Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.



Домашнее задание учащимся 6 класса

Отделения «Художественное искусство»

по предмету ЖИВОПИСЬ

 

  I гр. - 12.11.20. (3 ч)

II гр. -10.11.20. (1 ч), 12.11.20. (2 ч)

 

Преподаватель Журавлёва М.В.

 

Тема: Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Контрастная гармония на ненасыщенных цветах натюрморт.

 Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

Обучающая цель: закрепить знания о “цветовом контрасте”.

Натюрморт из овощей, фруктов и предметов быта.“Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное.

Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста. Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый). Не случайно цвет является основой живописи: Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира; Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние. В-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объем. 

Задача урока: 1)Выполнить начало цветового решения – раскладку предметов по светлотному и цветовому контрастам. 2)Анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”. Мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы: 1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра и Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого. “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый- фиолетовый, синий- оранжевый. - Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов.

Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки. - Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический.1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону.

Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет. 2. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст: а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.

 б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет. Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной светлотой, т.е. тоном. При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать: - объем предметов натюрморта; - фактуру предметов (их материальность); - плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

 

Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварелью. Первый метод – “по сырому” (а 1а prima). 

Второй метод – “по сухому”, или мозаичный. 

Третий метод – комбинированный.

Необычность данных натюрмортов состоит в применении оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок, положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий, сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Начинать работу следует с освещенных частей предметов, т.е. со световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому темному: а) определяем самый светлый предмет натюрморта

 б) затем переходим к предметам более насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности)

в) определяем предмет самый насыщенный по тону и цвету.

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами: Записываю на бумаге: 1. желтый чайник – самый светлый предмет; Предметы средней тональности: 2. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме 1. Свет на предмете + касание с фоном 2. Полутень на предмете  3. Собственная тень на предмете  4. Падающая тень от предмета на плоскости 5. Рефлекс на предмете + касание с фоном.   

 Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщенном предмете натюрморта, который находится на первом плане, Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет. Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д. Задача урока: выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по цветотональности (по цвету и светлоте). Составить натюрморт самостоятельно из предметов быта по предложенным образцам. Выставить верхний боковой свет, рисовать с натуры. КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА

 

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.

Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.

Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.

Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.

Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.

Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.

Композиционный центр - место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

РИТМ

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ПРЕДМЕТОВ:

· одинаковых по форме объектов

· несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)

· выстраивания предметов на одной линии

· отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)

· совмещения осей у симметричных предметов

· соприкосновения силуэтов

· "лесенки"

· неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)

· дробности

· слияния силуэтов

· ДРАПИРОВКИ

· Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.

· Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

· СВЕТ

· В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.

· Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.

· Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.

· Выставьте свет над натюрмортом.

· Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными".

· Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.

1. Необходимо отнестись к занятиям с максимальным вниманием и за­пастись терпением.

 

2. Желательно, чтобы занятия живописью были регулярными, это по­может обеспечить постоянный рост профессиональных знаний и на­выков.

 

3. Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях, переходим к его красочному исполнению.

 

4. Затем на палитре подбираются нужные цвета и оттенки и составляют­ся красочные смеси. Старайтесь не смешивать более трех красок.

 

5. Подобранные смеси прописывайте на белой бумаге, чтобы предвари­тельно проверить качество оттенка, который нужно внести в картину.

 

6. Найдя нужный цвет, положите его в картине так, как вы ощущаете его в натуре.

 

 

Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность.

 

  1. Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, пе­редающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
  2. Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей компози­ции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.
  3. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
  4. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите сле­дующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.

 

Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.

 

Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).

 

Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:

если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,

если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.

 

2. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!