Общественно – политические и исторические идеи Гаррингтона

Луцков Даниил Георгиевич, ОБ-ИА-41, 4 курс

 

Влияние Английской буржуазной революции 17 века на историографию (Мильтон, Лильберн)

17 век в Англии - век отвоевания буржуазией политической власти у феодалов. Началась так называемая «памфлетная война».

Публицистика была широко представлена в периодической печати этого периода. Первое издание на английском языке появилось в Лондоне в 1622 году - «Еженедельные новости» - газета, выражающая интересы феодалов.

Поводом для выступления буржуазии против абсолютизма стала половинчатость английской реформации, во главе Англии встал король. Буржуазная позиция проявилась в пуританизме - религиозное течение завершения реформации церкви. К концу 16 века в пуританстве наметилось 2 партии:

- умеренная

- индепенденты (независимые) выражали взгляды мелких и средних слоев городской буржуазии, стремившейся к решающей борьбе с абсолютизмом и требовавшей политического равноправия.

- левеллеры - представители мелкой буржуазии города и деревни. Интересы неимущих слоев отражались в политической программе «диггеров».

 

Каждая из партий выдвигала своих публицистов, которые впервые стали испытывать печатное слово в качестве оружия в политической борьбе. На страницы печати была перенесена борьба в стенах парламента между сторонниками и противниками абсолютизма и памфлет становится основным жанром, а из-за их количества - «памфлетная война».

Английский издатель Томсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов. Но периодическая печать не стала центром английской публицистической мысли, так как мешали:

- жесткое законодательство о печати

- собственники покупали информацию нерегулярно.

- произведения, которые издавались не на страницах прессы, были более жизнеустойчивы.

 

Утверждая необходимость кропотливой просветительной деятельности для подготовки людей к новым, разумным формам жизни, Мильтон отнюдь не отрекается от тираноборческих идей. Замечательным тому подтверждением служит трагедия «Самсон-борец» (1671) — последнее создание поэта, с исключительной силой страсти выразившее вольнолюбивый дух Мильтона-борца, его ненависть к деспотизму.

 

Трагедия о Самсоне в известной мере автобиографична: как и Мильтон, его герой, слепой, одинокий в стане врагов, потерпев поражение, не утрачивает мужества. Он борется до конца и, умирая, мстит своим угнетателям.

Наряду с личными мотивами, в образе могучего Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли», воплотились те надежды, которые Мильтон издавна возлагал на английский народ.

Образ народа-богатыря, пробуждающегося от векового сна, и прежде возникал в его памфлетах. Теперь, после поражения революции, поэт вновь обращается к библейской символике, дабы во всеуслышание заявить о том, что дух революции не умер.

 

Проникнутая тираноборческим пафосом трагедия Мильтона являла образец высоко гражданственного искусства и противостояла потоку драматических произведений эпохи Реставрации, имевших подчеркнуто развлекательный характер.

Большой интерес представляют сформулированные в кратком предисловии к «Самсону-борцу» взгляды Мильтона на драматургическое искусство. В своем понимании трагедии автор опирается на Аристотеля. Провозглашая трагический жанр «наиболее серьезным, нравственным и полезным из всех прочих жанров», Мильтон первым из английских писателей выдвигает в качестве образца греческую трагедию и называет своими учителями Эсхила, Софокла и Еврипида. Ссылаясь на них, автор вводит в трагедию хор, комментирующий происходящее, и строго соблюдает единства времени, места и действия, хотя, отдавая дань пуританизму, и не предназначает свою драму для сценического воплощения.

 

В 40-50 гг. - публицисты Гаррингстон, Нидхел, Овертон, Уолвин. Демократическое крыло представляли: Мильтон, Лильберн, Уинстенли. Джон Мильтон - самый крупный публицист английской буржуазной революции 17 в. Автор поэтических произведений («Потерянный рай», «Возвращение в рай»), но он также автор большого числа памфлетов.

Творчество пронизано борьбой за свободы человека, ему принадлежит серия антиепископиальных памфлетов: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей», «Смысл церковного устройства» и др. В них он отвергает существующий церковный порядок, обвиняет высшее духовенство в гонениях на пуритан, выдвигает идею свободы человеческой мысли.

После смерти короля его задачей стало развенчание образа «короля мученика», последовал ряд антикоролевских памфлетов: «Иконоборец», «Обязанности королей и правительства», «Защита английского народа» и др. Приводит аргументы в защиту свобод каждого человека, обосновывает право решать: подчиняться или нет власти.

 

Нередко его памфлеты написаны в форме эссе - гневных и обличительных. Самый значительный памфлет «Речь о свободе печати парламенту Англии» («Ареопагетика»). Тема - свобода слова. Повод к написанию - судебный процесс над Мильтоном. Четко сформулировано требование свободы печати. Написан в форме речи к членам парламента. Памфлет построен по четкому плану. Задача - добиться пересмотра закона о предварительной цензуре.

 

Джон Лильберн отражал интересы мелкой, средней буржуазии и зажиточного дворянства. Принадлежит к партии лебеллеров и ее лидер.

Первые памфлеты написаны во время тюремного заключения: «Зверские деяния в отношении Дж. Лильберна», «Плачь бедных людей», «Обращение к моему народу». На собственном обличает бесчеловечность, несправедливость в отношении человека, ставит вопрос о нарушении прав человека. «Невиновность и правда», «Свобода свободному».

Говорит от имени тех, кто боролся с королем и церковью за права непривилегированных сословий. Отстаивает равенство всех перед законом. Для его памфлетов характерна полемичность окраски.

 

Признание неотчуждаемого народного суверенитета и прав личности. Из свободы личности, он выводит то, что граждане сами определяют свое отношение к военной службе и требует не принуждения никого к ее несению. Они не требовали материального равенства, а требовали равенства юридического, право частной собственности не признавали неотьемлемым правом.

 

Требовали гражданского равноправия, т.е. ликвидацию всех сословий, равенство перед судом и законом. Принцип равноправия распространялся на пользование политическими правами. Взгляды о происхождении государства основывались на договорной теории. Соглашению и избранию единственного источника власти, они предпочитали республику как форму правления. «Чтобы не допустить произвола в государстве необходимо господство права над ним и полное разделение властей».

 

Лильберн хотел уменьшить стоимость государственного аппарата через уменьшение жалования чиновникам, излишки от этого в казну, следовательно уменьшились бы налоги.

 

Был провозглашен принцип, который был вершиной демократической мысли 17в: принцип неограниченной религиозной свободы, отделения церкви от государства, идея не отчужденности прав личности, верховенства народа над парламентом, идея общенародного голосования.

 

Джерард Уинстенли - интересы безземельных слоев крестьянства. Глава движения диггеров. «Новый закон справедливости», «Декларация бедного угнетенного люда Англии».

Все декларации были проникнуты миролюбивым духом. Идеи его об отмене частной собственности, о равных правах на владение землей не нашли серьезных сторонников в других слоях английского общества - памфлеты не имели широкой аудитории.

 

Таким образом, английская революция 17 века заложила основы демократических традиций английской журналистики и публицистики и подчинила ее своим нуждам. Памфлеты способствовали формированию общественного мнения в революционное время.

Использованная литература:

Венгерова З. А. Мильтон, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Барг М. А. Великая английская революция в портретах её деятелей. — М.: Мысль, 1991. — 436 с.

 

Общественно – политические и исторические идеи Гаррингтона

Джеймс Гаррингтон (1611-1677). В отличии от Мильтона, был чужд политической борьбе, но интересовался политикой. Его идеал- республика аристократического характера, он умереннее Мильтона.

В сочинении «Республика Оксания» он дает изображение республиканского строя. Только высшие классы имеют время и средства для занятия политическими делами. Но политическое преобладание аристократии должно сочетаться с демократическими началами. Аристократия не должна превращаться в замкнутый круг, а должна быть открытой для всех.

В республике действует принцип периодической смены должностных лиц, чтобы правление не стало олигархическим. Народ тоже должен быть допущен к управлению делами, но не для обсуждения предполагаемых мер, а для принятия уже окончательного решения (принятие- непринятие). Этот идеал был навеян отчасти венецианскими порядками.

 

Большое влияние на современников в 50-х годах оказала книга Джеймса Гаррингтона (1611 --1677) «Республика Океания», вышедшая в свет в 1656 г.

Ее автор отстаивал республиканскую форму правления, но доказывал необходимость крепкой власти, для того чтобы обеспечить безопасность собственности. Он высмеивал идею естественных прав, утверждая, что естественное состояние людей - неравенство.

 

Возражая Гоббсу, который связывал появление собственности с общественным договором, Гаррингтон прямо выводил появление власти и различные ее формы из распределения собственности, имея в виду прежде всего собственность на землю. По мнению Гаррингтона, распределение собственности оказывает решающее влияние на формы государственной власти, на законодательство и даже на нравы и обычаи людей.

Форма правления всегда приспосабливается к формам собственности, или, как он выражался, к «балансу собственности». Так, при феодальной монархии в Англии существовал, по его определению, «готический баланс собственности», выражавшийся в том, что тогда 3/4 земель находилось в руках короны, аристократии и церкви.

Этому балансу собственности соответствовала монархическая форма государственного управления. Однако в ходе революции земельная собственность перешла в руки джентри, состоятельного крестьянства и других групп. К 1650 г. 9/10 всех земель Англии были в руках «народа», возник новый, по определению Гаррингтона, «народный баланс собственности». В результате стала неизбежной смена монархической формы правления республиканской.

 

Гаррингтон был самым решительным противником всяких идей уравнения, но в то же время выступал за ограничение размеров земельной собственности, предлагая ввести максимум (доход не более 2 тыс. фунтов стерлингов в год), выше которого она не должна подниматься. Известное противоречие он обнаруживал также в вопросе о правах граждан. Так, он считал возможным предоставить всем гражданам политические права и гражданское равенство перед законом, но в конституции, которую он разработал, предлагалось всю власть в стране предоставить лишь исключительно собственникам.

Историческая концепция Гаррингтона была подсказана теми крупными переменами в собственности, которые произошли за годы революции. Для своего времени это была трезвая, содержавшая материалистические тенденции попытка объяснить характер и причины революционных событий, но стремление ряда историков объявить Гаррингтона предшественником «материалистического понимания истории» лишены основания.

 

Использованная литература:

Гаррингтон, Джемс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Гаррингтон Джеймс / Сапрыкин Ю. М. // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).

«Буржуазные утопии и естественное право в Англии XVII в.» Верховодов Е.В.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!