Неклассическая схема (экзистенциализм Сартра)

Сёрен Кьеркегор

(датский религиозный философ XIX в., психолог. Основоположник экзистенциализма)

Страх смерти                                                      - человек всё время переживает отчаяние:

(страх смерти это главный                                         а через отчаяние он может

человеческий грех, которого                 приблизиться к Богу

невозможно избежать)

(страх это главный грех, потому что из него происходят все остальные грехи)

Кьеркегор выделяет три типа человеческого существования, которые суть:

1) попытка человека понять себя самого и построить для самого себя свой образ;

2) путь к богу.

1.Эстетическая (воображения: я красив/умён/эрудирован, как кто-то) — человек в воображении подменяет свое существование фактичностью, отворачивается от себя и желает быть как кто-то другой, обладающий некоторым преимуществом. Подлинное «Я» человека забыто. Пример: артист, который мечтает стать великим, как Сара Бернар, играет все свои роли, подражая во всем ей.

2.Этическая (природа требует цельности – нельзя вечно бежать от своего Я (как происходит в эстетической стадии). Т.к. в эстетической стадии происходит раскол личности, эта стадия переходит в стадию этическую. НО: человек стремится собрать себя идеальным, основываясь на определённых «правилах» - мораль, религия и т.д.). Пример: артист, который до этого копировал Сару Бернар, решает пересобрать свое творческое «я» сообразно некоторой большой системе, которую считает нужным. Например, системе Станиславского.

3.Отчаяние - религиозная - (человек пытался сначала найти себе роль, затем соединить себя воедино и через неудачу в обеих стадиях переходит в стадию (состояние) отчаяния. Наш артист осознает, что ни одна система, даже Станиславского, не позволяет ему собрать свое творческое «Я» последовательно, непрерывно, — ни одна система не предусмотрит всех особенностей натуры. Артист отчаивается и берет на себя ЛИЧНУЮ ответственность за все свои произведения и роли, обретая тем самым аутентичность (термин Сартра) и подлинное существование (так сказал бы Хайдеггер). Отчаяние и принятие личной ответственности в переживании личной свободы означает подлинную встречу с Богом, который есть условие возможности абсолютной свободы человека.

Тебе ничего не поможет, даже Бог – переживание абсолютной свободы и наконец соединение с Богом.

Хорошая статья: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHec88471d9e418512e4f8ec

Серебряный век и русская философия: Владимир Соловьев

Fin de siecle (франц) или Прекрасный век, особенности:

1) развитие индустриального общества

2) становление колониального мира —> столкновение с экзотическими культурами (см., например, стихи Гумилева про Африку или Киплинга)

3) развитие капитализма

4) огромное социальное расслоение (бедняки-рабочие (как в романе «Оливер Твист») и богачи-аристократы и бизнесмены). Пример: сериал «Аббатство Даунтон».

5) Общее ощущение скорого конца света / революции.

Искусство: символизм (мир лежит во тьме, в которой можно отыскать отсветы высшего мира — символы).

Владимир Соловьёв.

Тринитарное (тринитарный – относящийся к Троице и христианскому воззрению на Бога как единого в трёх ипостасях) разворачивание Абсолюта (отец, Бог-творец): Бог, Идея (Логос, Бог-сын, Христос), София (Дух, осуществлённое единство Бога)

Соловьев берет эту идею из гностической философии позднего эллинизма. София — 1) божья премудрость, святой дух; 2) персонифицированный женский образ души мира (см. «Тимей» Платона).

Философский пароход (1922) – высылка русских философов, поэтов и профессоров, предпринята правительством большевиков.

 

Философия Сергия Булгакова

Термины: меон, меонический / меональный, меоническая свобода человека.

 Все четыре модуса действуют одновременно.

Нельзя сказать «существуют»: только to on, Бытие, может существовать: Ничто ни в какой форме не существует.

To on – Бытие, «то, что есть». Пример: студент присутствует на паре.

Me on (меоническое Ничто) – Ничто, из которого может быть Бытие. Пример: студент опаздывает на пару, возможно, придет, возможно, не придет.

Ouk on (уконическое Ничто)— логическое отрицание. Пример: студент предупредил, что заболел и не придет на пару.

Apeiron — беспредельное Ничто. Пример: студент, который в принципе не может появиться на паре, например, Марс.

Различие типов Ничто коренится в различных типах отрицания в древнегреческом языке:

1. a – тотальное отрицание (ничего нет)

2. ou – логическое отрицание (чего-то нет)

3. me – отрицание с оговоркой (ещё нет, уже нет, почти нет)

Антиномия – логическое противоречие (нельзя одновременно и существовать, и не существовать). Возникает, если мы путаем меоническое и уконическое ничто. Из уконического Ничто ничего не может быть (так сказали еще греки). Логически творение мира ex nihilo, из Ничто (уконического) невозможно.

Гнозис – диалектическое познание — понимание того, как нечто может возникнуть из меонического Ничто.

Диалектика – наука о движении и развитии природы, человеческого общества, мышления.

1. Бог может присутствовать одновременно и в сущем (to on) и в меоническом Ничто (me on), me on – Ничто, допускающее создание чего-то (из меона Бог создаёт сущее)

2. В этой «схеме» столкновение с Ничто предполагает не экзистенциальный ужас, а радость творчества, т.к., творя, человек сталкивается с меоном. Человек обладает, как Бог, способностью свободного творчества — это называется меонической свободой.

3. Эволюция противоположна творчеству, т.к. эволюция это не создание нового, а движение старого (творение из того, что уже есть).

Эманация – истечение энергии, дающей существование (по Платону «движение света»)

Эволюция – формирование из того, что есть

Творчество – формирование из того, чего нет

Схемы бытия по Платону:

1. По Гегелю:

Мир это Абсолют. Абсолют разумен и стремится познать себя. Но так как, чтобы познать что-то, нужно от этого отсоединиться, он переходит в самоотрицание (самоотрицание в попытке самопознания). Придя к самоотрицанию он проходит через Ничто и после возвращается к себе – более сильным и познавшим себя.

2. Бог – творец, потому что сотворил мир из ничего. Следовательно и человек творец и призван к творчеству, т.к. создан по божьему подобию

3. В процессе творчества человек сначала шагает в Ничто (первичный творческий акт), а затем снова возвращается в Бытие (вторичный творческий акт).

Homo faber – человек творящий

Жан-Поль Сартр

(первый философ, называвший себя экзистенциалистом)

Опирается на: Декарта (Cogito – я мыслю — единственное основание человеческой разумности и свободы); 2) Гегеля (сознание должно отрицать само себя, чтобы посмотреть на себя со стороны — это формирование Другого), т.е. человеку нужен Другой.

 

 

*Экзистенциализм обвиняют в отсутствии всего того, что указано в правой колонке («Экзистенциализм это тошнота»)

Главный тезис экзистенциализма:

Существование предшествует сущности — Экзистенция предшествует эссенции (латинские термины)

Что это значит: человек – исключение из общего правила «сущность предшествует существованию», т.к. свою цель (задачу/смысл/предназначение) человек формирует сам на протяжении жизни. Когда человек рождается, он ещё не имеет сущности – только существование.

У всех вещей, кроме человека, их смысл задан до самой вещи. Карандаш — то, чем пишут. Если карандаш сделан так, что им невозможно писать, то это не карандаш, а, возможно, арт-объект.

*сущность – то, без чего не может быть вещи (внутренняя цель/устремление/направленность/смысл)

*существование – сама вещь в многообразии своих проявлений

Классическая схема:

Бог – ремесленник (творец) – создаёт человека в соответствии со своим замыслом. Но произведение никогда не получается таким, как задумано, т.к. никогда не соответствует образу, по которому оно творилось. Поэтому сущность человека состоит в стремлении соответствовать божьему замыслу.

На месте божьего замысла может быть закон природы: Аристотель говорит, что сущность человека — разум. Получается, если человек отказывается от разума в пользу, например, эмоций или интуиции, то он «некачественный» человек (недобродетельный).

Неклассическая схема (экзистенциализм Сартра)

Человек существует на равнине, на которой есть только люди. Божьего замысла / сущность нет (может и есть, но она нам никогда не доступна). Человек сам определяет свой смысл и свою сущность. Сначала он существует, потом определяет свою сущность для себя, кем он хочет стать: «Человек это существо, которое устремлено к будущему»

Построение проекта (устремленности в будущее):

1) Интуитивное cogito — я существую. Не осознается. (картезианский метод)

2) Отражение себя в Другом (гегелевский метод)— какой я? Человеку необходим другой человек, чтобы продолжить строить свой проект. Пример: мать ждет от ребенка примерного поведения — ребенок формирует свой проект в зависимости от ее ожиданий.

3) Человек совершает поступки, ориентируясь на то, что считает правильным (благо — то, к чему все стремится, как говорил Аристотель). Правильность / истина — понятие уникальное (может быть только одна). Следовательно, человек, совершая что-то по совести, считает максиму, которой он руководствуется, правильной для всех людей. Человек-законодатель мира. Дурной поступок — нечестность по отношению к собственному представлению о благе (не по совести).

Картезианский метод: абсолютная истина не мыслится, а схватывается интуитивно. Человек начинает постигать себя (своё существо) через отрицание себя (сомнение в своём существовании): «Есть только индивид и его сознание – всё остальное – спорно»

Гегелевский метод: Для развития необходимо смотреть на себя со стороны. В этот момент сознание человека раздваивается на положительное (господин – то, что остаётся с тобой) и отрицательное (раб – то, что отделяется). Чтобы посмотреть со стороны, необходимо полное отделение – таким образом, раб становится Другим. Т.е., для существования нужен другой человек. Так мы признаём существование других людей. Однако другой это всего лишь проекция самого себя, поэтому твой выбор (для тебя) – выбор человечества. См. «Феноменологию духа», гл. «Самостоятельность и несамостоятельность сознания».

Феноменология Сартра

Все термины и понятия Сартр заимствует у Хайдеггера

Три модуса существования человека:

Заброшенность — существование в мире, когда существованию не предзадано никакой сущности/морали/цели, не предзадано ценностей, Бога нет или его нельзя обнаружить: «И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди».

Тревога — существование в действии. Так как не предзадано никаких ценностей, любой поступок — это установление ценностей, законодательный акт. Эта ответственность лежит на каждом человеке (а правильно ли я поступаю?), и она тотальна: «Экзистенциалист охотно заявит, что человек — это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только своё собственное бытие, но что он ещё и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности».

Отчаяние — существование вне Закона. Так как в мире нет никакой внешней по отношению к человеку законодательной силы, то человек не может строить планов ни на что, кроме самого себя. Любые события / поступки других людей являются лишь вероятными: «…мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие».

 

«Человек осуждён (обречён) быть свободным».

Обречен — потому что не сам себя создал;

Свободным — потому что он не знает и никогда не узнает, кто его создал и по какому закону, и какое «задание» ему дано. Возможно, никакого «задания» и нет: «Экзистенциализм — не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило»

Почему экзистнциализм — это гуманизм?

Два понимания гуманизма:

1. Понимание человека как высшей ценности через призму цели (человек прекрасен, потому что он построил самолёт/изобрёл лекарство/приручил животное и т.д. и т.п.), потому что достиг некоторой «человечности», соответствовал, насколько возможно, какому-то ВНЕШНЕМУ идеалу (природа/Бог/судьба).

2. Человек это способность выйти за пределы себя (трансцендировать) и спроектировать своё будущее (человек это проект — устремленность в будущее), т.е. построить «царство целей»: «Далее, наша теория — единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект. Всякий материализм ведёт к рассмотрению людей, в том числе и себя самого, как предметов, то есть как совокупности определённых реакций, ничем не отличающейся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют стол, стул или камень. Что же касается нас, то мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!