Вопрос 3. Принципы классификации пространственных видов искусства



В XX столетии Фехнер классифицировал виды искусства с психологической точки зрения: с позиций практической пользы вида искусства. Так, он отнес к искусству и кулинарию, и парфюмерию, т.е. виды эстетической деятельности, которые, кроме эстетических ценностей, выполняют и иные практические функции. Приблизительно таких же взглядов придерживался и Г. Монро — насчитал около 400 видов искусств. В эпоху средневековья сходных взглядов придерживался Фараби. Многовидность искусства складывалась исторически как отображение многосторонности реальной действительности и индивидуальных особенностей восприятия ее человеком. Следовательно, выделяя какой-либо вид искусства, мы имеем в виду форму искусства, которая сложилась исторически, ее основные функции и классификационные единицы.

Разделение искусства на виды обусловлено:

1) эстетическим богатством и многообразием действительности;

2) духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника;

3) богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.

Прежде всего, среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография) и неизобразительные (музыки, архитектура, декоративно-прикладное искусство, хореография). Различие между ними состоит и том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как неизобразительные передают непосредственно внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения посредством формы, "непохожей" прямо на объект отображения. Различие это не является, конечно, абсолютным,. поскольку, во-первых, все виды искусства выражают отношение к каким-то сторонам жизни, так что термин выразительные искусства (так иногда называют неизобразительные виды художественного творчества), сложившийся исторически, не отличается точностью. Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека, неизобразительные - к результатам воздействия действительности на духовный мир личности (миросозерцанию людей, их чувствам, переживаниям и т. п.). Поэтому для первых основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях. Основой же вторых является воплощение мыслей, чувств, настроения, а обрисовка предметов реальной действительности, если она имеется, носит, как правило, опосредованный характер.

Весьма существенно деление искусств на статические (пространственные) и динамические (временные). К первым относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство, художественная фотография; ко вторым - литература, музыка, танец. Пространственные искусства с огромной силой воспроизводят видимую красоту действительности, гармонию пространства, способны привлечь внимание к отдельным сторонам отраженного мира, к каждой детали самого произведения, что делает их незаменимыми в эстетическом воспитании, обучении красоте. Вместе с тем они бессильны непосредственно передать изменения жизни, ее течение. 5Это с успехом делают временные искусства, способные воссоздать и ход событий (литература), и развитие чувств человека (музыка, хореография). Не все виды искусства можно "причислить" к тому или иному четко отграниченному типу.

На основе синтеза простых искусств вырастают искусства синтетические. К их числу относятся театр, кино, телевидение. Они, как правило, сочетают в себе черты искусств изобразительных и неизобразительных, пространственных и временных, так что их иногда даже относят к особой группе пространственно-временных искусств. Искусства синтетические воспринимаются обычно и зрением и слухом.

По способу практического художественного освоения материала искусства можно разделить на виды, использующие природный материал - мрамор, гранит, дерево, металл, краски и т. п. (архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), звук (музыка), слово (прежде всего художественная литература), а также искусства, в которых в качестве "материала" выступает сам человек (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). Особое место здесь занимает слово, к использованию которого широко обращаются самые различные виды искусства. Как правило, оно обогащает их.

Можно отметить также деление искусств на утилитарные (прикладные) и неутилитарные (изящные; иногда их называют еще чистыми). В произведениях утилитарных видов искусства (архитектура, декоративно прикладное искусство) в последние десятилетия наблюдается все более широкое утилитарное использование и некоторых видов изящных искусств (музыки на производстве и в медицине, живописи в медицине), органически сплетается их предназначенность для практических материальных целей и собственно эстетическая целенаправленность. Что же касается искусств изящных, то польза, приносимая ими обществу, определяется их идейно-эстетическим характером.

И наконец, необходимо различать искусства первичные и вторичные (исполнительские). К последним относятся музыка, хореография, эстрада, театр, кино, телевизионное и радиоискусство, цирк. Их действие связано с посредником (исполнителем), который связывает первооснову произведения (пьесу, сценарий, партитуру, либретто и так далее) со слушателями и зрителями. Будучи активным истолкователем произведения, исполнитель каждый раз преобразует первичное произведение, дает ему свою интерпретацию, становится практически его соавтором.

 

Вопрос 4. Понятия вида искусства:

Графика

Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.

Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов.

Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны: лаконичность художественной манеры, ёмкость образов, недосказанность. И несмотря на ювелирную точность в работе, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.

При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, но погранично акварели.

История графики

Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства, т. е. графика начинается с наскальных изображений, которые после со стен пещер переместились на посуду, папирус, пергамент, бумагу (изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными).

Графические изображения встречаются у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).

В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы прославившиеся самостоятельные произведения – «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.

А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.

А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.

В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.

Виды графики, классификация

Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции.

Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией (на рубеже XX-XXI веков), этот подход устарел и классификацию следует расширить на: рисовальную, печатную и компьютерную графику.

Рисовальная графика, которую также называют уникальной, поскольку произведение создаётся в единственном экземпляре.

Печатная, позволяющая на основе созданной художником печатной формы создавать любое количество изображений (ограничение только в производственных мощностях).

Виды печатной графики:

Ксилография - гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с первоначальной гравюры.

Линогравюра - способ гравирования на линолеуме, метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума.

Гравюра на картоне-разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.

Меццо-тинто («чёрная манера») - вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске.

Литогра́фия - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Моноти́пия - вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастьльоне (1607-1665). Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Компьютерная, не требующая переноса на печатный носитель и практически не имеющая физических ограничений по копированию (но есть юридические ограничения, вытекающие из авторского права).

Виды компьютерной графики:

Растровая графика Базовым элементом растрового изображения или иллюстрации является точка (пиксель) – следовательно совокупность точек.

Векторная графика Элементарной составляющей векторной графики является линия – следовательно совокупность линий.

Трехмерная графика 3D-графика, или трехмерная графика, изучает методы и приемы создания объемных моделей объектов, максимально соответствующие реальным.

Фрактальная графика Фракталом называется рисунок, состоящий из одинаковых элементов. (снежинка Коха, множество Мандельброта, треугольник Серпинского, а также «дракон» Хартера-Хейтчея).

 

Живопись

 

Одной из основных задач нашего общества является формирование культуры личности, которое невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. А потому необходимость изучения основ истории искусств становится очевидной.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии, знать и понимать суть каждого из видов искусств.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В искусствоведческой литературе выделяют три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - музыка, литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность; изображение реального мира, преобразованное творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Мифологический жанр - картины написаны на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы. Этот жанр зарождается в позднеантичном и средневековым искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно - аллегорическим содержанием.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса, иногда такие картины называют полотнами жанровой живописи. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI-XVII вв.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении. «Однако это богатство и разнообразие покупается дорогой ценой — ценой отказа от третьего измерения, от реального объема, от осязания. Живопись — это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии.

Эта плоскость составляет главную «условность» живописи, и главная трудность живописца состоит не в том, чтобы преодолеть эту условность, а в том, чтобы выдержать ее в одном ключе или на одинаковом расстоянии от действительности.

Всякая картина развертывается для нас не только в пространстве, но и во времени.

 

Скульптура

Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина, гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка (глина и гипс), высекание (камень), резьба (дерево), литье, чеканка, ковка, сварка (металл). Помимо авторской работы художника важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы 10–8 тыс. до н.э. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой (соборы романские и готические). В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени

Рельефом называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Появился рельеф в Древнем Египте.

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф - высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф - контррельеф – встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных печатях.

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры.

Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

 

Архитектура

 

Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль. АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton - строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.

Виды архитектуры

Различают три основных вида архитектуры:

- архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

- ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

- градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

Стили архитектуры

Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.

Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.

Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный

 

Вопрос 5. Дать характеристику следующим жанрам в изобразительном искусстве:

Историчекий жанр

 

С древних времен люди проявляли интерес к изображениям событий из жизни. Свидетельством того являются изображения охоты, различных битв, историй из мифологии на стенах древних пещер, камнях. В древних государствах мифы и легенды долгое время считались исторической правдой, поэтому их изображали на фресках и вазах. Позже художники научились отделять правду от вымысла и на их изображениях стали появляться действительные исторические события. Самый расцвет исторического жанра начался в эпоху Ренессанса, когда началось активное изучение античной истории. К этому периоду относится целый цикл картин художника Мантенья под названием «Триумф Цезаря», так же фрески Рафаэля в Ватикане.
В XVII веке в западноевропейских странах в искусстве зародились два направления: барокко и классицизм. Именно это поспособствовало развитию исторического жанра в живописи, так как классицизм предполагает изображение монументальных полотен и образов героев. Картины, написанные в XVII веке, отличались театрализованными сценами и напоминали античные пьесы. Герои картин изображались в героических позах, с выразительной мимикой и жестами. К этому периоду относятся картины, написанные на евангельские сюжеты. В начале XIX века на смену барокко и классицизма пришел романтизм. С картин исчезли героические события. Основу исторического жанра стала составлять эмоциональная составляющая. Целью художников было вызвать сопереживание и сочувствие у зрителей героям картины. К концу XIX века начал зарождаться реализм. Представители реализма пытались создавать правдоподобные сюжеты и образы. Волна революций, пронесшихся по Европе, заставили деятелей искусства обратиться к истории, где они пытались найти ответы на происходящие события.
уществует пять направлений в исторической живописи: Мифологическое направление. В основе таких картин лежат иллюстрирование сюжета легенд, басен, мифов. Картины с изображением римских и греческих богов яркий пример мифологического направления Религиозное направление. Здесь сюжеты картин, основаны на религии и различных верованиях. К религиозным историческим произведениям относится картина «Снятие Иисуса с креста». Литературное направление. Картины в этом направлении написаны по темам, взятым из литературных произведений. Аллегорическое направление. К этому направлению относятся картины со скрытым смыслом, рядом отсылок и метафор. Картину «Сад земных наслаждений» художника Иеронима Босха, можно отнести к категории аллегорического направления. Историческое направление. Включает в себя изображения реальных исторических событий, моментов истории и исторических фигур. Отнести к направлению можно произведение Веласкеса «Сдача Бреды», «Афинская школа» Рафаэля и многие другие.
Тициан Вечеллио ярчайший представитель исторического жанра в живописи. Его вклад в искусство Италии невозможно переоценить. На своих полотнах Тициан виртуозно играл с цветом. У него получалось передать не только тонкие душевные состояния на картинах, но и показать драматизм на полотнах с мифологическими или религиозными событиями. Последователи пытались ему подражать в своих творениях и передать тот колорит, глубину и достоверность, которые отличали картины Тициана. «Вознесение Девы Марии» - одна из самых известных картин итальянского художника, написанная в религиозном направлении.
Имя итальянского художника Рафаэля Санти стало синонимом гармонии. Его искусство воплощает гуманистические представления о мире и прекрасном человеке в гармонии его души и тела. Слава Рафаэля была феноменальна. Особенного размаха она достигла, когда он стал папским живописцем. Люди были уверены: природа и Бог явили им в лице художника своё совершеннейшее творение. На непревзойденное мастерство Рембрандта до сих пор равняются деятели изобразительного искусства. В его работах прослеживается постоянный поиск выразительных художественных средств. Именно эти попытки достичь совершенства и сделали Рембрандта величайшим художником. Его картины известны во всем мире. Самое известное полотно художника, написанное в историческом жанре - «Ночной дозор». Всякий, кто увидит произведения Рембрандта, без преувеличения скажет, что перед ним – величайшее произведение. Особенностями творений Василия Сурикова было виртуозное умение писать скопление народа при этом способность оставить каждому герою индивидуальность. Он умело обращался к русской истории и воссоздавал исторические события. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и одновременно владеющего композицией художника сделало его значимой фигурой в русской живописи. Известные работы художника: «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».

 

Портрет

Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. Недаром в старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Как видим, парсуна и персона — родственные слова. Что же касается современного термина для обозначения данного жанра живописи, то в его основе лежит старофранцузское слово portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Но, что интересно, портретный жанр стал самостоятельным раньше, чем у него появилось отдельное название.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.
По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют: коронационные и их разновидность — тронные; придворные; конные; военные (они тоже могут быть конными).
Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них: Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.

Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.

Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.

Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.

Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.

Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.

Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).

Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

 

Натюрморт

 

Натюрморт (франц. Nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи, изображающий дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрмортные мотивы встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес, столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать.

Впервые упоминания о натюрморте можно найти в XV—XVI веках. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной.

Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф).

Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»).

Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.)

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.).

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов).

В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. П. Пикассо, А. Матисса

 

Пейзаж

 

Пейзаж (от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии.

В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в.

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций.

Архитектурный пейзаж - пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой
Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.

Ведута - жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций.

Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Антонио Каналетто (1697-1768).

В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Героический пейзаж - пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека.
Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.

Французский живописец Никола Пуссен родоначальник героического пейзажа.

Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.

Горный пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются горы, горные вершины, горные озера, горные речки и горные водопады.

Городской пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Идиллический пейзаж - идеализированный пейзаж, в котором повествуется о совершенстве, гармонии и полноте жизни простых людей, их непосредственных связях с природой.

Для идиллического пейзажа характерны пасущиеся стада, прохладные ручьи, деревья с густыми кронами, луга, птицы, античные развалины и др.
Клод Лоррен является родоначальником идиллического пейзажа.

Индустриальный пейзаж - советская разновидность жанра городской пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности.

Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.

Исторический пейзаж - пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями.

Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия.

Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Космический пейзаж - изображение космического пространства, звезд и планет, галактических пейзажей, миров будущего.

Космополитический пейзаж - пейзаж, в котором художник изображал воображаемый ландшафт в итальянском стиле.

Космополитические пейзажи пользовались огромной популярностью в Голландии в XVII веке.

Лесной пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса.

Морской пейзаж , марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море.
Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков - Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Парковый пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей.

Пленерный пейзаж - пейзаж написанный на открытом воздухе (пленере).

Русский пейзаж - разновидность национального пейзажа.

Равнинный пейзаж - - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются равнины.

Романтический пейзаж - пейзаж, в котором запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.

Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.

Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии Каспар Давид Фридрих.

Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

Экстерьер - разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внешнего вида помещения.

 

Бытовой жанр

 

Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов.

 В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Возникновение

Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум. В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.

Первые работы

Бытовая живопись впервые зафиксирована во времена античности – в Древнем Египте, Риме, Греции, Месопотамии. В античную эпоху живопись в привычном смысле не была популярна. Сохранилось малое количество картин на стенах древних зданий. Репрезентативными образцами считаются рисунки на посуде.

Вазопись – одно из видов древнегреческого искусства, сюжетами которого были бытовые и религиозные сцены.

Направления на Востоке

Первые репрезентативные работы, найденные исследователями, датируются 4 в. н.э. – это поучительные зарисовки, характерные для философии древнего Китая. Жанровая живопись формируется в Китае периода династии Тан. Бытовой жанр отражал особенности императорского двора и сцены из жизни простых людей. Китайское искусство оказывало влияние на живопись Кореи и Японии.

В арабских странах встречаются миниатюры с характерными сценами, но мусульманский запрет на фигуративные изображения оказал влияние на развитие направления.

Культура индийской и персидской античности богата картинами с характерными сценами: «Акбар верхом на слоне», «Женщина с попугаем», авторы работ не известны.

Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса

В европейских странах бытовой жанр был очень популярен, представлен миниатюрами и полотнами, написанными известными мастерами. Ренессанс стал периодом триумфа направления. Лидером в развитии изобразительного искусства являлась Италия, где работал Джотто. Не отставали художники стран Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Боутс.

Во Франции и Италии в 15 столетии популяризировалась тематика народного трудового быта в миниатюре и настенных росписях. В Италии бытовой жанр долгое время не отделялся от религиозного – размежевание произошло в 16 веке. Наиболее ярко это демонстрируют работы Джорджоне, Карраччи.

Особая роль в развитии направления принадлежит Голландии. Причины популярности направления:

1.Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;

2.Слабые позиции католической церкви;

3.Разрыв связи с Ватиканом;

4.Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.

Несмотря на то, что в Голландии не было величественной архитектуры или старинных руин, как в Италии, Франции или Испании, живописцы нашли себя в жанровых картинах. Художники специализировались на изображении:

Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;

Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;

Аккуратных улочек и горожан.

Работы выполнялись в разных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До нашего времени дошло несколько картин признанных мастеров живописи: «Скотный двор зимой» Рубенса, «Старая женщина, готовящая яичницу» Веласкеса. Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы. Постепенно внимание художников перемещается с крестьянских сцен на тематику дворянского быта, полотна становятся аристократичными.

В 18 веке происходит перелом в отношении к бытовой тематике. Именитые художники обращаются к этому направлению чаще, работая в стилях реализм, классицизм, романтизм. Популярности направления способствует заинтересованность в бытовых сюжетах со стороны коллекционеров. Русская живопись тяготела к бытовому направлению.

Бытовой жанр представляют полотна: «Жатва. Возвращение с поля» (Т.Гейсборо), «Привлечение новенькой в бордель» (У.Хогарт).

В зависимости от особенностей стиля художника, бытовой жанр был представлен работами с сентиментальным, сдержанным, романтичным, поэтичным, реалистичным оттенком. Во Франции 18 века на аукционах устраивали настоящие «войны» за право обладать картиной бытовой тематики от известного мастера. Художники 18 века, работающие, в бытовом направлении: Француа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Жан-Оноре Фрагонар, Томас Гейнсборо.

В 19 веке происходит демократизация искусства. Популяризируются новые тематики – представители социального дна были центральными фигурами большинства работ. Изображение рабов, нищих и пленников было своеобразным признаком монаршей власти. Картины отмечены эмоциональностью, динамикой, особенной передачей чувств. Отмена рабства во всех странах мира в 19 веке породила новые сюжеты живописи.

Русское изобразительное искусство отмечено работами реалистов и передвижников: Врубеля, Серова, Репина. С появлением новых стилей живописи в конце 19 – в начале 20 веков, изобразительное искусство теряет доминанту реализма. Это подтверждается картинами Мане, Дега.

Тематикой работ 20 века стали войны, революции, глобальные преобразования быта, связанные с радикальными экономическими и политическими превращениями. Перемены вызывали у людей растерянность, падение духовности, страх. Это было отображено на картинах художников. Мастера 20 века учатся не просто отображать жестокую реальность, а находить индивидуальность, прекрасное и доброе в людях.

Художники 20 века: Пабло Пикассо, Рокуэлл Кент, Александр Мурашко, Диего Ривера, Алла Горская, Игнасио Сулоага. Бытовой жанр остается популярным и на современном этапе.

 

Анималистический жанр

 

Анималистика — это жанр искусства, в котором важнейшим объектом изображения выступают животные. Героями произведений анималистической живописи, скульптуры, фотографии и графики чаще всего являются звери и птицы. В анималистике животных всегда рисуют крупным планом, но с разной степенью научной достоверности. Успехом у зрителей пользуются и безукоризненно натуральные с биологической точки зрения, и художественные полотна с антропоморфными персонажами.

История развития анималистики

Анималистика по праву считается древнейшим жанром изобразительного искусства. В разных уголках мира обнаружено огромное количество наскальных рисунков, возраст которых исчисляется десятками тысяч лет. Далекие предки изображали зверей в сценах охоты и жертвоприношений. Неизвестные творцы каменного века рисовали с большой эмоциональной выразительностью, стремились точно передать пропорции и характер персонажей.

Анималистика также была хорошо развита в Древнем Египте. Изысканные изображения животных встречаются на росписях дворцов и гробниц. Мастера того времени старались органично и реалистично рисовать мир природы. Особого внимания заслуживают портреты богов с головами животных: сокола, шакала, крокодила, осла. В этих величественных изображениях отчетливо просматривается преклонение человека перед высшими силами.

В Древней Японии и Китае анимализм испытал на себе огромное влияние буддизма. Картины художников той эпохи наполнены гармонией и особой красотой, скрытыми символами и намеками. Китайские мастера умело рисовали не только углем и красками, но и тушью.

В европейском искусстве анимализм начал бурно развиваться в Средние века с появлением «бестиариев» — сборников статей с научными описаниями и иллюстрациями животных. Мастера рисунка изображали не только реальных, но и вымышленных зверей — мантикор, василисков, грифонов. Многим произведениям той поры присущи аллегоричность и сказочность сюжетов.

В эпоху Возрождения в живописи начинают проявляться новые художественные приемы и жанры. Изображения становятся реалистичными, популяризуется пейзажная тематика. Животные в той или иной мере присутствуют в творчестве знаменитых мастеров Ренессанса: Леонардо да Винчи и Рембрандта. Немецкий живописец Альбрехт Дюрер создает множество анималистических гравюр. Рубенс в своей неповторимой манере пишет эффектные и красочные холсты на тему охоту. Голландские мастера натюрморта также вносят огромный вклад в развитие жанра. Их анималистические картины переполнены чувствами уважения и восхищения к природе.

Анималистическая тематика присутствует в художественных произведениях разных направлений: барокко; рококо; классицизма; романтизма; сентиментализма. В XIX веке в творчестве большинства анималистов наблюдается тенденция перехода к реалистическому изображению зверей. Исключение составляют только иллюстрации к сказкам и басням, где зверям часто придают человеческие черты.

В XX веке в живописи возникают многочисленные новые модернистские течения. Анималистическая тематика отходит на второй план, но она явно присутствует во многих работах: экспрессионистов; примитивистов; кубистов; сюрреалистов. В новейшее время у мастеров анималистического жанра появляется неограниченный доступ к первоклассным изображениям природы. В век цифровых технологий художник наконец-то получает удивительную возможность наблюдать объект рисования на фотографиях и в видеофайлах в высоком разрешении. Многие работы современных анималистов практически невозможно отличить от фото.

Знаменитые художники-анималисты

Мастеров анималистического жанра разных эпох объединяет любовь к природе. Животные на их картинах давно стали достоянием мирового изобразительного искусства и вызывают чувства восхищения у зрителей. И Юаньцзы — (около 1000 — около 1064) — древнекитайский мастер живописи, широко известный изображениями животных на бумаге, шелке и предметах прикладного искусства (веерах).

Франс Снайдерс — (1579-1657) — голландский мастер натюрморта и анималистики в стиле барокко, знаменит своими эффектными полотнами на тему охоты.

Джордж Стаббс — (1724-1806) — английский живописец и дипломированный биолог, отличался безупречно натуральным изображением животных на картинах.

Валентин Серов (1865-1911) — русский художник-портретист, оставил потомкам серию ярких иллюстраций к басням Крылова.

Франц Марк — (1880-1916) — выдающийся немецкий экспрессионист, мастер жестких цветовых переходов и абстрактных сюжетов.

Роберт Бейтман — ныне живущий канадский мастер, автор реалистичных картин животных в дикой природе.

Анималистическая скульптура – так же вид изобразительного искусства, посвящённый изображению зверей и животных.

Древние мастера чаще создавали скульптурные изображение из различных мифов и легенд своих народов. Хорошим примером древней анималистики является “Капитолийская волчица” – изображение волчицы, вскармливающей двух младенцев, Ромула и Рема – основателей Рима.

Анималистика помогает людям почувствовать любовь к жизни и природе. Поэтому картины этого жанра вызывают интерес у зрителей.

 

Понятия:

 

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

 

Жанр - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!