Особенности древнеримских терм

Тема Искусство Древнего Рима

 

Античное искусство по праву считается основой для искусства на последующих исторических этапах его эволюции. На его принципах основывается и европейское искусство современности.

Греческое в римском

После захвата римлянами греческих колоний на юге Апеннинского полуострова началось формирование Великой Римской империи. В ходе завоевательных походов Рим увеличивал свои территории за счет территорий захваченных государств. При этом культура и искусство Рима также претерпевали изменения, обогащаясь традициями присоединенных народов. Среди основополагающих культур, на которых базировалась римская культура, а, значит, и римское искусство, было классическое наследие Древней Греции.

В условиях синкретичности греческого искусства, воспринятого римлянами, в нем нашли отражение и верования, и представления об окружающем мире. Потому в римской скульптуре и рельефах мы встречаем греческих богов под новыми именами. Разумеется, не все они абсолютно синонимичны первоисточникам: имеют новые функции, новые сюжеты мифов, даже копии греческих статуй отличаются отсутствием тепла бежеватого мрамора, так как выполняются из местных сортов холодно-белого.

РимскийФорум располагается в самом центре Древнего Рима. Изначально это был всего лишь рынок, однако постепенно он стал играть важнейшую политическую и религиозную роль в жизни древнего города.

Из старинных построек многое сохранилось: арки, остатки стен, полуразрушенные своды храмов… При одном взгляде на величие былой империи захватывает дух!

История возникновения Римского Форума

Изначально место, на котором возвышается Римский Форум, использовали для погребений — примерно до VIII века до н.э. Это была болотистая местность, по которой протекали ручей Велабр и множество источников.

Территория располагалась между холмами Палатина, Велиа, Капитолия, Виминала, Эсквилина и Квиринала, на которых находились дома древних римлян.

При правлении царя Тарквиния Приска площадь осушили: тогда проводили глобальные работы по устройству сточных канав и Большой Клоаки (VII-VI вв. до н.э.). После этого было решено построить Форум: на части площади планировалось открыть рынок, на другой – проводить публичные церемонии, дебаты, выборы, выносить приговоры и т.д.

Архитектура

Искусство и культура Древнего Рима наиболее показательно представлены в произведениях архитектуры. Здесь нашли отражение особенности организации жизни в империи. Его можно разделить на четыре основных направления:

культовая архитектура

общественная

развлекательная

жилая.

С самого начала развития Рима как столичного города ведение в нем строительных работ пред полагало использование арки и развившихся на ее основе трех типов сводов: бочарного (полуцилиндрического), крестового (представляющего собой пересечение под прямым углом двух бочарных) и, наконец, купольного. В равной степени необходимым оказался и бетон -смесь известнякового раствора и гравия с бутом, то есть кирпичной и каменной крошкой. Техника строительства из бетона была изобретена тысячелетием раньше на Ближнем Востоке, но римляне расширили область его применения и сделали основным методом строительства. Преимущества очевидны: прочный, дешевый и пластичный, именно он дал возможность создать грандиозные архитектурные сооружения, которые до наших дней остаются памятниками «былого величия Рима». Римляне умели спрятать непритязательную поверхность бетона под облицовкой - кирпичной или каменной кладкой, мраморными плитами или гладким слоем штукатурки.

Колизей. Арка и свод служат существенным и неотъемлемым элементом римской монументальной архитектуры, свидетельствуют не только о высокой технике строительства в Древнем Риме, но также о свойственном римлянам чувстве упорядоченности и постоянства, вдохновлявшем их на создание подобных сооружений. Эти качества вновь впечатляют нас в Колизее, огромном амфитеатре, построенном в центре Рима для боев гладиаторов. Его сооружение было завершено в 80 г. н. э. Это настоящий шедевр инженерной мысли. Его бетонная плоть прорезана многокилометровыми сводчатыми коридорами и лестницами, облегчающими проход огромного количества людей к арене и от нее. Его внешний декор - благородный и монументальный - повторяет скрытые под ним особенности конструкции, но как бы «одевает» их резным камнем и акцентирует находящиеся в замечательном равновесии вертикальные и горизонтальные элементы, представленные полуколоннами и антаблементами, содержащими бесконечные ряды арок. Колонны всех трех классических ордеров размещены одни над другими в соответствии с присущим им «весом». Колонны дорического, самого древнего и строгого ордера, размещены на первом этаже, затем следуют колонны ионического и коринфского ордеров.

Пантеон. Наиболее удивительным примером такого рода может служить знаменитый Пантеон в Риме, огромный круглый храм, построенный в начале II в. н. э. Из всех уцелевших до настоящего времени зданий это обладает лучше всего сохранившимся, а также наиболее впечатляющим интерьером. Круглые храмы существовали задолго до Пантеона, но столь сильно отличались от него по форме, что он не может быть поставлен в один ряд с ними. Вход в храм выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов. Соединение этих двух элементов кажется несколько нарочитым, но следует помнить, что в настоящее время мы не можем видеть здание так, как предполагалось изначально: теперь уровень прилегающих улиц значительно выше, чем в древности. То, что создание опоры для огромной полу сферы купола не является трудноразрешимой технической задачей для строителей, видно из тяжеловесной незамысловатости поддерживающей его стены. Ничто во внешнем облике храма не предполагает даже в малейшей степени изящества и воздушной легкости интерьера; Высота от пола до отверстия в своде (его называют «окулус», что значит «глаз») в точности соответствует диаметру основания купола; таким образом, храм удивительно пропорционален. Вес купола распределен по восьми составляющим монолит секциям стены. Между ними архитектор смело разместил прикрытие колоннами ниши — углубления в массивной бетонной стене; они не сквозные, но обеспечивают иллюзию открытого пространства позади опор, создавая впечатление, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Многоцветные мраморные панели отделки, а также каменные плиты пола по-прежнему находятся на своих местах, но купол первоначально был вызолочен, чтобы напоминать «золотой свод небес».

Базилика.Базилика, послужившая впоследствии образцом для множества христианских храмов, у римлян являлась гражданским зданием. Наиболее близким современным зданием к типу базилики можно считать «биржу». Как уже отмечалось выше, базилика представляла собой помещение для судопроизводства, деловых и политических процессов. В период господства древнеримских нравов обходились без таких базилик, поскольку заседания проходили на открытом воздухе. Первые базилики относят к началу II века до нашей эры. При этом следует заметить, что общее расположение помещений и конструкций было заимствовано из Греции. Большая часть базилик была трех- или пятинефными, нередко они были полностью или частично открытыми на пространство форумов. В центральном нефе проходил рельефный фриз, на котором были изображены сцены из истории возникновения Рима (например, базилика Эмилия). Помимо популярных базилик с продольной ориентацией в республиканский период существовали другие базиликальные здания, называемые поперечными. В имперский период базилики также возводились на территории форумов. При этом нередко базилики являлись ядром форума (особенно в западных городах).

Римские термы. Это не просто бани, а по своей сути нечто большее, что-то вроде оздоровительно-развлекательных центров. Не все, конечно, а те, которые были большими. Всего в городе, как пишут, было несколько сотен больших и малых терм. Мы расскажем о двух – знаменитых термах Каракаллы и Диоклетиана.

Особенности древнеримских терм

Эти роскошные бани, в которых мылись и аристократы, и чернь, поражают техническими и архитектурными решениями, колоссальностью и богатым декором.

Система отопленияРаз термы, значит, они должны быть,как минимум тёплыми. Некоторые из них строились рядом с термальными источниками, но это, скорее, исключения. В большинстве случаев для отопления использовалась обычная дровяная печь. Она нагревала воду и воздух, которые по специальным трубам поступали в разные помещения бани. Трубы эти проходили под полом и в стенах, тем самым нагревая довольно обширные залы терм.

Из труб в бассейны поступала тёплая вода, а горячий воздух – в специальное помещение с сухим тёплом – тепидарий и в горячую парную – кальдарий. После горячих процедур распаренные римляне могли окунуться в бассейны с тёплой или прохладной водой.

Средняя температура в термах была сравнительно невысокой – не выше 40°С, поэтому в бане было комфортно, и горожане проводили в ней много времени, иногда целый день, переходя из одного зала в другой, отдыхая в прохладных комнатах на каменных скамьях. Здесь они могли купить у разносчиков вино и фрукты, пообщаться, узнать последние новости.

Устройство и дизайн. Древнеримские термы – это большие по площади и богато украшенные сооружения. Наряду с залами для согревания и парной, а также несколькими бассейнами с тёплой и холодной водой, в бане имелось место для занятий спортом (палестра) и специальное помещение для массажа и натирания маслами (айлептерий). Имелась также комната для раздевания, где служитель следил за сохранностью одежды. Воровство, конечно, было, но в этом случае пострадавший получал компенсацию из императорской казны.

Особое значение придавалось украшению терм. Они напоминали храм – то же обилие колонн и портиков, разноцветная мозаика и мраморные скульптуры. Сейчас воссоздают интерьер, внутреннюю отделку и украшение помещений древнеримских бань, и эти реконструкции поражают воображение.

Акведуки.

Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.

Скульптура.

Спрос на скульптуру в Риме был огромным, и это отчасти диктовалось любовью римлян к старине, отчасти желанием как можно пышнее украсить интерьеры. Вместе с тем, без сомнения, некоторым видам скульптуры отводились в Древнем Риме важные и серьезные функции. Именно эти виды скульптуры и получили наибольшее развитие в римском искусстве. Самыми интересными и примечательными из них стали скульптурный портрет и повествующий рельеф, жанры, имеющие глубокие корни в жизни римского общества назвать выдающейся, однако в ней присутствует своеобразный, присущий «образу предка» дух, которого, разумеется, не было в первоначальных восковых масках. Он проявился, когда они стали мраморными. Это не просто придало им долговечность, но сделало величественными, особенно в духовном смысле.

Скульптурный портрет произошел от очень древнего патриархального римского обычая: после смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска, хранившаяся затем в особом шкафу, своего рода семейном алтаре. Эти маски предков несли во время похоронной процессии. Такое почитание предков восходит к обычаям первобытного общества. В патрицианских семьях даже периода империи продолжали неуклонно придерживаться этих же традиций. Возможно, стремление патрициев воспроизвести недолговечные восковые изображения в мраморе и затем выставить их для всеобщего обозрения объясняется желанием обратить внимание на древность рода и тем самым упрочить свое ведущее положение в обществе.

Если греки создавали некий обобщенный образ идеального гармоничного человека, то римляне желали придать искусству ваяния практичность и утилитарность. Таким образом, в Древнем Риме зарождается, а затем занимает прочное положение скульптурный портрет.Его появление было обусловлено и древней традицией, связанной с почитанием умерших предков и заупокойным культом. Ещё в древности у римлян сложилась традиция делать посмертные гипсовые маски с умерших. Затем, стали изготовлять их портреты.

В доме каждого уважающего себя римлянина находились бюсты, изображающие его умерших родственников, и чем их было больше, тем выше оценивался статус гражданина. Поэтому появились оригинальные статуи, изображающие знатных римлян, держащих в руках бюсты своих пращуров.

Особое значение приобрел скульптурный портрет в период Римской Империи. Ваятели должны были изображать правителей государства, чтобы каждый житель Рима, знал своего императора «в лицо». Чаще всего государственных мужей изображали в позе оратора, с перекинутой через плечо тогой (вид одежды), такие статуи назывались тога́тусы.

Практицизм римлян доходил порой до курьёзов. Когда случалось так, что императоры сменяли друг друга на престоле достаточно быстро, а, главное, неожиданно, скульпторы пользовались следующим приёмом: у статуи бывшего императора «удалялась» голова и к готовому изображению тела присоединялась другая – изображающая вновь вступившего в должность правителя.

Нужно отметить, что римские скульптуры также ярко раскрашивались, как и греческие.

Несмотря ни на что, отдадим должное римским мастерам скульптурного портрета. Благодаря их творениям мы можем представить императорский Рим «в лицах». У нас есть уникальная возможность вглядеться в облик этих правителей, и попытаться представить какими же людьми были императоры.

Судя по сохранившимся до наших времен памятникам, и по исследованиям учёных, в Древнем Риме живопись была, в основном, монументальной, то есть, неразрывно связана с архитектурой. На её развитие (как и на развитие многих других областей римского искусства) оказали значительное влияние культура этрусков, а затем, Древней Греции (о древнегреческой живописи можно прочитать здесь).

Самыми распространёнными видами живописи стали фре́ска, темпера или энкаустика (техники росписи по штукатурке), украшающая стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов, а также моза́ика, применяющаяся очень широко (особенно интересны мозаичные полы древнеримских зданий). Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Однако история сделала искусствоведам поистине бесценный подарок. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии, в нескольких километрах от современного Неаполя.

В результате этого природного катаклизма были уничтожены портовые древнеримские города Помпе́я и Геркула́нум. Их засыпало многометровым слоем вулканического пепла, так они оказались словно «законсервированными» в том виде, в котором их застала катастрофа, почти на два тысячелетия.

Лишь в 19 веке начались раскопки и научные исследования этих городов, которые продолжаются до сих пор. Они дают уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры. В числе прочего, в Помпеях были обнаружены образцы античной живописи.

 

Задание

1.Написать рассказ-экскурсию по достопримечательностям

Древнего Рима.

Для слабых учеников- Ответить на вопросы в конце парагра


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!