Список рекомендованной литературы

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

Кафедра философии

Философия постмодернизма

 

 

Утверждено

на заседании кафедры философии

Протокол № 3

от 24.11.2005г.

 

 

Донецк 2005

 

Учебно-методическое пособие к изучению темы «Философия постмодернизма» по курсу «Философия» (для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов) / Сост. Н.Н.Емельянова - Донецк: ДонНУ. - 2005. - 36 с.

 

В учебно-методическом пособии дается характеристика главных проблемных блоков изучаемой темы, предлагается перечень контрольных вопросов, а также - вопросов для индивидуальной самостоятельной работы студентов. Значительное место уделено упражнениям и задачам по расшифровке основных тезисов философии постмодернизма. Помимо этого, в пособии содержатся темы рефератов и тесты, охватывающие широкий круг проблем, поднятых новейшей западной философией. Данные виды самостоятельной работы должны способствовать более глубокому усвоению философского курса.

 

Для студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов.

 

Составитель          Н.Н. Емельянова, проф. кафедры философии

 

Отв. за выпуск       Т.А. Андреева, заведующая кафедрой философии

 

Тема: Философия постмодернизма

 

1. Постмодерн и постмодернизм: особенности философского дискурса.

2. Онтология постмодернизма: бытие как потенциально вымышленный эксперимент.

3. Гносеологическая проблематика философии постмодернизма: борьба с логоцентризмом.

4. Антропология и социальная философия: «конец человека».

5. Философия языка: постструктурализм и деконструктивизм.

При изучении первого вопроса следует начать с характеристики той эпохи, которая получила название постмодерна. Необходимо подчеркнуть, что вторая половина XX столетия отличается глобальными сдвигами, характерными для технологической цивилизации. Неизбежная смена парадигм, означавшая трансформацию целой системы общественных ценностей, открыла путь равноправному существованию самых разнообразных мировоззренческих позиций. Создалась благоприятная почва для экспериментов не только в материальной и политической сферах жизни, но и в области этических, религиозных и эстетических переживаний. С одной стороны, набрал силу культурный и идеологический плюрализм; с другой - утвердился принцип индивидуальной автономии. Таким образом, была создана основа для постмодернизма, который сам стал претендовать на статус парадигмы интеллектуальных и эстетических изменений духовного мира личности.

Постмодерн - это то, что следует за модерном, т. е. за современностью. Однако слово «пост» имеет два значения - после и в оппозиции. Исходя из такого представления, слово «современный» («модерн») меняет смысл и обозначает теперь нечто отжившее, устаревшее. Постмодернизм не просто констатирует кризис доверия к прежним системам западной философии, но и переосмысливает категориальный аппарат классического идеализма, а также - его антиподов. Переоценка ценностей, начавшаяся в XIX веке и затронувшая все сферы общественного сознания, привела к кардинальному изменению в соотношении объективного и субъективного, социального и индивидуального. Скептическая оценка современности сделала возможным отрицание всякой традиции и всякой идеологии. Таким образом, в постмодернизме осуществилась попытка революционного переворота в традиционной парадигме знания.

Постмодернизм является не только новейшей философией, но и культурным движением в общем смысле. Он присутствует во всех видах искусства, в литературной критике и даже в теологии. В философском дискурсе постмодерна «модернизм» (совокупность философских мыслей, начиная с Декарта) отбрасывается как понятие, причастное к иллюзорному поиску основы знания и человеческой идентичности. Теории рассматриваются как правительственные инструменты, потому что они неминуемо разделяют общество. Поэтому «современность» предстает как некий провал, а в общественном отношении - как нечто разрушительное. Если современные мыслители рассматривали мир как основу и первопричину себя, то постсовременные пропагандируют идею случайности и конечности человечества (включая случайности нашего языка и речи). В социальном плане постмодернизм отмечен привязанностью к свободе, правам человека, стремлением к терпимости и сотрудничеству в рамках плюралистического общества.

Постмодернизм отличается двумя плановыми чертами (двумя типами отношений) - иронией и либерализмом. Ирония, прямо или косвенно вырастающая из ницшеанства, но лишенная ницшевского трагизма, разрушает то, что было создано «современниками», в частности, рационалистическую теорию сознания. В целом, в постмодернизме предпринимается радикальная чистка в области знания и культуры; его излюбленные объекты - логоцентризм, патернализм, структуры существующей власти, традиционная метафизика. Наиболее известными представителями философии постмодернизма являются Мишель Фуко (1926-1984), Жиль Делез (1925-1995), Жак Деррида (род. 1930), Ричард Рорти (род. 1931).

При рассмотрении второго вопроса необходимо уяснить, что главным тезисом философии постмодернизма является борьба с логоцентризмом как с любым жестким собирательным началом. Вспомним различные значения слова логос - это и разум, и смысл, и закон, и слово. Следовательно, постмодернизм осуществляет борьбу со всеми этими феноменами как проявлениями центризма. Рассмотрим, прежде всего, особенности постмодерного дискурса в области онтологии.

Существенным является то, что универсальные принципы субстанциальности и развития заменяются принципами онтологической случайности. Бытие воспринимается как постепенно исчезающий сигнал из развалин прошлого, который невозможно адекватно распознать. Реальность предстает системой письменных знаков, бесконечно отсылающих к следам предыдущих текстов. Значит, мир - это непрерывное исчезновение, попытка уловить исчезающие следы. Постмодернизм претендует на статус эксперимента «конца истории»: подводится черта под всей предыдущей историей мысли, ибо все уже было сказано, и мы можем только заново прочитать тексты прошлого. Используя мифологическое сознание, новая философия заново прочитывает эти тексты и экстраполирует их в настоящее. Прошлое воспринимается как история ошибок; но, поскольку это и есть само бытие, предпринимается попытка заново пройти эту историю. Бытие, истина и логика понимаются не как самодостаточные понятия, а как события, то есть то, что постоянно переосмысливается, переписывается и переделывается. Все эти понятия превращаются в потенциально вымышленный эксперимент, к которому невозможно применить критерий достоверности. Сущность онтологии искажается, и учение о Бытии становится учением об истолковании.

Философия постмодернизма стремится к логической разработке опыта интенсивного философствования. По мнению Ж.Делеза, сходство метафизики и трансцендентальной философии выражается в понимании произвольных единичностей (сингулярностей) лишь как персонифицированных в высшем Я. Но сингулярность неопределима с точки зрения логических предикатов; она бесцельна, ненамеренна и нелокализуема. Не отрекаясь от логики, представители философии постмодернизма ориентируются на поэтическое мышление, чувство и интуицию. По Лиотару, задачей философии должно быть преодоление культурного империализма, диктующего преимущество какого-либо жанра над всеми остальными. Поскольку никакой иерархии дискурсов не существует, намеренно стирается грань между философией и литературой.

Философия постмодернизма пытается преодолеть метафизику и, таким образом, порвать с предшествующей традицией – как классической, так и неклассической. Несовершенство концепций Ницше и Хайдеггера она видит в увлеченности метафизическими проблемами и в стремлении к открытию подлинных ценностей. Постмодернизм претендует на создание новой философской парадигмы, которая низвергает целое, разрушает центрирующий стержень и осуществляет перецентрирование окружающего. По мнению П.Козловски, основой постмодернизма является не материализм или идеализм (характерные для эпохи модерна), а духовно-телесный реализм, в котором дух и природа больше не разделены. «Конец метафизики» означает конец ценностного видения мира. Знаменуя собой завершение современной неклассической философии, постмодернизм отказывается от веры в линейный прогресс, абсолютную истину и разумное планирование общественных порядков. Пространство и время уже не задают единую систему координат, а интерпретация реальности как бесконечного исчезновения и «различания» (diff é rance - термин Ж.Деррида) разрушает классическую онтологию.

Изучая третий вопрос, важно разобраться в тех нововведениях, которые осуществляются в области гносеологии. Здесь, прежде всего, наблюдается борьба с рационализмом и попытка ликвидации субъект-объектной парадигмы, характерной для «современной» европейской философии. Рационализм, считают представители постмодернизма, не оправдал себя, а, напротив, завел человечество в тупик. Господство Ratio обеспечило тотальный контроль над цивилизацией и спровоцировало подчиненность идолам, которые препятствуют самореализации личности. Несостоятельность разума привела к тому, что наука превратилась в область вероятностного знания, а истина и смысл стали псевдопроблемами. Новые теории уже не находят; их придумывают и конструируют. Следовательно, наука, с ее метафизическими притязаниями, лишается функции конституирующего мировоззрения. Протестуя против эффекта «присутствия» в процессе познания, философы постмодерна отвергают научные категории как излишне субъективированные и тенденциозные. Актуализируя такие феномены, как компьютеризация и формализация знаний, широкомасштабная математизация познавательного процесса, глобальный переход субъективного в интерсубъективное, они пытаются совершить переворот в существующей парадигме знания.

При изучении данного вопроса рекомендуется ознакомиться с работой М.Фуко «Археология знания», где осуществляется анализ знания и науки как архетипов человеческого сознания. Между знаниями и наукой устанавливается четкая иерархия. Под знанием понимаются все формы информативности, вкладывающиеся в границы дискурсивного анализа. Наука интерпретируется как предельно верифицированная и систематизированная форма самобытия и саморефлексии любого знания. Фуко предпринимает попытку создания новых методов познания действительности и генерализации всего человеческого знания. Он вырабатывает специфическую методику теоретического исследования - свой знаменитый дискурс. Обосновывая правомерность синтеза наук, он настаивает на ликвидации границ между точными и гуманитарными дисциплинами.

Также следует обратить внимание на работу Ж.Делеза «Логика смысла», в которой изложена суть постмодернистского понимания изучаемой проблемы. Первейшей очевидностью для Делеза является реальное бытие сознания, определяющее то, что доступно осмыслению и познанию. Помимо форм рационального мышления, существуют донаучные формы познавательного опыта, опосредующие культурное бытие. В процессе спонтанного познания человек сталкивается с великим множеством явлений и сущностей. Одни из них кроются глубоко в структуре познаваемого объекта, другие выступают на поверхности. По убеждению Делеза, сущность проявляется именно на уровне поверхности. Другими словами, сущность выступает в единстве объекта и субъекта познания. Следовательно, проблема смысла - это проблема не глубины, а поверхности. Смысл - это то, что выражается, то есть имеет место независимо от истинности и ложности. Философ выявляет парадоксы смысла и доказывает, что нонсенс и смысл не противоречат друг другу, а соприсутствуют. Поэтому и поход против трансцендентального субъекта осуществляется в виде разрушения его образа как основоположника смыслов и значений. Таким образом, тематика онтологии и гносеологии пронизывается антропологической проблематикой.

Четвертый вопрос темы является логическим продолжением предыдущего. Проблема человека и общества рассматривается в контексте борьбы с логоцентризмом; неудивительно, что сквозной является тема преодоления метафизического понятия субъекта. Человек собирает себя в центральной точке «Coqito», но на самом деле он живет не столько разумом, сколько чувствами, эмоциями, интуицией. Не являясь создателем смыслов, он представляет собой сингулярность, которая не поддается четкому определению и кочует на границах бинарных оппозиций. По выражению, М.Фуко, человек исчезнет так же, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке. Разумеется, речь идет не о физическом уничтожении человека, а об исчезновении такого концепта, как классический субъект.

Необходимо уяснить, что конец человека (низвержение субъекта с классического пьедестала) является результатом сведения человека к более общим сущностям-структурам, в частности - к такой структуре, как «власть-знание». Данное понятие, введенное М.Фуко, объединяет в себе две формы регуляции общественной жизни. Степень зрелости общества играет чрезвычайно большую роль в том, чтобы в периоды социальных кризисов существующие формы культуры не разрушались, а сознательно трансформировались в новые формы структуры «власть-знание».

Перечеркивая любое централизующее начало, философия постмодернизма разрушает единообразие и провозглашает преимущество частного выбора как лейтмотива персонализации. Приоритет индивидуального ведет к особой концентрации личности на самой себе; возрастающая мобильность и контактность все более опосредуется механикой. Это становится симптомом повышенного инстинкта самосохранения: индивид как бы дозирует себя в отношениях с миром. Отсутствие экзистенциальной коммуникации и пошлость повседневности приводит к тому, что «социальные тела» больше не имеют тайны. Личность фрагментирована, душа телесна, идеалы дискредитированы. Так называемый «массовый человек» воспринимается как данность, а героика сознательно отвергается. По словам Ж.Липовецки, эра воли проходит; нынешние люди далеки как от ницшевского декадента, так и от марксового пролетария. Отчуждение уступает место апатии, одиночество становится обыденным явлением. Экзистенциализм с его обостренным чувством неполноценного существования остается позади; торжествует логика пустоты. Но в этой логике усматривается новый вид социализации, более гибкой и экономичной. Ослабленному обществу соответствует слабое мышление (выражение Р.Рорти), которому присуща гибкость, позволяющая разрушать центризм не лобовой атакой, а обходным путем. Тактика скольжения, характерная для постмодернизма, обеспечивает непрерывное курсирование мысли по краям, границам, маргиналиям.

Важной особенностью философии постмодернизма является плюральность, которая противопоставляется метафизике модерна с ее претензиями быть зеркалом истины. Соответственно меняется и взгляд на историю: теперь она производится как многоголосый хор, в котором посреди полифонии невозможно вести сольную партию. Благодаря этому ликвидируются так называемые «вершины», «ведущие роли в историческом процессе», и на первый план выступает множественность без иерархии. Насилие отвергается, ибо оно всегда связано с требованиями центризма; принимается установка на сглаживание и устранение социальных конфликтов. Новые философы стремятся к освобождению человеческой субъективности от тех устаревших регулятивов, которые сегодня воспринимаются как иллюзии либо ошибки. Конечная цель усматривается в свободном культивировании многомерной личности, преимущественно путем просвещения. Парадокс заключается в том, что эта гуманистическая цель осуществляется путем лишения человека сущностных оснований.

Пятый вопрос раскрывает такую важнейшую особенность философии постмодернизма, как интерпретация действительности через структуры языка. Данная особенность реализуется, главным образом, в философии деконструктивизма (Ж.Деррида), а также - в концепциях М.Фуко, Ж.Делеза, Р.Барта и др. Прежде всего, мир понимается как глобальный словарь или текст, границы которого всегда остаются размытыми. Субъект воспринимается как образ, вписанный в промежутки между фрагментами языка. По выражению Фуко, человека делает языковый дискурс: не мы владеем языком, а он владеет нами. Однако логоцентризм приводит к тому, что язык тоже оказывается подчиненным правилам логики; значит, надо освободить его. С этой целью вместо понятий вводятся симулякры - знаки мгновенного состояния, фиксирующие меняющееся отношение человека к ситуации. В разных обстоятельствах индивид по-разному воспринимает такие термины, как добро, справедливость, грех и т. д. В результате понятия утрачивают изначальную адекватность и раскрываются «по ту сторону их самих». Однако этим функция симулякров не исчерпывается: в широком смысле они олицетворяют отрицательную реальность мира. Действительность предстает совокупностью знаковых феноменов, смерть - стационарным состоянием, история - мифом, а политика - недобросовестной игрой и почвой для авантюр.

Языку внутренне присущи парадоксы, позитивная сила которых состоит в том, что они инициируют мысль. Поиски смысла в предложениях обусловлены субъективной интерпретацией, а в конечном итоге - правилами центризма. На самом же деле смысл - это нечто нейтральное, репрезентующее одновременно и вещи, и предложения. Поэтому Делезом и Гваттари вводится новый философский концепт - ризома, который противопоставляется понятию «корень». Модель ризомы означает такую корневую систему, в которой нет центрального отростка, в результате чего сетка переплетенного корневища субстанционально равнозначна. В литературе и философии ризома воплощает способ, которым строится текст. В целом, метафора ризомы утверждает новый тип философствования, когда единичное утверждается за счет множественного.

Чтобы уяснить сущность деконструктивизма, разработанного Жаком Деррида, надо разобраться в таком понятии, как деконструкция. Согласно авторской концепции, она представляет собой радикальное движение мысли. Ее цель – изменить, реконструировать метафизические понятия не как застывшие, а как полифоничные и незавершаемые. Осмысление философских категорий происходит преимущественно посредством художественных метафор. При деконструкции текста происходит так называемое «рассеивание семени». Текстуальные переходы осуществляются не по логике, а по ассоциациям. Предполагается отсутствие зачина (вводной части) и распыление смысла, который, будучи не причиной, а продуктом, изначально неподконтролен человеку. Если предыдущая наука была построена на фоноцентризме (приоритете звуковой речи над письменной), то теперь делается вывод: письменная речь предшествует звуковой. Дело не в том, что сообщается, а в том, как сообщается: самодвижение языка - это «письмо», которое само себя продолжает. «Письмо» превращается в спонтанный процесс самоопределения не только слов, но и смыслов.

Деконструктивизм отвергает любые жесткие ограничения языков и стилей, отказывается от авторской субъективности. Неслучайно конец человека дополняется смертью автора, который не должен стоять между читателем и текстом. По сути, предлагается грамматологическая игра, пренебрегающая смысловой насыщенностью текста. Можно сказать, что мы имеем дело с провокационными языковыми играми, основанными на парадоксах множественного смысла.

Подводя итог изучению философии постмодернизма, можно сделать следующие выводы:

1. В философии постмодернизма отвергается диктат централизующего начала и опротестовывается тирания мета-идей.

2. Утверждается полифоничность смыслов, которые выявляются игрой интерпретации.

3. Разрушается образ классического субъекта, акцентируются плюрализм и толерантность.

4. Обнаруживается, что социокультурный статус слов и символов не задан навеки.

5. Отсутствие в мире стабильности и гармонии воспринимается скорее иронически, чем эсхатологически.

 

Контрольные вопросы к теме

 

1. Какие социальные условия вызвали к жизни философию постмодернизма?

2. Что такое постмодерн?

3. Какое содержание вкладывается в понятие «модерн»?

4. Какова взаимосвязь модерна и постмодерна?

5. Почему «современность» оценивается с негативной позиции?

6. Что является исходным пунктом философии постмодернизма?

7. В чем состоит радикальный разрыв постмодернизма с предшествующей традицией?

8. Кто из философов XIX-XX веков стоял у истоков постмодернизма?

9. Каковы плановые черты постмодернизма?

10. На что направлена критика философии постмодернизма?

11. Кого считают наиболее известными представителями философии постмодернизма?

12. Какие онтологические проблемы рассматриваются в философии постмодернизма?

13. Каким образом изменяется понятие о Бытии?

14. Как истолковывается объективная реальность?

15. Что приходит на смену принципам субстанциальности и развития?

16. Как понимаются пространство и время?

17. Какая философская позиция приходит на смену материализму и идеализму?

18. Какая оценка дается метафизическим понятиям?

19. Каково отношение постмодернизма к прошлому?

20. Как понимать провозглашенный постмодернистами «конец истории»?

21. Как трактуются истина, ценность, логика?

22. Что такое событие в интерпретации представителей философии постмодернизма?

23. В чем состоит искажение классической онтологии?

24. Какие гносеологические проблемы поднимаются в философии постмодернизма?

25. Какая оценка дается рационализму?

26. В чем видится несостоятельность разума?

27. Как оцениваются наука и научные категории?

28. Какая иерархия устанавливается между знаниями и наукой?

29. Какие новые методы познания действительности предлагает М.Фуко?

30. Что такое дискурс?

31. Как решается проблема явлений и сущностей?

32. Почему проблема смысла трактуется как проблема не глубины, а поверхности?

33. Как соотносятся нонсенс и смысл?

34. Почему тема преодоления метафизического понятия субъекта является сквозной?

35. Какими понятиями в философии постмодернизма характеризуется человек?

36. Как понимать тезис о «конце человека»?

37. Что означает такое понятие Фуко, как «власть-знание»?

38. В чем выражается приоритет индивидуального над социальным?

39. Что представляет собой постмодерная логика пустоты?

40. В чем заключается тактика трансгрессии, характерная для постмодернизма?

41. Какое место в философии постмодернизма занимает плюральность?

42. В чем усматривается конечная цель относительно личности?

43. Каким образом действительность интерпретируется через структуры языка?

44. Что такое «симулякры» и какова причина введения этого понятия?

45. В чем различие таких философских концептов, как «ризома» и «корень»?

46. Каким образом модель ризомы воплощается в литературе и философии?

47. Что означает такое понятие, как «рассеивание семени»?

48. Что представляет собой деконструкция и какова ее цель?

49. В чем состоит сущность деконструктивизма?

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. В чем состоит понятийный парадокс термина «постмодерн»?

2. Почему главным требованием постмодернизма является борьба с логоцентризмом?

3. Как Вы понимаете такую задачу постмодернизма, как «преодоление современности»?

4. Почему через философию постмодернизма красной нитью проходит мысль о необходимости разрушения классической онтологии и гносеологии?

5. Каким образом постмодернизм борется с метафизикой?

6. Почему представители постмодернизма ведут борьбу не только с классической философией, но также и с неклассической?

7. Каким образом в философии постмодернизма искажается сущность онтологии?

8. Как трактуется прошлое и какая в связи с этим ставится задача?

9. Какое место в учении о Бытии отводится онтологической случайности?

10. Что означает постмодернистский принцип «различия и повторения»?

11. Почему в философии постмодернизма отвергается деспотизм науки?

12. Каким образом борьба с логоцентризмом изменяет представление о человеке?

13. В чем основное различие философии постмодернизма и экзистенциализма?

14. Что означает постмодернистская установка на безволие?

15. Почему ироническая позиция становится плановым типом отношений?

16. Как Вы понимаете такой принцип философии постмодернизма, как «духовно-телесный реализм»?

17. Как называется метод М.Фуко и что он собой представляет?

18. Каким способом в философии постмодернизма осуществляется нивелирование субъекта?

19. В чем философская сущность концепции симулякров?

20. В каком аспекте рассматривается возрастающая роль техники?

21. Каким образом компьютерные технологии ускоряют процесс «рассеивания субъекта»?

22. Из какого принципа постмодернизма выводится отрицание иерархии дискурсов?

23. Какое направление постмодернистского дискурса представляет философия Р.Рорти?

24. Что является главным аргументом представителей постмодернизма в борьбе с насилием?

25. Как в философии постмодернизма аргументируется ориентация на поэтическое мышление?

26. На основании какого постулата стирается грань между философией и литературой?

27. Как обосновывается принадлежность смысла к небытию?

28. Каким образом в философии постмодернизма сосуществуют такие феномены, как индивидуализм и солидарность?

29. Что представляет собой грамматологическая игра постмодернизма?

30. Можно ли утверждать, что философия постмодернизма - это философия парадоксов и провокаций?

31. В чем состоит постмодернистское условно-унифицированное видение мира?

32. Каким образом в философии постмодернизма осуществляется рационализация иррационального и, в то же время, обратный процесс - иррационализация рационального?

33. Как в философии постмодернизма решается проблема ответственности человека?

34. Чем мотивируется необходимость ликвидации субъект-объектной парадигмы?

35. В чем заключается попытка перенести методы гуманитарных наук на почву естественнонаучных дисциплин?

36. С чем связан постмодернистский плюрализм: со стремлением к достижению цели либо с ее отсутствием?

37. Как понимать призыв постмодернизма «защитить человека от человечества»?

38. Является ли вызов модерну вызовом тоталитаризму?

39. Какое содержание вкладывается постмодернистской философией в понятие тоталитаризма?

40. Какой принцип предлагается постмодернизмом: овладеть миром или взаимодействовать с ним?

41. В чем сущность образа мира как лабиринта, в котором нет центра и периферии?

42. Что олицетворяет «ризома» в мире-лабиринте?

43. Какой характер имеет постмодернистский гуманизм: антропоцентрический или универсальный?

44. В чем сущность таких понятий, как означающее и означаемое?

45. Что означает требование постмодернизма обеспечить в культуре свободу интерпретации, а в науке - свободу вымысла?

46. Что такое трансгрессия и в чем ее философская сущность?

47. Почему символом постмодернистской культуры становится поверхностное скольжение?

48. Что означает призыв постмодернизма заменить в этике долг на игру?

49. В чем выражается преемственность гегелевского учения и философских идей постмодернизма?

50. Какое влияние на философию постмодернизма оказали идеи Маркса?

51. Какие идеи Ницше и Хайдеггера наиболее близки философии постмодернизма?

52. В чем состоят плюсы и минусы провозглашенного постмодернизмом разрушения грани дозволенного и недозволенного?

53. В чем представители постмодернизма видят классическое искажение смысла философских категорий?

54. Почему научное мышление объявляется производной формой мышления философского?

55. Каким образом в философии постмодернизма производится апология «ненаучности»?

56. Каким образом в симулякрах происходит раскрытие понятий «по ту сторону их самих»?

57. Какие логические приемы используются в борьбе с издержками рационализма?

58. В чем сущность понимания языка как глобальной творческой структуры?

59. В чем состоит ослабленно-сартровский вариант восприятия Другого?

60. Какие прагматические вопросы эпохи постмодерна предлагает решить Рорти?

61. В чем сущность постмодернистского понятия «тело без органов»?

62. Что означает тезис постмодернизма о «смерти автора»?

63. В чем состоит мифология постмодернизма?

 

Упражнения и задачи

 

1. Расшифруйте двойной смысл приставки «пост» в термине «постмодерн».

2. Объясните, в чем состоит амбивалентность соотношения «модерн - постмодерн».

3. Докажите, что в эпоху постмодерна вырабатывается новый стиль мышления, отводящий главную роль борьбе с диктатом централизующего начала.

4. Покажите, каким образом восприятие мира как словаря, не имеющего границ, размывает границу идеального и реального.

5. Докажите, что в эпоху постмодерна бытие, истина, ценность и т.п. перестают быть самодостаточными понятиями.

6. Проанализируйте высказывание Г.Панвица: «Постмодернистский человек - это смесь декадента и варвара, выплывающего из водоворота европейского нигилизма». Согласны ли Вы с таким определением?

7. Докажите правоту (или опровергните) Ж.Липовецки, считающего Ф.Ницше пророком постмодернизма.

8. Разъясните смысл высказывания Ж.Делеза: «Кьеркегор и Ницше - это театральные режиссеры, опередившие свое время и оставившие далеко позади театр по-гегелевски».

9. Докажите, что все основные идеи Ф.Ницше были подхвачены философией постмодернизма.

10. Растолкуйте суть рассуждения М.Фуко о том, что Ницше возвестил не только о смерти Бога, но и, как следствие этого события, о смерти человека.

11. Обоснуйте логику постмодернистского перехода от «смерти Бога» к «смерти человека».

12. Докажите на конкретных примерах, что у представителей постмодернизма так же, как у Ницше, Сартра и Камю, наблюдается стремление слить в единый поток философию и литературу.

13. По словам Р.Рорти, у Ж.Деррида различие между литературой и философией играет роль лестницы, которую после использования можно отбросить в сторону. Как вы это понимаете?

14. На основе анализа идей М.Фуко сформулируйте вывод о сущности «власти-знания».

15. Разъясните, каким образом в эпоху постмодерна осуществляется манипуляция общественным сознанием.

16. Согласны ли вы с требованием постмодернизма отказаться от социального ограничения поведения индивида? Означает ли этот принцип апологию вседозволенности? Обоснуйте ответ.

17. Покажите, в чем состоит сущность «слабого» мышления эпохи постмодерна.

18. Докажите, что тактика трансгрессии воплощает в себе стиль постмодерного мышления.

19. Проанализируйте высказывание Ж.Бодрийяра: «Апокалипсис уже произошел, но не вовне, а внутрь, в виде взрыва наоборот». Что имеет в виду французский философ?

20. Проясните суть понятия «логика пустоты» (выражение Ж.Липовецки), характеризующее эпоху постмодерна.

21. На основании знаний об идеях Р.Рорти разъясните сущность постмодернистского неопрагматизма.

22. Докажите, что уже у Гегеля наблюдается характерная для постмодернизма попытка вынести субъекта за рамки отдельного человека.

23. Расшифруйте смысл высказывания А.Глюксмана: «Постмодернизма вообще не было, а был и есть постмарксизм».

24. Покажите, в чем состоит своеобразие преломления идей Маркса в философии постмодернизма.

25. Проанализируйте высказывание Р.Барта: «Вырабатывать смысл - дело очень легкое; им с утра до вечера занята массовая культура. Приостанавливать смысл уже бесконечно сложнее, это поистине искусство. Уничтожать же смысл - затея безнадежная, так как все «вне-смысленное» имеет совершенно определенный смысл, известный как абсурд».

26. Дайте свое истолкование рассуждению Ж.Делеза: «Нонсенс - это то, что не имеет смысла, но также и то, что само по себе дарует смысл».

27. Прокомментируйте высказывание Ж.Делеза: «Смысл осуществляет приостановку как утверждения, так и отрицания. Он относится к небытию».

28. Выскажите свое мнение по поводу высказывания Р.Барта: «Ныне существует лишь одно средство ускользнуть от отчуждения, порождаемого современным обществом - бегство вперед».

29. Разъясните суть определения Р.Барта: «Повторение, стыдящееся самого себя - такова массовая культура в ее выродившейся форме».

30. Р.Барт полагает, что власть - это явление множественное: ее воплощением является не только государство, но также и мода, зрелища, игры, спорт, средства информации и т. п.; власть гнездится даже в недрах того самого порыва к свободе, который жаждет ее искоренения. Подтвердите либо опровергните это мнение.

31. Обоснуйте правоту (или неправоту) рассуждения Р.Барта: «Дискурс власти - это любой дискурс, рождающий чувство совершëнного проступка и, следовательно, чувство виновности во всех, на кого этот дискурс направлен».

32. Разъясните смысл умозаключения, к которому приходит Ж.Делез: «Технократ - это естественный друг диктатора: компьютеры и диктатура».

33. Прокомментируйте определение, данное Ж.Делезом: «Человек - это паразитирующая на машинах тля».

34. Разъясните суть высказывания Р.Барта: «В языке заложено фатальное отношение отчуждения. Весь язык целиком есть общеобязательная форма принуждения».

35. Проанализируйте рассуждение Р.Барта о языке: «Как только язык переходит в акт говорения, он оказывается на службе у власти. В нем с неотвратимостью возникают два полюса: полюс авторитарного утверждения и полюс стадной тяги к повторению. Таким образом, в языке рабство и власть переплетены неразрывно».

36. Покажите, что целью деконструкции является изменение сущности метафизических категорий.

37. Прокомментируйте высказывание Ж.Деррида: «Деконструкция - это некое событие, не дожидающееся размышления».

38. Сформулируйте ответ на следующий вопрос: можно ли понимать под деконструкцией особую стратегию отношения к изучаемому тексту? Обоснуйте свою точку зрения.

39. Разъясните суть «деконструктивного» прочтения, в котором читатель не ограничивает смысл текста собственным истолкованием, а ориентируется на полифоничность смыслов.

40. Сформулируйте принцип, на основе которого в постмодернистской философской литературе осуществляется распыление смысла.

41. Размышляя о таких понятиях, как избыток означающего и недостаток означаемого, Ж.Делез сравнивает первое с пустой клеткой для пассажира, а второе – с пассажиром без места. Объясните суть данных метафор.

42. Сформулируйте ответ на вопрос: «Каков философско-постмодернистский аспект романа Умберто Эко «Имя розы»?

43. Жак Деррида считает, что смерть цивилизации книги заявляет о себе и проявляется в конвульсивном размножении библиотек. Докажите, что в этом высказывании нет противоречия.

44. Рассмотрите высказывание Ж.-Л.Нанси: «Говорят, что философия лишь ставит вопросы. Однако сегодня она думает только об ответе, но не об ответе-решении или ответе-вердикте, а о со-общении, то есть о нашей со-ответственности». Разъясните смысл этого высказывания.

45. По мнению М.Фуко, задача философии состоит в не том, чтобы узаконивать уже известное, а в том, чтобы узнавать, как можно было бы мыслить иначе. Объясните, что имеется в виду.

46. Ж.Делез считает, что философ должен быть «врачом цивилизации», составляющим оригинальную клиническую картину болезни бытия. Растолкуйте суть данного определения.

47. Разъясните смысл парадоксального высказывания М.Фуко «Ощущение завершенности и конца порождает веру в новое».

48. Проанализируйте высказывание Ж.Липовецки: «В постмодернистской культуре, допускающей сосуществование всех мнений и всех уровней знания, сочетается новаторство и ретроградство: эта культура децентрализована и причудлива, материалистична и психологична, замысловата и непосредственна». Дайте собственную оценку данному высказыванию.

49. Обобщив идеи представителей постмодернизма, докажите, что вызов модерну является протестом против центристской модели мироотношения.

50. Сформулируйте сущность новой философской парадигмы, на создание которой претендуют представители философии постмодернизма.

 

Тесты

 

1. Что такое постмодерн?

а) эпоха, следующая за модерном;

б) культура, предшествующая модерну;

в) искусство XX-XXI веков.

2. Представитель философии постмодернизма

а) З.Фрейд;

б) М.Фуко;

в) А.Швейцер.

3. Главная особенность философии постмодернизма

а) отрицание натурфилософских проблем;

б) борьба с логоцентризмом;

в) преемственность с идеями экзистенциализма.

4. Автор работы «Логика смысла»

а) Ф.Ницше;

б) Ж.Делез;

в) Ж.Бодрийяр.

5. Основатель деконструктивизма

а) Ж.Деррида;

б) Ж.-Л.Нанси;

в) К.Леви-Стросс.

6. Представитель постмодернистского прагматизма

а) Р.Рорти;

б) П.Рикер;

в) Ф.Гваттари.

7. Философская основа постмодернизма

а) монизм;

б) дуализм;

в) плюрализм.

8. Чем, согласно Ж.Делезу, определяется современность?

а) властью симулякров;

б) авторитетом религии;

в) моральными ценностями модерна.

9. Автор труда «Слова и вещи»

а) М.Фуко;

б) Ж.Делез;

в) Ж.Деррида.

10. Философ XIX века – пророк постмодернизма

а) Гегель;

б) Маркс;

в) Ницше.

11. Автор труда «О грамматологии»

а) Ж.Делез;

б) Ж.Деррида.;

в) Р.Рорти.

12. К чему, согласно философии постмодернизма, принадлежит смысл?

а) к глубине;

б) к высоте;

в) к поверхности.

13. Кому принадлежит высказывание о том, что XX век будет, возможно, известен, как век Делеза?

а) М.Фуко;

б) Ж.Деррида;

в) П.Рикеру.

14. Что такое логоцентризм?

а) любое жесткое собирательное начало;

б) авторитарный политический режим;

в) новое направление в философии.

15. Автор высказывания о том, что человек исчезнет так же, как исчезает лицо на прибрежном песке

а) Ж.Делез;

б) М.Фуко;

в) Ж.Липовецки.

16. Что предлагается выявлять в текстах?

а) множественность смыслов;

б) единую истину;

в) высшие ценности.

17. На философию постмодернизма существенное влияние оказала

а) русская религиозная философия;

б) философия украинской диаспоры;

в) западная философия жизни.

18. Что означает утверждение постмодернистов о «конце метафизики»?

а) конец тоталитаризма;

б) конец оптимистической перспективы человечества;

в) конец ценностного видения мира.

19. Что означает термин «слабое мышление»?

а) безвольное мышление;

б) никак себя не проявляющее;

в) плюралистическое.

20. Что означает приставка пост в слове «постмодерн»?

а) после модерна;

б) в оппозиции к модерну;

в) и то, и другое.

21. Какое значение имеет в постмодернизме понятие «модерн»?

а) нынешнее время;

б) устаревшее;

в) будущее.

22. Как понимается окружающий мир в философии постмодернизма?

а) как глобальная языковая реальность;

б) как порождение трансцендентных сил;

в) как объективная реальность, независимая от субъекта.

23. Какой статус в философии постмодернизма имеет категория истины?

а) самодостаточного объективного понятия;

б) инструмента для субъективного познания;

в) события, которое постоянно переосмысливается.

24. Какова цель философии постмодернизма?

а) разрушение классической онтологии;

б) разрушение классической гносеологии;

в) и то, и другое.

25. Кто автор тезиса о «конце истории»?

а) Ж.Делез;

б) Фукуяма;

в) П.Козловски.

26. Завершением какой философии является постмодернизм?

а) современной классической философии;

б) современной неклассической философии;

в) философии неофрейдизма.

27. В чем задача постмодернизма как философской парадигмы?

а) в разрушении центрирующего стержня;

б) в защите высших ценностей;

в) в создании новых методов познания.

28. Что допускается в культуре постмодерна?

а) неоспоримость религиозных догматов;

б) сосуществование всех мнений и уровней знания;

в) приоритет общего над частным.

29. Признается ли в философии постмодернизма иерархия дискурсов?

а) признается;

б) не признается;

в) признается частично.

30. Как соотносятся в философии постмодернизма такие понятия, как смысл и нонсенс?

а) противостоят друг другу;

б) тождественны;

в) соприсутствуют друг другу.

31. Каким видит постмодернизм соотношение философии и науки?

а) философия предшествует науке;

б) наука предшествует философии;

в) они возникают одновременно.

32. Что такое грамматология?

а) наука о правильном построении речи;

б) наука, устанавливающая соотношения между буквами алфавита и звуками речи;

в) искусство красноречия.

33. В чем постмодернизм видит путь к единству и синтезу культур?

а) во всеобщей унификации;

б) в выборочном нивелировании особенного;

в) в свободном развитии единичного.

34. Кто из философов постмодернизма понимает Ratio как «индустриальный разум»?

а) Ж.Делез;

б) М.Фуко;

в) Ж.Деррида.

35. Кто из философов постмодернизма вкладывает в Ratio такое содержание, как «смысл»?

а) Ж.Делез;

б) М.Фуко;

в) Ж.Деррида.

36. Кто является автором такого понятия, как «ризома»?

а) Ж.Делез;

б) М.Фуко;

в) Ж.Деррида.

37. В чем видит М.Фуко свою главную задачу?

а) в определении границ научного познания;

б) в выяснении роли мифологического мышления;

в) в поиске единой концептуальной основы для историко-культурного исследования.

38. Кто из философов постмодернизма осуществил анализ авторской функции?

а) Р.Рорти;

б) М.Фуко;

в) Ж.Деррида.

39. Какой принцип характеризует модель ризомы?

а) принцип множественности;

б) принцип линейной направленности;

в) принцип бинарных оппозиций.

40. Что, по мнению Делеза, выступает всеобщим модусом человеческого познания?

а) социальная практика;

б) язык;

в) человеческий разум.

41. Какое содержание вкладывает Ж.Деррида в понятие «деконструкция метафизики»?

а) деконструкция объективной реальности;

б) деконструкция текста;

в) деконструкция познавательного процесса.

42. Что утверждает Ж.Деррида, пытаясь преодолеть европейский этноцентризм?

а) приоритет «письма» над живой речью;

б) приоритет живой речи над «письмом»;

в) их одновременность и равноценность.

43. Как можно охарактеризовать сущность философии П.Рикера?

а) философская герменевтика;

б) философский прагматизм;

в) философский позитивизм.

44. Какое название получила прагматическая программа Р.Рорти?

а) постструктурализм;

б) иронический либерализм;

в) неокантианство.

45. Какое содержание вкладывает Р.Рорти в понятие «философия»?

а) это наука наук, цель которой - установление истины;

б) это искусство жизни, цель которого - научить человека правильно жить;

в) это культурный жанр, цель которого - поддержка разговора и установление взаимопонимания между людьми.

46. Что представляет собой постмодернистская борьба против метафизики?

а) борьбу за высшие ценности;

б) движение за новый простор мышления;

в) отрицание значимости всей предыдущей культуры.

47. С чем отождествляется логоцентризм?

а) с метафизикой присутствия;

б) с философским релятивизмом;

в) с антропоморфизмом.

48. Каким термином Фуко характеризует постсовременное сознание?

а) несчастное;

б) шизоидное;

в) счатливое.

49. Кто из философов понимал коллекционирование как серийную игру, которая символически преодолевает смерть человека?

а) Ж.Бодрийяр;

б) Ж.Деррида;

в) Д.Ваттимо.

50. Кому из философов постмодерна принадлежит высказывание о том, что апокалипсис уже состоялся, но не снаружи, а внутри, в виде взрыва наоборот?

а) Ж.Бодрийяру;

б) Р.Рорти;

в) Д.Ваттимо.

51. Кому принадлежит характеристика ницшевского «Заратустры» как оперы-буфф об ужасных вещах?

а) Ж.Делезу;

б) П.Рикеру;

в) М.Фуко.

52. Является ли, согласно Лиотару, поэтическое мышление существенной чертой постмодернистской философии?

а) является;

б) не является;

в) является отчасти.

53. Кто из представителей постмодернизма определил массовую культуру в ее выродившейся форме как повторение, стыдящееся самого себя?

а) Ж-Ф.Лиотар;

б) Ж.Делез;

в) Р.Барт.

Виды контроля

 

1. В конце лекции - контрольное задание студентам: кратко сформулировать сущность философии постмодернизма. Заслушать варианты, скорректировать, сделать вывод.

2. Задание на семинар: работа малыми группами по главным проблемам философии постмодернизма в соответствии с профилем факультета (например, у филологов - проблема грамматологии и деконструкции, у историков - тематика «археологии знания», у юристов и политологов - проблема «власти-знания» и т.п.

3. Подготовка рефератов по изучаемой теме.

Темы рефератов

 

1. Эволюционная эпистемология М.Фуко.

2. Проблема смысла и нонсенса у Ж.Делеза.

3. Деконструкция метафизической традиции у Ж.Деррида.

4. Неопрагматическая философия Р.Рорти.

5. Ф.Ницше как пророк постмодернизма.

6. Противоречивый характер социально-культурных и духовных процессов эпохи постмодерна.

7. Проблема власти и государства в философии постмодернизма.

8. Индивидуализм как гибкий и экономичный вид новой социализации (по работе Ж. Липовецки «Эра пустоты»).

9.  «Рассеивание» смысла в философии постструктурализма и деконструктивизма.

10. «Смерть человека» как преодоление классического понятия субъекта.

11. Проблема свободы и ответственности в философии постмодернизма.

Ключевые понятия

 

Модерн («современность») - эпоха Нового времени, в данном случае - нечто отжившее, устаревшее.

Модернизм - совокупность философских мыслей, начиная с Декарта.

Постмодерн («постсовременность») - эпоха, следующая за модерном и находящаяся в оппозиции к ней.

Постмодернизм - новый тип философствования, построенный на вызове модернистским проектам и переоценке классического соотношения «объект-субъект».

Дискурс - речевое произведение, текст, всякое значимое сообщение.

Логоцентризм - любое жесткое собирательное начало.

Метафизика - учение о сверхчувственном (выходящем за рамки опыта).

Нигилизм - специфическая концепция отношения к миру, подвергающая устоявшиеся ценности отрицанию и ревизии.

Сингулярность - произвольная единичность, неопределимая с точки зрения логических предикатов.

Трансцендентальный субъект - классическое понимание человека как основоположника смыслов и значений.

Симулякры - в узком смысле - знаки мгновенного состояния, фиксирующие меняющееся отношение человека к ситуации и утрату понятиями изначальной адекватности;

в широком смысле - олицетворение отрицательной реальности мира, в которой действительность предстает совокупностью знаковых феноменов.

Слабое мышление (выражение Р.Рорти) - мышление, присущее постмодерному обществу, преодолевшему трагическое мировосприятие прошлых эпох.

Ризома - философский концепт, противопоставляемый понятию «корень» и воплощающий способ, которым строится текст, когда единичное утверждается за счет множественного.

Номадический - кочующий, перемещающийся.

Деконструкция - радикальное движение мысли, цель которой – представить метафизические понятия как полифоничные и незавершаемые.

Рассеивание семени - способ построения и прочтения текста, при котором происходит распыление смысла, так как переходы осуществляются не по логике, а по ассоциациям.

Грамматология - область философских исследований, в которой осуществляется критика и самокритика традиционной западной культуры, происходит деконструкция метафизики и утверждение приоритета письма перед живой речью.

Фоноцентризм - приоритет звуковой речи над письменной.

Схемоцентризм - новая парадигма мышления, направленная против принципа репрезентативности и построенная на понимании текста как схемы, структурирующей действительность.

 

Список рекомендованной литературы

Основная

 

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 615 с.

2. Бичко А.К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії: Підручник. - К.: Либідь, 2001. - С. 295-304.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей: Пер. с фр. и сопроводит. ст. С. Зенкина. - М.: Рудомино, 1999. - 222 с.

4. Делез Ж. Логика смысла // Делез Ж. Логика смысла: Пер.с фр. - Фуко М. Theatrum philosophicum. - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - С. 13-437.

5. Дельоз Ж., Гваттарі Ф. Капіталізм і шизофренія: Анті-Едіп / Перекл. с французької, вступ. О. Шевченка. - К.: КАРМЕ -СІНТО, 1996. - 384с.

6. Деріда Ж. Цілі людини // Після філософії: кінець чи трансформація?: Пер.с. англ. / Упоряд.: К. Байнес та інші. - К.: Четверта хвиля, 2000. - С. 114-144.

7. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. - 1992. - №4. - С. 53-57.

8. Історія філософії: Підручник / За ред. В.І. Ярошовця. - К.: ПАРАПАН, 2002. - С. 627-671.

9. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос что такое постмодерн: Пер. с франц. // Ad”Marginem”93. Ежегодник. - М.: Ad Marginem, 1994. - C. 303-323.

10. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме: Пер. с фр. В.В. Кузнецова. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 331 с.

11. Нанси Ж.-Л. В ответе за существование // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. / Пер. с фр. - Томск: Водолей, 1998. - С. 306-316.

12. Рорти Р. Философия и зеркало культуры. / Пер. с англ. С. Целищева // Постмодерн в философии, науке, культуре: Хрестоматия / В.И. Штанько, И.З. Цехмистро, В.Н. Сумятин. - Харьков: СиМ, 2000. - С. 159-195.

13. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: Сост., пер. с фр. С. Табачниковой. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

14. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с франц. / Вступит. статья Н.С. Автономовой. - М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

Дополнительная

 

1. Ба рт Р . S/Z. / Г.К. Косиков, В.П. Мурат (пер. с фр.); Г.К. Косиков (общ. ред. и вступ. ст.). - 2-е изд., испр. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 230 с.

2. Вайнштейн О. Удовольствие от гипертекста // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 13. - С. 383-388.

3. Делез Ж. Различие и повторение: Пер. с фр. Н. Маньковской, Э. Юровской. - СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 384 с.

4. Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 48-53.

5. Дерріда Ж. Трасування й диферанція: Пер. с фр. // Філософська і соціологічна думка. - 1995. - № 5-6. - С. 4-14.

6. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» (письмо Джессамин Блау, Милуоки, 1 мая 1985г.): Пер. с франц. А. Гаранджи. // Иностранная литература. - 1994. - № 1. - С. 56-59.

7. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. - 1995. - №10. - С. 85-94.

8. Нанси Ж.-Л. Corpus: Пер. с фр. - М.: Ad Marginem, 1999. - 256 с.

9. Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет // Историко-философский ежегодник-90. - М.: Наука, 1991. - С. 296 - 316.

10. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 29-34.

11. Світоглядно-методологічні інновації в західноєвропейській філософії / В.В. Лях, О.М. Йосипенко, В.М. Куплін, С.О. Кошарний, Л.А. Ситниченко. - К.: Український центр духовної культури, 2001. - 296 с.

12. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. И.К. Стаф. - СПб: Университетская книга, 1997. - 576 с.

 

Учебное издание

 

Учебно-методическое пособие к изучению темы «Философия постмодернизма» по курсу «Философия» (для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения всех факультетов).

 

Емельянова Наталия Николаевна

 

 

Редактор Р.В.Щадько

 

План изд. 2005г., поз. №

Подписано в печ. Формат 60/84 1/16. Бумага офсет. Печать офсет. Усл-печ. л. Усл-изд. л. Тираж экз. Заказ №. Цена договорная

Донецкий национальный университет, 83055, Донецк–55, Университетская, 24.

Лаборатория компьютерных технологий, 83055, Донецк–55, Университетская, 24.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!