатели – Удалов Петр Васильевич, Ветров Александр Каллистратович. Но к лету 1932 года в колхозе состояли уже 38 хозяйств из 79, на 195 едоков приходилось 268 га пашни, 38 га лугов, на дворе содержались 8 коров, 16 телят, 2 свиньи.

В годы репрессий пострадали двое. Уже названный выше И.А. СМИРНОВ и 62-летний крестьянин-единоличник Максим Панфилович ЗАБАВИН. С формулировкой статьи «организация терактов» 4 ноября 1937 года он был расстрелян.

А затем была война. На Финской войне побывали 2 человека. На Великой Отечественной из 59 хозяйств погибли 28 человек, 2 были в плену, (в Книге памяти - Беляев Петр Кондратьевич, Веселов Михаил Павлович, Лебедев Александр Алексеевич, Лебедев Дмитрий Кириллович, Лебедев Иван Егорович, Лебедев Кирилл Алексеевич, Мастеров Григорий Федорович, Смирнов Константин Андреевич, Смирнов Павел Федорович, Смирнов Федор Илларионович), в деревне проживали 2 семьи эвакуированных.

В 1942 году в деревне значились 59 хозяйств (см. вырезку из карты).

Отличился на войне Павел Алексеевич ЛЕБЕДЕВ. Родился он в 1915 году. С января 1942 года – на фронте в 12-й гвардейской танковой бригаде в звании сержанта и командира башни танка 1-го танкового батальона.

В марте 1944 года гвардии сержант Лебедев со своим экипажем в бою у селения Белгородка на Украине уничтожил самоходную пушку, противотанковое орудие, 2 станковых и 2 ручных пулемета, 9 автомашин и до 70 солдат и офицеров противника. Награжден орденом Красной Звезды.

В ноябре 1944 года в боях в районе чехословацкого села Нижняя Писана в составе экипажа уничтожил 2 противотанковые пушки, бронетранспортер и 30-40 солдат и офицеров противника. Был ранен и направлен в госпиталь. Представлен к награждению вторым орденом Красной Звезды, но награжден медалью «За отвагу».

Послевоенное время деревня пережила с трудом. Голодали даже больше, чем в годы войны. Но умудрились уже в 1946 году построить колхозную ГЭС. Был открыт магазин. Протяженность деревни с северо-востока на юго-запад достигла 770 метров.

Увы, в новые времена деревню постигла участь сотен тысяч российских селений. В 1978 в 53 хозяйствах еще проживали 160 жителей, в 2000 – 34/ 69, в 2010 – 15/33, в 2016 – 35 жителей. В 2019 году оставались 2 хозяйства...

Деревня ушла в небытие.

Поселок лесозаготовителей в юго-восточной части Уренского района у впадения реки Ваи в реку Усту является спутником рабочего поселка Арья, что в 7 километрах от него, и строился он примерно в то же время. Годом основания Арьи считается 1933-й, Атазика – 1934-й. В те годы последний поселок являлся форпостом на переднем крае лесозаготовки для нужд народного хозяйства и приютом для проживания лесорубов и их семей.

До начала сооружения поселка на его месте находился единственно дом лесника Александра Васильевича Хренова. Для первостроителей дом стал пристанищем для ночлега и приготовления пищи. Имена их утеряны. А вот имена первых постоянных жителей сохранились в памяти коренных атазинцев. Среди них – переселенцы: Вятюгов Иван Ермилович из деревни Голяково, Охлопков Павел Тимофеевич из села Темта, Лаптев Петр Иванович из села Темта, Трубин Василий Васильевич из деревни Кочешково – рабочие лесного хозяйства. А также семейства раскулаченных из Семеновского куста, оставшихся без отнятых домов, а то и без кормильцев, – Кузнецовой Капитолины Федоровны, Изосимовой Натальи Дмитриевны, Луниной Татьяны Дмитриевны, Гусевой Татьяны Федоровны, Долинина Ивана Леонтьевича.

Поселки лесорубов – привычное дело – редко застраивались бревенчатыми домами. Обычно это были бараки каркасно-засыпного типа. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями, выпить не за товарища Сталина и успех пятилетки, а просто за свое здоровье и благополучие в личных делах. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Такое строительство диктовало еще и временный характер лесозаготовок. Лес, хотя и возобновляемый ресурс, но для возобновления его требовались десятки лет, и потому лесорубы, оставшись без работы, со временем покидали свои временные жилища. Срок службы таких бараков – 20-30 лет, но каким-то чудом и трудами жителей несколько таких бараков в Атазике сохранились до сих пор.

Что собой представлял барак? Стены его имели дощатую конструкцию, внутри которой засыпались опилки, шлак, сечёная солома, мох, так что стены представляли собой опалубку, которую изнутри обшивали узкими рейками и штукатурили. Туалет мужской и женский - по одному на дом. В женском туалете было более широкое помещение используемое как постирочная и ванная, где мылись сами и мыли детей. Отопление было печное, печь была одна на две прилегающие комнаты, дверца топочной камеры выходила в коридор. Топили обычно по очереди через день. Дрова хранились в дровяных сараях, которые располагались рядом с домами. Готовили на керосинках, летом – на уличных низких самодельных печках без трубы на несколько семей. Со временем бараки, конечно, модернизировали, квартиры стали более изолированными.

В годы Великой Отечественной войны бараки строились военнопленными немцами, в которых они и проживали. Собственно, Атазик и стал одним из лагерей военнопленных на территории Уренского района. Часть атазинского кладбища была отведена под захоронение немцев. Ими же были построены социальные объекты и узкоколейная железная дорога до поселка Арья и в глубь тайги, по которой начали вывозить лес. На узкоколейке возникают разъезды, поименованные номерами лесных кварталов и названиями соседних деревень: 88-й, 120-й, Ромашки (по деревне Романовы пруды), Корыпалово, Котомино (также по названиям ближних деревень Тонкинского района). За десятки километров так называемым «людским поездом» (на снимке) ехали кто в лес на работу, кто за грибами, ягодами и на охоту, а кто к родственникам в гости.

Скверная особенность данного лесного поселка – затапливаемость окружающей территории во время весеннего половодья водами рек Усты и Ваи. Не случайно местность и получила от хозяйничавших в этих краях сотни лет назад татар название «Атазик»: «атау» - остров + «аз» - маленький.

Случалось, кто-то умирал в половодье. Хоронить его везти на кладбище приходилось на лодке да на плотах.

До Великой Отечественной войны и создания в поселке лагеря для военнопленных Атазик практически не рос. В 1942 году были всего 4 хозяйства (см. карту). С прибытием пленных немцев после победы наших войск под Сталинградом развернулось бурное строительство. Была построена пекарня, в 1949 году – медпункт, в начале 50-х - начальная школа, В 1960 году - клуб, медпункт, столовая, магазин, в 1963 году – баня. Для обслуживания лагеря, который после войны принял уже советских военнопленных из немецких лагерей, требовался значительный обслуживающий персонал. В 1949 году, однако, контингент «из-за уплотнения» был переведен в Минеевский исправительно-трудовой лагерь.

Среди атазинцев было несколько погибших на Великой Отечественной войне. Известны имена лишь троих из них.

Ефремов Владимир Федорович, род. 1924. Рядовой. Погиб в бою 16 января 1944 года. Похоронен в Красносельском районе города Санкт-Петербурга.

Изосимов Степан Илларионович.

Маклашевский Константин Захарович. Старший лейтенант. Погиб в бою 20 августа 1943 года.

После войны в связи с истощением лесосырьевой базы и отсутствием работы у жителей поселок Атазик медленно, но верно начал угасать. Не спасло даже строительство надежной асфальтированной дороги до поселка Арья. В 1993 году в 100 хозяйствах проживал 231 житель, в 2010 году в 47 хозяйствах - 113 жителей. Наконец, в 2016 году оставались 84 жителя. Но это по прописке. Сколько на самом деле постоянно проживающих в Атазике жителей, точно неизвестно. Не стало магазина, других жизнеобеспечивающих объектов, и жизни в поселке не стало. Может статься, что и улиц станет больше, чем людей: Гагарина, Лесная, Набережная, Некрасова, Центральная, Школьная.

Про настоящую деревню на юге Уренского района в 27 километрах от райцентра и в 9 километрах от центра Семеновского сельского Совета, известно немногое, хотя является она одной из старейших в районе и значится в данных второй переписи населения уже в 1723 году, а потом в данных Генерального межевания в 1790-м (см. вырезку из карты).

Предание о возникновении Афанасьева чудным образом сохранилось. Основали его переселенцы из соседнего Кондобаева, начавшего, видимо, быстро расти, отчего жители ощутили нужду в свободных землях. И место нашлось у истока реки Лукерьи, берущей начало в болотистой низине. Название починок, надо полагать, получил от имени одного из первожителей. Немало трудов было положено крестьянами для осушения болот и освоения на их месте сенокосов.

Стесненное болотами Афанасьево никогда не было большим. Количество хозяйств в нем не превышало 8. А в 1856 году и вовсе в 3 хозяйствах проживали 33 человека, в 1907 году немного больше – 35 человек в 7 хозяйствах. Нехватка земли сдерживала развитие землепашества. В 1916 году на каждого из 25 едоков (5 мужчин и 4 мальчика, 10 женщин и 6 девочек) 5 хозяйств приходилось лишь по 0,61 га посевов. Да и та земля была не особенно плодородна. Однако, по наличию скота: 5 лошадей (1 хозяйство безлошадное), 11 коров (1 бескоровное), 27 овец, 8 свиней, - афанасьевцы жили сравнительно неплохо. Лугов для выпаса животных здесь, очевидно, хватало. Окружающая дремучая тайга еще и давала прекрасную возможность заниматься лесным промыслом. А вот воды крохотной речки не хватало, поэтому был выкопан обширный пруд.

Деревня входила в Семеновскую волость, но бывать в волостном центре афанасьевские староверы не любили. Православная Рождественская церковь раздражала их там как бельмо на глазу. Крохотная деревенька каким-то чудом пережила атеистические времена, сохраняя старообрядческую веру в чистоте. К православной вере из раскола поповского согласия во второй половине XIX века «прилепились» только дети из семейства крестьянина Мартьяна. В 1863 году это сделали его дочери Наталья и Варвара.

У сестер были братья Михаил и Аггей, тоже принявшие официальное православие. Аггей Мартьянович крестил с женой Александрой Зиновьевной сына Авксентия еще при крепостном праве в 50-е годы, а Михаил был у младенца крестным отцом.

В 1918 году деревня стала пристанищем для беглых участников Уренского крестьянского мятежа. За участие в нем был расстрелян деревенский житель Л.П. ВЕСЕЛОВ.    

Цивилизация вместе с советской властью начала доходить и до самых отдаленных мест Урень-края. В апреле 1931 года в Афанасьеве был создан колхоз, первым председателем которого стал Нестор Веселов. К лету 1932 года в колхозе состояли 7 хозяйств из 8, на 40 едоков приходилось 42 га пашни, 3 га лугов. Не густо, конечно. Нужда заставляла все больше заниматься лесным промыслом: выдиранием мочала, кручением мочальной веревочки, сбором смолы.

При объединении колхозов в начале 50-х годов Афанасьево вошло в состав семеновского колхоза «Большевик».

На Великой Отечественной войне среди погибших:

Алипов Дмитрий Сергеевич, род. 1925. Младший сержант. Погиб в бою 12 марта 1945 года. Похоронен в Калининградской области.

Булатов Архип Яковлевич, род. 1918. Сержант. Пропал без вести в январе 1942 года.

Булатов Садофий Яковлевич, род1910. Рядовой. Погиб в бою 17 февраля 1943 года. Похоронен в Кировском районе Ленинградской области. Веселов Фокей Павлович, род.1900. Рядовой. Умер от ран 23 февраля 1944 года. Похоронен в Струго-Красненском районе Псковской области. Два афанасьевских воина отличились на войне, получив боевые награды. Василий Нестерович ВЕСЕЛОВ родился в 1926 году. На фронте в 1943 году оказался в 17 лет. Весь боевой путь прошел в составе 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.

Свой первый подвиг воздушный стрелок Веселов совершил в январе 1945 года, в составе экипажа приняв участие в 2 воздушных боях, отразив 4 атаки немецких истребителей. Награжден медалью «За отвагу».

В январе-апреле 1945 года младший сержант Веселов участвовал еще в 32 успешных боевых вылетах в составе экипажа, уничтожившего 3 танка, 2 бронетранспортера, 13 автомашин, 17 повозок с грузом, 3 артиллерийских орудия, склад боеприпасов, свыше 100 солдат и офицеров. Награжден орденом Красной Звезды.

В апреле-мае 1945 года гвардии сержант Веселов в 23 успешных боевых вылетах из пулемета лично уничтожил 4 автомашины, 7 повозок, 5 пулеметных гнезд и 6 минометных точек, истребил до 35 солдат и офицеров противника. Награжден второй медалью «За отвагу».


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!