Творчество Донато Браманте (1444 – 1514)



 

Проект собора св. Петра в Риме (1506) как главное создание Браманте.

 

До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.

 

Внешний облик собора в том виде, как он был задуман Браманте, известен по изображению на медали 1506 г., а также по рисункам ученика Браманте Меникантонио. Всюду явно видна главенствующая роль центрального полусферического купола.

 

 

В 1503 г. Браманте был утвержден главным архитектором собора. Избрав для храма центрально-купольную композицию, он положил начало длительной борьбе между сторонниками центрической и базиликальной композиции сооружения, между стремлением воплотить в нем эстетические идеалы итальянского гуманизма и функциональными требованиями культа.

В соборе св. Петра алтарь располагается посередине церковного пространства, над криптой и местом, где, по преданию, был погребен апостол. Центрическая композиция получила свое функциональное оправдание и выбор ее на рубеже XV и XV вв..

 

Помощниками Браманте по строительству собора были Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо из Вероны и Рафаэль. После смерти Рафаэля руководство работами перешло к Перуцци, который, возвратившись к центрической схеме, признал необходимым усиление пилонов Браманте и соответственно переработал план.

Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся после смерти Льва X, привела к тому, что постройка фактически не двигалась. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г.) и Антонио да Сангалло Младшего. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. ниже). Антонио да Сангалло закончил южную и построил восточную ветви креста и перекрыл их сводами. К тому же периоду относится закладка так называемых Ватиканских гротов — крипты, где использованы полы древней базилики и повышен на три метра уровень пола нового храма.

Со смертью Антонио да Сангалло в 1546 г. и вступлением Микеланджело на должность главного архитектора собора начался новый этап строительства.

 

 

Творчество Андреа Палладио (1508 – 1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины XVI века. Создание нового типа загородной виллы.

Величайший итальянский архитектор Андреа Палладио изобрел тип классической загородной виллы, к которому восходят и Малый Трианон, и Дом Пашкова, и Белый дом в Вашингтоне.

Итальянский архитектор никогда и ничего не копировал. Его аккуратные и техничные рисунки понятны и наглядны.

Псевдоним, под которым Палла­дио прославился, придумал Джан-Джорджо Триссино, итальянский гуманист и его первый заказчик. Настоящее имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола – показалось Триссино слишком вялым для такого талантливого молодого человека. Тогда он вспомнил про Палладион,­ легендарную скульптуру Афины­ Паллады, которая до поры до времени защищала Трою от всех напастей.

На первых порах он осваивает профессию камнетеса, оформляет фризы и капители. Работодатели помогают ему вступить в гильдию каменщиков, и он получает стабильный доход. В Виченце он сближается с гуманистом Джанджорджо Триссино, который проникается судьбой сироты и берет на себе роль его наставника и мецената. Именно он настаивает на том, чтобы Андреа занялся изучением памятников греческой и римской архитектуры, знакомился с культурой античности. Триссино стал первым заказчиком будущего архитектора. Становится архитектором Андреа только к 30 годам, но зато к этому времени он имеет богатые знания по принципам античной архитектуры.

В следующие 10 лет Андреа Палладио строит виллы, на одно здание уходит примерно 2-3 года, архитектор не только создает проект, но и руководит работами по возведению сооружения и оформлением ландшафта. 

Архитектор стремился поработать в столице, но с Венецией у него отношения складывались сложно. Улица в городе Виченце, Корсо Андреа Палладио – это выставка его творений. Здесь он смог не только воплотить талан архитектора, но и поработать как создатель города. Планировка улицы и двух главных площадей заданы им и рассчитаны на восприятие человека. Сооружения поражают гармоничностью, величием и продуманностью деталей. Виченца стала настоящим подарком для архитектора, здесь он смог реализовать многие замыслы, хотя часть из них осталась незавершенной после его смерти в 1580 году.

В ранних постройках (так называемая Базилика в Виченце, перестроена в 1549 из дворца, Раджоне, 13 век) Палладио органически сочетал римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством декора.

 

Многочисленные палаццо, созданные Палладио в Виченце (Тьене и Кьерикати, оба начаты в 1550; Вальмарана, начат в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), обычно представляют собой кирпичные постройки с оштукатуренными фасадами; ордерная система их декора служит для Палладио материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Палладио добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом - с городской средой. Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах, построенных мастером

Вилла Ротонда в Виченце (начата в 1551 г.) — является первой центрической купольной постройкой светского назначения.

 

Вписываясь в окружающую природу и господствуя над ней, вилла воплощает глубоко поэтический, подлинно гуманистический и в то же время пантеистический образ, проникнутый спокойной гармонией.

Творчески переработав традиции народного зодчества применительно к требованиям венецианских дворян-землевладельцев, Палладио создал исключительно жизненные типы усадебных зданий.

 

 

Создавший немало шедевров единственный в мире архитектор, чьим именем был назван стиль (палладианский), считал, что любое здание смотрится наиболее выигрышно при правильном соотношении целого и деталей в нем. И никакое количество оформленных колонн, роскошных статуй, изящных арок не сделает сооружение прекрасным.

Это первый в истории строительства частный дом, повторяющий своими формами античное культовое сооружение. Такое сходство появилось благодаря широким лестницам, статуям античных богов и куполу, которые вызывают ассоциации с римским «храмом всех богов» – Пантеоном.

О скульптурах стоит сказать отдельно. Фигуры всегда находятся в движении. Это не привычный застывший силуэт, от каждого изображения словно идут токи, дающие жизнь всему зданию в целом.

Талант мастера проявился в том, что все декоративные детали, присущие храмовой архитектуре, идеально вписались в частную постройку и придают ей особую элегантность. Высокий цоколь являлся важной частью религиозных сооружений, и, возводя светский дом, о нем не забыл Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы стала первым в мире светским зданием эпохи Возрождения, украшенным куполом с вырубленным в нем отверстием, через которое в огромный зал попадал солнечный свет.

 

 

Вилла Ротонда, прославившая имя итальянского гения на весь мир, состоит из четырех одинаковых фасадов, окружающих увенчанный куполом центральный круглый зал. Массивные широкие лестницы, на парапетах которых расположились каменные статуи, ведут к каждому фасаду, украшенному портиками с шестью колоннами и фронтонами. Вилла симметрична со всех сторон.

 

Театр "Олимпико" в Виченце

 

Здание театра уникально: во-первых, это один из первых в мире постоянных театров, построенный в 1585 году, уже после смерти великого зодчего, по образцу античных открытых амфитеатров (вместо круга применен овал); во-вторых, в нем по-прежнему дают представления, и декорации в нем - старейшие в мире; в-третьих, это последняя работа Андреа Палладио, в которой воплотилась вся глубина его накопленных знаний об архитектуре. Впечатление он производит ошеломляющее.

В 1580 г. Академия Олимпико решила построить собственный монументальный театр, осуществление которого было поручено одному из членов этой Академии — Палладио.

Отведенное для этого театра узкое место помешало Палладио полностью следовать при постройке театра указаниям Витрувия, и он был вынужден дать своему театру форму не полукруга, а полуэллипса.

 

Сиденья в театре, как обычно, были расположены амфитеатром, концентрическими полуэллипсами. Прием решения амфитеатра в виде полуэллипса явился новой, совершенно неизвестной до того формой. В целях экономии места Палладио должен был отказаться от радиальных ступеней к отдельным рядам, как это было в античном театре, а сделал ряды непрерывными. Выше последнего ряда мест была устроена колоннада. В углах за рядами были лестницы, к которым можно было подойти через открытую колоннаду. Сцена была отделена от орхестры по прямой линии, а орхестра от нижнего ряда эллиптической кривой.

Сцена сзади была ограничена стеной, представлявшей богато проработанный фасад дворца. В этой стене было три двери, от которых отходили перспективно поднимавшиеся и сокращавшиеся улицы. Перспективные улицы были декоративно застроены замечательными по красоте и разнообразию сооружениями. На задний план подымающихся кверху улиц ставили вырезанные из картона и дерева фигуры людей соответствующего по перспективе размера.

 

Постройка театра Олимпико была начата 23 марта 1580 г., а 19 августа этого же года Палладио скончался. Таким образом ему не удалось увидеть сооружение театра законченным. Строительство театра перешло к Скамоцци, закончившему его в 1584 г., но открытие театра состоялось только в 1605 г.

Гармония и единство, которыми проникнута архитектура театра Олимпико, делают его одним из самых чудесных творений Палладио.

 

Европейская архитектура XVII-XVIII веков создавалась под непосредственным впечатлением от работ Палладио и на основе его принципов.

Оставил свой след Андреа Палладио и в русском зодчестве. Два его страстных последователя, Джакомо Кваренги и Чарльз Камерно, в XVII веке формировали облик Северной столицы. Позже уже русские зодчие, впитавшие принципы Палладио, строят огромное количество зданий в классическом стиле в Москве и многих других городах. Последний всплеск интереса к наследию Андреа Палладио – это сталинский ампир, который основывается на его эстетических принципах.

 

Скульптура Раннего Возрождения

Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti) (ок. 1378—1455) — итальянский скульптор, ювелир, историк искусства. Яркий представитель Раннего Возрождения и один из величайших мастеров рельефа.

Его отец был сыном нотариуса, мать — крестьянкой. Художественное образование молодой Лоренцо получил в ювелирной мастерской своего отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле (возможно, Бартоло был настоящим отцом Гиберти, сам художник оставил об этом противоречивые сведения). Лоренцо усвоил у Бартоло навыки ювелирного дела, обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нашего времени не дошли).

 

Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери — северные (1403—1424) и восточные (1425—1452) — для флорентийского баптистерия.

В 1400г. Лоренцо Гиберти отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора. А в 1401 г. Гиберти выиграл конкурс на изготовление этих вторых - северных - дверей флорентийского баптистерия - первые, южные, были исполнены Андреа Пизано еще в 14 в.

 

 

Северные ворота повторяют композиционное построение южных дверей, сделанных Андреа Пизано - двадцать восемь небольших рельефов заключены в обрамления готической формы.

 Двадцать из них посвящены изображению евангельских сцен (Въезд в Иерусалим, Тайная вечеря и др. ), в остальных представлены фигуры евангелистов и отцов. В этих рельефах хорошо заметны готические черты:

· удлиненность фигур, их скользящая постановка и условный изгиб,

·  текучая плавность складок одежд, сложными обрамления в виде квадрифолиев

· правдивость и неисчерпаемое разнообразие деталей - Гиберти вводит в композицию и элементы реальной обстановки — архитектуру, растительность, скалы, море.

 

 

 

В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми – восточными дверьми, которые Микеланджело назовёт «Врата рая», они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь мир.

Первый раз в жизни работает Гиберти над такими большими рельефами. Для усиления видимости простора Лоренцо строит архитектуру в своих рельефах. Это уже не маленькие отдельные элементы здания, это огромные арки с лестницами, террасы, на которых происходит действие. А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы.

Каждый рельеф — это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников.

 

 

                                      

 

 

                             Давид

 

 

Иосиф

 

В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясён обилием античных памятников. Позднее римские арки скульптор перенесёт на свои рельефы. Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Днём он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат.

 

 

 


Моисей

 Творчество Донателло (ок. 1386 – 1466, полное имя – Донато ди Николо ди Бетто Барди),реформатора итальянской скульптуры.

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека, изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.

Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Святые Донателло были похожи на настоящих людей: складки их одежд лежали естественно, можно было угадать, в каком они настроении и какой у них был характер. Более того, “очеловечивая” статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми.

С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Донателло первым стал думать о том, как будет смотреться статуя на предназначенном для нее месте. Фигура, которая в мастерской скульптора кажется совершенной, может потерять для зрителя свое великолепие, если осветить ее по-другому или поднять на высоту – скажем, установить в нише собора. Современники поняли его не сразу. Рассмотрев вблизи статую св. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Донателло научился ставить статуи среди свободного пространства – на площади, в саду, в доме.

 

 

 

Давид (1430-1440-е годы)первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения.

Вершиной творчества этого мастера в технике бронзы является статуя Давида, созданная примерно в 1430-1432 годах. Она рассчитана, в отличие от средневековой скульптуры, на круговой обход. Еще одним новаторством стала тема наготы, к которой обратился Донателло. Скульптор Давида изобразил нагим, а не в одеяниях, как это было принято раньше, впервые после Средневековья столь реалистично и в столь крупном масштабе.

Изобразив его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Библейский пастух, победитель великана Голиафа - один из излюбленных образов Ренессанса.

Заслуга Донателло не в том, что он изображает нагое мужское тело, а в необычности самого этого тела. Его бронзовый Давид выглядит не суровым библейским героем, а лишь слабым подростком. Ни до, ни после Донателло никто Давида таким не изображал. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

В отличие от готики, статуя с самого начала была рассчитана на круговой обзор, она предназначалась для украшения фонтана во дворе дворца Медичи.

 

Конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447 – 1453) – первый конный памятник, стоящий на открытой местности, в искусстве Возрождения.

Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

Кроме вышеуказанной статуи он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

Андреа дель Верроккьо

(Андреа ди Микеле Чони, а фамилию Вероккьо он взял у своего учителя ювелира Вероккьо) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он никогда не упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия.

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло.

 

 

 В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус­пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за­вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус­тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап­рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по­лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан­ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.

Практическая работа:зарисовка собора Санта Мария дель Фьоре

 

 

и скульптуры Андреа Вероккьо "Молодая женщина":

 

 

Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете фильм: "Флоренция. По следам гениев Возрождения".

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!