Основные нормативно-правовые акты,



Нормативно-правовые основы

Хозяйствования в сфере культуры и искусства

 

В области развития сферы культуры в РФ сегодня остаются нерешенными многие проблемы. В их числе хотелось бы назвать:

1. Отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики.

2. Заметное снижение культурно-образовательного уровня населения.

3. Значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения.

4. Региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма.

5. Снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений.

6. Крайне неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований.

7. Значительное сокращение сети культурно- досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг.

8. Недостаточный уровень отечественной продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

9. Дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек.

10. Недопустимо низкий уровень оплаты труда в сфере культуры и недостаточный объем финансирования поддержки творческих коллективов.

11. Несоответствие уровня правового регулирования сферы культуры ее значению для устойчивого развития государства и общества.

12. Отсутствие системной организации государственно-частного партнерства (ГЧП) и меценатства в области культуры и туризма.

 

Государство участвует в управлении культурной сферой. Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах:

1. Законодательство - создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов.

2. Гос.собственность (учредительство) - создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы.

3. Контроль и администрирование - деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.).

4. Культурная политика - выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

5. Финансирование - выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры, так и на реализацию государственных программ и проектов.

6. Организационная поддержка государственных и частных организаций, проектов, программ.

7. Воспроизводство профессиональной среды - подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль над соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

8. Стимулирование – льготное налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Роли государства

Государственное регулирование должно опираться на накопленный отечественный и зарубежный опыт. Всего возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

 Государство-«Помощник» - когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия, как в профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования в данном случае оказываются разнообразными, чаще всего частными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообразия всеми силами. Классический пример «помощника» - государственная поддержка культуры в США. Там применяется многоканальное финансирование культуры:

- государство выделяет средства в виде грантов, как на федеральном, так и на региональном уровне, однако доля государственных финансов составляет всего лишь около 5 %. Чтобы получить государственные деньги под проект, нужно убедить экспертный совет в его значимости. Государственные финансы выделяются однократно по формуле 1:3, то есть на каждый выделенный из бюджета доллар следует привлечь еще 3 своих;

- также около 30-40 % затрат покрывает поддержка спонсоров, меценатов, фондов, девиз которых государство формулирует так: «поддерживая искусство, вы помогаете обществу».

Государство-«Патрон» - когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник». Типичный пример такой ситуации – Великобритания, где бытует концепция спонсорства, то есть взаимовыгодного сотрудничества культуры и бизнеса. Девиз британской модели мог бы звучать как «поддерживая искусство, вы приносите пользу своему бизнесу». В Великобритании государство стремится соблюдать баланс 50:50 между государственным и частным финансированием культуры. К этой же модели можно отнести участие государства в культуре современной России.

 Государство-«Архитектор» - когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем стандарты профессиональной среды культурной сферы. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании (99 % финансирования культуры приходится на государство, 1 % - на спонсорскую поддержку и помощь меценатов). Пример «архитектора» - Франция.

Государство-«Инженер» - когда государство полностью владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Следовательно, оно поддерживает и финансирует на 100 % то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики являлся бывший СССР.

Основные нормативно-правовые акты,


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!