Прочитайте стихотворение «Письмо товарищу Кострову о сущности любви».Запишите историю создания.

План урока.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Аналитическая беседа по поэме "Облако в штанах"(1915г.). Черты футуризма.

3. Роль семьи Брик в жизни и творчестве Маяковского.

4. Анализ стихотворений "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"(1928г.), "Письмо Т.Яковлевой"(1928г.). Судьба Т.Яковлевой.

5. Знакомство с последней любовью Маяковского-Вероникой Полонской.

6. Особенности любовной лирики Маяковского.

 

 

   

                                     

              Прочитайте.Законспектируйте ниже следующий материал

Несмотря на мужественную внешность Маяковский был очень нежным и заботливым человеком. Энергичный, стремительный, он умел покорить окружающих. Н.А. Луначарская писала: "Он вдруг улыбался как-то очень молодо и по- мальчишески застенчиво. И от этой улыбки у его собеседников сразу исчезала всякая скованность". В его кипучей, творческой жизни всё было на виду и даже взаимоотношения с женщинами. А женщины в его жизни и творчестве играли далеко не последнюю роль: это и Мария Александровна Денисова, и Лилия Юрьевна Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Витольдовна Полонская. Которые стали возлюбленными. поэта.

: "Маяковский всё переживал с гиперболической силой-любовь, ревность, дружбу".(Громада- любовь и громада-ненависть)

 И именно эти женщины вдохновляли поэта на создание многих лирических произведений..

 

 Поэма "Облако в штанах"(1915г.)

История написания.

 В январе 1914г.в Одессе Маяковский познакомился с Марией Денисовой. Под впечатлением этой встречи и была написана поэма с интригующим названием «Облако в штанах»

 

 Посвящена поэма Лиле Брик, любовь к которой Маяковский пронес через всю жизнь . Лиля Брик находит средства для издания поэмы «Облако в штанах» отдельной книгой.и принимает деятельное участие в последующих публикациях произведений поэта .

Именно Л.Брик посвятил Маяковский и другие произведения :         

"Лиличка", "Про это", а в 1928г. посвятил ей все произведения, вошедшие в 1 том собраний сочинений поэта .

 

Композиция поэмы

Поэма «Облако в штанах» состоит из 4 частей:

 

1-"долой вашу любовь"

2-"долой ваше искусство"

3- "долой ваш строй"

4- "долой вашу религию" и вступление.

Маяковский  в поэме предстает как бунтарь и выступает против буржуазного общества.

 

 Смысл названия поэмы?

 

13-й апостол" (цензор),прочитав поэму» Облако в штнах» пригрозил автору каторгой. Тогда Маяковский написал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите-буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах". Этими словами он высказывает свою бунтарскую сущность, эпатаж.

 

Прочитайте поэму . Ознакомьтесь с анализом произведения.

- О чём говорится во вступлении?

- Проанализируем 1 часть поэмы.

- Чем автор подчёркивает реальность происходящего с лирическим героем?

(детали: Одесса, время, Мария, мать и сёсты).

- Каково душевное состояние лирического героя?

(кипит, потрясён, расстроен).

- Что так расстроило, потрясло его? Как он называет себя? Чего хочется этой "глыбе"?

(простой человеческой любви).

- Любовь у этой "громады" должна быть "маленьким смирным любёночком". Почему?

(неологизм "любёночек"- ребёночек- подчёркивает силу чувства, трогательной нежности).

- Какие метафоры подчёркивают предельное состояние героя? (примеры из текста)

- Вошла возлюбленная. С помощью каких приёмов передано психологическое состояние героя?

(через внешнее спокойствие. Внутренние страдания, разорванность души подчёркнуты переносом, антитезой: надо сдержаться, говорить чётко, медленно, размеренно).

- Как вы поняли фразеологизм: "Сердце выскакивает из груди"? Как он звучит в поэме?

("Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца!"

КАТАСТРОФА! Чувство любви безжалостно разбивается. Возлюбленную соблазнили роскошью, её украли. А любовь невозможна в мире купли-продажи)

- Что стало с Марией?

- Схожи ли лирический герой и сам поэт?

 

Прочитайте стихотворение «Лиличка».(вместо письма)

Владимир Маяковский

Лиличка!

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

 

Дай хоть

последней нежностью выстелить.

Прочитайте стихотворение «Письмо товарищу Кострову о сущности любви».Запишите историю создания.

В 1928 г.Маяковский в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда»находился в Париже, откуда должен был отправлять заметки о зарубежной жизни главному редактору «Комсомолки» Тарасу Кострову.

Каково же было удивление товарища Кострова,когда вместо ожидаемой заметки он получил листок со стихотворением «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Поводом к созданию стихотворения послужило знакомство с Татьяной Яковлевой,русской эмигранткой.в которую Маяковский влюбился без памяти,предлагал ей замужество,хотел увезти в СССР.

 Письмо товарищу Кострову
из Парижа о сущности любви

Простите
меня,
товарищ Костров,
с присущей
душевной ширью,
что часть
на Париж отпущенных строф
на лирику
я
растранжирю.
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
– правильно сказал
или неправильно?-
Я, товарищ,-
из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Девушкам
поэты любы.
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы –
только
слушать согласись.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен –
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила –
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать,-
тридцать…
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить –
это с простынь,
бессонницей
рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Вы
к Москве
порвали нить.
Годы –
расстояние.
Как бы
вам бы
объяснить
это состояние?
На земле
огней – до неба…
В синем небе
звезд –
до черта.
Если бы я
поэтом не был,
я б
стал бы
звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
авто
по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
умницы:
человек –
в экстазе.
Сонм видений
и идей
полон
до крышки.
Тут бы
и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
с какой-то
грошовой столовой,
когда
докипело это,
из зева
до звезд
взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
хвост
небесам на треть,
блестит
и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
на звезды смотреть
из ихней
беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
и вести,
и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
головы
спиливать с плеч
хвостатой
сияющей саблей.
Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданье,
простаивая.
прислушиваюсь:
любовь загудит –
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте…

Подробнее: https://obrazovaka.ru/biblioteka/mayakovskij/pismo-tovarisshu-kostrovu-stih

 

 

Запишите цитаты, раскрывающие силу чувств лирического героя.

 

- Прочитать стихотворение "Письмо Т.Яковлевой" Ответьте на вопросы.

- 1)Чем отличаются стихи по эмоциональному настроению от "Облака в штанах"?

("Я ж навек любовью ранен-еле-еле волочусь…")

 

2) Найдите строки, объясняющие смысл любви.

 

3) Что отвергает поэт и что утверждает в понимании любви? Как изменился его лирический герой?

(Отвергает мещанство, пошлость. Лирический герой стал взрослее, сдержаннее, близок поэту..

4Какую уверенность высказывает автор в финале стихотворения?

Прочитайте текст.

Цветы от Маяковского..

 

.

Великая любовь сильнее смерти. На протяжении многих десятков лет, несколько раз в неделю, в дверь Татьяны Яковлевой стучал парижский посыльный и приносил ей шикарные цветы с запиской «От Маяковского». Еще при жизни он истратил весь свой гонорар  на цветы из оранжереи для любимой..Маяковского уже не было на свете,,а цветы от него были.

Во время войны Татьяна Яковлева смогла выжить ,продавая букеты Маяковского.

После освобождения Парижа и входа наших войск Татьяна плакала от счастья,а цветы продолжали приносить.

 

У рассыльных привычный труд.

Снег ли . дождик ли под киосками,

А букеты его идут со словами:

«От Маяковского»

Без такого сияния,

Без такого свечения,

Будто полное собрание его сочинений…

 

 

Особенности любовной лирики Маяковского. (Запишите в тетрадь)

 

1. Близость лирического героя с конкретным "я" поэта.

2. Напряжённость лирического переживания.

3. Категоричность суждений лирического героя.

4. Основные приёмы изображения-антитеза, метафоричность, гиперболизация образа.

5. Употребление неологизмов.

6. Психологизм любовной лирики.

 

 

Итоги урока.

 

Запишите выводы по теме урока.

 

Для Маяковского любовь это разговор о человеческой жизни, о борьбе и труде. Любовь, жизнь, творчество нерасторжимы.)

 

В.Маяковский писал: " Любовь-это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела. Любовь-это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём".

 

Домашнее задание.

- Ответьте на вопросы теста:

 

1. К какому поэтическому направлению принадлежит раннее творчество Маяковского?

а) символизм

б) акмеизм

в) футуризм

 

2. После знакомства с кем он пишет "Облако в штанах"?

 

3. С посвящением кому в 1928 г. вышел 1том сочинений Маяковского?

а) М.Денисова

б) Т.Яковлева
в) Л.Брик

г) В.Полонская

 

4. Выберите художественно-выразительные средства поэзии Маяковского:

 

а) аллегория

б) антитеза

в) гротеск

г) гипербола

д) метонимия

е) метафора

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!