Римский- Корсаков «Полет Шмеля»

Слушание музыки

Класс 8 летнего обучения.

(Преподаватель Гинс Оксана Александровна)

Каждая мелодия имеет свою линию — мелодический рисунок.

Основные виды мелодического движения (линий):

Повторность звука

Опевание

Восходящее движение

Нисходящее движение

В свою очередь, восходящее и нисходящее мелодическое движение может быть поступенным, скачкообразным, либо направленным по звукам аккордов (см. С. Прокофьев. Джульетта-девочка).

Мелодический рисунок в целом волнообразен. Мелодическое развитие приводит к кульминации (с лат. culmen – вершина) — точке наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части.

К. Сен-Санс «Лебедь»

Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.

Ф.Шуберт «Ave Maria»

Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале - мягко звучащих мерно чередующихся в трехдольной пульсации восходящих (к небесам?) и нисходящих (на грешную землю?) аккордах, сопровождаемых мерной пульсацией глубоких басовых звуков. Музыка этих вступительных тактов сохраняется в качестве аккомпанемента на протяжении всей песни. Это обрамление, ассоциируется у меня - здесь я говорю о своих сугубо личных представлениях, и ни в коем случае не навязываю их своим читателям - с открывающимся занавесом, таким, который изобразил Рафаэль на своей знаменитой "Сикстинской Мадонне". На фоне этих аккордов звучит поистине неземной красоты мелодия.

М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo…»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.

Ф.Шуберт «Шарманщик»

«Шарманщик», — одна из самых потрясающих по безысходности песен Шуберта, решенная предельно скупыми средствами: уныло повторяющиеся примитивные звуки шарманки прерывают берущую за душу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом.

Римский- Корсаков «Полет Шмеля»

Как рисует образ шмеля Римский-Корсаков? Сначала мы слышим громкое и назойливое «жужжание». И кажется, что шмель гудит прямо около уха, даже отмахнуться хочется или убежать, так правдоподобно звучит подражание голосу шмеля. Это звукоизобразительный прием.

 Мелодия простая и незатейливая из третьей октавы движется по полутонам вниз (часто повторяются мотивы). Мелодия развивается по спирали, мы слышим как- бы вращательное движение.

Домашнее задание:

1. Выучить основные виды мелодического движения


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!